Церковный календарь

29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

12-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 16 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Успения Пресвятой БогородицыПеренесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мученика Диомида врача (298). Мучеников 33-х Палестинских.

Преподобного Херимона Египетского (IV). Мученика великого князя Константина (1714) (Румын.).

Священномученика Александра Соколова пресвитера, преподобномученицы Анны Ежовой, мученика Иакова Гортинского (1937).

Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.

Перенесение Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

Во времена проповеди Господа Иисуса Христа едесский правитель Авгарь, уверовав во Евангелие и желая исцелиться от проказы, послал в Иерусалим живописца Ананию для написания образа Спасителя. Анания, увидев Господа, не смог написать Его изображение. Тогда Господь подозвал художника к Себе и повелел принести воду и кусок холста. Умыв лицо, Спаситель вытер его убрусом, на котором отпечатлелся Его Лик. Убрус с образом Господа Иисуса Христа Анания привёз в Едессу. Исцелённый Авгарь поместил Нерукотворённый Образ Господа в нише над городскими воротами. Много лет жители поклонялись Образу, когда проходили через ворота. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в Константинополь. 16 августа святыня была поставлена в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Мученик Диомид врач

Святой Диомид († начало IV века) родился в Тарсе Киликийском в христианской семье. Будучи врачом, он лечил телесные болезни и духовные недуги, призывая Имя Христово, чем многих приводил к вере. Во время гонений, устроенных императором Диоклетианом (284–305), святой Диомид переселился в город Никею. Здесь он поставил своё врачебное искусство на службу Церкви: исцелял больных и посещал мучеников, томящихся в темницах. Молва о врачехристианине дошла до императора, который приказал привести святого в Никомидию. По пути святой Диомид попросил остановить повозку и, став на колени, помолился и предал душу Богу. Воины, найдя святого мёртвым, отсекли ему голову в доказательство исполненного поручения, но в тот же миг ослепли. Когда голова была вновь приложена к телу, зрение к воинам вернулось и они уверовали во Христа.

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Изначально икона находилась в часовне города Городец, который был сожжен при нашествии хана Батыя в 1238 году. По преданию, чудом спасенная икона была обретена костромским князем Василием во время охоты, он увидел ее в ветвях дерева. Когда князь попытался взять икону, она поднялась в воздух. Пораженный этим, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. Накануне ее явления многие горожане видели, как этот образ носил по улицам Костромы воин в старинных доспехах, удивительно похожий на святого покровителя города великомученика Феодора Стратилата. В 1613 году Феодоровской иконой Божией Матери был благословлен на царствование Михаил, первый российский государь из династии Романовых.

Священное Писание

1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29

26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Мф., 82 зач., XX, 29-34

29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?

33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 26-29; Мф. 20, 29-34

Два слепца Иерихонские вопиют, и Господь возвращает им зрение. Но разве только эти одни слепцы были в местах тех? Конечно, нет. Отчего же эти получили прозрение, а другие нет? Оттого, что не вопияли: а не вопияли оттого, что не имели упования; упования же не имели оттого, что не угождали Богу; Богу не угождали оттого, что мало веровали. К кому придет настоящая вера, тот в ту же минуту начнет угождать Богу; а с угождением Богу начнет входить и упование; а от всего этого - молитва, вынуждающая всякую помощь свыше. Таким уж отказа не бывает. Да они и просить умеют, и верно знают, что просить должно, и меру прошения понимают, и неотступность терпеливую в молитве держат. Все это непременно надо, чтобы иметь успех; сама по себе молитва слабокрыла.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень часто мы читаем Евангелие, другие книги, в которых говорится о Христе, о Его чудесах, о Его жизни. Мы удивляемся глубине мыслей и силе нравственного послания Евангелия. Но для очень многих это остается недостаточным свидетельством, и, признавая ценность христианства в том числе как этической системы, люди остаются неверующими. Происходит это потому, что они не встретились со Христом, не увидели Его лица, не почувствовали Его реального присутствия. А как это — встретиться со Христом? Это значит в какой-то момент своей жизни точно понять и почувствовать, что на тебе — рука Божия, и то, что произошло с тобой, выпадает из жизненной логики и дает представление об ином мире, что ты с этим миром соприкоснулся. И это происходит с очень многими людьми на этом свете, причем вне зависимости от внешних условий.

Погребение Божией Матери

Погребальное шествие возглавил апостол Иоанн Богослов, нёсший сияющую райскую ветвь. За ним апостолы несли одр Богородицы, а за ними шли остальные. Все пели 113 псалом Давида: «Во исходе Израилеве от Египта», присоединяя к каждому стиху «аллилуиа».

Во время шествия над одром и провождающими появился сияющий облачный круг, напоминавший венец. Он плыл по воздуху до самого места погребения, и из него слышалось ангельское пение. Некоторые иудеи, ставшие свидетелями этого чуда, примкнули к процессии. Узнав об этом, архиереи и книжники разъярились и послали воинов разогнать участников, апостолов убить, а тело Богоматери сжечь. Но облачный круг спустился на землю и как стеной закрыл христиан от преследователей, а Ангелы, невидимо парившие над телом Богоматери, поразили их слепотой.

После этого облако снова поднялось, и шествие продолжилось. Вскоре иудейский священник Афоний воспылал ненавистью к Христу и Его Матери и с яростью бросился к одру, чтобы сбросить на землю тело Богородицы. Но когда его руки коснулись одра, невидимый Ангел отсёк их, и обрубки повисли на краю одра, а Афоний упал на землю. Вразумлённый апостолом Петром, он уверовал во Христа и раскаялся. По совету апостола Петра он с верою приложил усечённые руки к обрубкам, висящим на одре, призывая Божию Матерь, и они вмиг срослись. Афоний, прославляя Христа и Богородицу, последовал со всеми в Гефсиманию. Вслед за ним и многие ослепшие гонители, покаявшись и с верой прикоснувшись к одру, прозрели.

Придя в Гефсиманский сад, христиане, отдав телу Богородицы последнее целование, положили его в семейном склепе, высеченном в скале, и закрыли вход большим камнем. Апостолы пробыли у гроба Богородицы трое суток, днём и ночью воспевая псалмы. И во всё это время в воздухе слышалось дивное пение славящих Богородицу Ангелов.

Что такое Символ веры?

Символ веры — это краткое по форме, но вместе с тем ёмкое по содержанию изложение основ православного вероучения. В древности разные Поместные Церкви могли пользоваться разными Символами. Однако в IV веке на I и II Вселенских Соборах был составлен единый для Вселенской Православной Церкви Символ. Он получил название «Никео-Константинопольский», в связи с наименованиями мест деятельности этих Соборов (Первого Никейского и Второго Константинопольского соответственно).

Символ веры включает 12 предложений, которые иногда именуются 12-ю общими православными догматами. Каждый из этих догматов отражает ту или иную истину православного вероучения. 

Структура: Исповедание веры в Бога Отца (1 предложение); Бога Сына (6); Святого Духа (1); Церковь (1); Крещение (1); Воскресение мертвых (1); Жизнь будущего века (1). Обратим внимание, что ровно половина Символа веры свидетельствует о Боговоплощении (6 из 12-ти предложений), это важнейшая часть Божественного Откровения.

Под символом в античности понимались две части разломанной пластинки, используемые в качестве пароля. В момент чтения Символа веры человек как бы предъявляет свой символ, соответствующий церковному, подтверждая, что его вера христианская, а не популярный ныне микс из язычества и оккультизма.

Вопреки распространённому заблуждению, Символ веры — это не молитва, а исповедание веры. Именно поэтому, как свидетельство не просто веры, а веры христианской, он произносится перед Крещением и Причащением.

Молитвословия

Тропарь Нерукотворенного Образа

глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворенного Образа

глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Молитва ко Господу

Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Диомида

Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем,/ Христов воине Диомиде,/ победив диавольския козни,/ и на Небесех у Христа прославися,/ молися за творящих верою память твою.

Кондак мученика Диомида

глас 2

Истинный и непобедимый страстотерпец,/ благочестия и благодати Небесный тайнник явлься,/ Диомиде преславне,/ победив мучителя и победоносец быв,/ венцы победными прославися.

Теги:
Нерукотворный образ Иисуса Христа
мученик Диомид Тарсянин
Феодоровская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации