
Седмица 11-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479).
Преподобного Арсения Комельского (1550). Преподобного Аристоклия, старца Московского (1918). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидской (558). Преподобного Георгия Лимниота (ок. 716). Равноапостольного Космы Этолийского (1779). Священномученика Максима Горлицкого пресвитера (1914).
Преподобномученика Серафима Шахмутя (1946).
Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).
Священномученик Евтихий
Священномученик Евтихий был родом из Севастии Палестинской. Услышав проповедь о Спасителе, Евтихий сначала сделался учеником святого апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись со святым апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. Святому Евтихию пришлось испытать много мучений: его томили голодом, строгали тело железом, бросали в огонь и на съедение зверям. Однажды на праведника был выпущен лев. Хищник привёл всех в ужас тем, что воздал хвалу Творцу, заговорив человеческим голосом. Это дивное чудо нашло отражение в службе мученику: «Скотски виде тя беззаконными осуждена, зверь, уготовленный для твоей погибели, ясно провеща всесильным мановением и величия Спаса Христа проповеда». После этого чуда подвижник вернулся на родину, где был усечён мечом в начале II века.
Преподобный Арсений Комельский
Преподобный Арсений Комельский был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в Комельский лес, где основал обитель в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Жизнь преподобного Арсения прошла в труде и молитве, в служении Богу и ближним. После его праведной кончины в 1550 году у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней. Спустя сто лет был построен новый каменный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика: один придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а другой — преподобному Арсению Комельскому.
Равноапостольный Косма Этолийский
Косма родился в греческой Этолии. На Святую Гору он был отправлен в Ватопедское училище для получения образования, но вскоре принял монашеский постриг и священнический сан в монастыре Филофея. К тому времени Греция уже несколько веков находилась под властью турок, поэтому множество греков иногда добровольно, иногда насильственно принимали ислам. Косма взял благословение у Константинопольского Патриарха и отправился проповедовать Евангелие как среди соотечественников, так и среди турок и албанцев. Его проповедь тепло принималась народом. Там, где проходил Косма, воздвигали кресты. По его наставлениям открывались школы, где греки могли учить родной язык. Косма был повешен в Албании по наветам торговцев-иудеев, которые выдали его турецким властям. Апостольское служение Космы продолжалось 25 лет.
Евангелие дня
Даже люди, малознакомые с христианством, знают, что Иисус говорил о грядущем конце мира и призывал своих учеников к нему готовиться. Но что на практике должна означать эта подготовка? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 24.
27ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
42Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Многие помнят, как во второй половине двухтысячных годов в средствах массовой информации появились сообщения о группе людей, которые в ожидании конца света ушли жить в пещеры. В то время многие задумались об адекватности подобного подхода и том, на самом ли деле отказ от паспортов и подобный уход от мира является тем, к чему призывает нас Христос.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Господь говорит ученикам о верных признаках конца мира. Они настолько же очевидны, насколько очевидно появление зелени на деревьях предвещает приход лета. Описание событий, которым предстоит случиться, вряд ли кого-нибудь оставит равнодушными, ведь речь идёт о бедствиях, каких до этого не видел свет. Бедствиях не только общественного, но даже планетарного и космического масштаба. Учитывая ужас происходящего, поневоле задумаешься, не является ли попытка ухода и бегства самой естественной реакцией... Однако из второй части чтения становится ясно, что Христос ожидает от нас чего-то совершенно другого. В качестве примера того, кто правильно себя ведёт, Он говорит о рабе, которому поручено кормить остальных и которого возвратившийся хозяин находит исполнившим поручение. Такого человека Спаситель называет блаженным, прямо как нищих духом, алчущих и жаждущих, миротворцев и милостивых, и всех тех, о ком Он говорит в Нагорной проповеди как о причастных Царству небесному.
В чём же суть служения человека, который, по слову Христа, блажен? Суть в том, что до прихода хозяина, слуга исполнял возложенные на него обязанности. То есть если мы хотим последовать его примеру, нам следует исполнять порученное нам Господом! Это главное, на что указывает нам Господь. Из других евангельских текстов мы знаем, что Спаситель не запрещает нам уходить от прямой опасности, но акцент Он делает не на этом, а на исполнении Его воли. Блажен не тот, кто убежал и спрятался, но тот, кто в любых испытаниях остался верен заповедям, остался терпелив, кроток, милосерден к людям.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Священномученик Косма Этолийский о Таинстве брака
Помолвка — это начало Таинства Брака. Кольцо, которое мужчина даёт женщине, должно быть из чистого золота, а женщина — чистой, как оно. Прими его и надень на палец, и впредь лучше умри, чем запятнай честь своего мужа. Также и ты неспроста посылаешь своему будущему мужу кольцо. Этим ты говоришь ему, что, если он стоек и твёрд, как серебро, пусть примет кольцо и наденет его, показывая готовность жизнь положить ради своей жены. Прежде всего исповедуйтесь, а затем венчайтесь в храме. Пусть священник поставит аналой посреди церкви и положит на него Святое Евангелие, кольца и венцы, поставит жениха и невесту рядом, возьмёт кадило и две зажжённые свечи, покадит на жениха трижды, изобразив крестное знамение. И спрашивает священник жениха: «Иоанн, хочешь ли ты, чтобы Мария стала твоей женой?» Если он скажет: «Да, хочу», — даёт ему свечу. Также спрашивает невесту: «Хочешь ли ты, Мария, чтобы Иоанн был твоим мужем?» Если такова воля обоих, пусть обвенчает их, а после венчания причастит их Святых Таин.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
История нас многому учит, но не дает полного ведения, и только в молитве, вспоминая подвиг предшествовавших нам Первосвятителей и святителей, мы можем сердцем, а не только умом, соприкоснуться с их опытом, благочестием, с подвигом их жизни. А потому и умудрение наше, которое всегда корнями уходит в прошлое, должно основываться не только на том, что мы узнаём разумом, но и на том, что говорит сердце, когда мы молимся святым Божиим угодникам. Ибо мы верим, что через них обретаем помощь и силу от Господа. Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, молитвами святителей, которые стояли у кормила церковного корабля, да ограждает Господь Церковь нашу от треволнений и бед и да дарует всем нам дух премудрости и разума... дух страха Божия (Ис. 11, 2—3).
Заповеди Ветхого Завета
Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом еврейскому народу, первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., однако они не утратили актуальности до сих пор. Но в наше время это уже лишь некий минимум, ниже которого просто некуда падать.
Десять заповедей, что были начертаны на двух каменных досках (скрижалях), которые спустил с горы Моисей, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть отражала обязанности человека по отношению к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди, остальные 6 — этические. В символической форме такое разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса двух скрижалей завета с надписанием римскими цифрами I-IV и V-X соответственно.
К сожалению, большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.
Можно ли «приворотить» любовь?
Объявлениями вида: «Черный приворот на любовь, любимый приползет на коленях» — полон интернет, и профессиональные колдуны и колдуньи обещают людям решить все их проблемы в личной жизни. Они претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь, к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг), счастливой?
Бог создал нас свободными; даже Он не принуждает нас к любви. Пытаться нарушить таким образом и с такой целью свободу другого человека — грех, и, даже если бы это было возможным, это не сделало бы никого счастливым.
Молитвословия
Тропарь святителя Петра, митрополита Московского
глас 4
Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.
Кондак святителя Петра, митрополита Московского
глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.
Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому
О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, братолюбием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь преподобного Арсения Комельского
глас 4
Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Арсения Комельского
глас 8
Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.
Тропарь священномученика Евтиха (Евтихия)
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евтихе,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Евтиха (Евтихия)
глас 3
Апостолов сопрестольник/ и святителей красота быв, Евтихе,/ мученически прославился еси,/ просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/ и разорил еси безбожия нощь глубокую,/ сего ради тя почитаем,// яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова.