Церковный календарь

1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июля. Празднование в честь иконы Божией Матери «Боголюбская»

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 18 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79). Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей святителя Виктора (Островидова), исповедника, епископа Глазовского (1997). Иконы Божией Матери «Боголюбская» (1157). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери. Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Московская (1157), Зимаровская (XII). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул

Когда римскому императору Адриану донесли, что святой Леонтий, который был военачальником в финикийском городе Триполи, отвратил многих от поклонения языческим богам, он послал трибуна Ипатия с отрядом воинов, чтобы схватить его. По дороге трибун Ипатий сильно заболел. Трибуну явился Ангел и сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: “Бог Леонтия, помоги мне!”» Ипатий рассказал своему другу Феодулу о видении. По совету Феодула Ипатий последовал указанию Ангела и исцелился. Затем они отправились на поиски святого Леонтия. Найдя, они попросили его просветить их верой в Истинного Бога. Когда святой Леонтий произнёс над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещёных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский

Преподобный Леонтий (ХIV век) в отрочестве принял пост риг в Киево-Печерском монастыре и нёс послушание канонарха в Успенском соборе — вплоть до своей ранней кончины. Несмотря на возраст, он уподоблялся совершенным отцам в подвиге молитвы и послушания. Мощи юного подвижника почивают в маленькой раке в Дальних Феодосиевых пещерах в общей гробнице с преподобным Геронтием канонархом. По свидетельству Павла Алеппского (секретаря Антиохийского Патриарха), в 1653 году посетившего пещеры Лавры, «тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро». Местное почитание преподобного Леонтия началось в 1684–1690 годах, когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Один из тропарей 5-й песни канона, службы, посвящённой этим отцам, прославляет подвиг двух преподобных канонархов.

Иконы Божией Матери «Боголюбская»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, получившей позже наименование Владимирский. В походном шатре князю явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю принесенный из Вышгорода образ, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. На месте явления князю Андрею Богородицы (ныне Боголюбово) был основан монастырь. При этом князь повелел написать особую икону, изображающую бывшее ему видение.

Священное Писание

Рим., 94 зач., VII, 1-13

1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?

2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.

3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.

8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.

13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Мф., 34 зач., IX, 36 — X, 8

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Глава 10

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 1-13; Мф. 9, 36-10, 8

Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие — идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, — потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются… Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, — это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут…

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол говорит (см. Рим. 2, 14–15), что язычники, не знающие закона, Божественных заповедей, естеством, то есть по природе своей, законное творят. Как же так? Не зная закона, не зная заповедей, не зная того, что хорошо и что плохо, идолопоклонники могли по природе творить доброе? Апостол разъясняет: Они обличаемы своей совестью и своими мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую. Другими словами, нравственная природа человека не зависит ни от чего, в том числе религиозности: можно быть верующим или неверующим, христианином или язычником, а нравственное чувство, нравственная природа присутствует и опознается человеком в голосе совести.

Таинство Крещения в Древней Церкви

По данной апостолам заповеди Христа, таинство Крещения совершается с первых дней существования Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Древнейший памятник «Учение Господа народам через двенадцать апостолов» заповедует крестить погружением в «живой» (проточной) воде или, если это невозможно, допускает «возлить воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Авторы II–III веков сообщают нам о традиции торжественно принимать новокрещённых в общину и сразу по Крещении совершать таинство Евхаристии, чтобы новые члены Церкви впервые приобщились Святых Таин. «Апостольское предание» повествует о том, что после Причастия новокрещённым давали молоко, смешанное с мёдом, символизирующее «полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мёд”». Около III века на Востоке появилась традиция освящать елей и помазывать им крещаемых перед погружением в воду. В это же время появилась традиция освящения воды для Крещения.

Молитвословия

Тропарь преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак преподобного Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

Тропарь мученика Леонтия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия

глас 3

Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

Теги:
Преподобный Леонтий Печерский
Боголюбская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации