
Седмица 7-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).
Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (138—161).
Священномученика Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
Священномученик Ермолай
Священномученик Ермолай, иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по повелению имп. Максимиана в Никомидийской церкви были сожжены 20 тысяч христиан в 303 году. От него принял святое Крещение св. Пантелеимон. Св. Ермолая схватили вместе с Ермиппием и Ермократом. Они отказались отречься от Христа, и внезапно началось сильное землетрясение, так что идолы в капище упали и разбились. Разгневанный Максимиан вынес им смертный приговор. Святые мученики были обезглавлены около 305 года.
Преподобный Моисей Угрин
Преподобный Моисей был угрин (то есть из Венгрии). Он состоял на службе у князя Бориса, после смерти которого бежал в Киев. Когда польский король захватил Киев, преподобный Моисей был уведен в плен. Там он усердно молился и дал обет, если вернется в Киев, принять постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятить Богу. Позже он попал в качестве пленника к богатой польке-вдове, воспылавшей к нему нечистой страстью. Не поддавшись на ее соблазны, он был оскоплен, получив венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. После мятежа в Польше, во время которого была убита нечестивая вдова, преподобный Моисей пришел в КиевоПечерский монастырь, где подвизался 10 лет и был погребен в Ближних пещерах.
Евангелие дня
Каким путём необходимо двигаться, чтобы войти в Царство Небесное? Какому святому подражать? Тому, кто был монахом-аскетом и жил сотни лет назад в далёкой-далекой стране? Или тому, кто был примерным семьянином и отошёл ко Господу лишь недавно? Тот отрывок из 15 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает поразмышлять на эту тему.
Глава 15.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
Фарисеи, о которых сегодня говорит Христос, считали себя знатоками и хранителями традиции. И в принципе отчасти так оно и было. Они прекрасно знали закон Моисеев, дотошно исполняли церковный устав, любили пышные богослужения, вели внешне благочестивый образ жизни. В народе их уважали и почитали. Да и как не уважать человека, который строго держит пост, регулярно посещает собрания в синагоге, усердно молится во время богослужения, да и каждый свой шаг внимательно сверяет с религиозным законом. Важно понимать, что фарисеи — это не кучка злобных фанатиков. Это столпы иудейского общества. Те упрёки, которые они посылают в адрес Христа и Его учеников, были по большей части справедливы. Ведь Господь нередко совершал вещи, которые не были приняты среди фарисеев. Совершал исцеления, а, следовательно, работал в субботу; ел неумытыми руками; контактировал с прокажёнными, нечистыми; прикасался к умершим; общался и разделял трапезу с язычниками, мытарями и блудницами. В глазах фарисеев это было вольнодумством. Говоря современным языком, Христос был для них либералом и модернистом, Который Своей деструктивной деятельностью разрушал традицию. На самом же деле, конечно, всё было иначе.
Господь в Евангелии часто говорит, что Он пришёл не для того, чтобы нарушить закон, но для того, что исполнить его в полноте. Фарисеи очень однобоко понимали то, что им было передано древними святыми. Они игнорировали целый пласт религиозной жизни. Это то, что нельзя потрогать руками и увидеть глазами. Это не набор действий, которые можно механически повторить. Это внутренняя жизнь верующего. Поэтому сегодня Он упоминает о сердце, в котором действуют злые помыслы. Подлинная религиозная жизнь начинается именно с того, что я пытаюсь навести порядок в своём сердце. Что для этого нужно? Для начала я должен увидеть себя настоящего. Увидеть, что, несмотря на внешнюю благопристойность, в моей душе хаос, перед которым я бессилен. Осознать, что сам я там порядок навести не могу и поэтому мне нужен Спаситель. Именно с этого шага начинается подлинное общение с Богом. Ведь только в этом случае я понимаю, как мне нужны личные отношения с Творцом. Мне нужна вера, потому что сам я без Бога погибаю. Мне необходимо научиться вести с Ним сокровенный диалог, на протяжении которого я буду отдавать Ему свою жизнь и те части своего больного Я, которые страдают от злобы, зависти, ревности, обиды и других духовных недугов. Разнообразные внешние формы богопочитания, церковный устав, храмовый ритуал — это всего лишь та благоприятная среда, в которой должна протекать эта работа. Это указатели, которые расставили на моём пути к Богу те люди, которые Его уже обрели. Именно они написали священные тексты, разработали церковный устав, написали иконы, сложили песнопения. Вся эта внешняя часть традиции — отпечаток их пути, карта, которая показывает мне, в каком примерно направлении необходимо двигаться. За какие границы не стоит выходить. Но свой путь я призван пройти сам. След, который я оставлю на этой карте, будет только мой. Я не могу повторить судьбу другого человека. А потому если нет в моей религиозной жизни ежедневной, систематической, организованной внутренней работы над миром своей души, моя духовная жизнь — просто копирование, пародия, ролевая игра. Это попытка пройти след в след за другим человеком. Втиснуть свой растоптанный башмак 45-го размера в едва заметный, воздушный отпечаток от его изящной серебряной туфельки. Меня самого, меня настоящего в такой религиозной жизни нет. Ведь нахожу я себя лишь тогда, когда в моём сердце начинается сокровенный разговор с Богом. Он отвечает мне, исцеляет мои немощи, и особой, только нам двоим известной тропкой, ведёт в Своё Небесное Царство.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Предание о разбойнике из «Слова о смерти» святителя Игнатия
В час его смерти старший врач видел сон: к одру разбойника пришли мурины с хартиями, на которых были написаны его грехи; а два Ангела принесли весы. Мурины положили на одну чашу написанное на разбойника: эта чаша перетянула, а противоположная ей поднялась кверху. Тогда один из Ангелов нашёл платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал: «Этот платок наполнен его слезами. Положим его в чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет». Как только они положили платок в чашу, она немедленно перетянула и уничтожила вес рукописаний грехов. Ангелы воскликнули: «Поистине победило человеколюбие Божие!» Взяв душу разбойника, они повели её с собою. Увидев этот сон, врач пошёл в странноприимный дом и нашёл тело разбойника ещё тёплым. Взяв платок разбойника, врач представил его императору и сказал: «Государь! Прославим Бога: и при твоей державе спасся разбойник». Однако, заключает святитель Игнатий, лучше заблаговременно приготовлять себя к смерти и предварять страшный час её покаянием.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Господь дает нам некую школу любви. Он помогает нам входить в тайну любви к ближним через любовь к своим родным, близким. Однако иногда нам не хватает любви даже на близких нам людей. Порой родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях. А дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. Братья становятся чужими для сестер, а сестры для братьев. Происходит это потому, что мы не смогли воспитать в себе способность любить даже того человека, который входит в наше близкое окружение. Если близких не любим, как будем дальних любить? Господь дает нам наших ближних для того, чтобы мы могли не только опираться на них в трудные моменты жизни, но и практиковаться в христианской любви. Начинать нужно с ближних, чтобы потом перенести любовь и на дальних.
Кто такие святые?
В строгом значении слова, свят только Бог (Ис.6:3). Святость Божья проявляется, в частности, в том, что Он чужд зла, действует только на основании высочайших побуждений к добру; в разумно свободных творениях Он одобряет доброе и осуждает злое.
Что касается святых — представителей тварного мира, их святость носит не безусловный, а условный характер. Святыми традиционно называются те из них, кто имеют: 1) особую благодатную связь с Богом; 2) высокую степень богоподобия. К ним относятся светлые ангелы, люди и души почивших людей, имеющие духовное единство с Богом. Все они святы по причастию к Богу.
Во времена Ветхого Завета святым назывался Израильский народ (Втор.14:2), что, однако, не свидетельствовало о праведности всех его представителей, но указывало на особую связь этого народа с Богом, на то, что он находился под особым покровительством и водительством Бога. Во времена Нового Завета святым народом стали именоваться христиане (1Пет.2:9).
Молитвословия
Тропарь священномученика Ермолая и иже с ним
глас 4
Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.
Тропарь священномученика Ермолая
глас 1
Миром благодати помазан,/ преблаженне отче Ермолае,/ иерей Бога Вышняго явился еси/ и благочестия светлый проповедник,/ мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак священномученика Ермолая
глас 4
Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец приял еси./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего ради почитаем тя песньми, вопиюще:// от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш.
Тропарь преподобного Моисея Угрина
глас 3
Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ молимтися прилежно:/ моли Христа Бога,/ яко да исцелит вся наша страсти// и подаст велию милость.
Кондак преподобного Моисея Угрина
глас 3
В Вышних единаго Бога ища,/ земная вся презрел еси,/ о телеси своем нерадив,/ на муки мужески себе вдал еси,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси,/ биения, крове излияние и удов отрезание,/ чистаго ради девства твоего,/ мужески понесл еси./ И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли избавитися вопиющим ти:/ радуйся, Моисее, отче блаженнейший.
Тропарь преподобномученицы Параскевы
глас 1
Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая,/ равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси,/ Параскево победоносная,/ темже изливавши исцеления и молишися о душах наших.
Кондак преподобномученицы Параскевы
глас 4
Храм твой, всечестная,/ яко врачебницу душевную обретше,/ в нем вси вернии/ велегласно почитаем тя,/ преподобномученице Параскево славная.