Церковный календарь

13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

13-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 31 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395–408).

Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).

Священномучеников Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); священномучеников Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); священномученика Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня совершается праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395–408). До этого великая святыня, вверенная апостолу Фоме Самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

По преданию, Пояс Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Пречистой Девой. При императоре Аркадии пояс перенесли в Константинополь и положили в золотой ковчег. Впервые ковчег был открыт в начале X века, при императоре Льве Мудром. Жене императора Зое, одержимой нечистым духом, было открыто, что она исцелится, если на неё положат Пояс Богородицы. Патриарх Евфимий вскрыл ковчег и, взяв нетленный Пояс, приложил его к императрице, и она тотчас избавилась от нечистого духа. В благодарность Зоя вышила весь Пояс золотой нитью, а святитель Евфимий составил похвальное слово Богородице, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса. После падения Константинополя святыня покинула город. Пояс был разделён на части, со временем оказавшиеся в Болгарии, Грузии, на Афоне и на Кипре, где хранятся и сейчас.

В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Более 3 миллионов русских людей приложились к великой святыне. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав — им до сих пор руководствуются монастыри России.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в г. Карфагене, получил прекрасное образование и стал блестящим оратором и учителем философии в Карфагенской школе. Во епископа Карфагенского он был рукоположен около 248 года. Боролся с ересью Новациана. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Но он успел оставить для Церкви многие свои сочинения и письма. Его святые мощи были перенесены во Францию при короле Карле Великом (771–814 гг.).

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458–459 годов.

Священное Писание

2 Кор., 192 зач., XI, 5-21

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. 

10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

17 Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

Мк., 15 зач., IV, 1-9

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 лушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 11, 5-21; Мк. 4, 1-9

«Вот, вышел сеятель сеять». С тех пор, как вышел этот сеятель на сеяние, он не перестает сеять. Сначала сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засеменное же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом — свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что исторический путь народа нашего был экстремально трудным. И войны, и иные тягчайшие обстоятельства сопровождали жизнь предшествующих поколений. Но по милости Божией все превозмогла сила духа, сформированная в православной вере, сформированная прекрасными примерами прошлого, о которых, к сожалению, многие наши современники и не знают, но в генетической памяти нашего народа хранится все то, что было заложено нашими великими предками.

Молитвословия

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Теги:
Пояс Пресвятой Богородицы
священномученик Киприан Карфагенский
святитель Геннадий Константинопольский
православный календарь

Все публикации