13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

6
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395—408).

Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941—1944) (Серб.).

Священномучеников Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); священномучеников Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); священномученика Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня совершается праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395—408). До этого великая святыня, вверенная апостолу Фоме Самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

По преданию, Пояс Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Пречистой Девой. При императоре Аркадии пояс перенесли в Константинополь и положили в золотой ковчег. Впервые ковчег был открыт в начале X века, при императоре Льве Мудром. Жене императора Зое, одержимой нечистым духом, было открыто, что она исцелится, если на неё положат Пояс Богородицы. Патриарх Евфимий вскрыл ковчег и, взяв нетленный Пояс, приложил его к императрице, и она тотчас избавилась от нечистого духа. В благодарность Зоя вышила весь Пояс золотой нитью, а святитель Евфимий составил похвальное слово Богородице, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса. После падения Константинополя святыня покинула город. Пояс был разделён на части, со временем оказавшиеся в Болгарии, Грузии, на Афоне и на Кипре, где хранятся и сейчас.

В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Более 3 миллионов русских людей приложились к великой святыне. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав — им до сих пор руководствуются монастыри России.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в г. Карфагене, получил прекрасное образование и стал блестящим оратором и учителем философии в Карфагенской школе. Во епископа Карфагенского он был рукоположен около 248 года. Боролся с ересью Новациана. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Но он успел оставить для Церкви многие свои сочинения и письма. Его святые мощи были перенесены во Францию при короле Карле Великом (771—814 гг.).

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458—459 годов.

Евангелие дня

Разнообразные аскетические практики играют важную роль в духовной жизни человека. Так, например, какую бы религиозную традицию мы не взяли, в ней обязательно будет идти речь о воздержании, то есть о посте. Практика поста существует и в христианской Церкви. Именно о ней нам сообщает нечто важное отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

18Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Практике воздержания в иудейской традиции уделялось большое внимание. Конечно, по своей форме посты отличались от тех, которые получили распространение в христианстве. Однако суть была та же: ограничить себя в телесных потребностях, чтобы в большей степени сосредоточиться на духовном. Точно так же, как и сейчас, посты предписывались церковным уставом. А потому фарисеи негодуют, когда видят, что апостолы пренебрегают общепринятыми правилами. В ответ Господь открывает нечто важное об этой духовной работе.

Он приводит примечательный образ. Если вещь обветшала или истлела, то нет смысла приставлять к ней крепкую, новую заплатку. Молодое вино продолжает бродить и растягивает ёмкость. А потому мехи должны быть эластичными. В противном случае мешок порвётся и вино вытечет. Вот точно так и с человеком в его религиозной жизни. Если он только в начале своего духовного пути, то пытаться исполнить в точности все те аскетические ограничения и рекомендации, о которых говорит церковный устав и традиция, — дело весьма опрометчивое. Можно надорваться.

Очень хорошо об этом говорил святитель Феофан Затворник. По его словам, «строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Строгость без внутреннего духа — то же, что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах». Другими словами, перед тем как налагать на себя строгие ограничения необходимо внутренне до этого дорасти. Внешние строгости должны быть созвучны сердечной потребности и самое главное — сердечной возможности. Тогда от воздержания будет польза. Если же я ограничиваю себя постом лишь по той причине, что хочу быть похожим на подвижников, или потому, что хочу создать образ праведности и благочестия в глазах окружающих, или потому что хочу в точности исполнить букву устава, от этого не будет никакой пользы. Та пружина внешних ограничений, которую я затягиваю вокруг себя, однажды взорвётся. Меня качнёт в другую крайность. Я могу сломаться, разочароваться и совсем прекратить духовную жизнь.

Поэтому весьма полезно смотреть на предписания церковного устава, как на икону. Это тот уровень, до которого доросли святые Церкви. След, который они оставили. Это то, чего мы можем достичь, если будем так же внимательны к голосу своего сердца. Это ориентир, по направлению к которому нам рекомендуют двигаться. Но идёт к этой цели каждый своим путём. И весь секрет заключается в том, чтобы найти эту свою дорожку. Найти человека, который проведёт по ней конкретно тебя. Который поделится опытом, как именно мне в моей ситуации направлять свой дух к Богу. Как мне, с моими физическими, душевными и духовными особенностями, применять общие правила к своей личной духовной жизни. Что мне подходит, а что нет. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан, те строгости, которые мы к себе применяем, будут приносить нам глубокое духовное удовлетворение, а не просто наваливаться извне тяжким бременем, которое делает нашу жизнь и жизнь наших близких невыносимой.

И последнее, о чём важно упомянуть. Господь ясно даёт понять, что пост не является основным содержанием религиозной жизни. Это всего лишь один из инструментов, основная задача которого — привести нас к главной цели всякого духовного делания. И цель эта — опыт благодатного присутствия Бога в моей жизни. Опыт тихой радости и умиротворения.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чем опасна праздность? Праздный человек не в состоянии справиться с задачами, которые перед ним стоят, он не может достичь цели, не в силах противостоять трудным, иногда даже враждебным обстоятельствам жизни, не способен приумножать свое достояние, а порой и защитить себя. Но праздность опасна и для внутреннего, духовного состояния человека. «Не терпит сердце человеческое пустоты», — говорит святитель Тихон Задонский. А пустота образуется в нем именно тогда, когда человек пребывает в праздности. Отсутствие устремленности, целеполагания — это и есть то, что характеризует внутреннюю пустоту. Но пустота не может существовать сама по себе, она немедленно начинает заполняться — и если не трудом, то непременно пороками. Мы знаем по собственному опыту: если проводим время в праздности и не в состоянии занять себя чем-то полезным, то обязательно впадаем в грех пустословия и осуждения ближних. Дурные, скверные мысли, греховные предрасположения также чаще всего возникают в праздности. Трудящийся человек целеустремлен, и мысли его целенаправлены. Но не только пустые мысли, слова и стремление к осуждению посещают человека, когда он пребывает в праздности. Праздность нередко провоцирует и совершение греховных поступков. Так, порой пьянство является не чем иным, как способом заполнения пустоты, которая образуется у людей от безделья. То же можно сказать и о распутстве и о многих других прегрешениях. Как часто вырастают они из трясины праздности!

Молитвословия

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Новости по теме

Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии

Святыня, принесенная в Татарстан из Санкт-Петербурга, была выставлена для молитвенного поклонения верующих в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы
В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

Принесение ковчега с частицей Пояса Божией Матери в Татарстанскую митрополию совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

С 12 по 14 июня ковчег с частицей Пояса Божией Матери будет пребывать в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря (ул. Большая Красная, 5).

В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы

8 июня в храм преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны был принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня принесена в Татарстан из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.