Церковный календарь

18 августа. Память праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 августа. Память праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

10-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 5 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

Преподобного Иова Ущельского (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова (374).

Священномученика Стефана Хитрова пресвитера (1918); мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); священномученика Симона, епископа Уфимского (1921); священномученика Иоанна Смирнова диакона (1939).

Мученик Евсигний Антиохийский

Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III века. В течение 60 лет он служил в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Был собеседником св. Василиска и свидетелем его мученического подвига. В старости он оставил военную службу и удалился на свою родину. По доносу одного из антиохийских граждан он как христианин предстал перед судом имп. Юлиана Отступника в 362 году и был усечен мечем в 110 лет.

Праведная Нонна Назианзская

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым язычником. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине, и Бог услышал её молитвы. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий Богослов, — будто бы он поёт стих Давида: “возвеселихся о рекших мне: в дом Гос подень пойдем”. И пение небывалое, и вместе с песнею является желание!» Григорий пришёл на I Вселенский Собор в Никею, где открыл своё обращение к Богу. Он был посвящён во епископа Назианзинского, а святая Нонна — в диаконисы. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святителя Василия Великого во епископа Кесарийского. Через четыре года после этого он скончался, а вскоре преставилась ко Господу и его святая супруга.

Преподобный Иов Ущельский

Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря. В 1614 году он основал обитель в Мезенском краю. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько беден был монастырь. После пожалования царем богатых земель для монастыря преподобный устроил церковь и братские келии. Однажды, когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые потребовали от преподобного отдать монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Ничего не найдя, разбойники ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело святого. На иконе святой изображен со свитком, в котором сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих».

Священное Писание

2 Кор., 167 зач., I, 1-7

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Мф., 88 зач., XXI, 43-46

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

***
2 Кор., 169 зач., I, 12-20 (за пятницу)

12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?

18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".

19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да",- 20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.

Мф., 91 зач., XXII, 23-33

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27 после же всех умерла и жена; 28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 1, 1-7; Мф. 21, 43-46

Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть». Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.

Мф. 22, 23-33 (за пятницу)

Об образе будущей жизни Господь сказал, что там не женятся и не посягают, т. е. не будут там иметь места наши земные житейские отношения; стало быть, и все порядки земной жизни. Ни наук, ни искусств, ни правительств и ничего другого не будет. Что же будет? Будет Бог всяческая во всех. А так как Бог — дух, единится с духом, и духовное действует, то вся жизнь будет там непрерывным течением духовных движений. Отсюда следует один вывод, что поскольку будущая жизнь наша цель, а здешняя только приготовление к ней, то все время жизни проживать на одно только то, что уместно лишь в этой жизни, а в будущей неприложимо, значит идти против своего назначения и готовить себе в будущем горькую, прегорькую участь. Не то чтоб непременно уж требовалось все бросить, но что, работая сколько нужно для этой жизни, главную заботу надо обращать на приготовление к будущей, стараясь, насколько то возможно, и чернорабочесть земную обращать в средство к той же цели.

Святитель Тихон Задонский о значении Крещения

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божиего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были осквернёнными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались. До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасёнными. До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем даром, от одного человеколюбия Его.

Катакомбный период Римского христианства

Катакомбный период в истории римского христианства — это период гонений на веру, начавшихся уже в I веке. Катакомбы — это кладбища, здесь никто не жил. Главное назначение катакомб — захоронение умерших христиан отдельно от язычников и совершение Литургии. В промежутки между гонениями римские христиане могли собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах и даже в особых богослужебных зданиях или храмах, появившихся не позднее III века. Во времена преследований христиане старались собираться в катакомбах; это было относительно безопасно, так как место погребения считалось неприкосновенным. В катакомбах хоронили жертв гонений; с этим обстоятельством связано развитие традиции служить Литургию на мощах мучеников. В катакомбах же были положены начала христианского искусства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь есть особое состояние человеческого духа, когда даже самый дальний становится нам близким, когда даже к чужаку наше сердце обращается с трепетом и радостью, когда для блага даже постороннего и незнакомца мы готовы жертвовать чем-то дорогим, а порой и своей жизнью. Лучшее, на мой взгляд, в мировой истории описание этого удивительного состояния человеческого духа дал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4–8).

Таинство Миропомазания

Миропомазание — Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. В этом Таинстве для каждого верующего совершается личная Пятидесятница — сошествие Святого Духа.

Обычно Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Как и Крещение, оно совершается над человеком один раз в жизни.

В Крещении человек омывается благодатью от первородного греха и от личных грехов, а при Миропомазании человек получает от Бога силу (благодать) для исполнения Заповедей Божьих.

Также это совершается Таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения (наряду с Крещением и Покаянием).

Со своей видимой, внешней стороны, Миропомазание осуществлялось в истории Церкви двояко, через: а) возложение рук епископа; б) помазание. С умножением христиан из-за трудности личной встречи каждого крестящегося с епископом, первый способ уступил место второму.

Следует различать Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание.

Молитвословия

Тропарь предпразднства Преображения

глас 4

Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства Преображения

глас 4

Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Теги:
Мученик Евсигний Антиохийский
праведная Нонна Назианзская
преподобный Иов Ущельский
православный календарь

Все публикации