Седмица 10-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).
Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (138—161).
Священномученика Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
Священномученик Ермолай
Священномученик Ермолай, иерей Никомидийский, в числе немногих остался в живых после того, как по повелению имп. Максимиана в Никомидийской церкви были сожжены 20 тысяч христиан в 303 году. От него принял святое Крещение св. Пантелеимон. Св. Ермолая схватили вместе с Ермиппием и Ермократом. Они отказались отречься от Христа, и внезапно началось сильное землетрясение, так что идолы в капище упали и разбились. Разгневанный Максимиан вынес им смертный приговор. Святые мученики были обезглавлены около 305 года.
Преподобный Моисей Угрин
Преподобный Моисей был угрин (то есть из Венгрии). Он состоял на службе у князя Бориса, после смерти которого бежал в Киев. Когда польский король захватил Киев, преподобный Моисей был уведен в плен. Там он усердно молился и дал обет, если вернется в Киев, принять постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятить Богу. Позже он попал в качестве пленника к богатой польке-вдове, воспылавшей к нему нечистой страстью. Не поддавшись на ее соблазны, он был оскоплен, получив венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. После мятежа в Польше, во время которого была убита нечестивая вдова, преподобный Моисей пришел в КиевоПечерский монастырь, где подвизался 10 лет и был погребен в Ближних пещерах.
Евангелие дня
Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.
Глава 21.
28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.
Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.
По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.
Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.
В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Предание о разбойнике из «Слова о смерти» святителя Игнатия
В час его смерти старший врач видел сон: к одру разбойника пришли мурины с хартиями, на которых были написаны его грехи; а два Ангела принесли весы. Мурины положили на одну чашу написанное на разбойника: эта чаша перетянула, а противоположная ей поднялась кверху. Тогда один из Ангелов нашёл платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал: «Этот платок наполнен его слезами. Положим его в чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет». Как только они положили платок в чашу, она немедленно перетянула и уничтожила вес рукописаний грехов. Ангелы воскликнули: «Поистине победило человеколюбие Божие!» Взяв душу разбойника, они повели её с собою. Увидев этот сон, врач пошёл в странноприимный дом и нашёл тело разбойника ещё тёплым. Взяв платок разбойника, врач представил его императору и сказал: «Государь! Прославим Бога: и при твоей державе спасся разбойник». Однако, заключает святитель Игнатий, лучше заблаговременно приготовлять себя к смерти и предварять страшный час её покаянием.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Господь дает нам некую школу любви. Он помогает нам входить в тайну любви к ближним через любовь к своим родным, близким. Однако иногда нам не хватает любви даже на близких нам людей. Порой родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях. А дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. Братья становятся чужими для сестер, а сестры для братьев. Происходит это потому, что мы не смогли воспитать в себе способность любить даже того человека, который входит в наше близкое окружение. Если близких не любим, как будем дальних любить? Господь дает нам наших ближних для того, чтобы мы могли не только опираться на них в трудные моменты жизни, но и практиковаться в христианской любви. Начинать нужно с ближних, чтобы потом перенести любовь и на дальних.
Кто такие святые?
В строгом значении слова, свят только Бог (Ис.6:3). Святость Божья проявляется, в частности, в том, что Он чужд зла, действует только на основании высочайших побуждений к добру; в разумно свободных творениях Он одобряет доброе и осуждает злое.
Что касается святых — представителей тварного мира, их святость носит не безусловный, а условный характер. Святыми традиционно называются те из них, кто имеют: 1) особую благодатную связь с Богом; 2) высокую степень богоподобия. К ним относятся светлые ангелы, люди и души почивших людей, имеющие духовное единство с Богом. Все они святы по причастию к Богу.
Во времена Ветхого Завета святым назывался Израильский народ (Втор.14:2), что, однако, не свидетельствовало о праведности всех его представителей, но указывало на особую связь этого народа с Богом, на то, что он находился под особым покровительством и водительством Бога. Во времена Нового Завета святым народом стали именоваться христиане (1Пет.2:9).
Молитвословия
Тропарь священномученика Ермолая и иже с ним
глас 4
Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.
Тропарь священномученика Ермолая
глас 1
Миром благодати помазан,/ преблаженне отче Ермолае,/ иерей Бога Вышняго явился еси/ и благочестия светлый проповедник,/ мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак священномученика Ермолая
глас 4
Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец приял еси./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего ради почитаем тя песньми, вопиюще:// от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш.
Тропарь преподобного Моисея Угрина
глас 3
Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ молимтися прилежно:/ моли Христа Бога,/ яко да исцелит вся наша страсти// и подаст велию милость.
Кондак преподобного Моисея Угрина
глас 3
В Вышних единаго Бога ища,/ земная вся презрел еси,/ о телеси своем нерадив,/ на муки мужески себе вдал еси,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси,/ биения, крове излияние и удов отрезание,/ чистаго ради девства твоего,/ мужески понесл еси./ И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли избавитися вопиющим ти:/ радуйся, Моисее, отче блаженнейший.
Тропарь преподобномученицы Параскевы
глас 1
Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая,/ равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси,/ Параскево победоносная,/ темже изливавши исцеления и молишися о душах наших.
Кондак преподобномученицы Параскевы
глас 4
Храм твой, всечестная,/ яко врачебницу душевную обретше,/ в нем вси вернии/ велегласно почитаем тя,/ преподобномученице Параскево славная.