4 июля. Обретение мощей преподобного Максима Грека

4140
Фото

Седмица 2-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996).

Священномученика Терентия, епископа Иконийского (I). Преподобных Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мучеников Арчила, царя Иверского (VIII), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).

Священномученика Иоанна Будрина пресвитера (1918); преподобного Георгия Лаврова исповедника (1932); священномучеников Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, преподобномученика Ионы Санкова (1938); мученика Никиты Сухарева (1942).

Мученик Иулиан Тарсийский

Святой мученик Иулиан Тарсийский пострадал в гонение императора Диоклетиана (284—305). После бесплодных попыток принудить святого принести жертву идолам его зашили в мешок, наполненный ядовитыми гадами, и бросили в море. Тело мученика было вынесено на берег и впоследствии с честью погребено. Эти обстоятельства мученичества святого Иулиана нашли отражение в посвящённой ему службе и похвальном слове святителя Иоанна Златоустого: «Вспомните о потопе при Ное и о ковчеге. И тогда праведник и звери вместе; но Ной вошёл человеком, и вышел человеком, а Иулиан вошёл человеком, и вышел Ангелом; тот вошёл с земли, и вышел опять на землю, а этот вошёл в мешок с земли, и из мешка отошёл на небо. Море взяло его не для того, чтобы умертвить, но чтобы увенчать, и, увенчав, возвратило нам тело мученика».

Преподобный Иулий, пресвитер, и Иулиан, диакон

Преподобный Иулий пресвитер и Иулиан диакон — родные братья и ревностные проповедники христианства в Византии. Получив благословение Патриарха и разрешение императора Феодосия Младшего, святые братья построили много храмов. Население считало своей обязанностью помогать им в святом деле. Однажды некие люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что их начнут уговаривать принять участие в работе, они решили обмануть святых братьев. Один из них притворился мёртвым, и, когда святой Иулий попросил о помощи, они отговорились тем, что везут хоронить мертвеца. Святой спросил: «Не лжёте ли вы, чада?» Однако проезжие стояли на своем. Тогда преподобный Иулиан сказал им: «Так пусть же будет вам по слову вашему». Отъехав на некоторое расстояние, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер.

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника и был погребен у северо-западной стены храма Сошествия Святого Духа. В конце XVI века над могилой была установлена часовенка, которая впоследствии перестраивалась. Она сохранялась до конца 1930-х годов, затем была разрушена. К моменту прославления преподобного Максима Грека в 1988 году не оставалось никаких видимых следов его могилы. 24 июня 1996 года были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма, и 4 июля честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры.

Священное Писание

Христос — Воплощённый Бог, и Он же — Единородный Сын Божий. Евангелие от Иоанна возвещает, что «все чрез Него», то есть через Христа, «на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3). Никто из христиан не сомневается в истинности этих утверждений. Однако между согласием с догматическими формулировками веры во Христа и практическим осознанием Его божественной власти есть некоторое расстояние, которое в ряде случаев превращается в непроходимую пропасть. Апостолы тоже далеко не сразу смогли во всей полноте осознать следствия веры во Христа, по этой причине они иногда попадали в довольно странные ситуация, одна из которых описана в 8-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время Литургии.

Глава 8.

23И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Из всего множества людей, которые жили в Израиле в первом веке по Рождестве Христовом, только двенадцать человек согласились оставить все свои дела, заботы, своих родственников, привычный уклад жизни и последовать за Христом. С одной стороны, Евангелие говорит о том, что Господь Сам избрал этих людей, с другой — мы можем вспомнить богатого юношу, который отказался расставаться со своим имением и идти вслед Христу. Евангелие не имеет возможности сообщить нам о всех тех людях, которым Спаситель адресовал Свой призыв, ведь Евангелие сосредоточено на Самом Христе, но мы знаем, что Бог жаждет спасения каждого человека, а потому и призывающий голос Бога так или иначе, но звучит в наших сердцах. Вопрос лишь в нашем отклике на этот голос.

Апостолы откликнулись, и откликнулись деятельно. Они были всегда со Христом, они с Ним ели, пили, молились, претерпевали тяготы пеших путешествий по каменистым горным тропам жаркой Палестины, они с Ним почти не расставались, а это означает, что апостолы были свидетелями совершенных Господом невероятных чудес. Апостолы видели, что перед ними некто больший, чем просто человек, больший, чем пророк, перед ними Тот, подобного Кому не было за всю историю человечества.

И тем не менее в минуту опасности все эти знания улетучивались.

Шторм — и знания нет. Взятие Христа под стражу — и нет памяти о чудесах и знамениях.

Оказывается, что интеллектуального знания о Христе и веры в Него не всегда бывает достаточно.

Подобное происходит и с нами, и это давно подмечено: легко быть верующим тогда, когда все вокруг благополучно, но очень сложно сохранить веру в благое промышление Бога в критичной ситуации, к примеру, в состоянии тяжёлой болезни. А если мы вспомним, что это у апостолов в лодке все закончилось благополучно, в нашей же жизни благой исход в смысле продолжения земной жизни отнюдь не гарантирован, то и совместить благость Бога с человеческими страданиями на уровне логики не получится.

Впрочем, Евангелие и не утверждает, что нужно пытаться логически осмыслить и примирить горести нашего мира с благостью Бога. Евангелие говорит о другом: Христос — Бог, а это означает, что Его милость простирается в вечность, и нам стоит помнить, что Его апостолы в конце концов были убиты, Он не стал сохранять их земную жизнь как можно дольше, но Он даровал им блаженную вечность. И Господь дарует ее всякому, кто в своей вере и самоотверженности исповедания Христова Воскресения последует примеру апостолов.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святым становится тот, кто обретает свободу — в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым — значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и волов, и жену, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья — только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Преподобный Максим Грек о правильном понимании молитвословия

Святые и преподобные отцы составили много различных молитв, и все они имеют одно содержание и одну цель — ими мы исповедуемся Владыке всех в преждесодеянных нами грехах и просим в них прощения себе, и чтобы нам отстать от них, и на будущее время утвердиться страхом Господним, и жить благоугодно пред Ним, по Его святым заповедям; а которые достигли совершенства — те просят получить силу и просвещение божественного разума. Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, — мы этим ничего не достигли. Одна только есть благоприятная Ему и благоугодная молитва — это молитва деятельная, заключающаяся в том, чтобы всею душою отстать навсегда от всякого нарушенья святых Его заповедей и утверждаться затем в страхе Его, творя всякую правду, с радостию духовною и нелицемерною любовью.

Что есть зло?

Грех — это религиозно-богословское понятие, в этике грех нередко называется «злом».

Зло и добро не являются равносильными началами. Зло не совечно Богу, и хотя оно реально существует, оно не имеет собственной сущности. Зло — недостаток, отсутствие добра, подобно тому как болезнь — не что-либо существующее само по себе, но недостаток здоровья, тьма — отсутствие света, ржавчина — результат коррозии, порчи металла.

Зло — это и злоупотребление свободой нравственного выбора, нарушение благой воли Божьей. Синонимы слова «зло» в молитвах — ложь, лукавство, беззаконие, грех.

Распространение зла в мире связано с богопротивной деятельностью падших ангелов (демонов), под влияние которых подпадают люди, а также с боогопротивной деятельностью самих людей.

Бог попускает зло, но не инициирует его, Он свят по Своей природе. Зло — следствие отпадения от Бога разумно-свободных существ (ангелов, людей), нарушения Его заповедей. На вопрос, почему Бог не возьмёт да и просто не уберет зло из мира, есть ответ: для этого пришлось бы или убрать из мира тех, кто создаёт зло (всех демонов и всех нас), или лишить их свободы воли.

Стихийные бедствия, болезни — по своей сути не зло, а его последствия, последствия грехопадения.

Из книги сербского православного писателя Павле Рак «Приближение к Афону»

Можно много говорить об Афоне… Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление, обычно, — всего лишь неопределенное воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство ее сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, — все дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.

Молитвословия

Тропарь преподобного Максима Грека

глас 8

Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобного Максима Грека

глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Молитва преподобному Максиму Греку

Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Иулиана Тарсийского

глас 4

Мученик Твой, Господи, Иулиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Иулиана Тарсийского

глас 2

Благочестия непобедимаго воина/ и истины согласника и оружника,/ вси достойно восхвалим/ Иулиана днесь/ и к нему возопиим:// моли Христа Бога о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Преподобный Максим Грек (1556 г.)
Жития святых 3 февраля 2017
Преподобный Максим Грек (1556 г.)

В миру Михаил, родился в 1470 г., происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира).

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.