27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

4534
Фото

Cедмица 5-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Апостола от 70-ти Акилы (I).

Преподобного Стефана Махрищского (1406). Мученика Иуста (I). Преподобного Еллия монаха (IV). Преподобного Онисима чудотворца (IV). Мученика Иоанна Мервского. Преподобного Никодима Святогорца (1809).

Священномученика Константина Богоявленского пресвитера (1918); священномученика Николая Порецкого пресвитера (1933).

Апостол от 70-ти Акила

Апостола Акила, апостол от 70. Уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление имп. Клавдия (41—54 гг.) они вынуждены были переехать в Коринф. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с ними, он стал жить в их доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, афонский монах, богослов, гимнограф, готовил к изданию творения святых отцов, писал аскетические наставления, толковал церковные каноны, составлял сборники житий святых. Известен как творец и толкователь священных песнопений, а также издатель богослужебных текстов. Им написаны канон иконе Божией Матери «Скоропослушница» и служба Собору святых отцов, на Афоне просиявших. Преподобный Никодим составил «Еортодромион» — толкования на каноны Господских и Богородичных праздников и «Новую Лествицу» — толкование 75-ти степенных песней Октоиха. Он опубликовал извлечённые из афонских рукописных собраний 62 канона Богородице. В 1955 году Константинопольская Церковь канонизировала святого. Службу преподобному составил известный гимнограф XX века Герасим Микраяннанит.

Преподобный Стефан Махрищский

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, но из-за притеснения папистов переселился в местечко Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни. Святой Стефан основал там обитель, в которой был поставлен игуменом. Преподобный был требователен к себе и снисходителен к другим. Он трудился для обители более всех, усердно наставлял братию, подавая пример строгой иноческой жизни. Дожив до глубокой старости, перед смертью подвижник принял схиму. В 1550 году, когда в обители возводили новый каменный храм во имя Святой Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Стефана. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах.

Евангелие дня

Христианство призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Господа — нашего Творца. Это означает, что в отношениях с окружающими ориентироваться нужно не на человеческую, а на Божественную правду. Иными словами — любить и тех, кто нам нравится, и тех, кто не очень. В отрывке из 9-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, речь идёт как раз о том, как можно увидеть в человеке не его ошибки, а образ Божий.

Глава 9.

09 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

В особенности сложно исполнить евангельскую заповедь о любви к человеку становится тогда, когда не в теории, а на практике, по ходу ежедневной жизни, сталкиваешься с явным проявлением греха. Вот тогда и возникает болезненная проблема — как же проявить любовь к именно такому ближнему, измученному и часто просто изуродованному пороками? Как отделить грешника от его греха, возлюбив первого и отвергнув второе. Помочь нам сможет прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея.

Сначала мы услышали описание встречи Христа с Левием Матфеем и призвания его в число апостолов. Будущий ученик Господа Иисуса работал мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта в денежном отношении была выгодной, чего нельзя сказать о репутационной стороне. Иудеи во времена земного служения Христа мытарей просто ненавидели. Во-первых, мытари собирали налоги в казну римских захватчиков. Во-вторых, сборщики податей не получали фиксированной зарплаты, а плюсовали к налогам, так сказать, «зарплатный бонус». По факту — просто обирали соплеменников.

На месте Христа иной бы даже не посмотрел на мытаря, сидящего на площади. Прошёл бы мимо с чувством презрения. Но Спаситель — не только человек, но и Бог. И Он увидел в сердце Матфея муку и одновременно желание полностью изменить свою жизнь, вернуть утраченные мир и радость. Господь Иисус решительно призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью откликается на этот призыв.

Затем Спаситель заходит в дом нового ученика и разделяет с ним трапезу. За столом вместе со Христом, Матфеем, иными учениками находятся люди с сомнительной репутацией — мытари и прочие грешники, которых осуждали фарисеи. Последние и присоединившиеся к ним знатоки закона Моисеева стали упрекать Христа за то, что Он общается с нравственными отбросами общества. В ответ фарисеи слышат: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Для ветхозаветного общества был характерен практически черно-белый формат миропонимания. Либо ты исполняешь заповеди и благодаря этому являешься полноценным членом иудейского общества. Либо ты грешишь, а потому тебя просто лишают гражданских прав. Иудеи, уличённые в серьёзных пороках, становились настоящими изгоями. Но Христос идёт именно к этим людям. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни.

Но Он совершал очень важную вещь — напоминал этим людям, которые на себя уже махнули рукой, что не всё еще потеряно. И именно в милосердии и состоит смысл что Нового, что Ветхого заветов. «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Христос, указывая, что любовь важнее всех жертвоприношений. И грешник, встретившись с милосердным Спасителем, вдруг вспоминал, что по-прежнему любим Богом. И если эта любовь действительно была современникам Христовым дорога, то они вставали на путь покаяния — признавали свои ошибки, оставляли их в прошлом и стремились стать ближе к Господу.

Прозвучавшее Евангелие учит нас быть похожими на Христа — видеть в людях не их ошибки, а образ Божий; оставлять людям возможность исправить допущенные промахи, не ставить на ближних крест проклятия. И это служение милосердия, пусть не у всех, но у кого-то обязательно, зажжёт в сердце надежду, которую Дух Святой укрепит, а самого человека освятит и поведет по пути к Царству Небесному.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13, 12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

В чем состоит предназначение Церкви?

Миссия Церкви — спасение (исцеление, обожение), именно этого и нужно искать в ней. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Для того чтобы верующие достигали спасения, у Церкви есть все необходимые благодатные средства. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться, общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос как Церковь относится к чему-либо имеет смысл только в плане жизни вечной.

«От идолов к Богу живому» — что такое идолы и идолослужение?

Некоторые из требований христианской нравственности, такие как «не убий» и «не укради», понятны и неверующим людям. Но есть и такие, которые у людей нецерковных вызывают недоумение. Почему так резко осуждается поклонение идолам? Ведь это же не причиняет людям какого-то очевидного вреда. Дело в том, что идолы, — а падшее человечество создало их невероятное количество — воплощают ложь, пустоту и обман. Обращаясь к ним, человек неизбежно уходит от Бога.

Но идолы — это не обязательно что-то вроде африканских статуй из черного дерева или красочных изваяний, которым поклоняются индуисты. Это что-то, чему человек посвящает свою жизнь, и что при этом не является истинным Богом. Идолом могут быть деньги, или удовольствия, или идеология, или политический лидер. Не обязательно идолом является что-то отрицательное, даже собственный ребёнок или любимая и полезная людям работа могут стать идолами, если не занимают подобающее им место в системе ценностей человека. То, что в душе человека занимает место, на котором должен быть Бог, что не может дать ему жизни вечной, является идолом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак преподобного Никодима Святогорца

глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.

Молитва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохновенный и вселенский истины учителю, изрядная Святоименитыя Горы похвало, светлейшая звездо Православныя Церкве Соборныя, всепреподобный и всесвятый отче Никодиме! Даждь нам просвещение молитвами твоими во исполнение божественныя воли, направи стопы наша ко стезям добродетельнаго жития, осени нас данною тебе благодатию и вразуми ум наш, во еже разумети богомудрая поучения твоя, да обрящем в них покаяние, исцеление, радость, мир, кротость, покой, любовь, и аще что добро и благо и спасительно, и в конце живот вечный, и молися всегда ко Господу о всех нас, искренне любящих тя и на всяк день и час призывающих отеческую твою благость и помощь. Аминь.

Тропарь апостола Акилы

глас 3

Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Акилы

глас 4

Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.

Новости по теме

Преподобный Стефан Махрищский (1406 г.)
Жития святых 27 июля 2016
Преподобный Стефан Махрищский (1406 г.)

Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Родом из Киева. Принял монашества в Киево-Печерском монастыре. Вследствие усиления гонений на православных со стороны католиков, ища безмолвия, святой удалился в местечко Махрище

Преподобный Никодим Святогорец (1809)
Жития святых 27 июля 2016
Преподобный Никодим Святогорец (1809)

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.