13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

4174
Фото

Седмица 15-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395—408).

Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941—1944) (Серб.).

Священномучеников Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); священномучеников Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); священномученика Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня совершается праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395—408). До этого великая святыня, вверенная апостолу Фоме Самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

По преданию, Пояс Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Пречистой Девой. При императоре Аркадии пояс перенесли в Константинополь и положили в золотой ковчег. Впервые ковчег был открыт в начале X века, при императоре Льве Мудром. Жене императора Зое, одержимой нечистым духом, было открыто, что она исцелится, если на неё положат Пояс Богородицы. Патриарх Евфимий вскрыл ковчег и, взяв нетленный Пояс, приложил его к императрице, и она тотчас избавилась от нечистого духа. В благодарность Зоя вышила весь Пояс золотой нитью, а святитель Евфимий составил похвальное слово Богородице, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса. После падения Константинополя святыня покинула город. Пояс был разделён на части, со временем оказавшиеся в Болгарии, Грузии, на Афоне и на Кипре, где хранятся и сейчас.

В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Более 3 миллионов русских людей приложились к великой святыне. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав — им до сих пор руководствуются монастыри России.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в г. Карфагене, получил прекрасное образование и стал блестящим оратором и учителем философии в Карфагенской школе. Во епископа Карфагенского он был рукоположен около 248 года. Боролся с ересью Новациана. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Но он успел оставить для Церкви многие свои сочинения и письма. Его святые мощи были перенесены во Францию при короле Карле Великом (771—814 гг.).

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458—459 годов.

Евангелие дня

Каков рецепт счастливой, наполненной жизни? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 6-м главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,

9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние;

13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Инструкция, которую Христос даёт апостолам, посылая их на проповедь, говорит о том, что они во время всего путешествия должны быть предельно сосредоточены на своей миссии. Они не должны отвлекаться ни на одну из тех вещей, которые занимали бы их внимание, будь они простыми людьми. Обыкновенно, когда человек собирается в дорогу, он берёт с собой запас еды, смену одежды, он решает, где и когда будет ночевать, рассчитывает финансы, одним словом, тщательно продумывает логистику маршрута. Все эти правила здесь игнорируются. Господь призывает учеников полностью в этих вещах положиться на Бога. Ничто постороннее не должно занимать их ум. Их задача — думать о главном, о том, как наиболее эффективно исполнить волю Творца, донести спасительную весть о наступлении Царства до тех, кто этой вести ждёт и нуждается в ней. Согласитесь, это требовало от апостолов определённого внутреннего усилия. Ведь будучи простыми людьми, которые привыкли ежедневно зарабатывать себе на кусок хлеба, они волей-неволей возвращались к вопросу: а что будет завтра? Однако финал отрывка говорит нам о том, что этот урок был апостолами усвоен. Они поступили так, как сказал им Господь. О том, что их проповедь была успешной говорит то, что они обрели власть над бесами и болезнями.

Всё это свидетельствует об одной важной духовной истине. С детства мы привыкли жить так, что не можем не беспокоиться о завтрашнем дне. Мы привыкли планировать и держать свою жизнь под контролем. Доверять Богу бытовые мелочи, от которых, как нам кажется, зависит наш комфорт и само выживание, мы не привыкли. Всё время в голове вертится навязчивая мысль: а вдруг я потеряю, а вдруг я упущу что-то важное, лишусь своей выгоды. Порой эти мысли нас так изводят, что в душе поселяются тревога и беспокойство. Это неизбежно отражается на наших отношениях с людьми. Мы начинаем смотреть на них, как на помехи на пути нашего движения к счастью. Они нас цепляют, раздражают, они нам мешают, порой даже вызывают злобу. Мы вступаем в постоянные конфликты, в которых упорно доказываем свою правоту, отстаиваем свои права, наносим ущерб окружающим. Однако всё это мы считаем таким естественным, что упорно продолжаем двигаться к своей цели, не замечая никого вокруг и распихивая локтями или идя по головам даже самых родных и близких людей. И каждый раз кажется, вот ещё немного и синяя птица у меня в руках. Вот же она, маячит на горизонте. Только всегда, достигнув желаемого результата, мы понимаем, что это была пустышка. Опять начинает чего-то не хватать. Беспокойство возвращается. Опять проекты, планы, заботы, страх не успеть и потерять. Жизнь превращается в какой-то безумный галоп. В этой погоне мы теряем себя, приобретаем кучу болячек и зависимостей, а сверх этого скверное расположение духа и обиду на всю вселенную. Постоянно ищем врагов во вне. Сваливаем вину на обстоятельства, на окружающих и на Бога. В итоге жизнь становится невыносимой.

Как же разорвать этот замкнутый круг? Евангелие даёт ясный ответ: если мы стремимся во всех своих делах исполнять волю Бога, то Господь обеспечит нас всем необходимым. Рецепт счастья простой: делай дело Божие, а Бог будет заниматься твоими проблемами. Сам Христос говорит: ищите прежде Царства Божия, а всё остальное вам приложится. То есть на ежедневной основе все свои мысли, слова, поступки сверяй с Евангелием. Во всякой ситуации, с абсолютно каждым встречным поступай так, будто ты уже участник Царства Небесного и живёшь по его законам. Сделай это смыслом своей жизни. Это и означает препоручить себя и свою жизнь Богу. Если мы решимся на этот шаг, переступим через страх потерять своё, через страх показаться смешными и нелепыми в глазах окружающих, то Господь Сам будет устраивать нашу жизнь. Он сделает за нас то, что мы не в силах были сделать для себя сами. Он решит наши проблемы и удовлетворит наши потребности наилучшим образом. Ведь Он один знает, чего действительно желает наше сердце и что на самом деле каждый из нас желает получить в своей жизни.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чем опасна праздность? Праздный человек не в состоянии справиться с задачами, которые перед ним стоят, он не может достичь цели, не в силах противостоять трудным, иногда даже враждебным обстоятельствам жизни, не способен приумножать свое достояние, а порой и защитить себя. Но праздность опасна и для внутреннего, духовного состояния человека. «Не терпит сердце человеческое пустоты», — говорит святитель Тихон Задонский. А пустота образуется в нем именно тогда, когда человек пребывает в праздности. Отсутствие устремленности, целеполагания — это и есть то, что характеризует внутреннюю пустоту. Но пустота не может существовать сама по себе, она немедленно начинает заполняться — и если не трудом, то непременно пороками. Мы знаем по собственному опыту: если проводим время в праздности и не в состоянии занять себя чем-то полезным, то обязательно впадаем в грех пустословия и осуждения ближних. Дурные, скверные мысли, греховные предрасположения также чаще всего возникают в праздности. Трудящийся человек целеустремлен, и мысли его целенаправлены. Но не только пустые мысли, слова и стремление к осуждению посещают человека, когда он пребывает в праздности. Праздность нередко провоцирует и совершение греховных поступков. Так, порой пьянство является не чем иным, как способом заполнения пустоты, которая образуется у людей от безделья. То же можно сказать и о распутстве и о многих других прегрешениях. Как часто вырастают они из трясины праздности!

Молитвословия

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Новости по теме

Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии

Святыня, принесенная в Татарстан из Санкт-Петербурга, была выставлена для молитвенного поклонения верующих в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

Принесение ковчега с частицей Пояса Божией Матери в Татарстанскую митрополию совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

С 12 по 14 июня ковчег с частицей Пояса Божией Матери будет пребывать в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря (ул. Большая Красная, 5).

В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы

8 июня в храм преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны был принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня принесена в Татарстан из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.