29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

5120
Фото

Седмица 13-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мученика Диомида врача (298). Мучеников 33-х Палестинских.

Преподобного Херимона Египетского (IV). Мученика великого князя Константина (1714) (Румын.).

Священномученика Александра Соколова пресвитера, преподобномученицы Анны Ежовой, мученика Иакова Гортинского (1937).

Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.

Перенесение Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

Во времена проповеди Господа Иисуса Христа едесский правитель Авгарь, уверовав во Евангелие и желая исцелиться от проказы, послал в Иерусалим живописца Ананию для написания образа Спасителя. Анания, увидев Господа, не смог написать Его изображение. Тогда Господь подозвал художника к Себе и повелел принести воду и кусок холста. Умыв лицо, Спаситель вытер его убрусом, на котором отпечатлелся Его Лик. Убрус с образом Господа Иисуса Христа Анания привёз в Едессу. Исцелённый Авгарь поместил Нерукотворённый Образ Господа в нише над городскими воротами. Много лет жители поклонялись Образу, когда проходили через ворота. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в Константинополь. 16 августа святыня была поставлена в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Мученик Диомид врач

Святой Диомид († начало IV века) родился в Тарсе Киликийском в христианской семье. Будучи врачом, он лечил телесные болезни и духовные недуги, призывая Имя Христово, чем многих приводил к вере. Во время гонений, устроенных императором Диоклетианом (284—305), святой Диомид переселился в город Никею. Здесь он поставил своё врачебное искусство на службу Церкви: исцелял больных и посещал мучеников, томящихся в темницах. Молва о врачехристианине дошла до императора, который приказал привести святого в Никомидию. По пути святой Диомид попросил остановить повозку и, став на колени, помолился и предал душу Богу. Воины, найдя святого мёртвым, отсекли ему голову в доказательство исполненного поручения, но в тот же миг ослепли. Когда голова была вновь приложена к телу, зрение к воинам вернулось и они уверовали во Христа.

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Изначально икона находилась в часовне города Городец, который был сожжен при нашествии хана Батыя в 1238 году. По преданию, чудом спасенная икона была обретена костромским князем Василием во время охоты, он увидел ее в ветвях дерева. Когда князь попытался взять икону, она поднялась в воздух. Пораженный этим, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. Накануне ее явления многие горожане видели, как этот образ носил по улицам Костромы воин в старинных доспехах, удивительно похожий на святого покровителя города великомученика Феодора Стратилата. В 1613 году Феодоровской иконой Божией Матери был благословлен на царствование Михаил, первый российский государь из династии Романовых.

Евангелие дня

Как, когда и кому мы можем говорить о Боге? Как начать беседу о вере? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Только что прозвучавший отрывок в общих чертах описывает главные стороны земного служения Христа. Здесь есть всё: чудеса, почитание Господа простыми людьми, сопротивление Евангельской проповеди со стороны религиозных лидеров иудеев, бессилие нечистых духов перед той силой, которая исходила от Спасителя. Наконец, евангелист описывает, как вёл Себя Христос в этих ситуациях. К людям Он был милостив, никогда не отказывал им в их просьбах. От конфликтов с иудеями, которые могли привести к физической расправе, Он до времени уклонялся, так как чётко видел, что Его час ещё не пришёл. Людям, одержимыми нечистыми духами, которые свидетельствовали о Его божественном происхождении, Он запрещал говорить. Это последняя особенность проповеди Христа больше всего обращает на себя внимание. Выглядит это довольно странно. Ведь именно свидетельство духовного мира — это самое сильное подтверждение и доказательство того, кем на самом деле являлся Иисус. Почему же Он отказывается от этой хоть и косвенной, но всё же поддержки? Почему не использует её в Своих целях? Тут есть несколько причин.

Первая заключается в том, что выражение «сын Божий» в древнем мире не было чем-то необычным. Библия в некоторых местах так именовала или ангелов или праведников. Но вместе с тем среди язычников «сыновьями божьими» нередко называли или особо знатных людей, например, фараонов, императоров и членов их семей, или тех людей, которые обладали сверхъестественными дарованиями, например, исключительной силой или магическими способностями. Жители Галилеи, в которой проходило служение Христа, общались с язычниками очень близко, находились нередко под влиянием их воззрений. А потому и выражение «Сын Божий» могли понимать через призму языческих предрассудков.

Ещё один важный момент. Выражение «Сын Божий» могло ассоциироваться в сознании иудеев с образом Мессии, представления о котором у них были искажённые. Для них Мессия — это победоносный Царь, который одолеет захватчиков-римлян и приведёт Израиль к власти над миром. Поэтому, если бы разнеслись слухи, что пришёл Мессия-Сын Божий, наверняка бы начались мятежи и восстания, что нередко случалось в иудейской истории. То есть выражение «Сын Божий» народ мыслил в категориях иудейского национализма. Однако представления Христа о том, каким должен быть Мессия и что Он должен сделать, радикально отличались от общенародных. Для Спасителя это был путь жертвенного служения и любви вплоть до смерти на кресте. Поэтому перед тем, как во всеуслышание говорить о Своем Богосыновстве, Господь должен был явить истинное значение этого выражения. В противном случае это могло привести к бессмысленному кровопролитию.

Итак, в свидетельстве бесов не было никакой пользы для проповеди Евангелия. Скорее это было антипроповедью. Нечистые духи играли на духовном невежестве людей. Используя сакральное выражение, которое встречается в Библии, они побуждали народ неверно мыслить о том, кто есть Христос. Точно так некогда сатана искушает Самого Господа в пустыне. Он пытается соблазнить Его цитатами из Священного Писания.

Для нас это повод задуматься. Для того, чтобы свидетельствовать о Боге, необходимо прежде всего понимать, с кем, когда и где мы говорим. Готов ли в данной ситуации человек принять наше свидетельство? Или я ещё больше введу его в заблуждение? Как же поймать подходящий момент? Евангелие даёт чёткий ответ: вера в Бога, а также навык каждодневного исполнения Христовых заповедей наполняют сердце человека Духом Святым. Чем больше Он нас наполняет, тем сильнее мы интуитивно ощущаем, когда сказать, когда промолчать. В конечном счёте, свидетельством должна стать вся наша жизнь. Чтобы люди смотрели на нас и спрашивали: откуда это в тебе? Я тоже так хочу. Расскажи, как тебе удалось приобрести такой мир, такой покой, такую милость и снисхождение к окружающим. Вот здесь и начинается настоящая проповедь, когда мои слова перестают быть идеологическими речовками и лозунгами, но подкрепляются безмолвными деяниями, в которых проявляет Себя Господь.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Икона помогает нам, взирая на вещественный образ, умом возноситься к первообразу, потому что физическая человеческая природа ограничена — нам не дано прозревать тайны Божиего Царства. Нам не дано знать более того, что Бог благоволил знать человеку. Наш опыт замкнут реальностью физического пространства. Православная икона — это словно окно в вечность. Православная икона соединяет нас с Божественным миром. Взирая на чудные лики, мы имеем возможность проецировать на самих себя духовный, Божественный мир.

Погребение Божией Матери

Погребальное шествие возглавил апостол Иоанн Богослов, нёсший сияющую райскую ветвь. За ним апостолы несли одр Богородицы, а за ними шли остальные. Все пели 113 псалом Давида: «Во исходе Израилеве от Египта», присоединяя к каждому стиху «аллилуиа».

Во время шествия над одром и провождающими появился сияющий облачный круг, напоминавший венец. Он плыл по воздуху до самого места погребения, и из него слышалось ангельское пение. Некоторые иудеи, ставшие свидетелями этого чуда, примкнули к процессии. Узнав об этом, архиереи и книжники разъярились и послали воинов разогнать участников, апостолов убить, а тело Богоматери сжечь. Но облачный круг спустился на землю и как стеной закрыл христиан от преследователей, а Ангелы, невидимо парившие над телом Богоматери, поразили их слепотой.

После этого облако снова поднялось, и шествие продолжилось. Вскоре иудейский священник Афоний воспылал ненавистью к Христу и Его Матери и с яростью бросился к одру, чтобы сбросить на землю тело Богородицы. Но когда его руки коснулись одра, невидимый Ангел отсёк их, и обрубки повисли на краю одра, а Афоний упал на землю. Вразумлённый апостолом Петром, он уверовал во Христа и раскаялся. По совету апостола Петра он с верою приложил усечённые руки к обрубкам, висящим на одре, призывая Божию Матерь, и они вмиг срослись. Афоний, прославляя Христа и Богородицу, последовал со всеми в Гефсиманию. Вслед за ним и многие ослепшие гонители, покаявшись и с верой прикоснувшись к одру, прозрели.

Придя в Гефсиманский сад, христиане, отдав телу Богородицы последнее целование, положили его в семейном склепе, высеченном в скале, и закрыли вход большим камнем. Апостолы пробыли у гроба Богородицы трое суток, днём и ночью воспевая псалмы. И во всё это время в воздухе слышалось дивное пение славящих Богородицу Ангелов.

Что такое Символ веры?

Символ веры — это краткое по форме, но вместе с тем ёмкое по содержанию изложение основ православного вероучения. В древности разные Поместные Церкви могли пользоваться разными Символами. Однако в IV веке на I и II Вселенских Соборах был составлен единый для Вселенской Православной Церкви Символ. Он получил название «Никео-Константинопольский», в связи с наименованиями мест деятельности этих Соборов (Первого Никейского и Второго Константинопольского соответственно).

Символ веры включает 12 предложений, которые иногда именуются 12-ю общими православными догматами. Каждый из этих догматов отражает ту или иную истину православного вероучения.

Структура: Исповедание веры в Бога Отца (1 предложение); Бога Сына (6); Святого Духа (1); Церковь (1); Крещение (1); Воскресение мертвых (1); Жизнь будущего века (1). Обратим внимание, что ровно половина Символа веры свидетельствует о Боговоплощении (6 из 12-ти предложений), это важнейшая часть Божественного Откровения.

Под символом в античности понимались две части разломанной пластинки, используемые в качестве пароля. В момент чтения Символа веры человек как бы предъявляет свой символ, соответствующий церковному, подтверждая, что его вера христианская, а не популярный ныне микс из язычества и оккультизма.

Вопреки распространённому заблуждению, Символ веры — это не молитва, а исповедание веры. Именно поэтому, как свидетельство не просто веры, а веры христианской, он произносится перед Крещением и Причащением.

Молитвословия

Тропарь Нерукотворенного Образа

глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворенного Образа

глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Молитва ко Господу

Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Диомида

Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем,/ Христов воине Диомиде,/ победив диавольския козни,/ и на Небесех у Христа прославися,/ молися за творящих верою память твою.

Кондак мученика Диомида

глас 2

Истинный и непобедимый страстотерпец,/ благочестия и благодати Небесный тайнник явлься,/ Диомиде преславне,/ победив мучителя и победоносец быв,/ венцы победными прославися.

Новости по теме

В день празднования в честь Нерукотворного образа Спасителя в Спасском приходе села Большое Ходяшево совершена Литургия В день празднования в честь Нерукотворного образа Спасителя в Спасском приходе села Большое Ходяшево совершена Литургия

29 августа, в день воспоминания перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворённого Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, в Спасском приходе села Большое Ходяшево (Зеленодольский район РТ) была совершена Литургия.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Спасо-Евдокиевском храме Казани Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Спасо-Евдокиевском храме Казани

29 августа, в день воспоминания перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворённого Образа Господа Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Евдокиевском храме Казани.

Спасский собор города Елабуги отметил престольный праздник Спасский собор города Елабуги отметил престольный праздник

29 августа 2022 года, в день воспоминания перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворённого Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), в Спасском соборе города Елабуги прошло праздничное богослужение.

Архипастыри Татарстанской митрополии освятили два престола Спасо-Евдокиевского храма города Казани Архипастыри Татарстанской митрополии освятили два престола Спасо-Евдокиевского храма города Казани

29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили великое освящение двух престолов Спасо-Евдокиевского храма города Казани: главного — в честь Нерукотворённого Образа Спасителя и левого — в честь преподобномученицы Евдокии Илиопольской.