13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

2763
Фото

Седмица 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395—408).

Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941—1944) (Серб.).

Священномучеников Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); священномучеников Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); священномученика Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня совершается праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395—408). До этого великая святыня, вверенная апостолу Фоме Самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

По преданию, Пояс Богородицы был соткан из верблюжьей шерсти самой Пречистой Девой. При императоре Аркадии пояс перенесли в Константинополь и положили в золотой ковчег. Впервые ковчег был открыт в начале X века, при императоре Льве Мудром. Жене императора Зое, одержимой нечистым духом, было открыто, что она исцелится, если на неё положат Пояс Богородицы. Патриарх Евфимий вскрыл ковчег и, взяв нетленный Пояс, приложил его к императрице, и она тотчас избавилась от нечистого духа. В благодарность Зоя вышила весь Пояс золотой нитью, а святитель Евфимий составил похвальное слово Богородице, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса. После падения Константинополя святыня покинула город. Пояс был разделён на части, со временем оказавшиеся в Болгарии, Грузии, на Афоне и на Кипре, где хранятся и сейчас.

В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Более 3 миллионов русских людей приложились к великой святыне. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав — им до сих пор руководствуются монастыри России.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в г. Карфагене, получил прекрасное образование и стал блестящим оратором и учителем философии в Карфагенской школе. Во епископа Карфагенского он был рукоположен около 248 года. Боролся с ересью Новациана. Мученическая кончина его последовала в 258 году. Но он успел оставить для Церкви многие свои сочинения и письма. Его святые мощи были перенесены во Францию при короле Карле Великом (771—814 гг.).

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458—459 годов.

Евангелие дня

Что необходимо делать для того, чтобы получить правильные представления о Боге? Какие книги читать, какими справочниками пользоваться? С какими людьми общаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. 

Глава 23.

01Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

02и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

03итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

04связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

05все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

06также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

07и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

08А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

09и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга:

12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Книжники и фарисеи были воспитателями еврейского народа. Они прекрасно знали священные тексты, предание отцов ветхозаветной Церкви, а также религиозный закон. Что говорить, именно благодаря их строгости вера в Единого Бога не растворилась в языческих суевериях. И, несмотря на это, Господь сегодня обличает их. И причина этого проста. Они стали похожи на ходячие энциклопедии и справочники. По запросу они могли выдать любую информацию, связанную с духовной жизнью. Однако им не хватало главного — практики. Их знания были чисто теоретическими. На их собственную жизнь положительным образом они никак не влияли.

Более того, эти знания даже вредили им. Книжники и фарисеи требовали к себе особого внимания и уважения. Многознание их надмевало. Они считали себя исключительными и превозносились над людьми. В частности, у них напрочь отсутствовала та духовная интуиция, которая позволяет опытному пастырю подсказать человеку, как ему наладить свои отношения с Богом и людьми. Причём подсказать это ненавязчиво, с любовью и кротостью, с учётом уникальной ситуации этого человека. Из слов Спасителя следует, что большинство их советов были похожи на те, которые в наше время можно получить, общаясь с искусственным интеллектом. Информации много, а как это всё применить в своих обстоятельствах, непонятно. От такого часто болит голова, в сердце пусто и на душе тяжко.

А потому единственная польза, которую они могли принести, быть базой данных, в которой хранятся сведения о традициях и ритуалах, необходимых для того, чтобы совсем не отойти от веры. Поэтому и говорит о них Господь слушателям: «что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Может показаться, что проблема книжников и фарисеев — это только их проблема. Однако это далеко не так. Подобный недуг особенно актуален для современного человека. Через наше сознание проходят дикие потоки информации. Такого объёма знаний до нас люди не получали нигде и никогда. В том числе мы можем быть прекрасно осведомлены и в религиозных вопросах. Эта информированность играет с нами злую шутку. Она рождает в уме иллюзию, будто я обладаю тем, что оставило след в моём восприятии. Однако есть один важный закон, который мудрые люди знали испокон веков. Если я что-то не отработал на практике, я это не усвоил. Мне только кажется, что это стало моим. Это всё равно что прочитать учебник по грамматике иностранного языка и заявлять о том, что теперь я могу свободно на нём говорить.

Поэтому сегодня Господь подсказывает Своим ученикам, как же перевести ту пассивную информацию о религиозной жизни, которая живёт в их сознании, в активное состояние. «Больший из вас да будет вам слуга», — говорит Он. Всё Евангелие Спасителя сводится к одному практическому навыку — как говорил об этом святитель Феофан Затворник, «умению устраивать благо для других». А потому если мы не хотим обманываться о собственном духовном состоянии, то всю свою ежедневную активность нам необходимо свести к деятельному служению ближним ради Христа. Наше дело должно идти впереди слова. Сделал молча, выработал у себя такую привычку, а потом, если необходимо, можно и поделиться своим опытом с человеком. Тогда наше слово будет веским. Ведь мы его прожили, прочувствовали, выстрадали, оно стало действительно нашим. От него будет исходить сила. Люди будут ощущать в нём благодать Бога. И она будет утешать их сердце и наполнять душу миром и покоем.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чем опасна праздность? Праздный человек не в состоянии справиться с задачами, которые перед ним стоят, он не может достичь цели, не в силах противостоять трудным, иногда даже враждебным обстоятельствам жизни, не способен приумножать свое достояние, а порой и защитить себя. Но праздность опасна и для внутреннего, духовного состояния человека. «Не терпит сердце человеческое пустоты», — говорит святитель Тихон Задонский. А пустота образуется в нем именно тогда, когда человек пребывает в праздности. Отсутствие устремленности, целеполагания — это и есть то, что характеризует внутреннюю пустоту. Но пустота не может существовать сама по себе, она немедленно начинает заполняться — и если не трудом, то непременно пороками. Мы знаем по собственному опыту: если проводим время в праздности и не в состоянии занять себя чем-то полезным, то обязательно впадаем в грех пустословия и осуждения ближних. Дурные, скверные мысли, греховные предрасположения также чаще всего возникают в праздности. Трудящийся человек целеустремлен, и мысли его целенаправлены. Но не только пустые мысли, слова и стремление к осуждению посещают человека, когда он пребывает в праздности. Праздность нередко провоцирует и совершение греховных поступков. Так, порой пьянство является не чем иным, как способом заполнения пустоты, которая образуется у людей от безделья. То же можно сказать и о распутстве и о многих других прегрешениях. Как часто вырастают они из трясины праздности!

Молитвословия

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Новости по теме

Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии Завершилось пребывание ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Казанской епархии

Святыня, принесенная в Татарстан из Санкт-Петербурга, была выставлена для молитвенного поклонения верующих в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы
В столицу Татарстана принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

Принесение ковчега с частицей Пояса Божией Матери в Татарстанскую митрополию совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы В Казань будет принесён ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы

С 12 по 14 июня ковчег с частицей Пояса Божией Матери будет пребывать в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря (ул. Большая Красная, 5).

В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
В Набережные Челны принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы

8 июня в храм преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны был принесён ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня принесена в Татарстан из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.