Неделя 11-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).
Мучеников Адриана и Наталии (305—311). Блаженной Марии Дивеевской (1931).
Преподобного Адриана Ондрусовского (1549). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа).
Священномученика Петра Иевлева пресвитера (1918); святого Георгия Коссова исповедника, пресвитера (1928); священномученика Виктора Элланского пресвитера, мучеников Димитрия Морозова, Петра Бордана и святого Романа Медведя исповедника, пресвитера (1937). Обретение мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (2000).
Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
В 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак) вторгся в рязанские земли, разорил Елец и угрожал Москве. У русских не было надежды на военные силы, истощённые Куликовской битвой и нашествием Тохтамыша в 1382 году. Великий князь Василий Дмитриевич послал гонцов, чтобы в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери. Народ, встречавший икону, вставал на колени и усердно просил Пресвятую Богородицу о спасении. 26 августа, когда икону встречали в Москве, Тамерлан во сне увидел Величавую Жену, повелевшую ему немедленно покинуть пределы Руси. Узнав от слуг, что это была великая Защитница христиан, хан, ранее никогда не отступавший от своих планов, резко повернул войско и ушёл в степь. В 1397 году в память о чудесном избавлении на месте встречи иконы (Кучково поле) был основан Сретенский монастырь.
Мученики Адриан и Наталия
Супруги Адриан и Наталия жили в Никомидии в Малой Азии. Адриан был язычником и занимал высокий пост в римском войске, Наталия же была тайной христианкой. В начале гонений императора Диоклетиана около 300 года близ Никомидии арестовали 23 христианина. Видя, сколь мужественно они переносят пытки, Адриан тоже уверовал во Христа и просил записать его имя вместе с именами схваченных христиан. Его заключили в тюрьму. Наталия узнала, что муж арестован за исповедание Христа, она была рада, что супруг обратился в истинную веру. Наталия поспешила в темницу и призывала Адриана быть верным Богу до самой смерти. Она была рядом с мужем во время пыток и помогала ему переносить страдания. Наталия предала душу Богу на могиле Адриана вскоре после его казни.
Блаженная Мария Дивеевская
Отца блаженной Марии звали Захаром, но она называла себя Ивановной. Когда её спрашивали об этом, она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Родители Марии Ивановны умерли, когда ей едва минуло 13 лет. Мария с детства была молчалива и одинока, одета всегда была в рваное. Однажды она ушла с женщинами из своего села в Саров и больше не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом. Чаще всего бывала она в Серафимо-Дивеевском монастыре. Некоторые сестры любили её, чувствуя в ней необыкновенного человека, иные монахини не понимали её подвига, не любили и гнали. Но никогда никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за её богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил её среди жителей. Начали они замечать: что она скажет или о чём предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.
Священное Писание
Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.
Глава 18.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Притча о немилосердном заимодавце — не только о должниках и о наших врагах, но и о своего рода «духовном алгоритме», понимая который, мы можем с большой степенью вероятности предположить, что произойдет с нами в будущем. Этот «алгоритм» достаточно прост: Бог в Своём отношении к нам «отзеркаливает» наше отношение к... врагам. Но почему вначале я дерзнул сказать, что если у человека нет настоящих врагов — он не субъектен, его как бы ещё нет? Я уже слышу решительное возражение от самого ревностного и нетерпеливого слушателя: а как же быть, если я ни с кем не враждую, всех люблю и всем всё прощаю? Какие у меня могут быть враги — если я уже поступаю по заповеди, по-христиански?
На этот аргумент у меня есть один непобедимый контраргумент: Сам Христос. Уж Кто-Кто, а Иисус Христос и правда всех прощал, всех любил и ни на кого не держал ни малейшего зла. Однако, как мы прекрасно знаем, всё это не защитило Его не только от наличия врагов, но и от подлого убийства на Кресте. Или, может, кто-то считает, что он уже святее Самого Господа Христа?...
Значит, скорее всего, наша кажущаяся «мирность» и «любвеобильность» — либо живёт только в нашей голове, либо связана с чем-то совершенно другим. Может, это никакая не любовь, а всего лишь потакание? Установка быть неконфликтным, постоянно капитулировать перед другими и любыми способами избегать всякого напряжения? И действительно — как враждовать с человеком, который ничего собой не представляет?
Хочу сразу уточнить: я вовсе не призываю к вражде. Ни в коем случае. Избави Бог! Каждый из нас призван быть предельно внимательным, деликатным, уважительным к другим и избегать ненужных конфликтов. Но враги — гарантированно будут. И это — очень хорошо.
Во-первых, только враги способны донести до нас ту правду, которую друзья далеко не всегда готовы сказать. Друзья-то нас любят, берегут, не хотят причинить боль и дискомфорт. Поэтому и нередко скрывают правду о нас от нас же самих. А врагам, напротив, вывалить на нас всё, что они думают, да ещё и в максимально гипертрофированном виде, да ещё и перчика поострее добавить — одно удовольствие! Основная работа ими проделана, анализ — въедливый, небезразличный, с предельной включённостью и очень пристрастный — проведён, нам же остаётся лишь пропустить мимо весь этот шквал — и внимательно посмотреть вслед: скорее всего, какое-то ценнейшее зерно истины во всём этом потоке обязательно отыщется — а то и не одно!
Во-вторых — ну уж простите за трюизм! — а как мы научимся прощать, если настоящих врагов — опасных, зубодробительных, от одной мысли про которых нас перекашивает — у нас не будет? Об кого мы будем отрабатывать столь важный для христианина навык переступания через свои амбиции и сверхценные представления, стереотипы и привычки — если рядом не окажется подходящего возмутителя нашего спокойствия?
Так что, друзья мои, берегите врагов ваших, цените их, не пытайтесь их «задобрить» и искусственно превратить в псевдодрузей — и вот тогда струны великодушия и прощения вашей души будут натянуты настолько крепко, что Бог сможет сыграть на них Свою мелодию нашей вечной жизни!...
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой личности. Те же чувствования, что и во Христе Иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над собой. Замечательно, если такая работа начинается с детства: когда сначала старшие воспитывают в семье своих детей, внуков, а затем эстафету подхватывают Церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей — вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во Христе Иисусе.
Вторая заповедь Ветхого Завета: Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
Эта заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных.
Вторая заповедь не отрицает иконопочитания, она уточняет первую. Здесь нужно вспомнить значение слова «кумир». Это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл — предмет поклонения, обожания.
Заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес идолопоклонству и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение и создание Церкви открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам Его изображать в образе человека.
Эта заповедь запрещает носить амулеты, держать в доме предметы нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги на стекле в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов. Кумиром, идолом может быть и всё то, что сбивает с пути спасения, всё то, что воцаряется в душе вместо Бога. Необязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Супруг, ребёнок, духовник, дружба, творчество, наука — всё может стать предметом нездорового поклонения. Кумиром может стать и не близкий человек — писатель, артист, спортсмен, певец. В наше время кумиром часто становится животное, которым человек пленяет свою душу. И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим страстям.
Молитва — это не заговор
Православные люди обычно молятся готовыми словами по молитвослову. Человек непривычный увидит в православных молитвах какие-то таинственно звучащие непонятные слова, а это кажется похожим на «заговоры», которыми забит интернет. Нередко эти «заговоры» включают в себя фрагменты православных молитв.
Но молитва и заговор — это прямо противоположные явления.
Молитва всегда обращена к Богу или Его святым. Это личное обращение. Мы вступаем в беседу, предстоим Другому, исповедуем наши грехи, воздаём Ему хвалу или приносим Ему наши просьбы, понимая, что выполнить их или нет — в Его руках.
Заговор — это попытка без покаяния и веры, без обращения к Богу и исправления жизни добиться исполнения своей воли.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская
глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучеников Адриана и Наталии
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников Адриана и Наталии
глас 4
Жены Богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/ Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,/ с супругою венец приемь.
Кондак мучеников Адриана и Наталии
глас 4
Мученик возсия/ Божественная память/ и земныя озари вся концы светло,/ с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.
Молитва святым Адриану и Наталии
О священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от напрасный смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.