18 августа. Память праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

3972
Фото

11-я седмица по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

Преподобного Иова Ущельского (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова (374).

Священномученика Стефана Хитрова пресвитера (1918); мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); священномученика Симона, епископа Уфимского (1921); священномученика Иоанна Смирнова диакона (1939).

Мученик Евсигний Антиохийский

Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III века. В течение 60 лет он служил в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Был собеседником св. Василиска и свидетелем его мученического подвига. В старости он оставил военную службу и удалился на свою родину. По доносу одного из антиохийских граждан он как христианин предстал перед судом имп. Юлиана Отступника в 362 году и был усечен мечем в 110 лет.

Праведная Нонна Назианзская

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым язычником. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине, и Бог услышал её молитвы. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий Богослов, — будто бы он поёт стих Давида: “возвеселихся о рекших мне: в дом Гос подень пойдем”. И пение небывалое, и вместе с песнею является желание!» Григорий пришёл на I Вселенский Собор в Никею, где открыл своё обращение к Богу. Он был посвящён во епископа Назианзинского, а святая Нонна — в диаконисы. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святителя Василия Великого во епископа Кесарийского. Через четыре года после этого он скончался, а вскоре преставилась ко Господу и его святая супруга.

Преподобный Иов Ущельский

Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря. В 1614 году он основал обитель в Мезенском краю. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько беден был монастырь. После пожалования царем богатых земель для монастыря преподобный устроил церковь и братские келии. Однажды, когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые потребовали от преподобного отдать монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Ничего не найдя, разбойники ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело святого. На иконе святой изображен со свитком, в котором сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих».

Евангелие дня

Какими внутренними качествами должны обладать христиане? На этот вопрос могут быть самые разные ответы, и, скорее всего, именно так — по-разному — ответят на него не только обычные члены Церкви, но и священнослужители. Так происходит по причине того, что мы довольно плохо знакомы со Священным Писанием, и привыкли ориентироваться не на него, а на сложившуюся традицию, которая несмотря на то, что она базируется на Писании, привносит и нечто своё, нечто вторичное, то, что затеняет евангельские призывы Христа. В этом легко убедиться, если попытаться задать самим себе простой вопрос: что должны делать христиане? В ответ мы, скорее всего услышим несомненно правильные слова о молитве, о посте, о милостыне, о неосуждении и так далее, но вряд ли среди ответов найдутся слова о том, что христиане должны пребывать в непрестанной духовной бодрости и готовности встретиться со Христом лицом к лицу в любую секунду, тогда как все ранее перечисленное — молитва, пост, милостыня, неосуждение и многое другое — не являются ценностью сами по себе, это лишь инструменты, которые должны нас готовить к встрече со Христом. О непрестанной бодрости и готовности Христос говорил Своим ученикам, давайте послушаем Его слова, которые сохранила для нас 24-я глава Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня за литургией в православных храмах.

Глава 24.

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Христос призыв к всегдашней бодрости невозможно интерпретировать каким-то иным, кроме буквального, способом: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). В Своей речи Спаситель привёл несколько очень понятных и доходчивых аналогий, Он упомянул о хозяине дома, который не дал бы себя ограбить, если бы знал когда именно нагрянет вор, упомянул Он и раба, которому было дано указание наблюдать за порядком в доме. К этим двум аналогиям можно прибавить и множество иных, можно, например, вспомнить о бдительности, которая необходима человеку за рулём, ведь большинство аварий случаются по причине невнимательности водителей.

Но вот что любопытно: христиане первых веков понимали эти Христовы слова буквально, и действительно бдели, они ждали Христова Пришествия с минуты на минуту. С течением времени бдительность уступила место беспечности, причину подмены легко понять: Христос не пришёл, следовательно, можно расслабиться. Эта логика, несмотря на свою повсеместность, довольно странная, и ее легко разрушить, если вспомнить о том, что вероятность физической кончины человека с каждой секундой его жизни увеличивается, а не уменьшается, и все мы это прекрасно понимаем: чем больше человеку лет, тем ближе он к финалу своего физического существования, а это означает, что степень его готовности к переходу в вечность должна непрестанно возрастать. Невозможно представить человека в здравом уме, который бы думал, что если он не умер в 50 лет, то тем более не умрёт в 90. Так и со Вторым Христовым Пришествием: оно несомненно будет, и мы к нему ощутимо ближе, чем христиане первых веков по Рождестве Христовом, по этой причине и внутренней бодрости с бдительностью у нас должно быть несравнимо больше, чем у поколения апостолов. Отсюда вытекает и ещё один вывод: больше у нас должны быть и молитвы, и поста, и милосердия, всего того, что позволяет стяжать духовную бодрость, и помочь в подготовке к личной встрече с нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святитель Тихон Задонский о значении Крещения

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу. До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божиего, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами диавола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были осквернёнными грехами, но Крещением омылись, освятились и оправдались. До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасёнными. До Крещения для нас были закрыты двери в вечную жизнь и Небесное Царствие, но Крещением отворились, и входят туда без запрета хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем даром, от одного человеколюбия Его.

Катакомбный период Римского христианства

Катакомбный период в истории римского христианства — это период гонений на веру, начавшихся уже в I веке. Катакомбы — это кладбища, здесь никто не жил. Главное назначение катакомб — захоронение умерших христиан отдельно от язычников и совершение Литургии. В промежутки между гонениями римские христиане могли собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах и даже в особых богослужебных зданиях или храмах, появившихся не позднее III века. Во времена преследований христиане старались собираться в катакомбах; это было относительно безопасно, так как место погребения считалось неприкосновенным. В катакомбах хоронили жертв гонений; с этим обстоятельством связано развитие традиции служить Литургию на мощах мучеников. В катакомбах же были положены начала христианского искусства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь есть особое состояние человеческого духа, когда даже самый дальний становится нам близким, когда даже к чужаку наше сердце обращается с трепетом и радостью, когда для блага даже постороннего и незнакомца мы готовы жертвовать чем-то дорогим, а порой и своей жизнью. Лучшее, на мой взгляд, в мировой истории описание этого удивительного состояния человеческого духа дал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4—8).

Таинство Миропомазания

Миропомазание — Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. В этом Таинстве для каждого верующего совершается личная Пятидесятница — сошествие Святого Духа.

Обычно Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Как и Крещение, оно совершается над человеком один раз в жизни.

В Крещении человек омывается благодатью от первородного греха и от личных грехов, а при Миропомазании человек получает от Бога силу (благодать) для исполнения Заповедей Божьих.

Также это совершается Таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения (наряду с Крещением и Покаянием).

Со своей видимой, внешней стороны, Миропомазание осуществлялось в истории Церкви двояко, через: а) возложение рук епископа; б) помазание. С умножением христиан из-за трудности личной встречи каждого крестящегося с епископом, первый способ уступил место второму.

Следует различать Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание.

Молитвословия

Тропарь предпразднства Преображения

глас 4

Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства Преображения

глас 4

Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года