Церковный календарь

27 августа. Память пророка Михея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 августа. Память пророка Михея

11-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 14 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091).

Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейского (ок. 389).

Священномученика Василия, архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея Померанцева и мученика Алексия Зверева (1918); священномученика Владимира Цедринского пресвитера (1918); священномучеников Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, преподобномученика Елевферия Печенникова, преподобномучениц Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мученика Феодора Захарова (1937); преподобного Александра Уродова исповедника (1961).

Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).

Пророк Михей

Всю жизнь пророк Михей горько скорбел, провидя гибель Иудеи из-за грехов ее правителей. «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом», — горевал он. Спасение он видел не в сложных обрядах, а в очищении души и любви к ближнему: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Слова его книги впервые содержали одну из главных «формул» спасения: «Люби ближнего, как самого себя». И именно Михею принадлежит самое точное пророчество о месте рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем, мал ли ты… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Священномученик Маркелл Апамейский

Святитель Маркелл отличался ревностью в борьбе с язычеством. В конце IV века император Феодосий повелел разрушать языческие храмы, и в Апомею был послан префект с отрядом воинов. Но он не смог разрушить капище, ибо камни «были величины огромной и прилажены один к другому плотно, да ещё связаны железом и свинцом». Тогда на помощь ему пришёл святой Маркелл. Его помощник подпёр колонны храма оливковыми деревьями, а затем поджёг. Но деревья не загорались. Тогда святитель Маркелл освятил воду и повелел окропить деревья, после чего огонь разгорелся и капище рухнуло. Когда воины разрушали ещё одно капище, святителя Маркелла схватили язычники и бросили в огонь. Святой скончался. Убийцы были найдены, и близкие епископа хотели им отомстить, но cобор запретил им это, указав, что за такую кончину надо благодарить Бога.

Преподобный Аркадий Новоторжский

Преподобный Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал где придется. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику Аркадия особую отрешенность от житейской суеты. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. После того как жители города Вязьмы стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного, он, избегая славы, удалился в верховья реки Тверцы. Там он разделил труды по основанию новой обители в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба со своим духовным наставником преподобным Ефремом. Аркадий усердно подвизался в молитве, посте и молчании и мирно отошел ко Господу через несколько лет после смерти наставника.

Священномученик Василий Черниговский

Архиепископ Василий (в миру Василий Богоявленский) родился в 1867 году в тамбовском селе Сеславино в семье священника. В 1900 году окончил Казанскую духовную академию. В 1908 году, овдовев, принял монашеский постриг и вскоре был назначен ректором Черниговской духовной семинарии. В 1909 году состоялась его хиротония во епископа. На Черниговской кафедре владыка нес служение в 1911–1917 годах. В 1917 году был обвинен в «приверженности старому строю» и отправлен на покой. Святитель принял участие в деятельности Поместного собора, откуда в 1918 году был направлен в Пермь с комиссией расследовать убийство архиепископа Андроника. Когда они уже возвращались, 27 августа 1918 года их поезд был остановлен красноармейцами между Пермью и Вяткой. Ворвавшись в вагон, они убили членов комиссии. Самого владыку сбросили с Камского моста в реку. Тело архиепископа Василия похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали мощи священномученика и сожгли.

Священное Писание

2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Глава 3

1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Мф., 95 зач., XXIII, 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28

Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, — лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело — завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика.

Архимандрит Ефрем Филофейский о благоуханной молитве

Свидетельство паломника

У каливы старца он мне рассказывал о молитве, об отцах, за которыми ухаживал, когда они состарились. И в этом месте, у его каливы, мир благоухал, как лилия и роза, хотя вокруг была одна сушь и ничего не росло, кроме низкого каменного дуба. Однажды я стал нюхать воздух, и старец меня спросил: «Что это ты делаешь?» — «Старче, пахнет лилиями и розами». — «Вот балда! Подойди поближе, к двери». Я подошел к двери в келлию старца и вдохнул аромат. Я вошел: вся келлия благоухала так, что даже моя борода и одежда стали источать аромат. Старец мне сказал: «Это от молитвы. Разве ты не понимаешь? Благоухание — это Имя Христово». Должно быть, он много молился той ночью. От Иисусовой молитвы благоухает не только человек, но и место, где он стоит. Я чувствовал, как аромат его молитвы орошал все, что его окружало, воздействуя не только на наши внутренние, но и на внешние чувства. Часто и отец Харалампий, когда заходил в келлию старца во время их ночных встреч, ощущал благоухание.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Прощение грехов в христианской общине, совершаемое епископом, а позже иереями, существовало с самых первых дней бытия христианской Церкви. Но особенным образом таинство Исповеди укоренилось в церковной практике и традиции в эпоху гонений. Многие, не выдерживая страданий, отрекались от Христа, приносили жертву языческим богам. Потом, тяжко укоряемые совестью, они возвращались в христианскую общину, но их не допускали в общину, в пространство, где совершалась Божественная Евхаристия, и тогда эти люди молились в притворе или даже за стенами зданий, где совершалась Божественная литургия. Пребывание вовне тех, кто омрачил свою совесть предательством, малодушием, длилось иногда многие годы. И лишь когда епископ убеждался, что в сознании кающегося произошла реальная перемена, последнему дозволялось войти в общину: над ним совершалось таинство Исповеди, человек должен был публично раскаяться в своих грехах, и затем епископ благословлял его, воссоединяя его с Церковью.

Молитвословия

Тропарь преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 4

От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.

Кондак преподобного Аркадия

глас 2

К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

глас 2

К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Феодосия

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия

глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.

Тропарь предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

Людие, предыграйте,/ руками плещуще верно,/ и любовию соберитеся,/ днесь радующеся/ и светло восклицающе вси веселием:/ Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно,// Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Кондак предпразднства Успения Пресвятой Богородицы

глас 4

В славней памяти Твоей/ вселенная, невещественным Духом испещрена,/ умно с веселием зовет Тебе:/ радуйся, Дево,// христиан похвало.

Теги:
Пророк Михей
преподобный Аркадий Новоторжский
православный календарь

Все публикации