Церковный календарь

26 августа. Память преставления и перенесения мощей преподобного Максима Исповедника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 августа. Память преставления и перенесения мощей преподобного Максима Исповедника

11-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 13 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей преподобного Максима Исповедника. Обретение мощей блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца.

Мученика Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии, в Риме (258).

Священномучеников Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); священномучеников Серафима, епископа Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мученика Василия Александрина (1942).

Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстнáя» (1641).

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник родился в 580 году в Константинополе в знатной семье. Он получил блестящее образование и избрал карьеру политика, хотя надеялся когда-нибудь исполнить юношескую мечту и стать монахом. В 610 году Максим стал первым секретарём у императора Ираклия. Однако через три года он оставил должность и принял постриг в Хрисопольской обители под Константинополем. Первые десять лет преподобный провёл в безмолвии, после чего перебрался в монастырь Святого Георгия в Кизике. Там были написаны его первые трактаты о борьбе со страстями, о молитве и милосердии. В 626 году монахи покинули обитель из-за нашествия на Константинополь персов и аваров, отражённого благодаря чудесному заступничеству Божией Матери (по преданию, памятником этому чуду стал первый акафист, читаемый в пятую субботу Великого поста).

Главным призванием святого стала борьба с широко распространившейся ересью монофелитства, утверждавшей во Христе не две воли – божественную и человеческую, а лишь одну, что противоречило догмату о Троице. Когда во многом благодаря Максиму Исповеднику Латеранский собор 649 года осудил ересь, ее приверженец, новый император Констанс II, велел вырезать святому язык, отрубить правую руку и сослать в Колхиду. Бог же явил чудо: Максим Исповедник вновь обрел дар речи и смог писать левой рукой.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон родился в такой бедной семье, что мать решила отдать сына на воспитание ямщику. Старший брат святителя воспротивился, сказав: «Ямщику отдадим, ямщиком и будет, обучим его грамоте, пусть будет дьячком». Отрока отдали в духовное училище. В 1758 году святитель Тихон принял монашество, а в 1763 году был поставлен на Воронежскую епископскую кафедру и прослужил на ней 3 года. Испросив увольнения по состоянию здоровья, он удалился в Задонский монастырь и жил там в самой простой обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. На насмешки, которые сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания и говорил: «Прощение лучше мщения ». Плодом всей его духовной жизни стали душеполезные сочинения. Мощи святителя Тихона почивают Задонском монастыре.

Священное Писание

2 Кор., 171 зач., II, 3-15

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.

6 Для такого довольно сего наказания от многих, 7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8 И потому прошу вас оказать ему любовь.

9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, 11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, 13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Мф., 94 зач., XXIII, 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 4-15; Мф. 23, 13-22

«Горе вам, .... что затворяете Царство Небесное человекам». Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать - взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.

Святитель Тихон Задонский о значении Крещения

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божиего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были осквернёнными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались. До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасёнными. До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем даром, от одного человеколюбия Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святому Ефрему Сирину принадлежат замечательные слова: «Не в нашей власти появление помыслов, но в нашей власти, чтобы помысл не превратился в страсть». Действительно, помысл может возникнуть случайно, благодаря стечению обстоятельств, как реакция на некие слова или видимые образы. К сожалению, подобными образами, возбуждающими греховные помыслы, изобилует наша современная культура. Так, что бы ни интересовало создателей современного кино – деньги или, может быть, более опасные цели, – но факт остается фактом: нет практически ни одного современного художественного фильма, в котором не было бы образов, способных возбуждать греховные помыслы. Возникает вопрос: что же происходит с культурой – той самой, что призвана возвышать личность, наделять ее способностью сопротивляться злу?

Молитвословия

Тропарь преподобного Максима исповедника

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Максима исповедника

глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

глас 4

Терпением своим велию мзду на Небесех стяжал еси,/ в буйство волею Христа ради преложися/ и на Небо мысленное, яко на колеснице огненней,/ возшел еси, премудре Максиме./ Днесь мы ныне чтим честных мощей твоих обретение/ вкупе с благочестивыми и верными людьми царствующаго града Москвы,/ да вси вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

глас 8

Верою и любовию твое честное обретение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от всякий злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу,/ Егоже моли спасти люди, моляшиятися,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче Максиме, царствующему граду Москве похвало.

Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

глас 8

Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Минская

глас 5

На древе крестнем явилася еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева / Богоспасаемому граду Минску милость показавши. / Просвети нас, грешных, сиянием Своим, / яви, яко присно, силу Свою, / спаси нас предстательством Своим / и избавляй от навет вражиих, / Тя бо Необоримую Стену и едину Надежду имамы.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной

глас 4

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/ икона Богоматере,/ и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/ Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/ о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/ да подаст мир и здравие всем Христианом/ по велицей и неизреченней Своей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Страстная

глас 3

Благодать прияхом нетления,/ еже даровала еси нам, спасительнаго Твоего целения/ чудотворным Твоим образом честным, Богородице Дево,/ темже вопием Ти и с радоствдо зовем, Госпоже Царице,/ молимтися умильно, грешнии, со слезами глаголюще:/ о Пресвятая Владычице,/ скорое нам яви заступление и помощь,/ спаси ны от супостат наших/ и от всякия скорби соблюди,/ землю нашу миром огради,/ и вся люди Твоя покрый,/ и соблюди на Тя уповающия,/ потщися избавити,/ да не погибнем зле, раби Твои,/ но да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)

глас 5

Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)

глас 2

Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи сердца злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно/ пред честными иконами Твоими.

Теги:
Преподобный Максим Исповедник
святитель Тихон Задонский
православный календарь

Все публикации