Церковный календарь

19 июля. Память преподобного Сисоя Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июля. Память преподобного Сисоя Великого

6-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 6 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Собор Радонежских святых. Преподобного Сисоя Великого (429).

Преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей праведной девы Иулиании, княгини Ольшанской (XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийского (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Преподобномученика Евфимия Любовичева (1931); преподобномученика Феодора Богоявленского (1943).

Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Собор Радонежских святых

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия — 19 июля. В состав Собора Радонежских святых вошли сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности в Соборе вспоминаются более 75 угодников Божиих. История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение Преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника Отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия. Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которая была помещена на западной стороне левого столпа Троицкого собора. Вторая наиболее известная икона, посвященная этому празднику, находится в Успенском соборе Лавры. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.

Преподобный Сисой Великий

Преподобный Сисой Великий († 429 г.) был монахомотшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере. Тех, кто посещал его, он всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе «Алфавитного патерика».

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло и он с кем-то разговаривает. Они спросили умирающего старца, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем беседует их возлюбленный учитель? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему ещё хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный Сисой успел сказать своим ученикам, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Священное Писание

1 Кор., 122 зач., I, 1-9

1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 52 зач., XIII, 24-30

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 13, 24-30

Сеяно доброе семя, но пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Плевелы — это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти. Примет человек доброе семя слова Божия, решается жить свято и начинает так жить. Когда заснет человек такой, то есть ослабит внимание к себе, тогда приходит враг спасения и влагает в него худые замыслы, которые, не быв отвергнуты вначале, созревают в желания и расположения и заводят свой круг дел и предприятий, перемешивающихся с делами, чувствами и мыслями добрыми. И пребывают так оба вместе до жатвы. Жатва эта — покаяние. Посылает Господь ангелов — чувство сокрушения и страха Божия, и они, явившись, как серп, пожигают все плевельное и сжигают в огне самоосуждения болезненного. Пшеница чистая остается в житнице сердца, на радость и человеку, и ангелам, и преблагому Богу в Троице покланяемому.

В гармонии с людьми и природой. Из жизни старца Филарета Констамонитского

Старец Филарет не знал покоя, если между ним и кем-либо из братии возникали разногласия. Бывало, он прерывал проскомидию и просил позвать такого-то брата: «Скажи, чтобы он пришел. Между нами что-то похолодело, я не могу так оставить». Старец падал на колени и первым просил прощения; он мог пасть ниц даже перед совсем юными послушниками, если чувствовал вину. Филарет очень любил бессловесных тварей и природу. Однажды на его глазах две ласточки отчаянно дрались. Сильная заклевывала слабую. Старец отогнал первую ласточку, а израненную унес к себе и стал ее выхаживать. Ласточка привязалась к нему, стала ручной и всюду летала за ним, вычерчивая разные фигуры. Как-то раз он присел на току недалеко от монастыря и заснул, пригретый солнцем. Но внезапно ласточка, как сумасшедшая, начала носиться над его головой, с шумом разрезая воздух и надрывно чирикая. Старец открыл глаза и увидел рядом с собою большую ядовитую змею. Так птичка отблагодарила своего друга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь — это Божий дар, и на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодоления — это начать думать о человеке хорошо. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце, и отношение к ним меняется.

Молитвословия

Тропарь преподобного Сисоя Великого

глас 2

Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сисоя Великого

глас 4

Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.

Тропарь преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Сисое чудне,/ на страсти вельми подвизавыйся/ и постом и мощными молитвами сия успивый,/ благодать от Христа приял еси/ в страстех бедствующим пособствовати./ Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся.

Тропарь праведной девы Иулиании

глас 8

Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.

Теги:
Преподобный Сисой Великий
православный календарь

Все публикации