19 июля. Память преподобного Сисоя Великого

4214
Фото

Седмица 4-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Собор Радонежских святых. Преподобного Сисоя Великого (429).

Преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей праведной девы Иулиании, княгини Ольшанской (XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийского (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Преподобномученика Евфимия Любовичева (1931); преподобномученика Феодора Богоявленского (1943).

Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Собор Радонежских святых

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия — 19 июля. В состав Собора Радонежских святых вошли сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности в Соборе вспоминаются более 75 угодников Божиих. История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение Преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника Отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия. Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которая была помещена на западной стороне левого столпа Троицкого собора. Вторая наиболее известная икона, посвященная этому празднику, находится в Успенском соборе Лавры. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.

Преподобный Сисой Великий

Преподобный Сисой Великий († 429 г.) был монахомотшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере. Тех, кто посещал его, он всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе «Алфавитного патерика».

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло и он с кем-то разговаривает. Они спросили умирающего старца, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем беседует их возлюбленный учитель? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему ещё хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный Сисой успел сказать своим ученикам, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Священное Писание

Как-то один человек поделился своими недоумениями: «Один священник говорит, что перед причастием надо поститься три дня, другой, что всего один. Кто-то разрешает есть рыбу Великим постом, кто-то запрещает даже подсолнечное масло. Кто-то спокоен, если женщина заходит в храм в джинсах, кто-то требует, чтобы только в длинной, чёрной юбке. Голова кругом идёт». Понять эти возмущения не сложно. Христианская традиция существует уже около 2000 лет. За это время возникло огромное количество правил, которые регулируют жизнь верующего. Внешний вид, устав общественной и домашней молитвы, пост и массу других предписаний, которые касаются вопросов формального благочестия. Информация об этих правилах поступает к нам из разных источников. И нередко эти источники противоречат друг другу. Поэтому мы и возмущаемся, разочаровываемся, порой злимся и даже впадаем в уныние. Как же разобраться во всём этом море обычаев и подходов? Как не запутаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

01В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

02Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

03Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

05Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

06Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

07если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

08ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Ситуация, описанная в только что прозвучавшем отрывке, предельно ясна. Господь позволяет Своим ученикам нарушить ритуальные предписания иудейского закона. И закона далеко не рядового, а ключевого. Того, который регламентирует поведение человека в субботу. А, как мы помним, соблюдение субботы — это визитная карточка представителя ветхозаветной религии. Не почитать субботу — всё равно что называть себя христианином и не причащаться.

На недоумения фарисеев Господь приводит два примера, когда закон формально нарушался, однако сами иудеи воспринимают это как данность. Так, например, священники трудятся в храме в субботу. Они закалывают жертвенных животных, снимают с них шкуры, готовят их к принесению в жертву и сжигают. Однако ни у кого не появится мысль упрекнуть их в пренебрежении законом. Также никто не будет упрекать царя Давида. В критической ситуации, скрываясь от погони врагов, он попросил у священника освящённый хлеб, предназначенный для жертвоприношения. Однако использовал его не по назначению. Съел сам, чтобы подкрепить силы, и разделил со своими соратниками.

Из всего этого следует важный для нас вывод. Христос допускает, что сам человек может регулировать степень исполнения ритуального закона. Каким образом? Обратите внимание на учеников. Они верующие люди. Иудеи. Но тем не менее они спокойно растирают колосья, то есть без смущения работают в субботу. Почему? А потому рядом с ними Тот, Кто отнимает у них всякое смущение и даёт уверенность. Они всей своей душой ощущают себя работниками и соратниками Христа, поскольку разделяют с Ним тяготы странствования. Они исполнители Его воли. Через них действует Его сила. Поэтому и говорит Христос фарисеям: «Мои ученики нарушают субботу, потому что служат Тому, Кто больше храма, и Кто является Господином субботы». То есть как сыны Царства апостолы освобождаются Спасителем от многих формальных подпорок, которые необходимы фарисеям, чтобы получить хоть какую-то уверенность в том, что они идут путём веры в Творца.

Мы можем рассматривать эту ситуацию как ответ на наш вопрос. Если свою религиозную жизнь мы организуем так, что в её центре окажется деятельное служение Богу, если все свои мысли, чувства, слова и поступки на ежедневной основе мы будем сверять с Евангелием, каждый отрезок сегодняшнего дня стремиться послужить Богу и ради Христа быть полезным тем, кто нас окружает, Господь даст нам живое ощущение Своего присутствия. Ведь Он Сам хочет не жертвы, а милости. И если мы регулярно формируем в себе навык проявлять эту милость, благодать Духа Святого будет направлять нас во всех наших делах. Тогда большинство недоумений, связанных с ритуальными и уставными предписаниями, исчезнут сами собой. В какой бы ситуации мы ни оказались, мы будем ясно понимать, что важно, а что второстепенно. Ведь теперь у нас есть чёткая цель в жизни. Именно она даёт нашему сердцу уверенность, а вместе с нею мир, покой и радость.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера»

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 13, 24-30

Сеяно доброе семя, но пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Плевелы — это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти. Примет человек доброе семя слова Божия, решается жить свято и начинает так жить. Когда заснет человек такой, то есть ослабит внимание к себе, тогда приходит враг спасения и влагает в него худые замыслы, которые, не быв отвергнуты вначале, созревают в желания и расположения и заводят свой круг дел и предприятий, перемешивающихся с делами, чувствами и мыслями добрыми. И пребывают так оба вместе до жатвы. Жатва эта — покаяние. Посылает Господь ангелов — чувство сокрушения и страха Божия, и они, явившись, как серп, пожигают все плевельное и сжигают в огне самоосуждения болезненного. Пшеница чистая остается в житнице сердца, на радость и человеку, и ангелам, и преблагому Богу в Троице покланяемому.

В гармонии с людьми и природой. Из жизни старца Филарета Констамонитского

Старец Филарет не знал покоя, если между ним и кем-либо из братии возникали разногласия. Бывало, он прерывал проскомидию и просил позвать такого-то брата: «Скажи, чтобы он пришел. Между нами что-то похолодело, я не могу так оставить». Старец падал на колени и первым просил прощения; он мог пасть ниц даже перед совсем юными послушниками, если чувствовал вину. Филарет очень любил бессловесных тварей и природу. Однажды на его глазах две ласточки отчаянно дрались. Сильная заклевывала слабую. Старец отогнал первую ласточку, а израненную унес к себе и стал ее выхаживать. Ласточка привязалась к нему, стала ручной и всюду летала за ним, вычерчивая разные фигуры. Как-то раз он присел на току недалеко от монастыря и заснул, пригретый солнцем. Но внезапно ласточка, как сумасшедшая, начала носиться над его головой, с шумом разрезая воздух и надрывно чирикая. Старец открыл глаза и увидел рядом с собою большую ядовитую змею. Так птичка отблагодарила своего друга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь — это Божий дар, и на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодоления — это начать думать о человеке хорошо. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце, и отношение к ним меняется.

Молитвословия

Тропарь преподобного Сисоя Великого

глас 2

Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сисоя Великого

глас 4

Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.

Тропарь преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Сисое чудне,/ на страсти вельми подвизавыйся/ и постом и мощными молитвами сия успивый,/ благодать от Христа приял еси/ в страстех бедствующим пособствовати./ Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся.

Тропарь праведной девы Иулиании

глас 8

Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года