5 августа. Память праведного воина Феодора Ушакова

5742
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284—305). Праведного воина Феодора Ушакова (прославление 2001).

Священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75).

Священномученика Михаила Троицкого пресвитера и мученика Андрея Аргунова (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

Почаевской иконы Божией Матери

450 лет назад греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил дворянку Анну Гойскую, жившую в имении Орля, близ Почаева. В благословение архипастырь оставил ей привезенную из Константинополя икону Богородицы. Со временем стали замечать, что от образа исходит сияние. В 1597-ом году, когда перед иконой исцелился брат Анны — Филипп, она передала чудотворный образ монахам, поселившимся на Почаевской горе. Икона была поставлена в храме в честь Успения Божьей Матери. Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала значительные средства. С тех пор Почаевская икона Божией Матери прославилась многими чудесами.

Праведный воин Феодор Ушаков

Великий флотоводец Федор Федорович Ушаков благодаря своему военному таланту и глубокому молитвенному строю души не проиграл ни одного из 43 морских сражений, не потерял ни одного корабля, и ни один его матрос не попал в плен к врагу. Один из создателей Черноморского флота, он разгромил турецкий флот, что позволило России установить мир в Крыму. Завершив ратную жизнь, Ушаков поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря и, по свидетельству его настоятеля Нафанаила, вел жизнь уединенную, часто приезжал для богомолья в монастырь, в Великий Пост живал в обители, в келлии, по целой седмице и вместе с братией выстаивал продолжительные службы. Адмирал оставил по себе добрую память и помощью многим неимущим. Остаток дней он провел в воздержании и был погребен в монастыре.

Евангелие дня

Мудрость и рассудительность — это важные качества, которые вызывают уважение к тому, кто ими обладает. Но как их приобрести? Отрывок из 13 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, побуждает к размышлениям на эту тему.

Глава 13.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Христос вырос в небольшом галилейском городке под названием Назарет. Здесь жила Его мать, Пресвятая Богородица, а также родные дети его мнимого отца Иосифа, который являлся опекуном Девы Марии. Их Евангелие и называет братьями и сёстрами Иисуса. В только что прозвучавшем отрывке мы слышали, как Христос проповедует в синагоге Назарета, говорит о Своём Мессианстве, и люди не принимают Его. По-человечески это очень понятно и закономерно. У жителей Назарета были предубеждения против Христа. В их сознании образ того человека, которого они знали с детства, который рос на их глазах, не ассоциировался с образом посланника Божия и Мессии. Они готовились к чему-то грандиозному и масштабному. А сын плотника, хоть и хороший, достойный человек, но слишком ассоциировался у них с повседневностью. Его образ был слишком прозаичен и будничен. Другими словами, ум соседей Спасителя был помрачён силой предубеждений. Отсюда неверие, неприятие и неспособность впустить Бога в свою жизнь.

Именно эта сила предубеждений нередко не позволяет и нам увидеть истину. Наше искажённое восприятие устроено так, что неприязнь к человеку автоматически бросает тень и на то, о чём он говорит. Сам Господь призывает апостолов не совершать эту ошибку. Когда они спрашивают, как им относиться к фарисеям и всему тому, чему они учат, Он отвечает: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Фарисеи были людьми несовершенными и нередко в своей практической деятельности могли ошибаться. Но это не означало, что вещи, которые они проповедовали, были неправильными. Они учили закону Моисееву, который был дан от Бога. Можно вспомнить ещё целый ряд эпизодов из Священного Писания, когда недостойный человек озвучивал волю Божию. Самый яркий из них — это слова Первосвященника Каиафы об участи Христа — «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Против своей воли он изрёк пророчество. И Евангелист это специально поясняет: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ». То есть в любой ситуации наше сознание должно быть готово провести ряд операций, которые будут разделять человека и его послание. Согласитесь это важный и полезный навык. Он позволяет нам не срываться на эмоции, но в любом диалоге уметь принимать взвешенные, обдуманные решения. Поэтому людей, которые им обладают, мы называем мудрыми и рассудительными. Тот, кто такой способностью не обладает, часто в споре или любом конфликте рискует с водой выплеснуть и младенца. Рискует не заметить, как через оппонента к нему обращается Сам Бог.

Как же эту рассудительность приобрести? Очевидно, что в конечном счёте это дар Божий. Однако получим мы его или нет, во многом зависит от наших действий. Нам необходимо учиться присматриваться к самим себе. Каждая наша мысль, каждое чувство, каждый поступок должны проходить тщательную проверку, насколько они соответствуют Евангелию. Если мы не в силах качественно и объективно сделать это сами, мы можем обратиться к тем людям, которым доверяем и которые уже приобрели мудрость и рассудительность. Ну и, конечно же, необходимо просить Бога, чтобы он открыл нам глаза. Если мы будем понуждать себя быть безжалостно честными перед Богом, людьми и собой то увидим, как часто то, что происходит у нас внутри, то, что мы делаем по отношению к окружающим, расходится с нашими словами. Это может быть горьким открытием. Но именно такая работа становится важным условием для того, чтобы благодать Божия поселилась в наших сердцах, и мы научились видеть истину там, где раньше её не замечали.

священник Дмитрий Барицкий // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Преподобный Паисий Святогорец о пользе доброго общения

Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности мы переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга «брат». Мирские были люди, с мирским образом мыслей, ни Евангелия не читали, ни духовных книг, а тем не менее один с другим не хотел расставаться. У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что всего выше — любовь, братство… Сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной один мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих объятиях! Я не мог из них вырваться! Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог во Иисусе Христе спасает человека и весь мир от разрушения, от гибели, от вечной смерти, от небытия. Но кто же ведет человека и весь мир к краю пропасти, упав в которую невозможно спастись? Таким путеводителем является зло. Зло — не просто философское понятие, зло — это реальная сила, воздействующая на человека. Все области бытия, в которые входит зло, подвергаются разрушению: человеческие судьбы и межличностные отношения, общества и государства, даже целые цивилизации. Причина разрушающего воздействия зла — в самой его сути. Зло возникает и возрастает по мере удаления от добра. Абсолютным добром является Бог, Он же — Творец мира и человека. Удаление от Бога есть зло, есть разрушение творения. Там, где нет Бога, — там зло, там смерть, там разрушение.

Куда ставить свечи в тех или иных случаях?

В Церкви есть традиция ставить на канун свечи об упокоении (да и то, если кто-то перепутает, то это ни к чему не приведёт; это некая человеческая условность, чтобы разделить: где за живых, а где за мертвых; у Бога же нет мертвых — у Него все живы Лк.20:38). Все остальные свечи можно расставлять по собственному усмотрению. Очевидно, что, если Вы затепляете несколько свечей, то благочестиво будет одну поставить перед иконами Святой Троицы или Спасителя. Свеча в храме лишь сопутствует молитве, а к кому обращаться — решает сам молящийся.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим?

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают недогоревшими. Не стоит придавать огарку большого значения, какого бы размера он ни был. Важен сам факт поставленной свечи, ведь отданные нами деньги — это не просто покупка, это жертва на храм Божий, а жертва Богу уже принесена в тот момент, когда мы передали пожертвование.

Три ступени священной иерархии

Существуют три степени священства: диакон, пресвитер (или священник, иерей), епископ. Иерархическое устроение Церкви основано на Божественном Откровении. Иерархия существовала и в ветхозаветной церкви (левит, священник, первосвященник). Во времена распространения Церкви Христовой сами апостолы поставляли епископов, иереев и диаконов. Этот порядок хранился Церковью всегда, сохраняется ныне и будет сохранятся в дальнейшем.

Молитвословия

Тропарь святому праведному воину Феодору Ушакову

глас 1-й

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агаринскую злобу нивочтоже вменив и разорив: не славы мирския, ниже в богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси, моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, отечеству во благочестии непоколебиму пребыти, и сыновом Российским спастися.

Кондак святому праведному воину Феодору Ушакову

глас 2-й

Архистратиже Российский, служителю народа Божияго, нищих и угнетенных свободителю, нечестивых наказателю, полезное нам проси и велию милость, яко споборник наш праведне болярине Феодоре.

Молитва первая святому праведному воину Феодору Ушакову

О преславный защитниче земли русския и веры прпвославныя усердный поборниче, непобедиме воине Феодоре! Никая благодарственная словеса, ниже изящная витийства довлеют, во еже прославити праведное и дивное твое житие, понеже измлада крепкую веру во Христа и любовь ко Отечеству стяжав, благоплодное прозябение честных родителей явился еси. Сего бо ради, Божию дару тезоименит, стране своей в скорбныя времена браней против иноплеменных показался еси. Ибо, праведным воеводам подражая, не числом и уменим токмо, но паче верою враги побеждал еси, силу благочестия истиннаго показуя. Темже любовию к тебе распаляеми, воспеваем многия добродетели твоя: велию лювовь ко Господу и ближним, зане тех ради живот полагал еси, чистоту ангелоподобную, тако вся воздержанием удивил еси, нестяжание истинное, ибо благая и красная мира сего презрел еси. Ей, преблаженне Феодоре, угодниче Божий и благоверный болярине царей православных, призри на убогое моление наше, из греховнаго плена к тебе возносимое. Приклони на мать Господа нашего Иисуса Христа, да не воздаст по делам нашим, но обаче дарует грехов оставление, избавит от злых, находящих на ны, и подаст властем нашем и народу усердное попечение, воинству мужество во ратех, народу благочестие трезвенное. И сподобит нас достигнути безмятежнаго пристанища во Царствии Небеснем, идеже со всеми святыми прославляти будем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников

глас 4

Яко воини, мученицы непобедимии,/ течением невозбранным в судилище неверных внидосте/ и веры ради многия муки претерпесте,/ Христа исповедающе Единаго со дерзновением./ Того молите, Трофиме и Феофиле с прочими,/ яко да тяготу страстей отложше,/ ваше ныне страдание поем, страстотерпцы непреоборимии.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 8

Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, здравии и болящии, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Два моря Фёдора Ушакова
Публикации 5 августа 2023
Два моря Фёдора Ушакова

5 августа празднуется день прославления Божьего угодника, чья судьба неотделима от истории военно-морского флота России

Глава Татарстанской митрополии принял участие в торжествах в Саранске в день памяти праведного воина Феодора Ушакова Глава Татарстанской митрополии принял участие в торжествах в Саранске в день памяти праведного воина Феодора Ушакова

5 августа, в день памяти прав. Феодора Ушакова, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Литургию в кафедральном соборе Саранска. Управляющему делами Московской Патриархии сослужил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.