Церковный календарь

27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

6-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 14 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола от 70-ти Акилы (I).

Преподобного Стефана Махрищского (1406). Мученика Иуста (I). Преподобного Еллия монаха (IV). Преподобного Онисима чудотворца (IV). Мученика Иоанна Мервского. Преподобного Никодима Святогорца (1809).

Священномученика Константина Богоявленского пресвитера (1918); священномученика Николая Порецкого пресвитера (1933).

Апостол от 70-ти Акила

Апостола Акила, апостол от 70. Уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление имп. Клавдия (41–54 гг.) они вынуждены были переехать в Коринф. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с ними, он стал жить в их доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, афонский монах, богослов, гимнограф, готовил к изданию творения святых отцов, писал аскетические наставления, толковал церковные каноны, составлял сборники житий святых. Известен как творец и толкователь священных песнопений, а также издатель богослужебных текстов. Им написаны канон иконе Божией Матери «Скоропослушница» и служба Собору святых отцов, на Афоне просиявших. Преподобный Никодим составил «Еортодромион» — толкования на каноны Господских и Богородичных праздников и «Новую Лествицу» — толкование 75-ти степенных песней Октоиха. Он опубликовал извлечённые из афонских рукописных собраний 62 канона Богородице. В 1955 году Константинопольская Церковь канонизировала святого. Службу преподобному составил известный гимнограф XX века Герасим Микраяннанит.

Преподобный Стефан Махрищский

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, но из-за притеснения папистов переселился в местечко Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни. Святой Стефан основал там обитель, в которой был поставлен игуменом. Преподобный был требователен к себе и снисходителен к другим. Он трудился для обители более всех, усердно наставлял братию, подавая пример строгой иноческой жизни. Дожив до глубокой старости, перед смертью подвижник принял схиму. В 1550 году, когда в обители возводили новый каменный храм во имя Святой Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Стефана. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах.

Священное Писание

1 Кор., 127 зач., II, 9 — III, 8

9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

11 Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Глава 3

1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?

5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Мф., 53 зач., XIII, 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

***

Мф., 52 зач., XIII, 24-30

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 2, 9-3, 8; Мф. 13, 31-36

Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, проникла все человечество; с другой - образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее - намерение и решимость спасаться через богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах - в уме, воле, чувстве и иcполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.

***

Мф. 13, 24-30

Сеяно доброе семя, но пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Плевелы — это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти. Примет человек доброе семя слова Божия, решается жить свято и начинает так жить. Когда заснет человек такой, то есть ослабит внимание к себе, тогда приходит враг спасения и влагает в него худые замыслы, которые, не быв отвергнуты вначале, созревают в желания и расположения и заводят свой круг дел и предприятий, перемешивающихся с делами, чувствами и мыслями добрыми. И пребывают так оба вместе до жатвы. Жатва эта — покаяние. Посылает Господь ангелов — чувство сокрушения и страха Божия, и они, явившись, как серп, пожигают все плевельное и сжигают в огне самоосуждения болезненного. Пшеница чистая остается в житнице сердца, на радость и человеку, и ангелам, и преблагому Богу в Троице покланяемому.

Паисий Святогорец о молитве с болью

Геронда, когда я слышу о человеческих скорбях, у меня внутри все сжимается. Может, это от маловерия? — Гляди: беспокойство о себе — маловерие, а беспокойство о другом — это сострадание. Правильное сострадание человеческой боли сопровождается молитвой, а за ним следует божественное утешение. Поэтому молись сколько можешь, а потом предавай все в руки Божии и успокаивайся. Разве Бог переживает о Своем создании меньше тебя? Зачем же тебе волноваться? Бог тому, кто духовно сострадает и страдает за других, подает большое утешение, потому что иначе человеку не выдержать. Знаете, как мне горько получать столько писем от людей с таким количеством проблем? Горечь и яд в мои уста, и потом ничего не хочется есть. Но из этой боли выходит настоящая радость. Бог вознаграждает утешением, соразмерным страданию; утешает таким утешением, что не можешь перенести. И хотя перед тем ты страдал и плакал за другого, а теперь веселишься. Словно Благой Бог говорит тебе: «Не грусти, дитя Мое, Я услышал твою просьбу».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других —  слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13, 12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

В чем состоит предназначение Церкви?

Миссия Церкви – спасение (исцеление, обожение), именно этого и нужно искать в ней. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Для того чтобы верующие достигали спасения, у Церкви есть все необходимые благодатные средства. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться, общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос как Церковь относится к чему-либо имеет смысл только в плане жизни вечной.

«От идолов к Богу живому» — что такое идолы и идолослужение?

Некоторые из требований христианской нравственности, такие как «не убий» и «не укради», понятны и неверующим людям. Но есть и такие, которые у людей нецерковных вызывают недоумение. Почему так резко осуждается поклонение идолам? Ведь это же не причиняет людям какого-то очевидного вреда. Дело в том, что идолы, — а падшее человечество создало их невероятное количество — воплощают ложь, пустоту и обман. Обращаясь к ним, человек неизбежно уходит от Бога. 

Но идолы — это не обязательно что-то вроде африканских статуй из черного дерева или красочных изваяний, которым поклоняются индуисты. Это что-то, чему человек посвящает свою жизнь, и что при этом не является истинным Богом. Идолом могут быть деньги, или удовольствия, или идеология, или политический лидер. Не обязательно идолом является что-то отрицательное, даже собственный ребёнок или любимая и полезная людям работа могут стать идолами, если не занимают подобающее им место в системе ценностей человека. То, что в душе человека занимает место, на котором должен быть Бог, что не может дать ему жизни вечной, является идолом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак преподобного Никодима Святогорца

глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.

Молитва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохновенный и вселенский истины учителю, изрядная Святоименитыя Горы похвало, светлейшая звездо Православныя Церкве Соборныя, всепреподобный и всесвятый отче Никодиме! Даждь нам просвещение молитвами твоими во исполнение божественныя воли, направи стопы наша ко стезям добродетельнаго жития, осени нас данною тебе благодатию и вразуми ум наш, во еже разумети богомудрая поучения твоя, да обрящем в них покаяние, исцеление, радость, мир, кротость, покой, любовь, и аще что добро и благо и спасительно, и в конце живот вечный, и молися всегда ко Господу о всех нас, искренне любящих тя и на всяк день и час призывающих отеческую твою благость и помощь. Аминь.

Тропарь апостола Акилы

глас 3

Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Акилы

глас 4

Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.

Теги:
Апостол от 70-ти Акила
преподобный Стефан Махрищский
преподобный Никодим Святогорец

Все публикации