Церковный календарь

5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 22 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евсевия, епископа Самосатского (380). Мучеников Зинона и Зины (304). Мученика Галактиона и мученицы Иулиании. Святителя Григория (Даскэла), митрополита Валашского (1834) (Рум.).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский

Святой Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Когда имп. Констанций II (337–361 гг.), покровитель ариан, узнал о том, что у Евсевия хранится соборный акт, то приказал отдать этот акт. Но святой не подчинился приказу. Тогда разгневанный император сказал, что, если он не отдаст, ему отсекут правую руку. На это св. Евсевий ответил: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам».

Святитель Григорий, митрополит Валашский

Святитель Григорий (Даскэл), митрополит Валашский, прославился своими трудами по переводу и изданию духовной литературы. После окончания Бухарестской академии он поступил в Нямецкий монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Паисием Величковским. Хорошо зная древние языки, святитель Григорий переводил на румынский язык творения святых отцов, прежде всего святителя Иоанна Златоуста. Он также написал житие преподобного Паисия Величковского. Некоторое время святой трудился в Нямецкой обители, затем возвратился в Бухарест. В столице он публиковал свои переводы в митрополичьей типографии и заведовал библиотекой. После поставления на Валашскую митрополию святитель Григорий стал главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве и подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий. В 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке. Также он основал типографию в городе Бузэу, где печатал свои труды.

Священное Писание

Рим., 101 зач., IX, 6-19

6 Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.

11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

14 Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

Глава 11

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1

«Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным». Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, — послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известно, что вера порождает надежду, которая помогает людям проходить через тяжелейшие жизненные испытания. Когда унывающий человек теряет надежду, ему бывает очень тяжело каяться, исповедоваться в своих грехах. Он не столько кается, сколько жалуется – на свою жизнь, на обстоятельства, на родственников, на тех, кто его окружает, кто, по его мнению, является причиной уныния. Но верующий человек сознает, что жизнь наша – в руках Божиих, что в ответ на веру и молитву Господь способен из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (см. Мф. 3, 9), то есть сделать невозможное, и эта вера не следует из неких умозаключений, но основывается на историческом опыте – на опыте Церкви, на опыте святых. Поскольку причиной уныния являются слабая вера и отсутствие надежды, то справиться с унынием без веры и надежды невозможно. И да поможет нам Господь осознать, что уныние во многом определяется нашим образом жизни, нашими мыслями, и, преодолев это пагубное искушение, жить с упованием на волю Божию, благую и совершенную.

Преподобный Симеон Богослов о первозданности мира и человека

Бог, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир был как бы рай, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. <…> Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рождённые от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжёлых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и благоустроении сердечных расположений, востекали бы они к совершеннейшей славе и приближались к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы от Божества! И это грубовещественное тело делалось бы будто невещественным, высшим всякого чувства, а радость и веселие были бы невместимы для помысла человеческого.

Молитвословия

Кондак священномученика Евсевия

глас 4

Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Теги:
Священномученик Евсевий Самосатский
православный календарь

Все публикации