Церковный календарь

5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 июля. Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 22 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евсевия, епископа Самосатского (380).

Мучченика Албана Британского (III–начало IV). Мучеников Зинона и Зины (304). Мучеников Галактиона и Иулиании. Святителя Григория, митрополита Валашского (1834) (Румын.). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице).

Священномучеников Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938).

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский

Святой Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Когда имп. Констанций II (337–361 гг.), покровитель ариан, узнал о том, что у Евсевия хранится соборный акт, то приказал отдать этот акт. Но святой не подчинился приказу. Тогда разгневанный император сказал, что, если он не отдаст, ему отсекут правую руку. На это св. Евсевий ответил: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам».

Святитель Григорий, митрополит Валашский

Святитель Григорий (Даскэл), митрополит Валашский, прославился своими трудами по переводу и изданию духовной литературы. После окончания Бухарестской академии он поступил в Нямецкий монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Паисием Величковским. Хорошо зная древние языки, святитель Григорий переводил на румынский язык творения святых отцов, прежде всего святителя Иоанна Златоуста. Он также написал житие преподобного Паисия Величковского. Некоторое время святой трудился в Нямецкой обители, затем возвратился в Бухарест. В столице он публиковал свои переводы в митрополичьей типографии и заведовал библиотекой. После поставления на Валашскую митрополию святитель Григорий стал главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве и подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий. В 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке. Также он основал типографию в городе Бузэу, где печатал свои труды.

Священное Писание

Рим., 94 зач., VII, 1-13

1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?

2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.

3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.

8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.

13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Мф., 34 зач., IX, 36 — X, 8

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Глава 10

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 1-13; Мф. 9, 36-10, 8

Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие - идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, - потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков - и величаются... Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, - это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Слово Божие говорит нам: даром получите — даром отдавайте (см. Мф. 10, 8)… Вот почему мы никогда не должны гордиться нашими способностями. И талант никогда не должен быть причиной тщеславия и честолюбия, а иначе это грех. Даром тебе Господь дал талант — отдавай его людям, делись с другими своими способностями и возможностями, и тогда Господь будет давать тебе все больше и больше. Это знает каждый, кто в своей жизни отдавал людям свое время, свои силы, свои способности, свои материальные возможности. Как иногда трудно расстаться с теми же деньгами, чтобы кому-то помочь! Но те, кто это делает, знают: в результате такого даяния никто не становился беднее, и есть множество свидетельств о том, что помощь, которую мы оказываем другим, возвращается к нам сторицей. И это происходит так потому, что если мы делимся с людьми тем, что Бог нам дал, то Господь, Который никогда не бывает у нас в долгу, нам возвращает сторицею все, что мы отдали другим.

Преподобный Симеон Богослов о первозданности мира и человека

Бог, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир был как бы рай, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. <…> Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рождённые от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжёлых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и благоустроении сердечных расположений, востекали бы они к совершеннейшей славе и приближались к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы от Божества! И это грубовещественное тело делалось бы будто невещественным, высшим всякого чувства, а радость и веселие были бы невместимы для помысла человеческого.

Наказывает ли Бог людей?

Будучи Благим, Бог желает всем Своим творениям только добра. Присутствующее в мире зло имеет источником не Бога, а людей и падших духов. Будучи Премудрым, Бог и злые дела обращает к добрым последствиям, в соответствии со Своими предвечными замыслами. Промышляя о людях, Он использует и такую меру воздействия на них, как наказание.

Наказание Божье не следует осмысливать так, будто Бог мстит грешникам за их грехи или выплескивает на них излишки переполняющего Его гнева, снимая эмоциональное перевозбуждение. Он никогда не переходит из одного эмоционального состояния в другое — Он неизменен, всегда Себе тождественен.

История человечества знает примеры, когда Бог наказывал и целые царства, народы (Быт.6:5-7:24).

Наказание Божье, в зависимости от обстоятельств, можно рассматривать с разных сторон, например, как средство взразумления грешника (собственно, слово «наказание» является однокоренным слову «наказ» — наставление, вразумление), побуждения его к покаянию (Дан.5:20-21), или как средство, приостанавливающее умножение зла (Быт.19:24-25). В любом случае наказание, как действие Божье, всегда совершается из высших побуждений к добру, в целях добра.

Покаяние как начало и венец христианской жизни

Обычно в нашем языке мы понимаем слово «покаяние» как раскаяние — «глубокое сожаление о своих поступках». Это в некоторой степени верно — покаяние действительно предполагает, что мы признаем, что были неправы, нам жаль, что мы так поступали.

Но это ещё не всё. Человек может испытывать острую вину и стыд, и страдать из-за своих прошлых поступков — но это может погубить его и разрушить, а не спасти. Иногда отчаяние, может быть, — худший грех, чем все грехи, которые к нему привели. Покаяние — не только о том, что мы заблудились, но и о том, как выйти на правильный путь. Оно не только про сожаление о том, что в прошлом было плохо — но, ещё больше, про надежду на то, что в будущем будет лучше.

Как сказал пророк Иеремия. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Грех — это не просто отдельные плохие поступки; это неправильно выбранный жизненный путь, неправильно расставленные ориентиры.

Греческое слово в Новом Завете, которое переводится нашим «покаяние», «метанойя», буквально означает «перемена ума». Мы меняем, переосмысливаем взгляды и убеждения, которые лежат в основании нашей жизни и определяют наши поступки. Мы приобретаем другой взгляд на Бога, на мир, на себя самих.

Молитвословия

Тропарь священномученику Евсевию Самосатскому

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евсевие./ Моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученику Евсевию Самосатскому

глас 4

Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Теги:
Священномученик Евсевий Самосатский
православный календарь

Все публикации