Церковный календарь

22 июля. Память священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 июля. Память священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

7-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 9 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III–IV). Преподобномучеников Патермуфия, Коприя и мученика Александра (361–363). Преподобных Патермуфия и Коприя (IV). Святителя Феодора, епископа Едесского (IX).

Священномученика Константина Лебедева пресвитера (1918).

Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. После кончины родителей Панкратий ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере. Апостол Петр однажды проходил по тем местам, встретил Панкратия, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Мощи святителя покоятся в храме его имени в Риме.

Святитель Феодор, епископ Едесский

Святитель Феодор Едесский, когда был отроком, уснул в алтаре под прес толом перед архиерейской службой, и во сне светоносный юноша накормил его мёдом, вручил пастырский жезл и благословил. Прос нувшись, Феодор рассказал архиерею о своём видении, и тот понял, что отроку суждено стать пастырем Церкви, и приказал принять его в клир. Но святой удалился в Палестину, в обитель святого Саввы, где и подвизался более 30 лет. После смерти Едесского епископа святой Феодор занял его кафедру. Церковь прославляет святителя за то, что он «еретики от Божия Церкве, яко волки» отгнал, исцелив и обратив к истинной вере Вавилонского царя Моавию, который в благодарность приказал изгнать из Едессы еретиков, притеснявших православных христиан. Впоследствии Моавия вместе с тремя отроками принял за Христа мученическую смерть.

Кипрская икона Божией Матери

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранился в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы — церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился домой, но, не доехав до дому, пал мертвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась ее мозаичная копия. Существует несколько изводов Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, разнящихся между собой. На одном отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены св. Онуфрий Великий и Петр Афонский. На другом Богомладенец держит в руках скипетр.

Священное Писание

1 Кор., 137 зач., VII, 12-24

12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Мф., 60 зач., XIV, 35 — XV, 11

35Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

ГЛАВА 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Преподобный Кассиан Римлянин о вечернем и утреннем богослужении

Вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: «да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя». В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он Сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесён Отцу в жертву. Распростёртость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознёс на небо, согласно сказанному Им: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу… размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

...Есть еще что-то, что нужно делать, чтобы Бог слышал нашу молитву, — это добрые дела. Нужно помогать тем, кто нуждается. Это наши родные, близкие, старые родители, кто-то из друзей или знакомых, кто потерял здоровье, не имеет физической силы, материально немощствует. Нужно уметь помогать, нужен навык помощи другим людям. Если этого навыка нет, то и вера наша — пустой звук. Почему Господь должен нашу молитву слышать и нам Свою благодать давать, если мы от себя никакой благостыни не даем — ни добрым словом, ни добрым делом, ни временем, ни вниманием? Вот почему очень важно заботиться о тех, кто в нашей помощи нуждается. В этом и заключается христианское житие. Не надо много слов, чтобы сказать о нем почти все: вера, молитва, добрые дела и обязательно небольшая жертва.

Демонстрация идеального образца поведения Человека

Наряду с прочими следствиями искупления (понимаемого в широком значении слова) важная роль отводится демонстрации Господом Иисусом Христом образцового примера поведения (в духовно-нравственном отношении): «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

Христос, по человеческому естеству, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7) — образец смирения, кротости, послушания Богу; Он не совершил ни одного греха (1Ин.3:5) — образец праведности; дал заповедь: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34) — образец высшей любви.

Таким образом, Спаситель не просто преподал нам учение о том, как нужно строить, в духовно-нравственном отношении, свою жизнь, но явил это в Себе, Собой, Своей жизнью. С тех пор Его Пример является высшим духовно-нравственным ориентиром для всех Его последователей.

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь священномученика Панкратия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

глас 8

Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия

глас 4

Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

Тропарь святителя Феодора, епископа Едесского

глас 4

Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Теги:
Священномученик Панкратий Тавроменийский
святитель Феодор Едесский
Кипрская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации