15 августа. Память блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца

4360
Фото

Седмица 11-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1557).

Блаженного Василия Спасо-Кубенского (XV). Священномученика Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).

Мученика Афанасия Жуланова (1918); преподобномученика Платона Колегова (1937).

Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).

Блаженный Василий Московский, Христа ради юродивый

Святой Василий, Христа ради юродивый, подвизался в царствование Иоанна IV Грозного, который уважал и боялся блаженного, часто обличавшего царя. Однажды Иоанн Васильевич решил построить себе дом на Воробьёвых горах и, придя в Успенский собор, во время Божественной литургии стал размышлять о том, как исполнить свои планы. В это время в соборе, не замеченный царём, молился святой Василий. После службы Иоанн Грозный спросил блаженного, где он был во время литургии. «Василий был в храме и после пения “Всякое ныне житейское отложим попечение” со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чём земном не помышляя, а ты не был, ибо я видел тебя мысленно ходящим по Воробьёвым горам и строящим дворец свой. Стоять в храме и помышлять житейское значит не быть в нём», — ответил царю блаженный подвижник.

Священномученик Стефан, папа Римский

Священномученик Стефан, папа Римский, пострадал в 257 году при императоре Валериане. Святитель Стефан ревностно боролся против ереси, скрываясь во время гонения на христиан, крестил многих язычников, в их числе военного трибуна Немезия, обратившегося ко Христу после того, как святитель исцелил его дочь Люциллу. Немезий, а также его управляющий вместе с семьей, принявшие христианство, были казнены. Все они были сожжены. Тогда же были обезглавлены 12 клириков Стефана. Наконец, сам святитель Стефан был приведен к императору Валериану, который осудил его на усечение мечом в храме Марса. Но, по молитвам святого, большая часть храма разрушилась, а воины разбежались. Святитель скрылся в катакомбах (усыпальнице святой Люцины), где затем был убит пришедшими воинами в то время, как он поучал христиан.

Преподобный Косма Отшельник

О преподобном Косме, святом VI века, рассказывает Иоанн Мосх в своём сборнике «Луг духовный». Мосх называет святого евнухом и отмечает, что тот подвизался в Лавре Фаран. Среди сохранённых Иоанном Мосхом известий о старце — рассказ о его отношении к святым отцам и учителям Церкви. Так, например, во время одного душеспасительного разговора собеседники употребили выражение Афанасия Александрийского, и старец Косма сказал: «Если встретится тебе слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде». Также Иоанн Мосх говорит об аскетизме преподобного Космы: «В ночь под воскресные дни стоял он с вечера до самого утра, пел псалмы и читал, совсем не садясь, в своей келлии и в храме. На восходе солнца, окончивши правило, он садился читать Евангелие — до начала службы».

Евангелие дня

Среди множества соцопросов, к сожалению, нет такого, который был бы посвящён осмыслению нашими современниками монашества. Впрочем, из общих соображений и наблюдений за жизнью общества можно предположить, что такой соцопрос дал бы не самые утешительные результаты, наверняка оказалось бы, что очень многие люди строят своё представление о монашестве на основании различного рода слухов, баек, легенд и карикатурных образов, и в целом относятся к монахам как к существам непонятным, а потому и подозрительным. Интересно, что такое отношение характерно и для определенной части церковного общества, в котором все чаще звучит мнение, будто бы монашество повлияло на христианство не самым лучшим образом, в частности, критике подвергаются различные дисциплинарные церковные предписания, которые базируются на монашеском взгляде на жизнь. За таким воззрением кроется все то же непонимание сути монашеской жизни и монашеского делания. Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом, взяв за основу наших размышлений отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время Литургии в православных храмах.

Глава 23.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Вполне предсказуемо, что в этом отрывке мы ничего не услышали о монашестве. Предсказуемо это по той простой причине, что во всем Священном Писании о монашестве не сказано ни слова. Христова речь была обращена к фарисеям, которые, как это явствует из евангельских слов, чрезмерно много внимания уделяли внешним формам проявления своего почитания Бога, но при этом забывали о сути такового почитания. У фарисеев были свои причины так поступать, и причины эти заключались в том, что фарисеи жили самой обычной обывательской жизнью, следовательно, они были вынуждены постоянно отвечать на вопрос о том, каким образом в рамках повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности: надо постараться сделать так, чтобы все сферы жизни человека были пронизаны памятью о Боге, для этой цели необходимо жизнь регламентировать таким образом, чтобы в ней не осталось того места, которого бы не коснулся изложенный в Священном Писании Закон Божий. А потому необходимо платить десятину и с пряных трав несмотря на то, что в Писании об этом ничего не сказано. Христос в Своей речи упомянул это как крайне негативный пример, вместе с этим Он сказал о том, что вместо десятин надлежит думать о сути Закона, то есть о справедливости, о милосердии и о вере.

Собственно, монашество зародилось именно как стремление исполнить эти Христовы слова, изначально люди уходили из общества ради того, чтобы сосредоточиться на главном: на справедливости, на милосердии и на вере, и не думать ни о чем ином. Со временем это стремление стало восприниматься как некий идеал христианской жизни, каковым оно, собственно, и является. Впрочем, для того, чтобы осуществить этот идеал, вовсе нет необходимости отрекаться от всего и от вся с последующим уходом в пустыню или же в глухой лес, история христианства показала, что можно и по-другому, можно оставаться в привычном окружении, но изменить целеполагание своей жизни, а именно: перестать сосредотачивать внимание на внешнем и на том, что кажется важным нехристианскому миру, и обратить свой взор на становление внутреннего человека по тому образцу, который дал нам Христос. И здесь опыт жизни монахов может очень пригодиться, потому что монахами и идеальными христианами их сделал вовсе не образ жизни и не специфические одежды, а внутреннее устроение с Евангелием как центром жизни и со стремлением к соединению со Христом как ее смыслом.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Об опыте боговидения преподобного Силуана Афонского

Преподобному Силуану (1866—1938) было дано лицезреть Самого Христа. Всю жизнь он помнил духовную сладость этого явления: «В одно время напал на меня дух отчаяния: мне казалось, что Бог отринул меня вконец и уже нет мне спасения. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжёлый и томительный, что страшно о нём и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Прошло мало времени; я пошёл в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного”, и с этими словами увидел на месте иконы Живого Господа, и благодать Духа наполнила мою душу и всё тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог, и я сладко желал страданий за Христа. С тех пор как я познал Господа, душа моя влечётся к Нему и ничто меня более не веселит на земле. Но единое моё веселие — Бог. Он — моя радость; Он — моя сила; Он — моя премудрость; Он — моё богатство».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что в какой-то момент нашей истории народ пожелал отделить Небесное от земного и, отвернувшись от Небесного, посрамить и поругать свои святыни, сбросить с золотых куполов кресты, разрушить храмы и попытаться вычеркнуть слово Божие из своей жизни, думая, что тогда он будет свободным, счастливым, раскрепостит свои силы и, опираясь на свой собственный разум и человеческую силу, построит эту полноту времен без Небесного, опираясь только на земное. Мы знаем и то, что ничего из этого не получилось. Наверное, Господь попустил разрушение святых храмов, поругание святынь, пролитие крови мучеников и страдания народные для того, чтобы открылась нашему народу, а может быть, через его многострадальную историю и всему миру, Божественная логика бытия, тайна воли Божией об устроении полноты времен.

Что значит причаститься недостойно?

Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике. Святой праведный Алексий Мёчев

Что лежит в основе учреждения монашества?

Монашеский путь — это особый путь благодатного духовно-нравственного совершенствования, особый путь к Богу, к Царству Небесному. В основе учения о монашестве, как об особом пути человека ко спасению, лежит личный пример земной жизни Господа Иисуса Христа, нижеследующие (и другие) слова Спасителя и Его апостолов:

  • «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24);
  • «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21);
  • «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33).

Этим словам соответствуют монашеские обеты: послушания, нестяжания, целомудрия. Образцовый пример послушания Богу, нестяжания, целомудрия явил Своей жизнью Сам Искупитель. Образцом для монахов в их монашеской жизни является также и жизнь Пресвятой Богородицы.

Молитвословия

Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивого

глас 8

Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивого

глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие.

Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, много­грешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невиди­мых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 6

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Молитва первомученику Стефану

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года