1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

5493
Фото

Начало Петрова поста

В этот день совершается память:

Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70—79).

Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Священномучеников Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обретение мощей святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1997).

Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской области (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

Петров пост

Петров пост в древности назывался постом Пятидесятницы. Первоначальное происхождение Апостольского поста, вероятно, было обусловлено необходимостью компенсировать пропущенный по уважительной причине Великий пост: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы», — говорится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского. Уже в книге «Апостольских постановлений» пост после Пятидесятницы в течение недели заповедуется совершать всем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре [Духа Святого], ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». О недельном посте упоминает и святитель Афанасий Великий.

Продление поста Пятидесятницы до памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вероятно, было обусловлено несколькими причинами. Праздник Пятидесятницы непосредственно связан со святыми апостолами, на которых первоначально сошёл Святой Дух. Длительные посты в церковной традиции были подготовкой к значительным праздникам, будь то Пасха, Рождество Христово или Успение Пресвятой Богородицы. Кроме того, если Пасха очень поздняя, то Петров пост продолжается около недели — срок который совпадает с древней традицией. Уже в VII веке преподобный Анастасий Синаит в своих писаниях не ограничивает пост после Пятидесятницы одной неделей, выражаясь неопределённо: «потом поститесь». Таким образом, пост Пятидесятницы стал длиться от восьми до сорока дней в зависимости от дня празднования Пасхи и называться Апостольским постом, «потому что через них [апостолов] мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания», как объяснял святитель Симеон Солунский.

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Когда римскому императору Адриану донесли, что святой Леонтий, который был военачальником в финикийском городе Триполи, отвратил многих от поклонения языческим богам, он послал трибуна Ипатия с отрядом воинов, чтобы схватить его. По дороге трибун Ипатий сильно заболел. Трибуну явился Ангел и сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: “Бог Леонтия, помоги мне!”» Ипатий рассказал своему другу Феодулу о видении. По совету Феодула Ипатий последовал указанию Ангела и исцелился. Затем они отправились на поиски святого Леонтия. Найдя, они попросили его просветить их верой в Истинного Бога. Когда святой Леонтий произнёс над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещёных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский

Преподобный Леонтий (ХIV век) в отрочестве принял пост риг в Киево-Печерском монастыре и нёс послушание канонарха в Успенском соборе — вплоть до своей ранней кончины. Несмотря на возраст, он уподоблялся совершенным отцам в подвиге молитвы и послушания. Мощи юного подвижника почивают в маленькой раке в Дальних Феодосиевых пещерах в общей гробнице с преподобным Геронтием канонархом. По свидетельству Павла Алеппского (секретаря Антиохийского Патриарха), в 1653 году посетившего пещеры Лавры, «тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро». Местное почитание преподобного Леонтия началось в 1684—1690 годах, когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Один из тропарей 5-й песни канона, службы, посвящённой этим отцам, прославляет подвиг двух преподобных канонархов.

Икона Божией Матери «Боголюбская»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, получившей позже наименование Владимирский. В походном шатре князю явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю принесенный из Вышгорода образ, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. На месте явления князю Андрею Богородицы (ныне Боголюбово) был основан монастырь. При этом князь повелел написать особую икону, изображающую бывшее ему видение.

Священное Писание

Мы — христиане — верим в Единого Бога, мы верим, что Он — Творец всего видимого и невидимого, Он безначален, Он — совокупность всех совершенств, и никаких иных богов, кроме Него, нет и быть не может. Язычники мыслят иначе, в их картине мира богов много, и боги, как правило, обладают теми же нравственными характеристиками, что и люди. Однако различие в представлении о Боге — это не единственное различие между христианами и язычниками, существенно отличается и отношение к Богу или же к богам. Отношение христиан к Богу проистекает из любви, отношение язычников к богам может быть описано формулой «я тебе — ты мне». Важно также и то, что христиане не планируют завершать свои отношения с Богом по окончании жизни тела, ну а у язычников все иначе, и мало какой языческий культ простирает своё действия за границу земной жизни. Однако христиане далеко не всегда оказываются способны быть на должной высоте общения с Богом, и нас все время подстерегает соблазн подмены отношений любви с Богом отношениями деловых партнёров по образцу язычников. Об этом соблазне предупреждал Сам Христос, Его предупреждение содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, отрывок из которых звучит сегодня во время Литургии в православных храмах.

Глава 6.

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Глава 7.

09Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Господь Иисус Христос призвал Своих учеников не заботиться ни о чем земном: ни о том, что есть, ни о том, что пить, ни о том, во что одеваться. Конечно, Он мог бы перечислять земные заботы значительно дольше, но Спаситель ограничил Свой перечень лишь тремя пунктами, и под ними стоит понимать вообще весь спектр житейских беспокойств человека, которые чаще всего и составляют содержательное наполнение обычной человеческой жизни. По слову Христа, сосредоточенность на решение задач житейского свойства — это характерная черта язычников, и тот христианин, который в своих отношениях с Богом думает лишь о земном комфорте, ничем не отличается от язычника, потому как такой христианин переносит отношение к языческим богам на отношение к Единому Истинному Богу. Бог, Которого мы почитаем, не нуждается в наших напоминаниях о наших нуждах, Он о них прекрасно осведомлён, и Он способен удовлетворить все наши потребности без какого-либо специального обращения к Нему.
Но если Бог знает о наших нуждах, то почему Он не спешит дать нам все необходимое для жизни и дать это с избытком? Ответ содержится в только что прозвучавшем евангельском отрывке: мы должны искать «Царства Божия и правды Его», то есть мы должны стремиться к богообщению, ведь именно в нем заключена истинная жизнь человека, равно как и наше истинное предназначение, а для того, чтобы мы, порабощённые поражённой грехом плотью, не забывали о Боге, Бог вынужден напоминать нам о нашей ограниченности через самые различные неприятные жизненные ситуации. Спастись же от такого рода ситуаций можно только одним способом: непрестанным памятованием о Боге и стремлением к Нему не как к источнику житейских благ, а как к Личности, то есть стремлением к Нему ради Него Самого. Научиться так жить очень непросто, и абсолютному большинству людей не хватает для этого и всех отпущенных им Богом лет жизни, а происходит так, судя по всему, по той лишь причине, что люди не хотят откликаться на призыв Божий и не молятся о том, чтобы Господь помог им всем сердцем желать исполнения воли Божией на земле так, как она исполняется на Небе. Если же в нас будет должное стремление, подкреплённое молитвой, то мы сможем приблизиться к блаженству Царства Небесного подобно тому, как к нему приблизились все угодившие Богу святые.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Верность — это огромная ценность. На верности основываются человеческие союзы, и в первую очередь семейные. Если есть верность, то есть и семья. Если разрушается верность, то разрушается и семья. Но не только семейный союз основывается на верности. В каком-то смысле всё человеческое общежитие, вся жизнь народа связаны с верностью — общим идеалам, родине. И мы знаем, как в страшные годы войны именно эта верность даже до смерти помогала народу нашему не только выстоять, но и победить во много крат превосходящего противника. В основе верности нет никаких прагматических интересов, потому что верность до конца означает способность человека умереть во имя этой верности, и никакими материальными ценностями уравновесить человеческую жизнь невозможно. Значит, верность долгу, верность родине, верность близким — это нравственные категории, никак не связанные с материальными факторами. Никто никогда не оставался верным даже до смерти во имя материального вознаграждения.

Таинство Крещения в Древней Церкви

По данной апостолам заповеди Христа, таинство Крещения совершается с первых дней существования Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Древнейший памятник «Учение Господа народам через двенадцать апостолов» заповедует крестить погружением в «живой» (проточной) воде или, если это невозможно, допускает «возлить воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Авторы II—III веков сообщают нам о традиции торжественно принимать новокрещённых в общину и сразу по Крещении совершать таинство Евхаристии, чтобы новые члены Церкви впервые приобщились Святых Таин. «Апостольское предание» повествует о том, что после Причастия новокрещённым давали молоко, смешанное с мёдом, символизирующее «полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мёд”». Около III века на Востоке появилась традиция освящать елей и помазывать им крещаемых перед погружением в воду. В это же время появилась традиция освящения воды для Крещения.

Несём ли мы ответственность за грех прародителей?

Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом.

Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения — одного из первых шагов на пути спасения.

Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман — стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.

Ересь маркионитов

Как известно, Священное Писание Ветхого Завета содержит множество иллюстраций того, как по слову, благословению или прямому действию Божью совершались события, связанные с проявлением Божественной Правды, которые нередко воспринимаются читателями Библии как проявление жестокости, а именно: уничтожение городов, истребление представителей тех или иных народов и даже единовременное уничтожение почти всех жителей земли.

При правильном восприятии этих событий, с учетом исторического контекста, особых условий и обстоятельств, в рамках которых они происходили, не создаётся почвы для ложных интерпретаций учения о Боге и Его отношении к миру. Совсем не так интерпретируются эти события в свете тех представлений, которые основываются на грубом субъективном их осмыслении. В данном случае Бог может казаться жестоким, злым. Именно так воспринял Бога еретик Маркион. Противопоставив впечатление о Боге, сложившееся от восприятия Ветхого Завета, впечатлению о Боге — Отце Иисуса Христа, он пришел к выводу, что это два разных Бога: один — суровый, другой — добрый. До IV века маркиониты считались одной из наиболее опасных для Церкви ересей, так что почти каждый церковный учитель считал своей обязанностью полемизировать с Маркионом. Одно из самых известных произведений «Против Маркиона в пяти книгах».

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 1

Боголюбивая Царице,/ Неискусомужная Дево, Богородице Марие,/ моли за ны Тебе Возлюбившаго/ и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ подати нам оставление прегрешений,/ мирови мир, земли плодов изобилие,/ пастырем святыню/ и всему человечу роду спасение./ Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/ и от междоусобныя брани сохрани./ О Мати Боголюбивая Дево!/ О Царице Всепетая!/ Ризою Своею покрый нас от всякаго зла,/ от видимых и невидимых враг защити// и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская

глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской

глас 3

Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская»

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь мученика Леонтия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия

глас 3

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Новости по теме

Богородица глазами святого Андрея Боголюбского
Публикации 1 июля 2023
Богородица глазами святого Андрея Боголюбского

Боголюбово — удивительный край, тесно связанный с именем святого благоверного князя Андрея, прозванного так же — Боголюбским, и образом Пречистой Богородицы — Боголюбской.

В праздник иконы Богородицы «Боголюбская» митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом монастыре
В праздник иконы Богородицы «Боголюбская» митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом монастыре

1 июля, в праздник Боголюбской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Успенского Зилантова женского монастыря.

В день праздника Боголюбской иконы Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском храме Чистополя
В день праздника Боголюбской иконы Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском храме Чистополя

1 июля, празднование Боголюбской иконе Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, временный управляющий Чистопольской епархией, совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери города Чистополя.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?