10 сентября. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

4802
Фото

Неделя 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659).

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих. Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Праведной Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Великомученицы Шушаники (Шушаник), царицы Ранской (475) (Груз.).

Священномученика Алексия Будрина пресвитера (1918); преподобномучеников Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); священномученика Александра Медведева диакона (1918); священномученика Николая Георгиевского пресвитера (1931); священномученика Василия Сокольского пресвитера (1937).

Преподобный Моисей Мурин

Африканец родом из Эфиопии (отсюда, за темное лицо — прозвание Мурин), Моисей был рабом чиновника. Когда тот прогнал его за дурное поведение, Моисей возглавил шайку разбойников и прославился среди них силой и жестокостью. По милосердию Божиему он раскаялся в греховной жизни и удалился в монастырь, полностью отдав себя в послушание игумену. Однако мысли о прежней развращенной жизни не покидали святого, особенно сильно его одолевала блудная страсть. По совету старцев Моисей изнурял себя постом и ночными бдениями. Затем он стал носить по ночам воду для других отшельников. Однажды бес напал на него и ударил дубиной по спине, Моисей год тяжело болел, но после этого полностью избавился от страсти. Став священником, он обратил к вере многих из своих бывших друзей-разбойников. В 75 лет Моисей был убит варварами, напавшими на обитель.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

«Молитеся, отцы богоноснии, причастие славы вашея улучити присно собор ваш любовию почитающым». Такими словами Церковь прославляет в этот день подвиг монахов, мощи которых почивают ныне в Дальних пещерах Киевской Лавры. Известных имен насчитывается около 50. Каждый из праведников в разное время прославился какой-то особенной добродетелью. Как свидетельствует Печерский Патерик: «Одни были постники, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую». Но больше всего среди преподобных отцов Дальних, или Феодосиевых пещер, было затворников. Благодаря глубокой вере, терпению и преданности Богу подвижники побеждали самые сильные искушения.

Праведная Анна пророчица

Праведная Анна пророчица была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую, благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Когда ей было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Пророчица вместе со св. Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).

Преподобномученики Успенского Зилантова монастыря

Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев) родился в 1863 году в Гатчине под Петербургом в семье чиновника. Учился в Николаевском институте, но светской жизни предпочел иноческую и в 28 лет поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Тверской губернии. Принял постриг, а затем — сан иеромонаха. В 1900 году определен казначеем в Новоторжский Борисоглебский монастырь, а через 5 лет — экономом в архиерейский дом в Казани. Вскоре отца Сергия назначили настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни в Казанской епархии, затем архимандритом Зилантова монастыря в Казани. В должности настоятеля этой обители встретил октябрьский переворот. В 1918 году в Казань вошли войска Красной армии, солдаты ворвались в монастырь и без суда и следствия расстреляли всех насельников, в том числе и настоятеля.

Вместе с настоятелем, архимандритом Сергием, были расстреляны 9 насельников Зилантовой пустыни в Казани. Все они прославлены в лике святых. Известно о них мало, как и подобает монахам, которые, приняв постриг, должны как бы забыть о том, что было прежде, и молчать о том, что происходит с ними сейчас. Вот то немногое, что о них известно. Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев), выходец из семьи чиновников. Иеромонах Лаврентий (Никитин), из крестьян, исполнял обязанности казначея. Иеромонах Серафим (Кузьмин) — чуваш из крестьян, в годы Первой мировой — священник в передвижном госпитале. Иеродиакон Феодосий (Александров), из крестьян Казанской губернии. Монах Леонтий (Каргин), из крестьян, прежде послушник в Раифском и Макарьевском монастырях. Монах Стефан, мирское имя неизвестно. Послушники: Георгий Тимофеев, Иларион Правдин, Иоанн Сретенский, Сергий Галин. Все они могли свободно уйти из обители вместе с отступающими белочехами, но предпочли остаться в надежде спасти монастырь от поругания и приняли смерть.

Евангелие дня

Каково главное условия для того, чтобы войти в Царство Божие? Именно об этом рассказывает тот отрывок из 22-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 22.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

Библия говорит нам о том, что еврейская нация — нация богоизбранная. Израиль должен был хранить веру в Единого Бога для того, чтобы, когда придёт Мессия, истинное богопочитание распространилось по всей земле. Иными словами, именно иудеи были теми званными, которых царь приглашает на брачный пир в первую очередь. Однако у приглашённых находятся дела поважнее: кто-то идёт на поле, кто-то торговать, а некоторые убивают посланников царя. Именно так поступают древние евреи в ответ на призыв Бога. Они равнодушны к словам Его пророков. Их больше занимает устройство своего земного быта, нежели духовная жизнь. Поэтому из Писания мы знаем, что они или игнорируют слова Творца, или же устраивают жестокую расправу над Его посланниками. Тот, кто регулярно нарушает правила дорожного движения, неизбежно однажды попадает в аварию. Так же происходит и с теми, кто пренебрегает законами духовной реальности. Поэтому Господь и говорит, что царь послал свои войска и уничтожил дерзких убийц. Подобно этому катастрофой закончилась и древняя история еврейского народа. Их столица и главная святыня — Иерусалимский храм — были уничтожены римлянами.

Во второй части притчи говорится о том, что теперь царь приглашает на пир всех людей. Однако, несмотря на то что все они пришли на пир, не все подошли к этому осознанно. Были те, кто надел неподобающую одежду. Они были изгнаны с праздника. Здесь речь идёт о новом этапе отношений Бога и человека. Христос основал Церковь, в которую мог войти всякий вне зависимости от своей национальной принадлежности. А потому и сказанное здесь адресовано каждому из нас. Главная мысль лежит на поверхности. Не всякий, кто однажды принял крещение и вошёл в Церковь, может испытать тихую радость присутствия Бога. Ведь не всякий, несмотря на приглашение, имеет соответствующую одежду. Эта одежда, по словам святителя Феофана Затворника, истинная вера. Речь идёт не о том, что я разделяю догматические положения церковного учения. Не о том, что я ориентируюсь в богослужебном уставе, знаю, что написано в священных книгах и в целом хорошо проинформирован о тех правилах, по которым живёт христианская община. Речь в первую очередь о действенной вере. То есть о той, которая подтверждается конкретными поступками. Каждый день с утра до вечера я стремлюсь соотносить все свои мысли, слова и дела с волей Бога. Поступать не так, как того хочет моё одуревшее от самолюбия и эгоизма «Я», которое во всём ищет свою выгоду, а так, как написано в Нагорной проповеди. В результате у меня должен сформироваться навык на ежедневной основе демонстрировать свои убеждения не языком, не спорами и пропагандой, а делами милости, любви и прощения ко всем тем, кто меня окружает. К тем, кто зависит от меня. С кем я взаимодействую в быту, на работе и дома. При этом нет никакой разницы, нравятся они мне или нет. Христианство — это не идеология, не философская концепция, это не изысканный ритуал. Это практическое осуществление Евангелия. Это о том, как несмотря на свои хотелки и вопреки им, приучить себя делать то, чего хочет Господь. А Бог хочет, чтобы мы служили Ему, в первую очередь оказывая милость тем, кто нас окружает. Если этого навыка не будет, нам не помогут никакие знания о Боге, никакие убеждения. Вроде в Церкви, вроде обещали радость и душевный мир, а на душе скверно. А всё потому, что умом истинность христианской веры признаю, храм посещаю, а живу по-старому. Отношения с близкими хуже некуда. Дай же нам, Господи, не бояться менять свою жизнь, подчинять её Твоему Евангелию. Чтобы радость Царства Небесного прочно укоренилась в нашем сердце.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. Причины неверия очень понятны. Предельно ясно, почему человек не верит: если он опирается только на знания и опыт, то все, что превышает их, он отрицает. Иногда говорят: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Произнося или даже не произнося эти слова, человек нередко отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта. Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете ли, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало многое, что можно отнести к результатам цивилизационного развития. Разве египетские пирамиды не поражали воображение? А разве не завораживала умы людей ирригационная система Нижнего Нила? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал! А появление бумаги, письма? А познания в астрономии, в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что достижения современной эпохи, мол, особым образом препятствуют вере человека в Бога. Это абсолютное заблуждение. То, что происходит в мире, что является производным человеческой деятельности, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не «плывет в общем потоке, по воле волн». Если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, то все достижения цивилизации никак не могут повлиять ни на его веру, ни на его безверие.

О херувимской песни

Первые строки Херувимской песни просты для перевода: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всём житейском…» Однако заключительная часть весьма сложна для понимания: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». В XIX—XX веках предпринимались разные попытки истолковать эти строки. Были предложения объяснить слово «дориносима» как «копьеносима» (дори означает копьё) и понимать окончание Херувимской как образ, взятый из римского обычая, когда, провозглашая императора, его торжественно поднимали на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Другой распространённый вариант заключался в интерпретировании слова «подымем» как «примем», и тогда речь идёт о грядущем Причастии Святых Таин.

Святитель Герман Константинопольский о херувимской песни

Для правильного понимания Херувимской песни необходимо обратиться к древнему толкованию её святителя Германа Константинопольского: «Херувимская песнь через начинающих шествие диаконов и представление серафимских изображений — рипид — знаменует вхождение всех святых и праведных, выступающих впереди Херувимских сил и невидимых Ангельских воинств, которые предваряют великого Царя Христа, идущего на таинственную Жертву и поднимаемого плотскими руками. С ними вместе входит пред Ним для бескровного и мысленного жертвоприношения Дух Святой, мысленно созерцаемый в огне, фимиаме, дыме и дуновении благоухания, ибо огонь указывает на Божественность, а благовонный дым — на присутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас через таинственное, живое и бескровное служение и всесожжение. Но и мысленные силы, и сонмы Ангелов, видя совершаемое Христом через крест и смерть Домостроительство нашего спасения, победу над смертью, сошествие во ад и тридневное воскресение, с нами восклицают: Аллилуиа!»

Четвёртая заповедь Ветхого Завета

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему

Заповедь предписывает сугубо посвящать седьмой день седмицы служению Богу. Без Бога мы — мёртвые души. Творец помогает нам вырваться из круга суетных земных дел и приобщиться к вечности.

Почему в заповеди говорится о субботе, а для нас главный день — воскресенье? В Ветхом Завете, в воспоминание о творении Богом мира, днём покоя почиталась суббота (последний день седмицы), для последователей Христа самым важным событием стало Воскресение Христово, поэтому мы почитаем первый день седмицы — воскресенье.
Мы не пренебрегаем ветхозаветными заповедями, но даём им христианскую интерпретацию. При этом мы не отменяем почитание субботы, она тоже почитается, например, в субботы Великого Поста служится полная Литургия, ослабляется пост.

В первую очередь в воскресные дни христиане участвуют в Литургии и Причащаются. Исполнение этой заповеди не исчерпывается участием в богослужении, это узкая трактовка. Излишне широкая трактовка — считать, что после Литургии необходимо мелочно избегать любой деятельности, даже посуду за собой мыть. День покоя означает не день бездеятельности, а покой от суеты, внутренний покой. Чему же именно следует посвящать день воскресный? Можно порекомендовать душеполезное общение, чтение духовной литературы, дела милосердия, посещение богословских лекций, паломничества.

Почему мы не верим в астрологию?

В наши дни астрологи процветают и способны оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам, но и платить за них. Почему мы, православные люди, не верим в астрологию?

Потому что воля Божья никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им.

Происхождение астрологии отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя. Сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Кроме того, астрономия и астрология были неразрывно связаны.

Молитвословия

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 4

Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 8

Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Молитва преподобному Иову Почаевскому

О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправо­мыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губи­тельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многораз­личных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скон­чании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Моисея Мурина

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Моисея Мурина

глас 4

Мурины заушив и лица демонов поплевав,/ мысленно просиял еси,/ якоже солнце светлое,/ светом жития твоего// и учением наставляя души наша.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

глас 8

Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/ от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/ и, вся красная мира сего презрев,/ от чуждых стран пришел еси/ во обители Богоспасаемаго града Пскова,/ и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/ таже простираяся умом еще к вящшему,/ вселился еси в пустыню,/ в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/ и множество инок собрал еси,/ и их наставил еси на путь истинный./ Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/ видев твоя благия труды,/ яко пресветла тя светильника,/ и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./ Молися убо присно Ему о стране нашей,/ еже дароватися ей на враги победам,/ стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого

глас 7

От мирскаго жития изшед,/ отвержением же мира Христу последовал еси/ и, в пустыни вселься,/ равноангельное житие пожил еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чад своих,/ яже собрал еси, Богомудре,/ да радостию от души вопием:/ радуйся, Савво,// отче преблаженнейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого

глас 1

Возсия от пустыни славному граду Пскову/ новое светлое солнце,/ чудес лучами всех озаряющее/ и благодатне согревающее,/ тьму же всяких искушений и наветов/ и хлад греховный отженяющее./ Приидите убо, празднующе блаженную память/ сего светильника нашего, воспоим:/ слава Богу, тако промышляющему о нас,/ слава угоднику Его, сохраняющу нас!/ Ты же, преподобне отче Савво,/ о иже твою присно память почитающих/ моли Христа Бога,// яко да милостив будет нам и в День судный.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских

глас 4

Мысленное солнце и светлую луну,/ первоначальных Печерских,/ со всем собором преподобных днесь почтим,/ тии бо, церковную твердь озаряюще,/ просвещают во тьме страстей бедствующих,/ и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех,// и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских

глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии,/ святии преподобнии Печерстии,/ на сих горах добродетельми просиявшии,/ вас земля не потаила есть,/ но Небо отверзеся вам и райское селение./ Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас,/ в памяти вашей приносим;/ вы же, яко имущии дерзновение,/ ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте,// яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Новости по теме

В день памяти преподобномучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом Успенском монастыре В день памяти преподобномучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом Успенском монастыре

10 сентября, в день памяти преподобномучеников Казанских (1918), в Зилантовом монастыре пострадавших, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Зилантова женского монастыря.

Преподобномученики Зилантова монастыря
Публикации 10 сентября 2022
Преподобномученики Зилантова монастыря

10 сентября Православная церковь воспоминает преподобномучеников Зилантовых: священноархимандрита Сергия (Зайцева) и иже с ним убиенных иеромонаха Лаврентия (Никитина), иеромонаха Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монаха Леонтия

100-летие кончины преподобномучеников Казанских молитвенно отметили в Зилантовом монастыре 100-летие кончины преподобномучеников Казанских молитвенно отметили в Зилантовом монастыре

10 сентября, в день памяти преподобномучеников Казанских (1918), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Успенском соборе Зилантова женского монастыря.

В Казани почтили память преподобномучеников Успенского Зилантова монастыря В Казани почтили память преподобномучеников Успенского Зилантова монастыря

10 сентября, в день Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских и преподобномучеников Казанских, в Казани в Успенском соборе Зилантового женского монастыря состоялась торжественная Божественная литургия.