26 августа. Память преставления и перенесения мощей преподобного Максима Исповедника

5555
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Успенский пост.

В этот день совершается память:

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей преподобного Максима Исповедника. Обретение мощей блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца.

Мученика Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии, в Риме (258).

Священномучеников Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); священномучеников Серафима, епископа Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мученика Василия Александрина (1942).

Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстнáя» (1641).

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник родился в 580 году в Константинополе в знатной семье. Он получил блестящее образование и избрал карьеру политика, хотя надеялся когда-нибудь исполнить юношескую мечту и стать монахом. В 610 году Максим стал первым секретарём у императора Ираклия. Однако через три года он оставил должность и принял постриг в Хрисопольской обители под Константинополем. Первые десять лет преподобный провёл в безмолвии, после чего перебрался в монастырь Святого Георгия в Кизике. Там были написаны его первые трактаты о борьбе со страстями, о молитве и милосердии. В 626 году монахи покинули обитель из-за нашествия на Константинополь персов и аваров, отражённого благодаря чудесному заступничеству Божией Матери (по преданию, памятником этому чуду стал первый акафист, читаемый в пятую субботу Великого поста).

Главным призванием святого стала борьба с широко распространившейся ересью монофелитства, утверждавшей во Христе не две воли — божественную и человеческую, а лишь одну, что противоречило догмату о Троице. Когда во многом благодаря Максиму Исповеднику Латеранский собор 649 года осудил ересь, ее приверженец, новый император Констанс II, велел вырезать святому язык, отрубить правую руку и сослать в Колхиду. Бог же явил чудо: Максим Исповедник вновь обрел дар речи и смог писать левой рукой.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон родился в такой бедной семье, что мать решила отдать сына на воспитание ямщику. Старший брат святителя воспротивился, сказав: «Ямщику отдадим, ямщиком и будет, обучим его грамоте, пусть будет дьячком». Отрока отдали в духовное училище. В 1758 году святитель Тихон принял монашество, а в 1763 году был поставлен на Воронежскую епископскую кафедру и прослужил на ней 3 года. Испросив увольнения по состоянию здоровья, он удалился в Задонский монастырь и жил там в самой простой обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. На насмешки, которые сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания и говорил: «Прощение лучше мщения ». Плодом всей его духовной жизни стали душеполезные сочинения. Мощи святителя Тихона почивают Задонском монастыре.

Евангелие дня

Недавно я спросил своего сына о чём он мечтает. Его ответ заставил меня задуматься: «А что, можно?..». Оказывается, он как-то даже не предполагал, что наличие или отсутствие мечты что-то может существенно изменить в жизни. Давайте почитаем сегодняшний отрывок из 20-й главы Евангелия от Матфея, где речь идёт о похожей ситуации.

Глава 20.

29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?

33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Ключевой вопрос — «Чего вы хотите от Меня?» — задаёт Христос Спаситель не только Иерихонским слепцам. Этот вопрос адресован и каждому из нас. А теперь представьте, что было бы дальше — если слепцы ответили бы: «А что, можно?»...

Не только можно, но и нужно хотеть. Это естественно для здорового человека. Если человек ничего не хочет, и это — не ролевая игра, а действительность — пора обращаться к психотерапевту, а то и к психиатру. Но для начала надо научиться отличать «хотения» от «хотелок». Хотения идут из глубины личности, и вокруг себя выстраивают человека как такового. Слепец не только «хочет» прозреть — но ещё и понимает, зачем ему нужны зрячие глаза.

Хотениям противостоят «хотелки» — наносные, случайные капризы, вызванные не потребностями из глубины, а своего рода «протуберанцы» нашего Эго — взбалмошные, непоследовательные, сумбурные, зачастую противоречивые. Чем менее интенсивное желание у человека — тем легче его может сбить прилетевшая «хотелка». А если их ещё и туча — тогда просто беда! Духовно опытный человек с течением времени научается различать «хотения» от «хотелок» — и если к первым относится внимательно и вдумчиво, то вторые — пропускает мимо ушей, особо не задумываясь.

И вот теперь мы подходим к мечте. Что же такое мечта? Эмоционально привлекательный образ будущего. Но в настоящей мечте есть ещё неотъемлемый атрибут — неопределённость путей достижения. Потому, что, когда эти пути ясны и задачи достижимы — мечта превращается в цель.

Как всё вышеизложенное связано с сегодняшним евангельским чтением? Итак, у двух иерихонских слепцов есть сильное желание прозреть — которое при очевидной невозможности достижения никакими человеческими силами становится недостижимой мечтой. Но когда рядом появляется Иисус — и узнает, что именно они хотят — мечта превращается в реальность.

Мне бы очень хотелось, чтобы мимо нашего внимания не промелькнул один очень важный смысловой оттенок: когда слепцы озвучили своё желание, Иисус «умилосердился». В греческом тексте — это глагол «σπλαγχνίζομαι» — быть движимым состраданием, сопереживать. Или, возможно, лучше всего сегодня это перевести как «проникнуться». Представляете, какую мощную надежду даёт нам этот эпизод — когда мы на самом деле знаем, чего хотим, и это желание идёт из глубины, и в любой момент мы тотчас готовы чётко ответить на вопрос — чего хотите? — нашим желанием «проникается» Сам Бог — если только это не идёт вразрез с Его святой волей.

Помоги же нам, Господи, научиться отличать «хотения» от «хотелок» — и иметь мужество перед Тобой быть честными в свидетельстве о них!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святитель Тихон Задонский о значении Крещения

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божиего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были осквернёнными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались. До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасёнными. До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем даром, от одного человеколюбия Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Было бы дерзостью ожидать здесь, на земле, увидеть мир совершенным. Совершенство будет явлено лишь в будущем веке, в Царствии Божием. Но если каждый из нас в своей жизни будет во всем следовать Евангелию, то нынешняя наша действительность изменится, преобразится, причем преобразится не призрачно, а реально. Преобразятся улицы, по которым мы ходим; преобразятся дома, в которых мы живем; преобразятся люди, среди которых проходит наша жизнь.

Церковь как хранительница Священного Предания

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в Церкви посредством Священного Предания (духовного опыта Церкви), частью которого является Священное Писание. Под Священным Преданием в широком смысле слова понимается весь спасительный опыт Церкви, приобретенный ею со времени её основания.

Священное Предание выполняет в Церкви ту же функцию, какую в человеке выполняет память, это передача богооткровенной истины, — как знаний, так и опыта духовной жизни. Он зафиксирован в догматических, канонических, нравственных, литургических источниках (в Символе веры, в определениях Соборов, в исповеданиях веры, в общепризнанных символических книгах, катехизисах, в святоотеческой литературе, в церковной истории, в церковных Уставах, в иконографии и иконописи, в церковной архитектуре, в литургических текстах, в агиографической литературе и пр.).

Красная нить и другие амулеты — почему мы их не носим?

Некоторые люди — в том числе популярные певцы и актеры — носят на запястье красную нить с узелками. Что это означает, и уместно ли её носить православным христианам?

Люди с древнейших времен носят знаки религиозной принадлежности — как указание на то, что являются последователями соответствующих религий, и хотят засвидетельствовать об этом открыто.

Красная нить стала популярной благодаря деятельности — сначала в США, потом и в других странах — так называемого «Центра Каббалы», основанного в конце 1960-х годов религиозным предпринимателем Филиппом Бергом. Само слово «каббала» первоначально означает мистическую традицию внутри иудаизма, но надо отметить, что ортодоксальные иудеи отказываются признавать «Центр Каббалы», поскольку он имеет гораздо больше общего с оккультизмом и движением New Age, чем с иудаизмом.

Поэтому повязывать на запястье красную нить — значит, заявлять о своей приверженности верованиям, несовместимым с христианством, и отворачиваться от истинного Бога к силам, которые отнюдь не желают нам добра. Священное Писание настаивает на том, что мы должны хранить верность единому истинному Богу. Первая Заповедь гласит: Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2-3).

Молитвословия

Тропарь преподобного Максима исповедника

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Максима исповедника

глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

глас 4

Терпением своим велию мзду на Небесех стяжал еси,/ в буйство волею Христа ради преложися/ и на Небо мысленное, яко на колеснице огненней,/ возшел еси, премудре Максиме./ Днесь мы ныне чтим честных мощей твоих обретение/ вкупе с благочестивыми и верными людьми царствующаго града Москвы,/ да вси вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

глас 8

Верою и любовию твое честное обретение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от всякий злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу,/ Егоже моли спасти люди, моляшиятися,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче Максиме, царствующему граду Москве похвало.

Молитва блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому

Угодниче Божий, молитвенниче наш теплый и скорый помощниче, блаженне Максиме! Припадающе к раце мощей твоих прославляем многотрудныя подвиги юродства твоего Христа ради, возлюбив бо Единаго Бога от всея души твоея, ты мирскими красотами не восхотел еси наслаждатися; роднаго жилища, любве сродник, богат­ства и славы временныя отреклся еси и безприютное житие возлюбил еси. Прилежав о спасении души, плоть твою наготою телесною, мразом и зноем, постом и бдением, долговременным на земли лежанием изнурил еси и вся страсти ея духови покорил еси, на земли пожив небесно, во плоти духовно, умом весь к премирным вземся, плотскую мудрость отринул еси и, быв мудр о Христе, юрод мирови показался еси, от неразумных многия обиды и биении благодушно притерпевая и многих нечестивых на путь спасения наставляя. Темже, по скончании твоих подвигов, всеправедный Судия нетле­нием честных твоих мощей и многими чудесы тя прослави, душу же твою святую в Небесныя обители всели, идеже, предстоя Престолу Неприступнаго Божест­веннаго Света, в Нем, яко в зерцале, видиши наша нужды, слышиши наша к тебе прошения и яко друг Христов имаше велие к Нему дерзновение молитися о нас. Сего ради усердно просим тя: помолися Господу Богу о нас, к земли приверженных, да и мы, в подражание твоему ангелоподобному на земли житию, не погрязнем в суетных житейских попечениих и в земных наслаждениих, не прельщаемся и не прилепляемся всею душею к тленным мира сего благом, но да обратит Господь Своею благодатию наша мысли и желания к небесным и укрепит желати восприятия будущих нетленных сокровищ, да подаст нам, слабым, силу к побеждению страстей, мыслей и желаний греховных, да пленит наш кичливый ум в послушание веры, избавит от высокоумия, суемудрия, ложных пагубных учений и дарует нам мудрость духовную, да растворит окамененная сердца наша слезами умиления и сокрушения о наших согрешениих, согреет их любовию к Нему, нашему Создателю, и к ближним нашим. Испроси всем, во всякой нужде сущим и к твоему заступлению прибегающим, всякий дар, коемуждо благопотребен: больным — исцеление, печальным — утешение, бедствующим — помощь, обиженным — защиту. Принеси ко Господу святую молитву о всех нас, многогрешных, яко да не по грехом нашим воздаст нам, ниже по беззакониим нашим накажет нас, но отвратит всякий гнев, праведно движимый на ны, и пробавит милость Свою, всяких нужд, бед, напастей, скорбей и болезней нас избавляя, имиже весть судьбами да наставит нас на путь спасения, подаст прочее время живота нашего в покаянии и благочестии прейти и христианскую кончину, неболезненну, непостыдну, мирну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

глас 8

Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими нелож­ными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, непра­­воверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас пред­стателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недос­тойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаме­нелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Минская

глас 5

На древе крестнем явилася еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева / Богоспасаемому граду Минску милость показавши. / Просвети нас, грешных, сиянием Своим, / яви, яко присно, силу Свою, / спаси нас предстательством Своим / и избавляй от навет вражиих, / Тя бо Необоримую Стену и едину Надежду имамы.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной

глас 4

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/ икона Богоматере,/ и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/ Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/ о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/ да подаст мир и здравие всем Христианом/ по велицей и неизреченней Своей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Страстная

глас 3

Благодать прияхом нетления,/ еже даровала еси нам, спасительнаго Твоего целения/ чудотворным Твоим образом честным, Богородице Дево,/ темже вопием Ти и с радоствдо зовем, Госпоже Царице,/ молимтися умильно, грешнии, со слезами глаголюще:/ о Пресвятая Владычице,/ скорое нам яви заступление и помощь,/ спаси ны от супостат наших/ и от всякия скорби соблюди,/ землю нашу миром огради,/ и вся люди Твоя покрый,/ и соблюди на Тя уповающия,/ потщися избавити,/ да не погибнем зле, раби Твои,/ но да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)

глас 5

Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)

глас 2

Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи сердца злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно/ пред честными иконами Твоими.

Новости по теме

В день отдания праздника Преображения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме в Державино В день отдания праздника Преображения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме в Державино

26 августа, в день отдания праздника Преображения Господня, день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в возрождающемся храме святителя Николая Чудотворца в селе Державино (Лаишевский район Республики Татарстан).

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

26 августа: 300 тысяч человек пришли поклониться мощам святителя Тихона Задонского
Публикации 26 августа 2017
26 августа: 300 тысяч человек пришли поклониться мощам святителя Тихона Задонского

Ровно 156 лет назад, по старому стилю — 13-го, по новому — 26 августа. Маленький городок Задонск испытал тогда необычайное нашествие богомольцев — шутка ли, триста тысяч человек!

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?