Церковный календарь

6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

13-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 24 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479).

Преподобного Арсения Комельского (1550). Преподобного Аристоклия, старца Московского (1918). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидской (558). Преподобного Георгия Лимниота (ок. 716). Равноапостольного Космы Этолийского (1779). Священномученика Максима Горлицкого пресвитера (1914).

Преподобномученика Серафима Шахмутя (1946).

Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

Священномученик Евтихий

Священномученик Евтихий был родом из Севастии Палестинской. Услышав проповедь о Спасителе, Евтихий сначала сделался учеником святого апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись со святым апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. Святому Евтихию пришлось испытать много мучений: его томили голодом, строгали тело железом, бросали в огонь и на съедение зверям. Однажды на праведника был выпущен лев. Хищник привёл всех в ужас тем, что воздал хвалу Творцу, заговорив человеческим голосом. Это дивное чудо нашло отражение в службе мученику: «Скотски виде тя беззаконными осуждена, зверь, уготовленный для твоей погибели, ясно провеща всесильным мановением и величия Спаса Христа проповеда». После этого чуда подвижник вернулся на родину, где был усечён мечом в начале II века.

Преподобный Арсений Комельский

Преподобный Арсений Комельский был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в Комельский лес, где основал обитель в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Жизнь преподобного Арсения прошла в труде и молитве, в служении Богу и ближним. После его праведной кончины в 1550 году у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней. Спустя сто лет был построен новый каменный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика: один придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а другой — преподобному Арсению Комельскому.

Равноапостольный Косма Этолийский

Косма родился в греческой Этолии. На Святую Гору он был отправлен в Ватопедское училище для получения образования, но вскоре принял монашеский постриг и священнический сан в монастыре Филофея. К тому времени Греция уже несколько веков находилась под властью турок, поэтому множество греков иногда добровольно, иногда насильственно принимали ислам. Косма взял благословение у Константинопольского Патриарха и отправился проповедовать Евангелие как среди соотечественников, так и среди турок и албанцев. Его проповедь тепло принималась народом. Там, где проходил Косма, воздвигали кресты. По его наставлениям открывались школы, где греки могли учить родной язык. Косма был повешен в Албании по наветам торговцев-иудеев, которые выдали его турецким властям. Апостольское служение Космы продолжалось 25 лет.

Священное Писание

1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́*.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Мф., 87 зач., XXI, 33-42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Священномученик Косма Этолийский о Таинстве брака

Помолвка — это начало Таинства Брака. Кольцо, которое мужчина даёт женщине, должно быть из чистого золота, а женщина — чистой, как оно. Прими его и надень на палец, и впредь лучше умри, чем запятнай честь своего мужа. Также и ты неспроста посылаешь своему будущему мужу кольцо. Этим ты говоришь ему, что, если он стоек и твёрд, как серебро, пусть примет кольцо и наденет его, показывая готовность жизнь положить ради своей жены. Прежде всего исповедуйтесь, а затем венчайтесь в храме. Пусть священник поставит аналой посреди церкви и положит на него Святое Евангелие, кольца и венцы, поставит жениха и невесту рядом, возьмёт кадило и две зажжённые свечи, покадит на жениха трижды, изобразив крестное знамение. И спрашивает священник жениха: «Иоанн, хочешь ли ты, чтобы Мария стала твоей женой?» Если он скажет: «Да, хочу», — даёт ему свечу. Также спрашивает невесту: «Хочешь ли ты, Мария, чтобы Иоанн был твоим мужем?» Если такова воля обоих, пусть обвенчает их, а после венчания причастит их Святых Таин.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В Неделю 13-ю по Пятидесятнице читалась известная притча о злых виноградарях (Мф. 21, 33–42). Тех самых, что избивали посланных хозяином виноградника слуг, которым надлежало взять плоды трудов этих виноградарей, а в конце концов они убили и сына хозяина, его наследника. О чем же эта притча? Эта притча о самом главном – об отношении людей к присутствию Бога в их жизни и в человеческой истории. И мы знаем, что это отношение очень несправедливое по отношению к Богу. Это отношение было разным, но большинство людей на протяжении истории относились к Богу не как к любящему отцу и не воздавали Ему благодарение за сам акт творения, за само появление человеческой жизни. Только отдельные люди – пророки, святые, подвижники – прозревали этот великий акт Божественной любви по отношению к миру – создание человека – и строили свою жизнь так, чтобы ответить на этот Божественный акт любви своей встречной любовью. Абсолютное большинство людей никогда не воспринимали как нечто главное для себя то, что Бог их создал, создал мир и что предназначением человека является ответная любовь к Богу.

Заповеди Ветхого Завета

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом еврейскому народу, первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., однако они не утратили актуальности до сих пор. Но в наше время это уже лишь некий минимум, ниже которого  просто некуда падать.

Десять заповедей, что были начертаны на двух каменных досках (скрижалях), которые спустил с горы Моисей, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть отражала обязанности человека по отношению к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди, остальные 6 — этические. В символической форме такое разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса двух скрижалей завета с надписанием римскими цифрами I-IV и V-X соответственно.

К сожалению, большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.

Молитвословия

Тропарь святителя Петра, митрополита Московского

глас 4

Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.

Кондак святителя Петра, митрополита Московского

глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения Комельского

глас 4

Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского

глас 8

Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Тропарь священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евтихе,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 3

Апостолов сопрестольник/ и святителей красота быв, Евтихе,/ мученически прославился еси,/ просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/ и разорил еси безбожия нощь глубокую,/ сего ради тя почитаем,// яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова.

Теги:
Священномученик Евтихий
Преподобный Арсений Комельский
Равноапостольный Косма Этолийский
православный календарь

Все публикации