18 августа. Память праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

4311
Фото

Неделя 8-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

Преподобного Иова Ущельского (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова (374).

Священномученика Стефана Хитрова пресвитера (1918); мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); священномученика Симона, епископа Уфимского (1921); священномученика Иоанна Смирнова диакона (1939).

Мученик Евсигний Антиохийский

Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III века. В течение 60 лет он служил в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Был собеседником св. Василиска и свидетелем его мученического подвига. В старости он оставил военную службу и удалился на свою родину. По доносу одного из антиохийских граждан он как христианин предстал перед судом имп. Юлиана Отступника в 362 году и был усечен мечем в 110 лет.

Праведная Нонна Назианзская

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым язычником. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине, и Бог услышал её молитвы. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий Богослов, — будто бы он поёт стих Давида: “возвеселихся о рекших мне: в дом Гос подень пойдем”. И пение небывалое, и вместе с песнею является желание!» Григорий пришёл на I Вселенский Собор в Никею, где открыл своё обращение к Богу. Он был посвящён во епископа Назианзинского, а святая Нонна — в диаконисы. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святителя Василия Великого во епископа Кесарийского. Через четыре года после этого он скончался, а вскоре преставилась ко Господу и его святая супруга.

Преподобный Иов Ущельский

Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря. В 1614 году он основал обитель в Мезенском краю. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько беден был монастырь. После пожалования царем богатых земель для монастыря преподобный устроил церковь и братские келии. Однажды, когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые потребовали от преподобного отдать монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Ничего не найдя, разбойники ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело святого. На иконе святой изображен со свитком, в котором сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих».

Евангелие дня

У каждого из нас есть мечта, которую он хотел бы воплотить в жизнь. Однако порой мы не знаем, стоит ли браться за её воплощение. На ум приходят мысли о непреодолимых препятствиях, а повседневный опыт подсказывает, что я могу испытать боль и разочарование, если возьмусь за это начинание. Порой в такой нерешительности человек может провести довольно много времени. Как же определить, за какое дело браться, а за какое нет? Какое предприятие будет удачным, а какое провальным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православном храме.

Глава 14.

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Господь с учениками идут в Иерусалим. По ходу их движения к ним присоединяются люди. Они хотят услышать проповедь Христа. И вот уже за Спасителем идёт огромная толпа. Около пяти тысяч человек кроме женщин и детей. Вечером люди устают. Они нуждаются в отдыхе и еде. Ученики, видя это, просят Спасителя отпустить народ. Пусть пойдут в ближайшие села и найдут себе кров и пропитание. Однако ответ Спасителя на их просьбу несколько странный.

Господь мог поддержать инициативу апостолов и отпустить людей. Или, напротив, мог сказать: не торопитесь, сейчас Я Сам накормлю их. Вместо этого Христос говорит: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Зачем эти слова? Ведь Господь прекрасно знает, что апостолы своими силами не смогут решить эту проблему. С одной стороны, этим вопросом Спаситель напоминает апостолам о простой истине: ваша инициатива — ваши действия. Хотите принести пользу, сделайте сами что-то для этого. Не перекладывайте решение проблемы на окружающих. С другой стороны, как замечает святитель Иоанн Златоуст, Господь пытается разбудить веру в учениках. Он побуждает их приступить к тяжёлому и внешне бесперспективному с точки зрения нашей земной логики начинанию с упованием на Бога. И апостолы усваивают эти уроки. Они приносят Христу пять лепёшек и две рыбки, и происходит чудо.

Важный урок и для нас. Если нас что-то не устраивает в окружающем нас мире, если у нас болит душа за людей, за ситуации, худшее, что мы можем сделать, — в молитвенной позе, с вопросительным взглядом к небу ждать, когда Бог вмешается и всё исправит. Ничего общего со смирением эта поза не имеет. Нередко подобная внешне благочестивая пассивность заканчивается претензиями к Творцу. «Где же ты, Господи, когда жизнь идёт под откос? Мы ждём, мы молимся, а ты и не отпускаешь людей, и не кормишь их. Как же ты, Господи, жесток».

Не бессердечен Господь и не безжалостен. Не случайно прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что, увидев множество людей, Христос сжалился над ними и свершил чудеса исцеления. Просто так устроен этот мир, что Бог порой не дерзает в нём действовать без нас. Ведь Он Сам на заре веков дал нам привилегию быть Его представителями на Земле. Господь дал нам силы по-своему и под себя оформлять окружающую нас действительность. Это наш мир. Мы его хозяева и творцы той реальности, в которой живём. А потому Господь всегда ждёт нашей инициативы. Он ждёт пока мы сделаем первый шаг и начнём дело. Если мы приступим к нему с доверием Творцу, с желанием принести пользу окружающим, послужить Евангелию Христову, то станем глазами, ушами, руками и ногами Бога в этом мире. Проводниками Его силы. Его со-работниками. И никакое начинание не будет для нас трудным, каким бы бесперспективным и провальным оно по началу нам не казалось.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святитель Тихон Задонский о значении Крещения

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божиего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были осквернёнными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались. До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасёнными. До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем даром, от одного человеколюбия Его.

Катакомбный период Римского христианства

Катакомбный период в истории римского христианства — это период гонений на веру, начавшихся уже в I веке. Катакомбы — это кладбища, здесь никто не жил. Главное назначение катакомб — захоронение умерших христиан отдельно от язычников и совершение Литургии. В промежутки между гонениями римские христиане могли собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах и даже в особых богослужебных зданиях или храмах, появившихся не позднее III века. Во времена преследований христиане старались собираться в катакомбах; это было относительно безопасно, так как место погребения считалось неприкосновенным. В катакомбах хоронили жертв гонений; с этим обстоятельством связано развитие традиции служить Литургию на мощах мучеников. В катакомбах же были положены начала христианского искусства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь есть особое состояние человеческого духа, когда даже самый дальний становится нам близким, когда даже к чужаку наше сердце обращается с трепетом и радостью, когда для блага даже постороннего и незнакомца мы готовы жертвовать чем-то дорогим, а порой и своей жизнью. Лучшее, на мой взгляд, в мировой истории описание этого удивительного состояния человеческого духа дал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4—8).

Таинство Миропомазания

Миропомазание — Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. В этом Таинстве для каждого верующего совершается личная Пятидесятница — сошествие Святого Духа.

Обычно Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Как и Крещение, оно совершается над человеком один раз в жизни.

В Крещении человек омывается благодатью от первородного греха и от личных грехов, а при Миропомазании человек получает от Бога силу (благодать) для исполнения Заповедей Божьих.

Также это совершается Таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения (наряду с Крещением и Покаянием).

Со своей видимой, внешней стороны, Миропомазание осуществлялось в истории Церкви двояко, через: а) возложение рук епископа; б) помазание. С умножением христиан из-за трудности личной встречи каждого крестящегося с епископом, первый способ уступил место второму.

Следует различать Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание.

Молитвословия

Тропарь предпразднства Преображения

глас 4

Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства Преображения

глас 4

Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года