Церковный календарь

27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

7-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 14 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола от 70-ти Акилы (I).

Преподобного Стефана Махрищского (1406). Мученика Иуста (I). Преподобного Еллия монаха (IV). Преподобного Онисима чудотворца (IV). Мученика Иоанна Мервского. Преподобного Никодима Святогорца (1809).

Священномученика Константина Богоявленского пресвитера (1918); священномученика Николая Порецкого пресвитера (1933).

Апостол от 70-ти Акила

Апостола Акила, апостол от 70. Уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление имп. Клавдия (41–54 гг.) они вынуждены были переехать в Коринф. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с ними, он стал жить в их доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, афонский монах, богослов, гимнограф, готовил к изданию творения святых отцов, писал аскетические наставления, толковал церковные каноны, составлял сборники житий святых. Известен как творец и толкователь священных песнопений, а также издатель богослужебных текстов. Им написаны канон иконе Божией Матери «Скоропослушница» и служба Собору святых отцов, на Афоне просиявших. Преподобный Никодим составил «Еортодромион» — толкования на каноны Господских и Богородичных праздников и «Новую Лествицу» — толкование 75-ти степенных песней Октоиха. Он опубликовал извлечённые из афонских рукописных собраний 62 канона Богородице. В 1955 году Константинопольская Церковь канонизировала святого. Службу преподобному составил известный гимнограф XX века Герасим Микраяннанит.

Преподобный Стефан Махрищский

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, но из-за притеснения папистов переселился в местечко Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни. Святой Стефан основал там обитель, в которой был поставлен игуменом. Преподобный был требователен к себе и снисходителен к другим. Он трудился для обители более всех, усердно наставлял братию, подавая пример строгой иноческой жизни. Дожив до глубокой старости, перед смертью подвижник принял схиму. В 1550 году, когда в обители возводили новый каменный храм во имя Святой Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Стефана. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах.

Священное Писание

1 Кор., 137 зач., VII, 12-24

12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Мф., 60 зач., XIV, 35 — XV, 11

35Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

ГЛАВА 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 7, 12-24; Мф. 14, 35-15, 11

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, – нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других —  слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13, 12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

В чем состоит предназначение Церкви?

Миссия Церкви – спасение (исцеление, обожение), именно этого и нужно искать в ней. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Для того чтобы верующие достигали спасения, у Церкви есть все необходимые благодатные средства. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться, общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос как Церковь относится к чему-либо имеет смысл только в плане жизни вечной.

«От идолов к Богу живому» — что такое идолы и идолослужение?

Некоторые из требований христианской нравственности, такие как «не убий» и «не укради», понятны и неверующим людям. Но есть и такие, которые у людей нецерковных вызывают недоумение. Почему так резко осуждается поклонение идолам? Ведь это же не причиняет людям какого-то очевидного вреда. Дело в том, что идолы, — а падшее человечество создало их невероятное количество — воплощают ложь, пустоту и обман. Обращаясь к ним, человек неизбежно уходит от Бога. 

Но идолы — это не обязательно что-то вроде африканских статуй из черного дерева или красочных изваяний, которым поклоняются индуисты. Это что-то, чему человек посвящает свою жизнь, и что при этом не является истинным Богом. Идолом могут быть деньги, или удовольствия, или идеология, или политический лидер. Не обязательно идолом является что-то отрицательное, даже собственный ребёнок или любимая и полезная людям работа могут стать идолами, если не занимают подобающее им место в системе ценностей человека. То, что в душе человека занимает место, на котором должен быть Бог, что не может дать ему жизни вечной, является идолом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак преподобного Никодима Святогорца

глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.

Молитва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохновенный и вселенский истины учителю, изрядная Святоименитыя Горы похвало, светлейшая звездо Православныя Церкве Соборныя, всепреподобный и всесвятый отче Никодиме! Даждь нам просвещение молитвами твоими во исполнение божественныя воли, направи стопы наша ко стезям добродетельнаго жития, осени нас данною тебе благодатию и вразуми ум наш, во еже разумети богомудрая поучения твоя, да обрящем в них покаяние, исцеление, радость, мир, кротость, покой, любовь, и аще что добро и благо и спасительно, и в конце живот вечный, и молися всегда ко Господу о всех нас, искренне любящих тя и на всяк день и час призывающих отеческую твою благость и помощь. Аминь.

Тропарь апостола Акилы

глас 3

Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Акилы

глас 4

Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.

Теги:
Апостол от 70-ти Акила
преподобный Стефан Махрищский
преподобный Никодим Святогорец

Все публикации