Церковный календарь

27 августа. Память пророка Михея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 августа. Память пророка Михея

12-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 14 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091).

Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейского (ок. 389).

Священномученика Василия, архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея Померанцева и мученика Алексия Зверева (1918); священномученика Владимира Цедринского пресвитера (1918); священномучеников Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, преподобномученика Елевферия Печенникова, преподобномучениц Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мученика Феодора Захарова (1937); преподобного Александра Уродова исповедника (1961).

Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).

Пророк Михей

Всю жизнь пророк Михей горько скорбел, провидя гибель Иудеи из-за грехов ее правителей. «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом», — горевал он. Спасение он видел не в сложных обрядах, а в очищении души и любви к ближнему: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Слова его книги впервые содержали одну из главных «формул» спасения: «Люби ближнего, как самого себя». И именно Михею принадлежит самое точное пророчество о месте рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем, мал ли ты… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Священномученик Маркелл Апамейский

Святитель Маркелл отличался ревностью в борьбе с язычеством. В конце IV века император Феодосий повелел разрушать языческие храмы, и в Апомею был послан префект с отрядом воинов. Но он не смог разрушить капище, ибо камни «были величины огромной и прилажены один к другому плотно, да ещё связаны железом и свинцом». Тогда на помощь ему пришёл святой Маркелл. Его помощник подпёр колонны храма оливковыми деревьями, а затем поджёг. Но деревья не загорались. Тогда святитель Маркелл освятил воду и повелел окропить деревья, после чего огонь разгорелся и капище рухнуло. Когда воины разрушали ещё одно капище, святителя Маркелла схватили язычники и бросили в огонь. Святой скончался. Убийцы были найдены, и близкие епископа хотели им отомстить, но cобор запретил им это, указав, что за такую кончину надо благодарить Бога.

Преподобный Аркадий Новоторжский

Преподобный Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал где придется. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику Аркадия особую отрешенность от житейской суеты. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. После того как жители города Вязьмы стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного, он, избегая славы, удалился в верховья реки Тверцы. Там он разделил труды по основанию новой обители в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба со своим духовным наставником преподобным Ефремом. Аркадий усердно подвизался в молитве, посте и молчании и мирно отошел ко Господу через несколько лет после смерти наставника.

Священномученик Василий Черниговский

Архиепископ Василий (в миру Василий Богоявленский) родился в 1867 году в тамбовском селе Сеславино в семье священника. В 1900 году окончил Казанскую духовную академию. В 1908 году, овдовев, принял монашеский постриг и вскоре был назначен ректором Черниговской духовной семинарии. В 1909 году состоялась его хиротония во епископа. На Черниговской кафедре владыка нес служение в 1911–1917 годах. В 1917 году был обвинен в «приверженности старому строю» и отправлен на покой. Святитель принял участие в деятельности Поместного собора, откуда в 1918 году был направлен в Пермь с комиссией расследовать убийство архиепископа Андроника. Когда они уже возвращались, 27 августа 1918 года их поезд был остановлен красноармейцами между Пермью и Вяткой. Ворвавшись в вагон, они убили членов комиссии. Самого владыку сбросили с Камского моста в реку. Тело архиепископа Василия похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали мощи священномученика и сожгли.

Священное Писание

2 Кор., 183 зач., VII, 1-10

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.

6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.

9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Мк., 5 зач., I, 29-35

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35

«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

Явление Архангела Гавриила Богородице

Под конец Своего земного пути Богородица очень тосковала по Сыну, много молилась и просила Его забрать Её к Себе. Во время одной из таких молитв в Гефсиманском саду перед Ней предстал Архангел Гавриил и передал Ей радостную весть, что через три дня Христос примет Её, Свою Мать, в Небесное Царство, чтобы Она жила и царствовала с Ним бесконечное время. В знак того, что над Ней не будет иметь власти телесная смерть, что Её кончина будет напоминать сон, пробудившись от которого Она войдёт в вечную славу и жизнь, Архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь, имеющую вид сияющей ветви финиковой пальмы, и сказал, что при Её погребении эту ветвь нужно нести перед одром с Её телом. Богородица стала благодарить Бога за благую весть. Когда Она склонялась в молитве, вместе с Ней наклонялись и масличные деревья.

Божия Матерь перед своей блаженной кончиной

Когда после молитвы в Гефсимании Богородица вернулась домой, Её лицо засияло небесным светом, всеми ощущалось присутствие около Неё славы Божией. Первым о Своей грядущей кончине Она известила апостола Иоанна, и показав ему светящуюся райскую ветвь, завещала нести её пред Своим одром. Затем велела домочадцам приготовить всё для погребения: украсить горницу и стоящий в ней одр, зажечь светильники и приготовить благоухания. Апостол Иоанн сообщил обо всём Иерусалимскому епископу Иакову, брату Господню, и всем Её ближним. Проститься с Богородицей пришло множество народа. Дом наполнился рыданиями. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Её кончине, так как, став ближе к Своему Сыну, Она с большим дерзновением будет просить Его о милосердии не только к ним, но и ко всему миру. Утешив народ, Богородица завещала Свои одежды двум служившим Ей бедным вдовицам и попросила похоронить Её в Гефсиманском саду, где была гробница Её родителей, Иоакима и Анны, и Иосифа Обручника.

Архимандрит Ефрем Филофейский о благоуханной молитве

Свидетельство паломника

У каливы старца он мне рассказывал о молитве, об отцах, за которыми ухаживал, когда они состарились. И в этом месте, у его каливы, мир благоухал, как лилия и роза, хотя вокруг была одна сушь и ничего не росло, кроме низкого каменного дуба. Однажды я стал нюхать воздух, и старец меня спросил: «Что это ты делаешь?» — «Старче, пахнет лилиями и розами». — «Вот балда! Подойди поближе, к двери». Я подошел к двери в келлию старца и вдохнул аромат. Я вошел: вся келлия благоухала так, что даже моя борода и одежда стали источать аромат. Старец мне сказал: «Это от молитвы. Разве ты не понимаешь? Благоухание — это Имя Христово». Должно быть, он много молился той ночью. От Иисусовой молитвы благоухает не только человек, но и место, где он стоит. Я чувствовал, как аромат его молитвы орошал все, что его окружало, воздействуя не только на наши внутренние, но и на внешние чувства. Часто и отец Харалампий, когда заходил в келлию старца во время их ночных встреч, ощущал благоухание.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый знает, как тяжело подойти к человеку, с которым находишься в реальном конфликте, особенно когда чувствуешь, что тот человек пред тобой согрешил. Когда сознаешь некую свою правду, когда его винишь в конфликте. Как же невероятно трудно преклонить колено перед таким человеком! Но нужно помнить: чем тяжелее преклонить колено, тем больше причин это сделать, потому что этим преклонением мы прикасаемся к некому духовному нерву, затрагиваем нечто существенное в своей жизни. И если, несмотря на сопротивление, которое проистекает от нашей гордости, мы все-таки раскаиваемся перед ближним, то делаем очень важный первый шаг, который свидетельствует о том, что мы не утратили способность различать добро и зло, что мы не утратили понятие греха, что грех уязвляет нашу совесть. А пока грех будет уязвлять нашу совесть, будет и надежда на спасение, потому что с уязвленной совестью жить очень тяжело.

Каковы признаки Священного Предания?

Наряду со Священным Преданием, хранимым Церковью, в ней циркулируют частные предания, не относящиеся к Священному. Частные предания относительно одних и тех же фактов могут разниться. К ним следует относиться с надлежащим рассуждением. Признаками Священного Предания являются: древность (от апостолов), всеобщность, повсеместность, непрерывность, соответствие Священному Писанию (Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания).

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодосия, Печерского чудотворца

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия, Печерского чудотворца

глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 4

От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.

Кондак преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 2

К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

Людие, предыграйте,/ руками плещуще верно,/ и любовию соберитеся,/ днесь радующеся/ и светло восклицающе вси веселием:/ Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно,// Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Кондак предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

В славней памяти Твоей/ вселенная, невещественным Духом испещрена,/ умно с веселием зовет Тебе:/ радуйся, Дево,// христиан похвало.

Теги:
Пророк Михей
преподобный Аркадий Новоторжский
православный календарь

Все публикации