Церковный календарь

1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

2-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 18 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79).

Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Священномучеников Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обретение мощей святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1997).

Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской области (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Когда римскому императору Адриану донесли, что святой Леонтий, который был военачальником в финикийском городе Триполи, отвратил многих от поклонения языческим богам, он послал трибуна Ипатия с отрядом воинов, чтобы схватить его. По дороге трибун Ипатий сильно заболел. Трибуну явился Ангел и сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: “Бог Леонтия, помоги мне!”» Ипатий рассказал своему другу Феодулу о видении. По совету Феодула Ипатий последовал указанию Ангела и исцелился. Затем они отправились на поиски святого Леонтия. Найдя, они попросили его просветить их верой в Истинного Бога. Когда святой Леонтий произнёс над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещёных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский

Преподобный Леонтий (ХIV век) в отрочестве принял пост риг в Киево-Печерском монастыре и нёс послушание канонарха в Успенском соборе — вплоть до своей ранней кончины. Несмотря на возраст, он уподоблялся совершенным отцам в подвиге молитвы и послушания. Мощи юного подвижника почивают в маленькой раке в Дальних Феодосиевых пещерах в общей гробнице с преподобным Геронтием канонархом. По свидетельству Павла Алеппского (секретаря Антиохийского Патриарха), в 1653 году посетившего пещеры Лавры, «тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро». Местное почитание преподобного Леонтия началось в 1684–1690 годах, когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Один из тропарей 5-й песни канона, службы, посвящённой этим отцам, прославляет подвиг двух преподобных канонархов.

Икона Божией Матери «Боголюбская»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, получившей позже наименование Владимирский. В походном шатре князю явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю принесенный из Вышгорода образ, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. На месте явления князю Андрею Богородицы (ныне Боголюбово) был основан монастырь. При этом князь повелел написать особую икону, изображающую бывшее ему видение.

Священное Писание

Рим., 89 зач., V, 10-16

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

Мф., 27 зач., VIII, 23-27

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 10-16; Мф. 8, 23-27

Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей: а Господь шлет нам урок: «маловеры!» И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь - можешь. Однако не моя, но Твоя воля да будет». Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Не каждый и не всегда может горячо и в напряжении всех духовных и физических сил молиться, но мы должны помнить: у нас есть это оружие — молитва. Может быть, кто-то приберегает его действительно на тот час, когда другого выхода уже не будет. Но для того чтобы эта молитва воздействовала на течение обстоятельств, мы должны уметь молиться. У нас должен быть навык молитвы, мы должны чувствовать Божие присутствие, мы должны поставлять себя пред лицом Божиим, мы должны исповедовать свои грехи, мы должны причащаться Святых Христовых Таин, мы должны быть православными людьми не по социологическим опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были православными людьми, горячо верующими и любящими Бога, наши благочестивые предки.

Таинство Крещения в Древней Церкви

По данной апостолам заповеди Христа, таинство Крещения совершается с первых дней существования Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Древнейший памятник «Учение Господа народам через двенадцать апостолов» заповедует крестить погружением в «живой» (проточной) воде или, если это невозможно, допускает «возлить воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Авторы II–III веков сообщают нам о традиции торжественно принимать новокрещённых в общину и сразу по Крещении совершать таинство Евхаристии, чтобы новые члены Церкви впервые приобщились Святых Таин. «Апостольское предание» повествует о том, что после Причастия новокрещённым давали молоко, смешанное с мёдом, символизирующее «полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мёд”». Около III века на Востоке появилась традиция освящать елей и помазывать им крещаемых перед погружением в воду. В это же время появилась традиция освящения воды для Крещения.

Несём ли мы ответственность за грех прародителей?

Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом

Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения — одного из первых шагов на пути спасения.

Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман — стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.

Ересь маркионитов

Как известно, Священное Писание Ветхого Завета содержит множество иллюстраций того, как по слову, благословению или прямому действию Божью совершались события, связанные с проявлением Божественной Правды, которые нередко воспринимаются читателями Библии как проявление жестокости, а именно: уничтожение городов, истребление представителей тех или иных народов и даже единовременное уничтожение почти всех жителей земли.

При правильном восприятии этих событий, с учетом исторического контекста, особых условий и обстоятельств, в рамках которых они происходили, не создаётся почвы для ложных интерпретаций учения о Боге и Его отношении к миру. Совсем не так интерпретируются эти события в свете тех представлений, которые основываются на грубом субъективном их осмыслении. В данном случае Бог может казаться жестоким, злым. Именно так воспринял Бога еретик Маркион. Противопоставив впечатление о Боге, сложившееся от восприятия Ветхого Завета, впечатлению о Боге — Отце Иисуса Христа, он пришел к выводу, что это два разных Бога: один — суровый, другой — добрый. До IV века маркиониты считались одной из наиболее опасных для Церкви ересей, так что почти каждый церковный учитель считал своей обязанностью полемизировать с Маркионом. Одно из самых известных произведений «Против Маркиона в пяти книгах».

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1

Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3

Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская»

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь мученика Леонтия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия

глас 3

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Теги:
Преподобный Леонтий Печерский
Боголюбская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации