11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7537
Фото

Седмица 15-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Строгий пост.

В этот день совершается память:

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча претерпел усекновение главы в 32 году, в феврале или марте, но Церковь с первых веков христианства установила праздник Усекновения 11 сентября. Как считают некоторые церковные историки, это произошло потому, что было необходимо противопоставить его языческому празднованию Нового года в Александрии и Армении. Стихиры празднику написали Патриарх Герман и монах Иоанн, а каноны — святитель Андрей Критский и монах Иоанн в VIII веке. В 1769 году, во время русско-турецкой войны, императрица Екатерина II повелела в этот день совершать поминовение воинов, на поле брани убиенных: «сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобно страдающих и о положивших живот свой за веру и отечество».

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью вместе с праздником установлен строгий пост «ради воздержательной жизни святого» и его «скверноубийственного кровопролития от Ирода». «Глава Предтечи была усечена на пиру, где было чревоугодие, блудные пляски танцовщицы, заклание и пролитие крови различных животных, посему нам не подобает вкушать ни от одного из таких животных или рыб, из которых кровь изливается, да не явимся сообщниками чревоугодию Ирода», — говорит Типикон и поясняет, как достойно почтить память великого постника и пустынника: «Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьём? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды и дикий мёд. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведём этот день в посте и молитве». В уставе Саввы Освященного говорится, что пост в этот день «завещан древними святыми отцами».

Отношение Церкви к суеверным обычаям

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Считается, что в этот день нельзя есть пищу круглой формы, использовать рубящие и режущие предметы. У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки — как будто «это кровь святого Иоанна». Православная Церковь с древних времён боролась с подобными суевериями. Святитель Иоанн Златоуст (IV—V века) писал: «Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизречённых Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слёз».

Евангелие дня

Христианская традиция призывает нас делать Священное Писание образцом для своей жизни. Как это можно осуществить? Тот отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, прекрасно подходит для того, чтобы это продемонстрировать.

Глава 6.

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

Итак, перед нами рассказ об Иоанне Крестителе, Ироде и его сожительнице Иродиаде. Очевидно, что Иоанн нам ближе, а Ирод и Иродиада не вызывают никакого сочувствия. Но что, если присмотреться к этим персонажем внимательней?

Посмотрите на Иоанна. Это человек, который постоянно отодвигал свою волю на задний план. Всё, чего он искренне хотел, — исполнять во всех своих делах волю Творца. И не просто хотел, он так действовал. То есть всякий раз, когда он начинал даже самое малое дело, он спрашивал у Бога, угодно это Ему или нет. С Его волей он ежеминутно сверял все свои мысли, чувства, слова и поступки. Во всём этом он стремился быть максимально полезен Господу, Который был центром и смыслом его жизни. Неслучайно Евангелие называет его «гласом, вопиющим в пустыне». Ничего личного. Никакого собственного пространства. Только голос, который передаёт слова Творца. Всё ради исполнения миссии. Максимальная отдача. Спал, где придётся, ел, что придётся, одевался, во что придётся. Да и умер не своей смертью. Ни жены, ни детей, ни дома, ни иного какого-нибудь имущества.

С другой стороны, Ирод. Он стопроцентный злодей? Вряд ли. Присмотритесь, он верит в Бога. Он считает Иоанна пророком. Несмотря на то, что он вынужден заточить его в темницу, он беседует с ним, слушает его и даже исполняет то, что тот ему говорит. То есть делает из Иоанна кого-то вроде духовного наставника. Он очень переживает, когда вынужден убить его. А потом мучается совестью так, что Иоанн мерещится ему везде. Об Иродиаде меньше известно. Но говорят, там было очень сильное чувство к Ироду. Когда его сослали, она поехала за ним в ссылку, несмотря на предложения императора остаться при дворе. И умерла на чужбине, оставшись верной любимому человеку. Получается, и она не абсолютная злодейка. Да, перед нами не персонажи из сказок. Это просто обыкновенные, реальные люди, которые в сложной ситуации предпочли вести себя так, как они всегда себя вели. Если Иоанн во всём стремился выполнить волю Бога, то они привыкли во всём исполнять свою волю. Ими руководил страх потерять своё. Поэтому и в такой сложной ситуации остались верными себе. Убрали с пути того, кто мешал их репутации.

Кто же теперь нам ближе и понятней из этих людей? Если всё ещё остались сомнения, можно просто понаблюдать за своей жизнью на протяжении всего лишь одного дня. Лучше даже взять блокнот и ручку и записать, какие мотивы сегодня руководят моими чувствами, словами и поступками. Результаты могут потрясти. Оказывается, что даже то добро, которое я совершаю, я зачастую делаю, преследуя личную выгоду. Даже обращаясь в молитве к Богу, я на первое место ставлю себя любимого и свои хотелки. Напротив, исполнение воли Бога наполняет меня страхом. Ведь мне кажется, что, если всё делать по Евангелию, это означает неизбежно потерять своё. Лучше уж как-то и вашим, и нашим. Но именно из-за этого в мою жизнь незаметно входят беспокойства, тревоги, претензии, раздражение, злоба, обиды, а вместе с ними пустота. И кто знает, насколько в эти моменты я далёк от поступка подобного поступку Ирода и Иродиады. Поэтому постараемся не просто читать и слушать Евангелие, но сверять с ним своё внутреннее состояние. Лишь так можно увидеть свои духовные недуги и обрести желание что-то кардинально поменять в себе и привлечь в свою жизнь божественную благодать.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Кроме физического зрения, как мы хорошо знаем, каждый человек обладает внутренним зрением — способностью в той или иной мере прозревать то, что происходит вокруг него. Это внутреннее зрение имеет очень большое значение для жизни человека, его судьбы, для судьбы всего человеческого рода. Если люди теряют способность прозревать смысл происходящего с ними и с теми, кто их окружает, то они попадают в порочный и страшный круг повторения одних и тех же ошибок. С такими людьми происходит то, что может происходить только с человеком, лишенным мудрости, когда такой человек постоянно повторяет ошибки — и свои собственные, и ошибки других. Духовное зрение — это способность видеть и понимать сделанные ошибки, извлекать из опыта прошлого важный урок для себя.

Иосиф Ватопедский о памяти смертной

Памятование смерти очень полезно. Когда оно укоренится в нас, нам становится ясен эгоистический характер и суетность мирских наслаждений. «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Как-то раз на кладбище я встретил одну благочестивую женщину преклонных лет, которая с печальным видом сидела у одной из могил. Я осмелился спросить, в чем причина ее скорби, и она ответила: «Ах, отец мой, как неразумно я прожила свою жизнь! Если бы в молодые годы я думала о старости, на безобразие которой теперь стыжусь смотреть в зеркало, то не совершила бы столько безрассудных поступков! Я не вела бы такую разгульную жизнь, из-за которой и сама погрузилась в омут греха, и других совратила. И я не стала бы такой жалкой жертвой алчности, если бы вовремя осознала, что на самом деле мне принадлежит только вот это место среди могил, за которым сейчас в безмолвии наблюдаю». Я был искренне растроган и порадовался за эту печальную женщину, которая на склоне лет все же смогла обрести истинное понимание смысла жизни.

Молитвословия

Тропарь Предтечи

глас 2

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи

глас 5

Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.

Величание

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Новости по теме

В праздник Зачатия пророка Иоанна Предтечи митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре города Казани В праздник Зачатия пророка Иоанна Предтечи митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре города Казани

6 октября, в праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани.

В руинированных храмах Пестречинского района состоялись молебны В руинированных храмах Пестречинского района состоялись молебны

11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, благочинный Пестречинского округа Казанской епархии иерей Ярослав Петрущенков посетил руинированные храмы Пестречинского района РТ, имеющие престол, освященный в честь этого угодника Божия.

История с отрубленной головой: что на самом деле произошло в Махере
Публикации 11 сентября 2023
История с отрубленной головой: что на самом деле произошло в Махере

Попасть на день рождения к Ироду означало стать участником не только великолепного застолья, но и профессионального шоу. Впрочем, в этот раз все присутствующие стали соучастниками и одного из самых страшных преступлений мировой истории — убийства Иоанна Крестителя.

«Верующим надо чаще вспоминать о пути, который преодолел Иоанн Предтеча»
Публикации 6 июля 2023
«Верующим надо чаще вспоминать о пути, который преодолел Иоанн Предтеча»

Проповедь Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумена Пимена (Ивентьева) в день Рождества Иоанна Предтечи за Божественной литургией в храме села Ключищи, 7 июля 2017 года