8 августа. Память преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах

4405
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).

Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (138—161).

Священномученика Сергия Стрельникова пресвитера (1937).

Священномученик Ермолай

Священномученик Ермолай, иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по повелению имп. Максимиана в Никомидийской церкви были сожжены 20 тысяч христиан в 303 году. От него принял святое Крещение св. Пантелеимон. Св. Ермолая схватили вместе с Ермиппием и Ермократом. Они отказались отречься от Христа, и внезапно началось сильное землетрясение, так что идолы в капище упали и разбились. Разгневанный Максимиан вынес им смертный приговор. Святые мученики были обезглавлены около 305 года.

Преподобный Моисей Угрин

Преподобный Моисей был угрин (то есть из Венгрии). Он состоял на службе у князя Бориса, после смерти которого бежал в Киев. Когда польский король захватил Киев, преподобный Моисей был уведен в плен. Там он усердно молился и дал обет, если вернется в Киев, принять постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятить Богу. Позже он попал в качестве пленника к богатой польке-вдове, воспылавшей к нему нечистой страстью. Не поддавшись на ее соблазны, он был оскоплен, получив венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. После мятежа в Польше, во время которого была убита нечестивая вдова, преподобный Моисей пришел в КиевоПечерский монастырь, где подвизался 10 лет и был погребен в Ближних пещерах.

Евангелие дня

Каким путём необходимо двигаться, чтобы войти в Царство Небесное? Какому святому подражать? Тому, кто был монахом-аскетом и жил сотни лет назад в далёкой-далекой стране? Или тому, кто был примерным семьянином и отошёл ко Господу лишь недавно? Тот отрывок из 15 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает поразмышлять на эту тему.

Глава 15.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Фарисеи, о которых сегодня говорит Христос, считали себя знатоками и хранителями традиции. И в принципе отчасти так оно и было. Они прекрасно знали закон Моисеев, дотошно исполняли церковный устав, любили пышные богослужения, вели внешне благочестивый образ жизни. В народе их уважали и почитали. Да и как не уважать человека, который строго держит пост, регулярно посещает собрания в синагоге, усердно молится во время богослужения, да и каждый свой шаг внимательно сверяет с религиозным законом. Важно понимать, что фарисеи — это не кучка злобных фанатиков. Это столпы иудейского общества. Те упрёки, которые они посылают в адрес Христа и Его учеников, были по большей части справедливы. Ведь Господь нередко совершал вещи, которые не были приняты среди фарисеев. Совершал исцеления, а, следовательно, работал в субботу; ел неумытыми руками; контактировал с прокажёнными, нечистыми; прикасался к умершим; общался и разделял трапезу с язычниками, мытарями и блудницами. В глазах фарисеев это было вольнодумством. Говоря современным языком, Христос был для них либералом и модернистом, Который Своей деструктивной деятельностью разрушал традицию. На самом же деле, конечно, всё было иначе.

Господь в Евангелии часто говорит, что Он пришёл не для того, чтобы нарушить закон, но для того, что исполнить его в полноте. Фарисеи очень однобоко понимали то, что им было передано древними святыми. Они игнорировали целый пласт религиозной жизни. Это то, что нельзя потрогать руками и увидеть глазами. Это не набор действий, которые можно механически повторить. Это внутренняя жизнь верующего. Поэтому сегодня Он упоминает о сердце, в котором действуют злые помыслы. Подлинная религиозная жизнь начинается именно с того, что я пытаюсь навести порядок в своём сердце. Что для этого нужно? Для начала я должен увидеть себя настоящего. Увидеть, что, несмотря на внешнюю благопристойность, в моей душе хаос, перед которым я бессилен. Осознать, что сам я там порядок навести не могу и поэтому мне нужен Спаситель. Именно с этого шага начинается подлинное общение с Богом. Ведь только в этом случае я понимаю, как мне нужны личные отношения с Творцом. Мне нужна вера, потому что сам я без Бога погибаю. Мне необходимо научиться вести с Ним сокровенный диалог, на протяжении которого я буду отдавать Ему свою жизнь и те части своего больного Я, которые страдают от злобы, зависти, ревности, обиды и других духовных недугов. Разнообразные внешние формы богопочитания, церковный устав, храмовый ритуал — это всего лишь та благоприятная среда, в которой должна протекать эта работа. Это указатели, которые расставили на моём пути к Богу те люди, которые Его уже обрели. Именно они написали священные тексты, разработали церковный устав, написали иконы, сложили песнопения. Вся эта внешняя часть традиции — отпечаток их пути, карта, которая показывает мне, в каком примерно направлении необходимо двигаться. За какие границы не стоит выходить. Но свой путь я призван пройти сам. След, который я оставлю на этой карте, будет только мой. Я не могу повторить судьбу другого человека. А потому если нет в моей религиозной жизни ежедневной, систематической, организованной внутренней работы над миром своей души, моя духовная жизнь — просто копирование, пародия, ролевая игра. Это попытка пройти след в след за другим человеком. Втиснуть свой растоптанный башмак 45-го размера в едва заметный, воздушный отпечаток от его изящной серебряной туфельки. Меня самого, меня настоящего в такой религиозной жизни нет. Ведь нахожу я себя лишь тогда, когда в моём сердце начинается сокровенный разговор с Богом. Он отвечает мне, исцеляет мои немощи, и особой, только нам двоим известной тропкой, ведёт в Своё Небесное Царство.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Предание о разбойнике из «Слова о смерти» святителя Игнатия

В час его смерти старший врач видел сон: к одру разбойника пришли мурины с хартиями, на которых были написаны его грехи; а два Ангела принесли весы. Мурины положили на одну чашу написанное на разбойника: эта чаша перетянула, а противоположная ей поднялась кверху. Тогда один из Ангелов нашёл платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал: «Этот платок наполнен его слезами. Положим его в чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет». Как только они положили платок в чашу, она немедленно перетянула и уничтожила вес рукописаний грехов. Ангелы воскликнули: «Поистине победило человеколюбие Божие!» Взяв душу разбойника, они повели её с собою. Увидев этот сон, врач пошёл в странноприимный дом и нашёл тело разбойника ещё тёплым. Взяв платок разбойника, врач представил его императору и сказал: «Государь! Прославим Бога: и при твоей державе спасся разбойник». Однако, заключает святитель Игнатий, лучше заблаговременно приготовлять себя к смерти и предварять страшный час её покаянием.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь дает нам некую школу любви. Он помогает нам входить в тайну любви к ближним через любовь к своим родным, близким. Однако иногда нам не хватает любви даже на близких нам людей. Порой родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях. А дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. Братья становятся чужими для сестер, а сестры для братьев. Происходит это потому, что мы не смогли воспитать в себе способность любить даже того человека, который входит в наше близкое окружение. Если близких не любим, как будем дальних любить? Господь дает нам наших ближних для того, чтобы мы могли не только опираться на них в трудные моменты жизни, но и практиковаться в христианской любви. Начинать нужно с ближних, чтобы потом перенести любовь и на дальних.

Кто такие святые?

В строгом значении слова, свят только Бог (Ис.6:3). Святость Божья проявляется, в частности, в том, что Он чужд зла, действует только на основании высочайших побуждений к добру; в разумно свободных творениях Он одобряет доброе и осуждает злое.

Что касается святых — представителей тварного мира, их святость носит не безусловный, а условный характер. Святыми традиционно называются те из них, кто имеют: 1) особую благодатную связь с Богом; 2) высокую степень богоподобия. К ним относятся светлые ангелы, люди и души почивших людей, имеющие духовное единство с Богом. Все они святы по причастию к Богу.

Во времена Ветхого Завета святым назывался Израильский народ (Втор.14:2), что, однако, не свидетельствовало о праведности всех его представителей, но указывало на особую связь этого народа с Богом, на то, что он находился под особым покровительством и водительством Бога. Во времена Нового Завета святым народом стали именоваться христиане (1Пет.2:9).

Молитвословия

Тропарь священномученика Ермолая и иже с ним

глас 4

Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.

Тропарь священномученика Ермолая

глас 1

Миром благодати помазан,/ преблаженне отче Ермолае,/ иерей Бога Вышняго явился еси/ и благочестия светлый проповедник,/ мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак священномученика Ермолая

глас 4

Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец приял еси./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего ради почитаем тя песньми, вопиюще:// от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш.

Тропарь преподобного Моисея Угрина

глас 3

Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ молимтися прилежно:/ моли Христа Бога,/ яко да исцелит вся наша страсти// и подаст велию милость.

Кондак преподобного Моисея Угрина

глас 3

В Вышних единаго Бога ища,/ земная вся презрел еси,/ о телеси своем нерадив,/ на муки мужески себе вдал еси,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси,/ биения, крове излияние и удов отрезание,/ чистаго ради девства твоего,/ мужески понесл еси./ И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли избавитися вопиющим ти:/ радуйся, Моисее, отче блаженнейший.

Тропарь преподобномученицы Параскевы

глас 1

Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая,/ равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси,/ Параскево победоносная,/ темже изливавши исцеления и молишися о душах наших.

Кондак преподобномученицы Параскевы

глас 4

Храм твой, всечестная,/ яко врачебницу душевную обретше,/ в нем вси вернии/ велегласно почитаем тя,/ преподобномученице Параскево славная.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года