Нееля 9-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Попразднство Преображения Господня. Преподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832). Преподобного Антония Оптинского (1865).
Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мученика Марина и Астерия (260). Преподобного Ора (ок. 390). Преподобномученицы Потамии чудотворицы. Преподобного Феодосия Нового (IX—X). Святителя Иерофея Венгерского (X). Святого Стефана I, короля Венгрии (1038). Преподобной Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Румын.).
Священномучеников Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); священномученика Василия Аменицкого пресвитера (1938).
Преподобномученик Дометий Персянин
Старец Дометий подвизался на святой горе Афон в монастыре Филофея. Он известен как духовный наставник преподобномученика Дамиана Нового. В жизнеописании Дамиана, которого турки казнили за проповедь христианства в землях, находившихся под их властью, говорится, что на Афоне мученик три года провел в качестве послушника у добродетельного старца Дометия. Учитель и ученик строго постились, проводили время в бдении и других аскетических упражнениях. Известно также, что преподобный Дометий сподобился от Господа дара чудотворения.
Преподобный Пимен Многоболезненный
Преподобный Пимен Многоболезненный родился больным. По его просьбе родители отнесли его в Киево-Печерский монастырь, где он молил Господа не о выздоровлении, а о продолжении болезни и о постриге в иночество. Светлые ангелы совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному, нашли его облаченным в монашеские одежды. 20 лет провел он в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он всё переносил с радостью. Однажды преподобный Пимен исцелил такого же расслабленного брата, взяв с него слово служить больным до самой смерти. За три дня до кончины святой исцелился, успев проститься со всей братией и причаститься Святых Таин.
Святой Стефан I, король Венгрии
В 2000 году Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых короля Стефана. В августе 2007 года имя святого Стефана Венгерского было включено в святцы Русской Православной Церкви. Святой Стефан — самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала существенное влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии. Приняв на себя управление страной в 997 году, святой Стефан стал устроителем церковной жизни в Венгрии, поддерживая связь как с Восточным, так и с Западным христианством. Он был милостивым и нищелюбивым, не допускал никакого насилия в деле христианского просвещения своих подданных. Отличаясь особым смирением, святой Стефан завещал своему сыну править в кротости и благочестии, так как «творение любви ведёт к наибольшему счастью».
В законах святого Стефана заповедуется величайшее уважение к священству как слугам Господним: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несёт на себе только лишь свои тяготы, а он же несёт на себе тяготы, как свои, так и иных людей. И потому, как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них». Также законодательно ограждался порядок и благочиние в храмах. Правило предписывало строго наказывать за неподобающее поведение в храме: «Тем, кто приходит в храм на слушание Божественной службы и там во время литургии перешептываются друг с другом, мешают другим, бесполезно сплетничая, и не слушают Божиих уроков и учения Церкви, если это люди высшего слоя, то их необходимо пристыдить и со стыдом выгнать из храма, если же это люди средних и низших слоёв, то во дворе храма у всех на виду связанными их необходимо бичевать и остричь за их великую наглость».
Евангелие дня
От чего в первую очередь зависит участь человека в жизни вечной? Что говорит по этому поводу Евангелие и христианская традиция? Ответ на этот вопрос находим в отрывках из 18-й и 19-й глав Евангелия от Матфея, которое звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 18.
18Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
21Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Глава 19.
01Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.
02За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
13Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
14Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Только что прозвучавший отрывок начинается со слов Спасителя о той огромной власти, которую Он даёт Своим ученикам. «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
Нередко толкователи понимают эти слова в том смысле, что Христос даёт апостолам власть руководить церковной общиной и в том числе вершить церковный суд. Такой властью обладают в первую очередь епископы и священники. Так, например, если они не отпустят грехов грешнику на земле, то не простятся они и на небе, а если разрешат, то есть простят грехи, то и Бог простит их. А потому на религиозных лидерах лежит великая ответственность перед людьми и Творцом. Они должны внимательно взвешивать каждую свою мысль, чувство и слово, ведь от них зависит участь их паствы в вечности.
Однако существует и другая традиция понимания этих слов. И в этом случае они касаются каждого человека. Господь указывает апостолам на то, что лишь от наших собственных действий здесь в этой земной реальности зависит то, откроется для меня Царство Небесное или нет. Иными словами, именно мои поступки формируют моё духовное состояние.
И далее следует несколько эпизодов, которые поясняют, на что именно должен обратить внимание человек, чтобы небо было для него открытым, а не связанным. Если выделить общую мысль Спасителя, то суть её в следующем. Я открываю для себя небо, если все свои силы направляю на созидание искреннего и полноценного общения с ближними. Именно поэтому Господь говорит о совместной молитве и о прощении. Перед нами одна из фундаментальных библейских истин: Бог входит в нашу жизнь через других людей.
И напротив, в своей духовной жизни я остаюсь связанным по рукам и ногам, если я скован в моих отношениях с ближним. Если всё моё общение с ними состоит из бесконечных претензий, обид, упрёков и разного рода противоречий, которые напоминают тугие узлы на грубой верёвке. Если я не открываюсь, не доверяю, держу в себе обиду, не прощаю. Чем глубже мои изоляция и одиночество здесь, среди братьев и сестёр, тем крепче для меня запоры на вратах Небесного Царства.
Неслучайно сегодняшний евангельский отрывок заканчивается упоминанием о детях. Дети очень непринуждённы в общении. Они открыты друг другу. Легко прощают обиды и быстро находят повод для совместной игры. Это напоминание и нам. Мы не спасёмся поодиночке. Церковь — это тело, организм. И наше спасение начинается не тогда, когда мы, отгораживаемся от окружающего мира и поворачиваемся спиной к окружающим. Но тогда, когда на ежедневной основе мы стараемся принести им всяческую пользу, послужить им ради Христа и Его Евангелия. Так мы постепенно распутываем узелки, которые связывают нашу душу по рукам и ногам, и открываем для себя уже здесь и сейчас Небесное Царство.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Дерзновение святителя Митрофана Воронежского перед царем Петром I
Святитель Митрофан Воронежский поддерживал царя Петра I, помогал ему в строительстве флота, но не одобрял бездумного восприятия царём иностранных обычаев. Воронежский дворец Петра снаружи был украшен статуями языческих богов. Вызванный царём святитель увидел их и отказался входить. Оскорбившись, царь опять послал за епископом. Но тот ответил, что не войдёт во дворец, пока государь не велит низвергнуть из него идолов. Разгневанный Пётр велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец, то будет казнён. Святитель ответил: «Лучше мне умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». Готовясь к смерти, Митрофан распорядился звонить в колокола, созывая народ ко всенощной. Царь послал спросить архиерея о причине звона. «Мне, как преступнику, назначена смерть, и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов», — сказал владыка. Исповедничество епископа устыдило Петра, и он приказал убрать статуи.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодняшнее евангельское чтение (см.: Мф. 18, 23—35) заставляет нас подумать о человеческой жадности. Жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами. Это должны помнить все, особенно богатые люди, — чем больше вы получили из рук Божиих или по попущению Божиему, тем больше нужно отдавать другим, и только доброта, только способность разделять свои ресурсы с другими будут обеспечивать вам оправдание в глазах Божиих. Но, конечно, не только богатые или сверхбогатые должны особенно внимательно отнестись к сегодняшнему евангельскому чтению, но и каждый из нас. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему кто-то что-то должен, и если должник не имеет возможности быстро отдать свой долг, то, перед тем как силой или какими-то иными способами принуждать его к расплате, нужно вспомнить об этой спасительной притче. Господь, даруя нам определенные материальные возможности, требует от каждого из нас способности разделять эти возможности с другими людьми и таким образом избегать осуждения. Да поможет нам Господь — и богатым, и бедным, потому что жадность посещает и одних, и других, — всячески избегать этого коварного, опасного и душегубительного чувства.
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние по-гречески перемена ума — прозрение, имеет библейское основание в 1Ин.1:9 и Ин.20:23. Нередко покаяние начинается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Покаяние — это желание преобразиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Исповедь — лишь финальная точка определённого этапа покаяния. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не Таинством перечисления грехов при свидетельстве священнослужителя.
Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве.
Какова цель этого Таинства? Молитва священника после Исповеди: «Приими и соедини святой Твоей Церкви». Исповедь — это положительное, а не отрицательное Таинство. Стратегическая задача исповеди не только в том, чтобы снять с себя грехи, а и в том, чтобы вновь сделаться подлинным членом Церкви.
Какие грехи прощаются в этом Таинстве? Все, кроме сознательно скрытых. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Священник в Таинстве Покаяния выступает как: 1. свидетель искренности покаяния, 2. выразитель прощения от имени Бога, 3. духовный наставник.
«Черная кошка», «разбитое зеркало» и другие пустые страхи
Нередко люди шарахаются от черных кошек или приходят в глубокое уныние, случайно разбив зеркало. Однако беда грозит им не от битого стекла или невинного животного, бегущего по своим делам, а от самих суеверий. Суеверие лишает нас упования на Бога, надежды, подавляет желание что-то улучшить в нашей жизни, опираясь на Божественную помощь. Стоит нам поверить, что наша жизнь фатально определяется какими-то тёмными силами, как мы начинаем пугаться собственной тени и везде видеть зловещие предзнаменования. Оказавшись в таком жалком состоянии, мы не только уменьшаем наши возможности успешно справляться с жизненными трудностями, но и, случается, навлекаем на себя — через свои уныние и безволие — новые неприятности. Чем больше мы будем верить в «плохие предзнаменования», тем больше всё будет валиться у нас из рук.
Знаменитый французский мореплаватель, в одиночку пересекший Атлантический океан на спасательном плотике, Ален Бомбар, замечательно сказал о суевериях: Я знал, что море, изматывая человека, делает его суеверным, а суеверия превращают его в безвольного труса. С этого момента мне пришлось вести нескончаемую борьбу с самим собой, не менее жизненно важную, чем борьба со стихиями океана. Поэтому важно помнить, что наша жизнь в руках Бога, а не каких-то роковых тёмных сил.
Молитвословия
Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского
глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского
глас 8
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Молитва общая святителям Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам
О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблуждшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 4
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.
Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 2
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.
Тропарь преподобномученика Дометия
глас 4
Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно.
Кондак преподобномученика Дометия
глас 6
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.
Тропарь преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах
глас 8
Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.
Кондак преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах
глас 8
Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою.
Тропарь преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах
глас 5
Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах
глас 6
Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.
Тропарь преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.
Кондак преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу.