Церковный календарь

18 августа. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 августа. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

11-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 5 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

Преподобного Иова Ущельского (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова (374).

Священномученика Стефана Хитрова пресвитера (1918); мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); священномученика Симона, епископа Уфимского (1921); священномученика Иоанна Смирнова диакона (1939).

Мученик Евсигний Антиохийский

Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III века. В течение 60 лет он служил в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Был собеседником св. Василиска и свидетелем его мученического подвига. В старости он оставил военную службу и удалился на свою родину. По доносу одного из антиохийских граждан он как христианин предстал перед судом имп. Юлиана Отступника в 362 году и был усечен мечем в 110 лет.

Праведная Нонна Назианзская

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым язычником. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине, и Бог услышал её молитвы. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий Богослов, — будто бы он поёт стих Давида: “возвеселихся о рекших мне: в дом Гос подень пойдем”. И пение небывалое, и вместе с песнею является желание!» Григорий пришёл на I Вселенский Собор в Никею, где открыл своё обращение к Богу. Он был посвящён во епископа Назианзинского, а святая Нонна — в диаконисы. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святителя Василия Великого во епископа Кесарийского. Через четыре года после этого он скончался, а вскоре преставилась ко Господу и его святая супруга.

Преподобный Иов Ущельский

Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря. В 1614 году он основал обитель в Мезенском краю. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько беден был монастырь. После пожалования царем богатых земель для монастыря преподобный устроил церковь и братские келии. Однажды, когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые потребовали от преподобного отдать монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Ничего не найдя, разбойники ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело святого. На иконе святой изображен со свитком, в котором сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих».

Священное Писание

2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Глава 3

1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Мф., 95 зач., XXIII, 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28

Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, — лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело — завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика.

Катакомбный период Римского христианства

Катакомбный период в истории римского христианства — это период гонений на веру, начавшихся уже в I веке. Катакомбы — это кладбища, здесь никто не жил. Главное назначение катакомб — захоронение умерших христиан отдельно от язычников и совершение Литургии. В промежутки между гонениями римские христиане могли собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах и даже в особых богослужебных зданиях или храмах, появившихся не позднее III века. Во времена преследований христиане старались собираться в катакомбах; это было относительно безопасно, так как место погребения считалось неприкосновенным. В катакомбах хоронили жертв гонений; с этим обстоятельством связано развитие традиции служить Литургию на мощах мучеников. В катакомбах же были положены начала христианского искусства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный.

Таинство Миропомазания

Миропомазание — Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. В этом Таинстве для каждого верующего совершается личная Пятидесятница — сошествие Святого Духа.

Обычно Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Как и Крещение, оно совершается над человеком один раз в жизни.

В Крещении человек омывается благодатью от первородного греха и от личных грехов, а при Миропомазании человек получает от Бога силу (благодать) для исполнения Заповедей Божьих.

Также это совершается Таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения (наряду с Крещением и Покаянием).

Со своей видимой, внешней стороны, Миропомазание осуществлялось в истории Церкви двояко, через: а) возложение рук епископа; б) помазание. С умножением христиан из-за трудности личной встречи каждого крестящегося с епископом, первый способ уступил место второму.

Следует различать Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание.

Молитвословия

Тропарь предпразднства Преображения

глас 4

Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства Преображения

глас 4

Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Теги:
Мученик Евсигний Антиохийский
праведная Нонна Назианзская
преподобный Иов Ущельский
православный календарь

Все публикации