Церковный календарь

13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Седмица 14-я по Пятидесятнице
Поста нет. 31 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395–408).

Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).

Священномучеников Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); священномучеников Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); священномученика Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня совершается праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395–408). До этого великая святыня, вверенная апостолу Фоме Самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

По преданию, Пояс Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Пречистой Девой. При императоре Аркадии пояс перенесли в Константинополь и положили в золотой ковчег. Впервые ковчег был открыт в начале X века, при императоре Льве Мудром. Жене императора Зое, одержимой нечистым духом, было открыто, что она исцелится, если на неё положат Пояс Богородицы. Патриарх Евфимий вскрыл ковчег и, взяв нетленный Пояс, приложил его к императрице, и она тотчас избавилась от нечистого духа. В благодарность Зоя вышила весь Пояс золотой нитью, а святитель Евфимий составил похвальное слово Богородице, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса. После падения Константинополя святыня покинула город. Пояс был разделён на части, со временем оказавшиеся в Болгарии, Грузии, на Афоне и на Кипре, где хранятся и сейчас.

В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Более 3 миллионов русских людей приложились к великой святыне. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав — им до сих пор руководствуются монастыри России.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в г. Карфагене, получил прекрасное образование и стал блестящим оратором и учителем философии в Карфагенской школе. Во епископа Карфагенского он был рукоположен около 248 года. Боролся с ересью Новациана. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Но он успел оставить для Церкви многие свои сочинения и письма. Его святые мощи были перенесены во Францию при короле Карле Великом (771–814 гг.).

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458–459 годов.

Священное Писание

2 Кор., 196 зач., XII, 20 — XIII, 2

20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, 21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Глава 13.

1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Мк., 17 зач., IV, 24-34

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13 (за среду)

3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.

6 О нас же, надеюсь, узна́ете, что мы то́, чем быть должны.

7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,— и Бог любви и мира будет с вами.

12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Мк., 18 зач., IV, 35-41

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 12, 20-13, 2; Мк. 4, 24-34

Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией засеменяемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству - постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами. Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо.

2 Кор. 13, 3-13; Мк. 4, 35-41

Ученики плывут по морю; поднимается буря и поставляет их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю. Другое фактическое представление порядка Божественного промышления. И каждый человек, и народы, и Церковь - плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям, силами Им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его безпредельной премудрости и правде. Молитва - приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною, как изволишь!».

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пока мысленный грех не обрел внешнее выражение в виде слова или поступка, с ним проще бороться. Грех на уровне помысла – вот где проходит передний край нашей духовной обороны. И если нам удается встретить врага во всеоружии и к тому же на дальних подступах, то с большой вероятностью мы сумеем отразить его нападение. Однако даже если передовая линия противостояния греху окажется им смята, то следующие линии нашей обороны вполне могут выстоять под натиском врага. Поэтому очень важно, чтобы на каждом рубеже человек давал бой греху. Но, повторяю, самая молниеносная победа, причем «малой кровью», может быть одержана на первом, самом раннем рубеже обороны – ведь с помыслами бороться легче, чем со словами, а тем более с поступками.

Молитвословия

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Теги:
Пояс Пресвятой Богородицы
священномученик Киприан Карфагенский
святитель Геннадий Константинопольский
православный календарь

Все публикации