Церковный календарь

25 июля. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 июля. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

6-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 12 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Прокла и Илария (II). Преподобного Михаила Малеинá (962).

Мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Преподобного Арсения Новгородского (1570). Преподобного Симона Воломского (1641). Мученицы Голиндухи исповедницы, во Святом Крещении Марии (591). Преподобных Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Мученики Прокл и Иларий

Святые мученики Прокл и Иларий пострадали во время гонений на христиан в начале II века. Первым был взят под стражу Прокл. Он бесстрашно исповедал свою веру во Христа перед правителем Максимом. Пытками его тщетно заставляли принести жертву языческим богам. Тогда правитель приказал вывести мученика за город и, привязав к столбу, расстрелять из луков. Когда святого Прокла вели к месту казни, его встретил племянник Иларий. Он со слезами обнял дядю, объявил себя христианином и тут же был арестован. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих палачей. Святой Иларий тоже был приговорен к смерти. Его обезглавили через три дня после смерти дяди. Христиане похоронили мучеников в одной могиле. На иконах святых Прокла и Илария изображают всегда вместе.

Преподобный Михаил Малеин

Преподобный Михаил Малеин — святой X века, основатель нескольких обителей на Киминской горе, наставник преподобного Афанасия, основателя Великой Лавры на Афоне. В России его стали особо почитать после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича Романова — родоначальника династии Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 года, в день памяти преподобного, получил его имя и был венчан на царство накануне своих именин 24 июля 1613 года. Это послужило причиной строительства в России храмов в честь святого, в том числе в Московском Кремле. В 1627 году в Москву привезли его мощи, подаренные царю Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом. При Михаиле Феодоровиче составили и поместили в прологе пространное слово в честь преподобного Михаила. Служба святому была написана в Греческой Церкви.

Мученики Феодор варяга и сын его Иоанн

В X веке в Киеве жил варяг по имени Феодор. Он долгое время пробыл на военной службе в Византии и принял там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Однажды киевские язычники решили выбрать среди юношей и девушек жертву для своих идолов, жребий пал на Иоанна. Когда об этом сообщили Феодору, старый воин решительно ответил: «Не боги это, а  дерево. Бог сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А эти идолы что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Видя, что в честном бою не одолеть Феодора и Иоанна, осаждавшие подсекли столбы, что держали крышу, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Через сто лет Церковь прославила киевских варягов в сонме святых.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Во времена иконоборчества за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед дамасским халифом в государственной измене. Халиф приказал отсечь у преподобного кисть и повесить её на рынке. Святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. После он увидел в тонком сне, что Пресвятая Богородица обращается к нему с повелением без лености трудиться исцелённой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн обнаружил, что рука невредима. В благодарность за исцеление он приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». В благодарность за исцеление преподобный Иоанн написал хвалебную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Священное Писание

1 Кор., 129 зач., III, 18-23

18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,— все ваше; 23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

Мф., 54 зач., XIII, 36-43

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. З, 18-23; Мф. 13, 36-43

«И ввергнут их» (творящих соблазны и беззакония) «в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобожается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне, и где они извнутри, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

Иосиф Исихаст о путях исцеления тела

Пришел однажды монах — у него три серьезные, страшные и к тому же еще неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние, ибо он был богатым человеком. И поскольку кто-то посоветовал ему прийти ко мне, он открыл мне свой помысл, и я его очень пожалел. Я ему сказал, что он сразу выздоровеет, как только поверит, что Бог может его исцелить. Я потребовал, чтобы он ел противоположное, то есть то, о чем он говорил, что если съест, то умрет. Я потребовал от него возложить всю надежду на Бога и, оставив знание, последовать вере. И есть вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно только трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился. И ночью видел во сне двух страшных птиц, которые схватили его, чтобы съесть. И змей крепко обвил его горло. И он звал меня диким голосом, чтобы я спас его. Тогда я, сразившись со всеми этими чудовищами, умертвил их и проснулся. Он приходит и говорит мне: «Я совершенно выздоровел, как будто заново родился».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

К сожалению, разного рода соблазны, которые существуют в человеческой жизни, — искушения властью, силой, могуществом, деньгами — создают иллюзию, будто в качестве краеугольного камня карьерного роста, политической платформы может быть положено нечто иное, например наука, объективный анализ. Нам может казаться, что всё устроено рационально, на основании наших знаний, «ведь мы окончили университет, мы современные люди, мы всё хорошо понимаем. Да, существует и вера, где-то в области фольклора, но мы-то знаем, как строить жизнь!» Но если строить без Бога, то ничего не получится — ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Казалось бы, так просто собраться всем главам государств и правительств и принять некие четкие правила, что можно и что нельзя, для того чтобы спасти мир. Не получается, потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе — человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь.

Молитвословия

Тропарь преподобного Арсения Новгородского

глас 4

Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша.

Кондак мучеников Прокла и Илария

глас 4

Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина

глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина

глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Мученики Прокл и Иларий Калиптские
преподобный Михаил Малеин
мученик Феодор Варяг
икона Божией Матери «Троеручица»
православный календарь

Все публикации