Церковный календарь

4 июля. Обретение мощей преподобного Максима Грека

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 июля. Обретение мощей преподобного Максима Грека

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 21 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996). Священномученика Тертия (Терентия), епископа Иконийского (I). Преподобных Иулия, пресвитера, и Иулиана, диакона (V). Мучеников Арчила II, царя Иверского (744), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Мученик Иулиан Тарсийский

Святой мученик Иулиан Тарсийский пострадал в гонение императора Диоклетиана (284–305). После бесплодных попыток принудить святого принести жертву идолам его зашили в мешок, наполненный ядовитыми гадами, и бросили в море. Тело мученика было вынесено на берег и впоследствии с честью погребено. Эти обстоятельства мученичества святого Иулиана нашли отражение в посвящённой ему службе и похвальном слове святителя Иоанна Златоустого: «Вспомните о потопе при Ное и о ковчеге. И тогда праведник и звери вместе; но Ной вошёл человеком, и вышел человеком, а Иулиан вошёл человеком, и вышел Ангелом; тот вошёл с земли, и вышел опять на землю, а этот вошёл в мешок с земли, и из мешка отошёл на небо. Море взяло его не для того, чтобы умертвить, но чтобы увенчать, и, увенчав, возвратило нам тело мученика».

Преподобный Иулий, пресвитер, и Иулиан, диакон

Преподобный Иулий пресвитер и Иулиан диакон — родные братья и ревностные проповедники христианства в Византии. Получив благословение Патриарха и разрешение императора Феодосия Младшего, святые братья построили много храмов. Население считало своей обязанностью помогать им в святом деле. Однажды некие люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что их начнут уговаривать принять участие в работе, они решили обмануть святых братьев. Один из них притворился мёртвым, и, когда святой Иулий попросил о помощи, они отговорились тем, что везут хоронить мертвеца. Святой спросил: «Не лжёте ли вы, чада?» Однако проезжие стояли на своем. Тогда преподобный Иулиан сказал им: «Так пусть же будет вам по слову вашему». Отъехав на некоторое расстояние, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер.

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника и был погребен у северо-западной стены храма Сошествия Святого Духа. В конце XVI века над могилой была установлена часовенка, которая впоследствии перестраивалась. Она сохранялась до конца 1930-х годов, затем была разрушена. К моменту прославления преподобного Максима Грека в 1988 году не оставалось никаких видимых следов его могилы. 24 июня 1996 года были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма, и 4 июля честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры.

Священное Писание

Рим., 98 зач., VIII, 22-27

22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Мф., 37 зач., X, 23-31

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 22-27; Мф. 10, 23-31

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок, а далеко ли он? — и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил — иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя. Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Было бы неверно думать, что посещение храма — это лишь часть некой национальной традиции. Мы знаем, что есть много людей, которые знают национальные традиции, а в храм не ходят вовсе. В храм человек приходит потому, что у него есть такое желание. А почему возникает это желание? Потому что в храме мы переживаем особое состояние души. И стоять жарко, и тесно, и физических сил много тратим, но ведь стоим, молимся, а выходя из храма, чувствуем особое просветление души, сердца, разума. Это действительно так, потому что через молитву, особенно молитву в храме, мы приближаемся к Богу. Лучи Божественной благодати воздействуют на нас, как теплые солнечные лучи воздействуют на человека и на все живое. И нет никакой другой силы, никакой другой возможности приблизиться к Богу и воспринять исходящие от Него лучи Божественной энергии, Божественной благодати, как только через веру. Вера — это состояние души, которое соединяет нас с Богом. 

Преподобный Максим Грек о правильном понимании молитвословия

Святые и преподобные отцы составили много различных молитв, и все они имеют одно содержание и одну цель — ими мы исповедуемся Владыке всех в преждесодеянных нами грехах и просим в них прощения себе, и чтобы нам отстать от них, и на будущее время утвердиться страхом Господним, и жить благоугодно пред Ним, по Его святым заповедям; а которые достигли совершенства — те просят получить силу и просвещение божественного разума. Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, — мы этим ничего не достигли. Одна только есть благоприятная Ему и благоугодная молитва –это молитва деятельная, заключающаяся в том, чтобы всею душою отстать навсегда от всякого нарушенья святых Его заповедей и утверждаться затем в страхе Его, творя всякую правду, с радостию духовною и нелицемерною любовью.

Молитвословия

Тропарь мученика Иулиана Тарсийского

глас 4

Мученик Твой, Господи, Иулиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Иулиана Тарсийского

глас 2

Благочестия непобедимаго воина/ и истины согласника и оружника,/ вси достойно восхвалим/ Иулиана днесь/ и к нему возопиим:// моли Христа Бога о всех нас.

Тропарь преподобного Максима Грека

глас 8

Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобного Максима Грека

глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Теги:
Мученик Иулиан Тарсийский
преподобный Максим Грек
православный календарь

Все публикации