22 июля. Память священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

3225
Фото

6-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 9 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III—IV). Преподобномучеников Патермуфия, Коприя и мученика Александра (361—363). Преподобных Патермуфия и Коприя (IV). Святителя Феодора, епископа Едесского (IX).

Священномученика Константина Лебедева пресвитера (1918).

Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. После кончины родителей Панкратий ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере. Апостол Петр однажды проходил по тем местам, встретил Панкратия, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Мощи святителя покоятся в храме его имени в Риме.

Святитель Феодор, епископ Едесский

Святитель Феодор Едесский, когда был отроком, уснул в алтаре под прес толом перед архиерейской службой, и во сне светоносный юноша накормил его мёдом, вручил пастырский жезл и благословил. Прос нувшись, Феодор рассказал архиерею о своём видении, и тот понял, что отроку суждено стать пастырем Церкви, и приказал принять его в клир. Но святой удалился в Палестину, в обитель святого Саввы, где и подвизался более 30 лет. После смерти Едесского епископа святой Феодор занял его кафедру. Церковь прославляет святителя за то, что он «еретики от Божия Церкве, яко волки» отгнал, исцелив и обратив к истинной вере Вавилонского царя Моавию, который в благодарность приказал изгнать из Едессы еретиков, притеснявших православных христиан. Впоследствии Моавия вместе с тремя отроками принял за Христа мученическую смерть.

Кипрская икона Божией Матери

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранился в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы — церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился домой, но, не доехав до дому, пал мертвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась ее мозаичная копия. Существует несколько изводов Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, разнящихся между собой. На одном отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены св. Онуфрий Великий и Петр Афонский. На другом Богомладенец держит в руках скипетр.

Священное Писание

1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8

5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Мф., 55 зач., XIII, 44-54

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 13, 44-54

Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.

Преподобный Кассиан Римлянин о вечернем и утреннем богослужении

Вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: «да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя». В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он Сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесён Отцу в жертву. Распростёртость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознёс на небо, согласно сказанному Им: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу… размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть еще что-то, что нужно делать, чтобы Бог слышал нашу молитву, — это добрые дела. Нужно помогать тем, кто нуждается. Это наши родные, близкие, старые родители, кто-то из друзей или знакомых, кто потерял здоровье, не имеет физической силы, материально немощствует. Нужно уметь помогать, нужен навык помощи другим людям. Если этого навыка нет, то и вера наша — пустой звук. Почему Господь должен нашу молитву слышать и нам Свою благодать давать, если мы от себя никакой благостыни не даем — ни добрым словом, ни добрым делом, ни временем, ни вниманием? Вот почему очень важно заботиться о тех, кто в нашей помощи нуждается. В этом и заключается христианское житие. Не надо много слов, чтобы сказать о нем почти все: вера, молитва, добрые дела и обязательно небольшая жертва.

Демонстрация идеального образца поведения Человека

Наряду с прочими следствиями искупления (понимаемого в широком значении слова) важная роль отводится демонстрации Господом Иисусом Христом образцового примера поведения (в духовно-нравственном отношении): «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

Христос, по человеческому естеству, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7) — образец смирения, кротости, послушания Богу; Он не совершил ни одного греха (1Ин.3:5) — образец праведности; дал заповедь: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34) — образец высшей любви.

Таким образом, Спаситель не просто преподал нам учение о том, как нужно строить, в духовно-нравственном отношении, свою жизнь, но явил это в Себе, Собой, Своей жизнью. С тех пор Его Пример является высшим духовно-нравственным ориентиром для всех Его последователей.

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь священномученика Панкратия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

глас 8

Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия

глас 4

Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

Тропарь святителя Феодора, епископа Едесского

глас 4

Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года