Церковный календарь

27 августа. Память пророка Михея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 августа. Память пророка Михея

Седмица 11-я по Пятидесятнице
День постный. 14 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091).

Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейского (ок. 389).

Священномученика Василия, архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея Померанцева и мученика Алексия Зверева (1918); священномученика Владимира Цедринского пресвитера (1918); священномучеников Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, преподобномученика Елевферия Печенникова, преподобномучениц Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мученика Феодора Захарова (1937); преподобного Александра Уродова исповедника (1961).

Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).

Пророк Михей

Всю жизнь пророк Михей горько скорбел, провидя гибель Иудеи из-за грехов ее правителей. «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом», — горевал он. Спасение он видел не в сложных обрядах, а в очищении души и любви к ближнему: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Слова его книги впервые содержали одну из главных «формул» спасения: «Люби ближнего, как самого себя». И именно Михею принадлежит самое точное пророчество о месте рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем, мал ли ты… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Священномученик Маркелл Апамейский

Святитель Маркелл отличался ревностью в борьбе с язычеством. В конце IV века император Феодосий повелел разрушать языческие храмы, и в Апомею был послан префект с отрядом воинов. Но он не смог разрушить капище, ибо камни «были величины огромной и прилажены один к другому плотно, да ещё связаны железом и свинцом». Тогда на помощь ему пришёл святой Маркелл. Его помощник подпёр колонны храма оливковыми деревьями, а затем поджёг. Но деревья не загорались. Тогда святитель Маркелл освятил воду и повелел окропить деревья, после чего огонь разгорелся и капище рухнуло. Когда воины разрушали ещё одно капище, святителя Маркелла схватили язычники и бросили в огонь. Святой скончался. Убийцы были найдены, и близкие епископа хотели им отомстить, но cобор запретил им это, указав, что за такую кончину надо благодарить Бога.

Преподобный Аркадий Новоторжский

Преподобный Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал где придется. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику Аркадия особую отрешенность от житейской суеты. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. После того как жители города Вязьмы стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного, он, избегая славы, удалился в верховья реки Тверцы. Там он разделил труды по основанию новой обители в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба со своим духовным наставником преподобным Ефремом. Аркадий усердно подвизался в молитве, посте и молчании и мирно отошел ко Господу через несколько лет после смерти наставника.

Священномученик Василий Черниговский

Архиепископ Василий (в миру Василий Богоявленский) родился в 1867 году в тамбовском селе Сеславино в семье священника. В 1900 году окончил Казанскую духовную академию. В 1908 году, овдовев, принял монашеский постриг и вскоре был назначен ректором Черниговской духовной семинарии. В 1909 году состоялась его хиротония во епископа. На Черниговской кафедре владыка нес служение в 1911–1917 годах. В 1917 году был обвинен в «приверженности старому строю» и отправлен на покой. Святитель принял участие в деятельности Поместного собора, откуда в 1918 году был направлен в Пермь с комиссией расследовать убийство архиепископа Андроника. Когда они уже возвращались, 27 августа 1918 года их поезд был остановлен красноармейцами между Пермью и Вяткой. Ворвавшись в вагон, они убили членов комиссии. Самого владыку сбросили с Камского моста в реку. Тело архиепископа Василия похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали мощи священномученика и сожгли.

Священное Писание

1 Кор., 123 зач., I, 3-9

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 78 зач., XIX, 3-12

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать иприлепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12

Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: «Кто может вместить, да вместит». Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения – безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Явление Архангела Гавриила Богородице

Под конец Своего земного пути Богородица очень тосковала по Сыну, много молилась и просила Его забрать Её к Себе. Во время одной из таких молитв в Гефсиманском саду перед Ней предстал Архангел Гавриил и передал Ей радостную весть, что через три дня Христос примет Её, Свою Мать, в Небесное Царство, чтобы Она жила и царствовала с Ним бесконечное время. В знак того, что над Ней не будет иметь власти телесная смерть, что Её кончина будет напоминать сон, пробудившись от которого Она войдёт в вечную славу и жизнь, Архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь, имеющую вид сияющей ветви финиковой пальмы, и сказал, что при Её погребении эту ветвь нужно нести перед одром с Её телом. Богородица стала благодарить Бога за благую весть. Когда Она склонялась в молитве, вместе с Ней наклонялись и масличные деревья.

Божия Матерь перед своей блаженной кончиной

Когда после молитвы в Гефсимании Богородица вернулась домой, Её лицо засияло небесным светом, всеми ощущалось присутствие около Неё славы Божией. Первым о Своей грядущей кончине Она известила апостола Иоанна, и показав ему светящуюся райскую ветвь, завещала нести её пред Своим одром. Затем велела домочадцам приготовить всё для погребения: украсить горницу и стоящий в ней одр, зажечь светильники и приготовить благоухания. Апостол Иоанн сообщил обо всём Иерусалимскому епископу Иакову, брату Господню, и всем Её ближним. Проститься с Богородицей пришло множество народа. Дом наполнился рыданиями. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Её кончине, так как, став ближе к Своему Сыну, Она с большим дерзновением будет просить Его о милосердии не только к ним, но и ко всему миру. Утешив народ, Богородица завещала Свои одежды двум служившим Ей бедным вдовицам и попросила похоронить Её в Гефсиманском саду, где была гробница Её родителей, Иоакима и Анны, и Иосифа Обручника.

Архимандрит Ефрем Филофейский о благоуханной молитве

Свидетельство паломника

У каливы старца он мне рассказывал о молитве, об отцах, за которыми ухаживал, когда они состарились. И в этом месте, у его каливы, мир благоухал, как лилия и роза, хотя вокруг была одна сушь и ничего не росло, кроме низкого каменного дуба. Однажды я стал нюхать воздух, и старец меня спросил: «Что это ты делаешь?» — «Старче, пахнет лилиями и розами». — «Вот балда! Подойди поближе, к двери». Я подошел к двери в келлию старца и вдохнул аромат. Я вошел: вся келлия благоухала так, что даже моя борода и одежда стали источать аромат. Старец мне сказал: «Это от молитвы. Разве ты не понимаешь? Благоухание — это Имя Христово». Должно быть, он много молился той ночью. От Иисусовой молитвы благоухает не только человек, но и место, где он стоит. Я чувствовал, как аромат его молитвы орошал все, что его окружало, воздействуя не только на наши внутренние, но и на внешние чувства. Часто и отец Харалампий, когда заходил в келлию старца во время их ночных встреч, ощущал благоухание.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Из ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви. Мы называем это служение пророческим служением, потому что по примеру Господа и святых пророков, продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию правду людям, ибо пророчества — это и есть провозглашение Божией правды, и оно никогда не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви множество раз провозглашение Божественной правды наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже на ненависть. Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, которая не ограничилась словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которая включала в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством.

Каковы признаки Священного Предания?

Наряду со Священным Преданием, хранимым Церковью, в ней циркулируют частные предания, не относящиеся к Священному. Частные предания относительно одних и тех же фактов могут разниться. К ним следует относиться с надлежащим рассуждением. Признаками Священного Предания являются: древность (от апостолов), всеобщность, повсеместность, непрерывность, соответствие Священному Писанию (Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания).

Вера и магия — противоположные подходы к сверхъестественному

Неверующие люди часто путают веру и магию: и христиане, и маги повторяют какие-то малопонятные слова, совершают какие-то загадочные для внешних обряды. Однако вера и магия — это противоположные подходы к сверхъестественному.

Эти подходы могут проявляться и в человеческих отношениях — речь идёт о манипуляции или доверии. Можно пытаться манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.

Магия — это попытка манипулировать духовной реальностью. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы в итоге можете остаться в одиночестве. Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнять вашу волю какое-то время, но это обернётся потерей неизмеримо более ужасной.

Вера подразумевает смиренное обращение к Богу как к Господу и Владыке. Верующий говорит: «Да будет воля Твоя»; магия пытается продавить свою волю.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодосия, Печерского чудотворца

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия, Печерского чудотворца

глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 4

От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.

Кондак преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 2

К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

Людие, предыграйте,/ руками плещуще верно,/ и любовию соберитеся,/ днесь радующеся/ и светло восклицающе вси веселием:/ Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно,// Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Кондак предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

В славней памяти Твоей/ вселенная, невещественным Духом испещрена,/ умно с веселием зовет Тебе:/ радуйся, Дево,// христиан похвало.

Теги:
Пророк Михей
преподобный Аркадий Новоторжский
православный календарь

Все публикации