
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Глас 7.
В этот день совершается память:
Великомученицы Марины (Маргариты) (IV).
Преподобного Иринарха Соловецкого (1628). Преподобного Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского.
Святогорской иконы Божией Матери (1569).
Великомученица Марина Антиохийская
Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (ныне территория Турции). Отец святой был язычником-жрецом. Марине рассказала о Христе кормилица, и в 12 лет она приняла Крещение. В то время, в правление императора Диоклетиана (284—305), начинались гонения на христиан, и, узнав, что дочь стала христианкой, отец отрекся от нее. Когда Марине исполнилось 15 лет, правитель той области (епарх) сделал ей предложение выйти за него замуж. Марина не скрывала, что она христианка. Правитель приказал увещевать Марину принести жертву идолам, а когда уговоры не помогли, велел подвергнуть тяжким истязаниям. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом и на следующий день продолжили пытки. Тогда содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал обезглавить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней казнили 15 000 человек.
Преподобный Леонид Устьнедумский
Преподобный Леонид Устьнедумский, святой XVII века, увидел во сне Пресвятую Богородицу, повелевшую ему взять икону Одигитрии из Моржевской Николаевской пустыни на Двине, перенести в устюжские пределы, построить для неё храм и жить там до кончины. Святой пренебрёг откровением и ушёл в Кожеезерский монастырь, где принял постриг, затем подвизался на Соловках, где видение повторилось. Тогда он пришёл в Моржевскую Николаевскую пустынь, рассказал всё игумену, получил от него образ и пришёл с ним в «Лузскую Пермцу». Там он возвёл церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поставил в ней икону и подвизался в том месте до кончины. Служба преподобному написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году. В 2016 году этого местночтимого святого канонизировали для всеобщего почитания.
Преподобный Иринарх Соловецкий
Преподобный Иринарх, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, соединял монашескую жизнь со служением Отечеству. В то время монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Под духовным руководством преподобного Иринарха в обители возрастали многие подвижники, в их числе — преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Последние два года своей жизни преподобный Иринарх провел в совершенном безмолвии, испросив себе увольнение от должности настоятеля. Преподобный Иринарх преставился в 1628 году. Его честные мощи были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны, и над ними поставлена часовня.
Евангелие дня
Получая специальность, мы вместе с ней приобретаем уверенность в том, что разбираемся в вопросах, которые с нею связаны. Это вполне естественно. Но становясь религиозными, можем ли мы думать, что разбираемся в вопросах веры и праведной жизни? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Чтобы понять основной посыл сегодняшнего евангельского чтения, нужно осмыслить его контекст. До того, как рассказать апостолам эту притчу, Христос отвечает на их вопрос: почему Он им всё объясняет простыми словами, а к народу обращает лишь притчи. Ответ Христа сводится к тому, что апостолы желают знать истину и Он им её объясняет, в то время как народ слушает, но не слышит, потому что не желает слышать. Этот ответ, с одной стороны, даёт апостолам надежду на их собственное духовное развитие, ведь Учитель говорит им, что они блаженны, потому что им открывается полнота общения с Ним. С другой стороны, апостолы могут превознестись над людьми, которые их окружают, могут решить, что они уже вправе оценивать духовное состояние окружающих. И вот для того, чтобы ни у кого не было соблазна торопиться с выводами, Спаситель рассказывает притчу о пшенице и плевелах.
Суть её очень проста. Бог сеет в человеческие сердца добрые семена, в то время как лукавый сеет злые. Семена прорастают, и оказывается, что среди людей есть те, кто вырастил в себе доброе, и есть те, кто взрастил злое. И как слугам, которые смотрят на поле, разница между пшеницей и плевелами кажется очевидной, так апостолам может показаться, что они знают, кто и с каким сердцем приходит ко Христу. Кто ленив, кто горд, кто тщеславен... и так до бесконечности. Однако для хозяина поля оказывается важен каждый пшеничный колос и, если есть опасность оценить его как плевел и вырвать, лучше пусть растёт до времени жатвы, пока разница не станет очевидной. Зная об этом искушении и о том, что апостолы могут много о себе возомнить, ведь им, в отличие от других, дано знать тайны Царства, Христос через притчу, то есть очень деликатно, но всё же вполне ясно, намекает им, что раньше времени никого оценивать нельзя. Примечательно, что слуги знают разницу между пшеницей и плевелами, как и апостолы знают разницу между жизнью праведной и греховной, но делать выводы из этой разницы хозяин слугам не позволяет, потому что, применяя знания, они могут ошибиться.
Конечно, подобное поведение не является чем-то специфическим, характерным только для апостолов. Как слуги, которые торопились вырвать плевелы, так и мы, люди, часто торопимся оценить поступок другого, вынести суд, решить, кто и почему именно ведёт себя тем или иным образом. Вместе с апостолами Христос призывает нас не выносить последнего суда, потому что пока всем нам трудно правильно оценить поведение другого. Разбираться во вопросах веры и нравственной жизни важно и нужно, но оценивать качество веры и жизни стоит, в первую очередь глядя на себя, потому что в итоге каждый сам даст ответ Богу.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.
Преподобный Иустин (Попович) о проповеди Евангелия
Учение наше всё исходит от истины, правды, от Истинного Бога! Никто из самых страшных врагов Евангелия не найдёт в нём ни следа неправды, ни следа нечистоты, ни следа обмана или лукавства. Почему? Потому что Евангелие Христово исходит от Бога, от Его всеистины, всеправды, вселюбви, всежизни и не имеет в себе ничего от лжи, ненависти, греха и смерти. Апостолы научены Духом Святым не употреблять в проповеди Евангелия никакой лести, лукавства, никакого насилия или хитрости. Евангелие Христово имеет свои божественные средства, чистые и искренние, через которые является чудодейственная и спасительная сила. А когда люди хотят проповедовать и осуществлять цели божественного Евангелия Христова при помощи несвятых средств, тогда тотчас уходит благодатная сила Евангелия и оно становится простой книгой, лишённой силы и Духа. Из вечного Евангелия Божия следует, что всякое божественное добро не может быть осуществлено несвятыми средствами. Зло не ведёт к добру, ложь не приводит к истине.
Притча о посте
Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.
— Не удивляйся этому, сын мой, — ответил ему старец. — В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны (см.: 1 Кор. 1, 10). Эти призывы преподобного Сергия и апостола обращены ко всем нам. Мы как Церковь должны быть единомысленны, мы не должны допускать расколов, разъединений, не должны поддаваться на провокации, когда люди, выдавая себя за Ангела светла (2 Кор. 11, 14), служат диаволу, пытаясь посеять плевелы разделения. Единство Церкви на всем пространстве Святой Руси является залогом единства наших стран, наших народов — Богом заповеданного единства, ибо народы наши хранят веру православную; а уж если мы называемся православными, то должны следовать словам апостола: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны. И да поможет нам Господь в единстве, в общении, во взаимной поддержке и солидарности, которые превышают по силе духовной всякую человеческую немощь, устроять единство нашего Отечества ко славе Божией!..
Церковь как лечебница
Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души от греха и духовной смерти (обратим внимание, сейчас — больница — от слова боль, а раньше — лечебница, лазарет). Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши,— напоминает священник перед исповедью. Одно из имён Бога — Врач.
Все мы больны смертельной болезнью, любой грешник — больной душой и телом человек. Спасение понимается и как исцеление. Церковь — лечебница: Христос — врач, верующие — пациенты (Мф.9:12-13); священники — медперсонал; духовник — участковый (лечащий врач, хорошо знающий наше состояние); Причастие — лекарство бессмертия.
Инфекция, от которой мы лечимся, называется злом, выражается грехом, как нарушением Божьих Заповедей, стимулируется падшими духами. В этом отношении процесс лечения именуется духовной борьбой (бранью).
Исходя из определения Церкви как лечебницы, нелепыми кажутся истории о том, что кто-то ушёл из Церкви из-за обиды на кого-либо. Это как уйти из больницы перед жизненно важной операцией из-за обиды на медсестру.
Падшие духи — источник духовного обмана
Церковь говорит о том, что за человеческими грехами, преступлениями и заблуждениями стоит кто-то, кто намного хуже самых плохих людей — бесы. Откуда они взялись? Кроме людей, Бог сотворил и другой вид разумных существ — ангелов. В отличие от людей, которые обладают как телесной, так и духовной природой, ангелы чисто духовны. Но, как и человек, изначально они были наделены способностью свободно выбирать — будут ли они хранить верность Богу, или нет. Однако они злоупотребили этой свободой раз и навсегда.
Часть ангелов во главе с диаволом (это слово значит «клеветник») восстала против Бога и превратилась в бесов — злых духов, которые стремятся разрушить Божье творение и, особенно, отношения Бога и человека. Их главный инструмент — обман.
С идолослужением и оккультными практиками — такими как вызывание духов, гадание и ворожба или другими попытками залезть в духовный мир «с черного хода» — связана именно деятельность бесов, и поэтому Церковь строго предостерегает нас против всего этого.
Молитвословия
Тропарь преподобного Иринарха Соловецкого
глас 4
Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иринарха Соловецкого
глас 8
Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.
Тропарь преподобного Лазаря Галисийского
глас 8
Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Лазаря Галисийского
глас 4
Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.
Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского
глас 1
Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша.