Церковный календарь

6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

Седмица 13-я по Пятидесятнице
Поста нет. 24 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479).

Преподобного Арсения Комельского (1550). Преподобного Аристоклия, старца Московского (1918). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидской (558). Преподобного Георгия Лимниота (ок. 716). Равноапостольного Космы Этолийского (1779). Священномученика Максима Горлицкого пресвитера (1914).

Преподобномученика Серафима Шахмутя (1946).

Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

Священномученик Евтихий

Священномученик Евтихий был родом из Севастии Палестинской. Услышав проповедь о Спасителе, Евтихий сначала сделался учеником святого апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись со святым апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. Святому Евтихию пришлось испытать много мучений: его томили голодом, строгали тело железом, бросали в огонь и на съедение зверям. Однажды на праведника был выпущен лев. Хищник привёл всех в ужас тем, что воздал хвалу Творцу, заговорив человеческим голосом. Это дивное чудо нашло отражение в службе мученику: «Скотски виде тя беззаконными осуждена, зверь, уготовленный для твоей погибели, ясно провеща всесильным мановением и величия Спаса Христа проповеда». После этого чуда подвижник вернулся на родину, где был усечён мечом в начале II века.

Преподобный Арсений Комельский

Преподобный Арсений Комельский был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в Комельский лес, где основал обитель в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Жизнь преподобного Арсения прошла в труде и молитве, в служении Богу и ближним. После его праведной кончины в 1550 году у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней. Спустя сто лет был построен новый каменный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика: один придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а другой — преподобному Арсению Комельскому.

Равноапостольный Косма Этолийский

Косма родился в греческой Этолии. На Святую Гору он был отправлен в Ватопедское училище для получения образования, но вскоре принял монашеский постриг и священнический сан в монастыре Филофея. К тому времени Греция уже несколько веков находилась под властью турок, поэтому множество греков иногда добровольно, иногда насильственно принимали ислам. Косма взял благословение у Константинопольского Патриарха и отправился проповедовать Евангелие как среди соотечественников, так и среди турок и албанцев. Его проповедь тепло принималась народом. Там, где проходил Косма, воздвигали кресты. По его наставлениям открывались школы, где греки могли учить родной язык. Косма был повешен в Албании по наветам торговцев-иудеев, которые выдали его турецким властям. Апостольское служение Космы продолжалось 25 лет.

Священное Писание

2 Кор., 187 зач., VIII, 16 — IX, 5

16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.

18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; 21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.

22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.

23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.

24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.

Глава 9

1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,— не говорю "вы",— похвалившись с такою уверенностью.

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Мк., 12 зач., III, 13-19

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 3, 13-19

Избрал Господь апостолов, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». И всякий христианин избран, и избран на подобные же дела, именно: быть с Господом непрестанною памятью о Нем и сознанием Его вездеприсутствия, проповеданием и исполнением Его заповедей и готовностью исповедать веру свою в Него. В том кругу, где совершается такое исповедание, оно будет громкою проповедью для слышащих. Всякий христианин имеет власть целить недуги, не чужие, а свои и не телесные, а душевные, т. е. грехи и греховные привычки; изгонять бесов, отбрасывая злые помыслы, ими всеваемые, и погашая возбуждение страстей, ими разжигаемых. Делай так и будешь апостолом, исполнителем того, на что ты избран Господом, совершителем своего посланничества. Когда преуспеешь первоначально во всем этом, тогда, может быть, Господь назначит тебе и особое посольство - спасать других, после того, как спасешь себя, и помогать искушаемым, после того, как сам пройдешь все искушения, все опыты в добре и зле. Но твое дело - над собою трудиться: на то уж ты избран; прочее же в руках Божиих. Смиряющийся возносим бывает.

Священномученик Косма Этолийский о Таинстве брака

Помолвка — это начало Таинства Брака. Кольцо, которое мужчина даёт женщине, должно быть из чистого золота, а женщина — чистой, как оно. Прими его и надень на палец, и впредь лучше умри, чем запятнай честь своего мужа. Также и ты неспроста посылаешь своему будущему мужу кольцо. Этим ты говоришь ему, что, если он стоек и твёрд, как серебро, пусть примет кольцо и наденет его, показывая готовность жизнь положить ради своей жены. Прежде всего исповедуйтесь, а затем венчайтесь в храме. Пусть священник поставит аналой посреди церкви и положит на него Святое Евангелие, кольца и венцы, поставит жениха и невесту рядом, возьмёт кадило и две зажжённые свечи, покадит на жениха трижды, изобразив крестное знамение. И спрашивает священник жениха: «Иоанн, хочешь ли ты, чтобы Мария стала твоей женой?» Если он скажет: «Да, хочу», — даёт ему свечу. Также спрашивает невесту: «Хочешь ли ты, Мария, чтобы Иоанн был твоим мужем?» Если такова воля обоих, пусть обвенчает их, а после венчания причастит их Святых Таин.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История нас многому учит, но не дает полного ведения, и только в молитве, вспоминая подвиг предшествовавших нам Первосвятителей и святителей, мы можем сердцем, а не только умом, соприкоснуться с их опытом, благочестием, с подвигом их жизни. А потому и умудрение наше, которое всегда корнями уходит в прошлое, должно основываться не только на том, что мы узнаём разумом, но и на том, что говорит сердце, когда мы молимся святым Божиим угодникам. Ибо мы верим, что через них обретаем помощь и силу от Господа. Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, молитвами святителей, которые стояли у кормила церковного корабля, да ограждает Господь Церковь нашу от треволнений и бед и да дарует всем нам дух премудрости и разума... дух страха Божия (Ис. 11, 2–3).

Заповеди Ветхого Завета

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом еврейскому народу, первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., однако они не утратили актуальности до сих пор. Но в наше время это уже лишь некий минимум, ниже которого  просто некуда падать.

Десять заповедей, что были начертаны на двух каменных досках (скрижалях), которые спустил с горы Моисей, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть отражала обязанности человека по отношению к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди, остальные 6 — этические. В символической форме такое разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса двух скрижалей завета с надписанием римскими цифрами I-IV и V-X соответственно.

К сожалению, большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.

Можно ли «приворотить» любовь?

Объявлениями вида: «Черный приворот на любовь, любимый приползет на коленях» — полон интернет, и профессиональные колдуны и колдуньи обещают людям решить все их проблемы в личной жизни. Они претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь, к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг), счастливой?

Бог создал нас свободными; даже Он не принуждает нас к любви. Пытаться нарушить таким образом и с такой целью свободу другого человека — грех, и, даже если бы это было возможным, это не сделало бы никого счастливым.

Молитвословия

Тропарь святителя Петра, митрополита Московского

глас 4

Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.

Кондак святителя Петра, митрополита Московского

глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения Комельского

глас 4

Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского

глас 8

Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Тропарь священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евтихе,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 3

Апостолов сопрестольник/ и святителей красота быв, Евтихе,/ мученически прославился еси,/ просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/ и разорил еси безбожия нощь глубокую,/ сего ради тя почитаем,// яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова.

Теги:
Священномученик Евтихий
Преподобный Арсений Комельский
Равноапостольный Косма Этолийский
православный календарь

Все публикации