Церковный календарь

19 июля. Память преподобного Сисоя Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июля. Память преподобного Сисоя Великого

Неделя 6-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 6 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Собор Радонежских святых. Преподобного Сисоя Великого (429).

Преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей праведной девы Иулиании, княгини Ольшанской (XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийского (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Преподобномученика Евфимия Любовичева (1931); преподобномученика Феодора Богоявленского (1943).

Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Собор Радонежских святых

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия — 19 июля. В состав Собора Радонежских святых вошли сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности в Соборе вспоминаются более 75 угодников Божиих. История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение Преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника Отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия. Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которая была помещена на западной стороне левого столпа Троицкого собора. Вторая наиболее известная икона, посвященная этому празднику, находится в Успенском соборе Лавры. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.

Преподобный Сисой Великий

Преподобный Сисой Великий († 429 г.) был монахомотшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере. Тех, кто посещал его, он всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе «Алфавитного патерика».

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло и он с кем-то разговаривает. Они спросили умирающего старца, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем беседует их возлюбленный учитель? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему ещё хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный Сисой успел сказать своим ученикам, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Священное Писание

Рим., 110 зач., XII, 6-14

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,— в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Мф., 29 зач., IX, 1-8

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8

Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

В гармонии с людьми и природой. Из жизни старца Филарета Констамонитского

Старец Филарет не знал покоя, если между ним и кем-либо из братии возникали разногласия. Бывало, он прерывал проскомидию и просил позвать такого-то брата: «Скажи, чтобы он пришел. Между нами что-то похолодело, я не могу так оставить». Старец падал на колени и первым просил прощения; он мог пасть ниц даже перед совсем юными послушниками, если чувствовал вину. Филарет очень любил бессловесных тварей и природу. Однажды на его глазах две ласточки отчаянно дрались. Сильная заклевывала слабую. Старец отогнал первую ласточку, а израненную унес к себе и стал ее выхаживать. Ласточка привязалась к нему, стала ручной и всюду летала за ним, вычерчивая разные фигуры. Как-то раз он присел на току недалеко от монастыря и заснул, пригретый солнцем. Но внезапно ласточка, как сумасшедшая, начала носиться над его головой, с шумом разрезая воздух и надрывно чирикая. Старец открыл глаза и увидел рядом с собою большую ядовитую змею. Так птичка отблагодарила своего друга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главная цель христианина — это стяжать плоды Духа Святого, а в сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова Павла: Плод же духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Но все эти плоды духа не могут быть обретены в результате человеческой деятельности. Ни благость, ни долготерпение, ни милосердие, ни кротость невозможно стяжать, если мы лишь напрягаем для этого свою волю. Что же поможет нам достичь тех духовных высот, о которых мы слышали в Послании апостола Павла к Галатам? А достичь их мы можем силой благодати Божией. Одна из задач человека — это развивать в себе духовное начало. Даже светские люди, далекие от религии, нередко сознают значение духовности. Они не могут ее правильно описать, но используют этот термин, чтобы подчеркнуть важность иной жизни, иной человеческой реальности — помимо горизонтальной, земной, материальной, обыденной. Но мы знаем, что такое духовность. Духовность — это, как уже сказано, не плод наших усилий, но плод действия на человека Духа Святого.

Молитвословия

Тропарь преподобного Сисоя Великого

глас 2

Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сисоя Великого

глас 4

Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.

Тропарь преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Сисое чудне,/ на страсти вельми подвизавыйся/ и постом и мощными молитвами сия успивый,/ благодать от Христа приял еси/ в страстех бедствующим пособствовати./ Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся.

Тропарь праведной девы Иулиании

глас 8

Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.

Теги:
Преподобный Сисой Великий
православный календарь

Все публикации