8 августа. Память преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах

3781
Фото

Седмица 10-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).

Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (138—161).

Священномученика Сергия Стрельникова пресвитера (1937).

Священномученик Ермолай

Священномученик Ермолай, иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по повелению имп. Максимиана в Никомидийской церкви были сожжены 20 тысяч христиан в 303 году. От него принял святое Крещение св. Пантелеимон. Св. Ермолая схватили вместе с Ермиппием и Ермократом. Они отказались отречься от Христа, и внезапно началось сильное землетрясение, так что идолы в капище упали и разбились. Разгневанный Максимиан вынес им смертный приговор. Святые мученики были обезглавлены около 305 года.

Преподобный Моисей Угрин

Преподобный Моисей был угрин (то есть из Венгрии). Он состоял на службе у князя Бориса, после смерти которого бежал в Киев. Когда польский король захватил Киев, преподобный Моисей был уведен в плен. Там он усердно молился и дал обет, если вернется в Киев, принять постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятить Богу. Позже он попал в качестве пленника к богатой польке-вдове, воспылавшей к нему нечистой страстью. Не поддавшись на ее соблазны, он был оскоплен, получив венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. После мятежа в Польше, во время которого была убита нечестивая вдова, преподобный Моисей пришел в КиевоПечерский монастырь, где подвизался 10 лет и был погребен в Ближних пещерах.

Евангелие дня

Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.

Глава 21.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.

Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.

По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.

Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.

В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Предание о разбойнике из «Слова о смерти» святителя Игнатия

В час его смерти старший врач видел сон: к одру разбойника пришли мурины с хартиями, на которых были написаны его грехи; а два Ангела принесли весы. Мурины положили на одну чашу написанное на разбойника: эта чаша перетянула, а противоположная ей поднялась кверху. Тогда один из Ангелов нашёл платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал: «Этот платок наполнен его слезами. Положим его в чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет». Как только они положили платок в чашу, она немедленно перетянула и уничтожила вес рукописаний грехов. Ангелы воскликнули: «Поистине победило человеколюбие Божие!» Взяв душу разбойника, они повели её с собою. Увидев этот сон, врач пошёл в странноприимный дом и нашёл тело разбойника ещё тёплым. Взяв платок разбойника, врач представил его императору и сказал: «Государь! Прославим Бога: и при твоей державе спасся разбойник». Однако, заключает святитель Игнатий, лучше заблаговременно приготовлять себя к смерти и предварять страшный час её покаянием.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь дает нам некую школу любви. Он помогает нам входить в тайну любви к ближним через любовь к своим родным, близким. Однако иногда нам не хватает любви даже на близких нам людей. Порой родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях. А дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. Братья становятся чужими для сестер, а сестры для братьев. Происходит это потому, что мы не смогли воспитать в себе способность любить даже того человека, который входит в наше близкое окружение. Если близких не любим, как будем дальних любить? Господь дает нам наших ближних для того, чтобы мы могли не только опираться на них в трудные моменты жизни, но и практиковаться в христианской любви. Начинать нужно с ближних, чтобы потом перенести любовь и на дальних.

Кто такие святые?

В строгом значении слова, свят только Бог (Ис.6:3). Святость Божья проявляется, в частности, в том, что Он чужд зла, действует только на основании высочайших побуждений к добру; в разумно свободных творениях Он одобряет доброе и осуждает злое.

Что касается святых — представителей тварного мира, их святость носит не безусловный, а условный характер. Святыми традиционно называются те из них, кто имеют: 1) особую благодатную связь с Богом; 2) высокую степень богоподобия. К ним относятся светлые ангелы, люди и души почивших людей, имеющие духовное единство с Богом. Все они святы по причастию к Богу.

Во времена Ветхого Завета святым назывался Израильский народ (Втор.14:2), что, однако, не свидетельствовало о праведности всех его представителей, но указывало на особую связь этого народа с Богом, на то, что он находился под особым покровительством и водительством Бога. Во времена Нового Завета святым народом стали именоваться христиане (1Пет.2:9).

Молитвословия

Тропарь священномученика Ермолая и иже с ним

глас 4

Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.

Тропарь священномученика Ермолая

глас 1

Миром благодати помазан,/ преблаженне отче Ермолае,/ иерей Бога Вышняго явился еси/ и благочестия светлый проповедник,/ мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак священномученика Ермолая

глас 4

Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец приял еси./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего ради почитаем тя песньми, вопиюще:// от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш.

Тропарь преподобного Моисея Угрина

глас 3

Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ молимтися прилежно:/ моли Христа Бога,/ яко да исцелит вся наша страсти// и подаст велию милость.

Кондак преподобного Моисея Угрина

глас 3

В Вышних единаго Бога ища,/ земная вся презрел еси,/ о телеси своем нерадив,/ на муки мужески себе вдал еси,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси,/ биения, крове излияние и удов отрезание,/ чистаго ради девства твоего,/ мужески понесл еси./ И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли избавитися вопиющим ти:/ радуйся, Моисее, отче блаженнейший.

Тропарь преподобномученицы Параскевы

глас 1

Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая,/ равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси,/ Параскево победоносная,/ темже изливавши исцеления и молишися о душах наших.

Кондак преподобномученицы Параскевы

глас 4

Храм твой, всечестная,/ яко врачебницу душевную обретше,/ в нем вси вернии/ велегласно почитаем тя,/ преподобномученице Параскево славная.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года