Церковный календарь

20 августа. Память преподобномученика Дометия Персянина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 августа. Память преподобномученика Дометия Персянина

Нееля 11-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Преображения Господня. Преподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832). Преподобного Антония Оптинского (1865).

Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мученика Марина и Астерия (260). Преподобного Ора (ок. 390). Преподобномученицы Потамии чудотворицы. Преподобного Феодосия Нового (IX—X). Святителя Иерофея Венгерского (X). Святого Стефана I, короля Венгрии (1038). Преподобной Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Румын.).

Священномучеников Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); священномученика Василия Аменицкого пресвитера (1938).

Преподобномученик Дометий Персянин

Старец Дометий подвизался на святой горе Афон в монастыре Филофея. Он известен как духовный наставник преподобномученика Дамиана Нового. В жизнеописании Дамиана, которого турки казнили за проповедь христианства в землях, находившихся под их властью, говорится, что на Афоне мученик три года провел в качестве послушника у добродетельного старца Дометия. Учитель и ученик строго постились, проводили время в бдении и других аскетических упражнениях. Известно также, что преподобный Дометий сподобился от Господа дара чудотворения.

Преподобный Пимен Многоболезненный

Преподобный Пимен Многоболезненный родился больным. По его просьбе родители отнесли его в Киево-Печерский монастырь, где он молил Господа не о выздоровлении, а о продолжении болезни и о постриге в иночество. Светлые ангелы совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному, нашли его облаченным в монашеские одежды. 20 лет провел он в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он всё переносил с радостью. Однажды преподобный Пимен исцелил такого же расслабленного брата, взяв с него слово служить больным до самой смерти. За три дня до кончины святой исцелился, успев проститься со всей братией и причаститься Святых Таин.

Святой Стефан I, король Венгрии

В 2000 году Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых короля Стефана. В августе 2007 года имя святого Стефана Венгерского было включено в святцы Русской Православной Церкви. Святой Стефан — самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала существенное влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии. Приняв на себя управление страной в 997 году, святой Стефан стал устроителем церковной жизни в Венгрии, поддерживая связь как с Восточным, так и с Западным христианством. Он был милостивым и нищелюбивым, не допускал никакого насилия в деле христианского просвещения своих подданных. Отличаясь особым смирением, святой Стефан завещал своему сыну править в кротости и благочестии, так как «творение любви ведёт к наибольшему счастью».

В законах святого Стефана заповедуется величайшее уважение к священству как слугам Господним: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несёт на себе только лишь свои тяготы, а он же несёт на себе тяготы, как свои, так и иных людей. И потому, как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них». Также законодательно ограждался порядок и благочиние в храмах. Правило предписывало строго наказывать за неподобающее поведение в храме: «Тем, кто приходит в храм на слушание Божественной службы и там во время литургии перешептываются друг с другом, мешают другим, бесполезно сплетничая, и не слушают Божиих уроков и учения Церкви, если это люди высшего слоя, то их необходимо пристыдить и со стыдом выгнать из храма, если же это люди средних и низших слоёв, то во дворе храма у всех на виду связанными их необходимо бичевать и остричь за их великую наглость».

Евангелие дня

Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте читать 18-ю главу Евангелия от Матфея:

Глава 18.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притча о немилосердном заимодавце — не только о должниках и о наших врагах, но и о своего рода «духовном алгоритме», понимая который, мы можем с большой степенью вероятности предположить, что произойдет с нами в будущем. Этот «алгоритм» достаточно прост: Бог в Своём отношении к нам «отзеркаливает» наше отношение к... врагам. Но почему вначале я дерзнул сказать, что если у человека нет настоящих врагов — он не субъектен, его как бы ещё нет? Я уже слышу решительное возражение от самого ревностного и нетерпеливого слушателя: а как же быть, если я ни с кем не враждую, всех люблю и всем всё прощаю? Какие у меня могут быть враги — если я уже поступаю по заповеди, по-христиански?

На этот аргумент у меня есть один непобедимый контраргумент: Сам Христос. Уж Кто-Кто, а Иисус Христос и правда всех прощал, всех любил и ни на кого не держал ни малейшего зла. Однако, как мы прекрасно знаем, всё это не защитило Его не только от наличия врагов, но и от подлого убийства на Кресте. Или, может, кто-то считает, что он уже святее Самого Господа Христа?...

Значит, скорее всего, наша кажущаяся «мирность» и «любвеобильность» — либо живёт только в нашей голове, либо связана с чем-то совершенно другим. Может, это никакая не любовь, а всего лишь потакание? Установка быть неконфликтным, постоянно капитулировать перед другими и любыми способами избегать всякого напряжения? И действительно — как враждовать с человеком, который ничего собой не представляет?

Хочу сразу уточнить: я вовсе не призываю к вражде. Ни в коем случае. Избави Бог! Каждый из нас призван быть предельно внимательным, деликатным, уважительным к другим и избегать ненужных конфликтов. Но враги — гарантированно будут. И это — очень хорошо.

Во-первых, только враги способны донести до нас ту правду, которую друзья далеко не всегда готовы сказать. Друзья-то нас любят, берегут, не хотят причинить боль и дискомфорт. Поэтому и нередко скрывают правду о нас от нас же самих. А врагам, напротив, вывалить на нас всё, что они думают, да ещё и в максимально гипертрофированном виде, да ещё и перчика поострее добавить — одно удовольствие! Основная работа ими проделана, анализ — въедливый, небезразличный, с предельной включённостью и очень пристрастный — проведён, нам же остаётся лишь пропустить мимо весь этот шквал — и внимательно посмотреть вслед: скорее всего, какое-то ценнейшее зерно истины во всём этом потоке обязательно отыщется — а то и не одно!

Во-вторых — ну уж простите за трюизм! — а как мы научимся прощать, если настоящих врагов — опасных, зубодробительных, от одной мысли про которых нас перекашивает — у нас не будет? Об кого мы будем отрабатывать столь важный для христианина навык переступания через свои амбиции и сверхценные представления, стереотипы и привычки — если рядом не окажется подходящего возмутителя нашего спокойствия?

Так что, друзья мои, берегите врагов ваших, цените их, не пытайтесь их «задобрить» и искусственно превратить в псевдодрузей — и вот тогда струны великодушия и прощения вашей души будут натянуты настолько крепко, что Бог сможет сыграть на них Свою мелодию нашей вечной жизни!...

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скажите честно: у вас есть враги? Такие вот настоящие, классические, искренне вас ненавидящие и то там, то здесь создающие проблемы и придумывающие самые неожиданные пакости? Если нет — мне вас жаль. И это — не шутка. Потому что, если у вас нет настоящих врагов — значит, вас самих пока... ещё тоже нет, вы, с позволения сказать, ещё недостаточно субъектны. Хотите поподробнее разобраться с этим утверждением — тогда давайте слушать чтение из 18-й главы Евангелия от Матфея.

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Дерзновение святителя Митрофана Воронежского перед царем Петром I

Святитель Митрофан Воронежский поддерживал царя Петра I, помогал ему в строительстве флота, но не одобрял бездумного восприятия царём иностранных обычаев. Воронежский дворец Петра снаружи был украшен статуями языческих богов. Вызванный царём святитель увидел их и отказался входить. Оскорбившись, царь опять послал за епископом. Но тот ответил, что не войдёт во дворец, пока государь не велит низвергнуть из него идолов. Разгневанный Пётр велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец, то будет казнён. Святитель ответил: «Лучше мне умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». Готовясь к смерти, Митрофан распорядился звонить в колокола, созывая народ ко всенощной. Царь послал спросить архиерея о причине звона. «Мне, как преступнику, назначена смерть, и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов», — сказал владыка. Исповедничество епископа устыдило Петра, и он приказал убрать статуи.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодняшнее евангельское чтение (см.: Мф. 18, 23—35) заставляет нас подумать о человеческой жадности. Жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами. Это должны помнить все, особенно богатые люди, — чем больше вы получили из рук Божиих или по попущению Божиему, тем больше нужно отдавать другим, и только доброта, только способность разделять свои ресурсы с другими будут обеспечивать вам оправдание в глазах Божиих. Но, конечно, не только богатые или сверхбогатые должны особенно внимательно отнестись к сегодняшнему евангельскому чтению, но и каждый из нас. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему кто-то что-то должен, и если должник не имеет возможности быстро отдать свой долг, то, перед тем как силой или какими-то иными способами принуждать его к расплате, нужно вспомнить об этой спасительной притче. Господь, даруя нам определенные материальные возможности, требует от каждого из нас способности разделять эти возможности с другими людьми и таким образом избегать осуждения. Да поможет нам Господь — и богатым, и бедным, потому что жадность посещает и одних, и других, — всячески избегать этого коварного, опасного и душегубительного чувства.

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние по-гречески перемена ума — прозрение, имеет библейское основание в 1Ин.1:9 и Ин.20:23. Нередко покаяние начинается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Покаяние — это желание преобразиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Исповедь — лишь финальная точка определённого этапа покаяния. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не Таинством перечисления грехов при свидетельстве священнослужителя.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве.

Какова цель этого Таинства? Молитва священника после Исповеди: «Приими и соедини святой Твоей Церкви». Исповедь — это положительное, а не отрицательное Таинство. Стратегическая задача исповеди не только в том, чтобы снять с себя грехи, а и в том, чтобы вновь сделаться подлинным членом Церкви.

Какие грехи прощаются в этом Таинстве? Все, кроме сознательно скрытых. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Священник в Таинстве Покаяния выступает как: 1. свидетель искренности покаяния, 2. выразитель прощения от имени Бога, 3. духовный наставник.

«Черная кошка», «разбитое зеркало» и другие пустые страхи

Нередко люди шарахаются от черных кошек или приходят в глубокое уныние, случайно разбив зеркало. Однако беда грозит им не от битого стекла или невинного животного, бегущего по своим делам, а от самих суеверий. Суеверие лишает нас упования на Бога, надежды, подавляет желание что-то улучшить в нашей жизни, опираясь на Божественную помощь. Стоит нам поверить, что наша жизнь фатально определяется какими-то тёмными силами, как мы начинаем пугаться собственной тени и везде видеть зловещие предзнаменования. Оказавшись в таком жалком состоянии, мы не только уменьшаем наши возможности успешно справляться с жизненными трудностями, но и, случается, навлекаем на себя — через свои уныние и безволие — новые неприятности. Чем больше мы будем верить в «плохие предзнаменования», тем больше всё будет валиться у нас из рук.

Знаменитый французский мореплаватель, в одиночку пересекший Атлантический океан на спасательном плотике, Ален Бомбар, замечательно сказал о суевериях: Я знал, что море, изматывая человека, делает его суеверным, а суеверия превращают его в безвольного труса. С этого момента мне пришлось вести нескончаемую борьбу с самим собой, не менее жизненно важную, чем борьба со стихиями океана. Поэтому важно помнить, что наша жизнь в руках Бога, а не каких-то роковых тёмных сил.

Молитвословия

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва общая святителям Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблуждшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)

глас 4

Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.

Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)

глас 2

Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.

Тропарь преподобномученика Дометия

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно.

Кондак преподобномученика Дометия

глас 6

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Тропарь преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах

глас 8

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах

глас 8

Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою.

Тропарь преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах

глас 6

Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.

Тропарь преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу.

Теги:
Преподобный Пимен Многоболезненный
православный календарь

Все публикации