Церковный календарь

27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

6-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 14 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола от 70-ти Акилы (I).

Преподобного Стефана Махрищского (1406). Мученика Иуста (I). Преподобного Еллия монаха (IV). Преподобного Онисима чудотворца (IV). Мученика Иоанна Мервского. Преподобного Никодима Святогорца (1809).

Священномученика Константина Богоявленского пресвитера (1918); священномученика Николая Порецкого пресвитера (1933).

Апостол от 70-ти Акила

Апостола Акила, апостол от 70. Уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление имп. Клавдия (41–54 гг.) они вынуждены были переехать в Коринф. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с ними, он стал жить в их доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, афонский монах, богослов, гимнограф, готовил к изданию творения святых отцов, писал аскетические наставления, толковал церковные каноны, составлял сборники житий святых. Известен как творец и толкователь священных песнопений, а также издатель богослужебных текстов. Им написаны канон иконе Божией Матери «Скоропослушница» и служба Собору святых отцов, на Афоне просиявших. Преподобный Никодим составил «Еортодромион» – толкования на каноны Господских и Богородичных праздников и «Новую Лествицу» – толкование 75-ти степенных песней Октоиха. Он опубликовал извлечённые из афонских рукописных собраний 62 канона Богородице. В 1955 году Константинопольская Церковь канонизировала святого. Службу преподобному составил известный гимнограф XX века Герасим Микраяннанит.

Преподобный Стефан Махрищский

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, но из-за притеснения папистов переселился в местечко Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни. Святой Стефан основал там обитель, в которой был поставлен игуменом. Преподобный был требователен к себе и снисходителен к другим. Он трудился для обители более всех, усердно наставлял братию, подавая пример строгой иноческой жизни. Дожив до глубокой старости, перед смертью подвижник принял схиму. В 1550 году, когда в обители возводили новый каменный храм во имя Святой Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Стефана. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах.

Священное Писание

Рим., 100 зач., IX, 1-5

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Мф., 32 зач., IX, 18-26

18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.

20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.

26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 1-5; Мф. 9, 18-26

Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его» (Господа), «выздоровею», - и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник - вера, говорящая: «если только прикоснусь - выздоровею». Церковь - тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.

Паисий Святогорец о молитве с болью

Геронда, когда я слышу о человеческих скорбях, у меня внутри все сжимается. Может, это от маловерия? – Гляди: беспокойство о себе – маловерие, а беспокойство о другом – это сострадание. Правильное сострадание человеческой боли сопровождается молитвой, а за ним следует божественное утешение. Поэтому молись сколько можешь, а потом предавай все в руки Божии и успокаивайся. Разве Бог переживает о Своем создании меньше тебя? Зачем же тебе волноваться? Бог тому, кто духовно сострадает и страдает за других, подает большое утешение, потому что иначе человеку не выдержать. Знаете, как мне горько получать столько писем от людей с таким количеством проблем? Горечь и яд в мои уста, и потом ничего не хочется есть. Но из этой боли выходит настоящая радость. Бог вознаграждает утешением, соразмерным страданию; утешает таким утешением, что не можешь перенести. И хотя перед тем ты страдал и плакал за другого, а теперь веселишься. Словно Благой Бог говорит тебе: «Не грусти, дитя Мое, Я услышал твою просьбу».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Непременным условием действенности нашей молитвы является вера. Если мы не верим в то, что Бог нас слышит, если мы даже сомневаемся в том, существует ли Господь, то молитва не может быть услышана. Молитва есть ответ в первую очередь на нашу веру. Замечательно говорит об этом авва Никодим Святогорец: Вера твоя – замечательный сосуд, в который вкладывается сокровище Божественной благодати. Да, действительно, вера – это тот сосуд, в который мы принимаем Божественный ответ на нашу молитву. Нет сосуда – и мы не можем принять Божественный ответ. Существует строгая закономерность между верой и силой молитвы.

Молитвословия

Тропарь апостола Акилы

глас 3

Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Акилы

глас 4

Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак преподобного Никодима Святогорца

глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.

Теги:
Апостол от 70-ти Акила
преподобный Стефан Махрищский
преподобный Никодим Святогорец

Все публикации