Четверг пятидесятницы
В этот день совершается память:
Пророка Елисея (IX в. до Р. Х.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского (1992).
Благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Преподобного Елисея Сумского (XV—XVI). Собор Дивеевских святых.
Священномученика Иосифа Сикова пресвитера (1918); священномученика Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).
Пророк Елисей
«И во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его». Святой Елисей более 65 лет нёс пророческое служение при шести израильских царях. Он совершил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана; сделал пригодной для питья воду иерихонского источника; спас от гибели в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей, а бедную вдову — от голодной смерти, а также воскресил её сына. Пророк Елисей скончался в глубокой старости. Как и его учитель — пророк Илия — он не оставил после себя книг. Позже Иисус, сын Сираха, написал похвалу обоим пророкам… В 4-ом веке император Юлиан Отступник приказал сжечь мощи святого Елисея. Но верующие сохранили их остатки и часть из них перевезли в Александрию.
Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский
Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, вместе со святой благоверной императ рицей Феодорой окончательно утвердил иконопочитание после второй волны иконоборчества. В 843 году он сос тавил особый чин Торжества Православия, который сам и совершил в первый раз в первую неделю Великого поста. Кроме того, восстановитель Православия написал «Последование о различных лицах, возвращающихся к Православной вере после отпадения от неё», составил чин обручения, благословения брака и последование благословения второбрачных. Из числа песнопений известна его стихира 42 амморейским мученикам, пострадавшим от магометан в 845 году. В тексте стихиры мученики названы «новоявленными». Также святитель Мефодий считается автором сохранившейся в греческой Минее стихиры святым равноапостольным Константину и Елене.
Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского)
Митрополит Владимир — первый иерарх Русской Православной Церкви, принявший мученическую смерть за Христа после революции 1917 года. Его мощи 74 года пребывали в склепе Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года состоялось тайное обретение святых мощей мученика при участии владык Онуфрия, Сергия, Алипия, Иоанникия и наместника Лавры архимандрита Питирима. Тогда над храмом появилось темно-красное облако, похожее на зарево от пожара за Днепром. Но оно стояло в небе, как знамение Господне. Останки мученика перенесли в Дальние пещеры Лавры, где они хранятся и поныне. Ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм, где они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский
Преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря на реке Яхроме, — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. По благословению учителя преподобный Мефодий поселился в пустынном месте, в дубовом лесу около реки Яхромы. Постепенно вокруг него собралась братия. Преподобный Сергий, навестив ученика, посоветовал перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, к устью Пешноши. Здесь был воздвигнут первый деревянный храм во имя Николая Чудотворца и вскоре основали монастырь, а преподобный Мефодий стал его игуменом. Преставился святой в 1392 году. По преданию, святой возводил обитель, «пешнося» тяжёлые брёвна через реку, которую с тех пор и стали называть Пешношей. Поэтому стоявшая на ней обитель также стала называться «Пешношской» или «Песношской».
Священное Писание
Когда нам делается известной современная статистика расторжения браков, нам становится ужасно печально, ведь оказывается, что крепкая семья — это своего рода статистическое чудо и маловероятный исход свадьбы. Конечно, мы пытаемся найти причины столь удручающей картины: как правило, мы обращаем внимание на состояние общества, указываем на недостатки государственной системы поддержки семьи, вспоминаем про далёкий от воспевания семейных ценностей современный кинематограф, мы находим бесконечное множество причин кризиса семьи, но забываем обращать внимание на себя самих. Христос предлагал поступать иначе, Он, говоря о семье, фокусировал внимание Своих слушателей на них самих и ни на чём бы то ни было другом. Давайте прочитаем отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея, этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и в нём идёт речь о супружеской верности.
Глава 5.
27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Сам по себе появление в Евангелии этих слов Христа говорит нам о том, что в Древнем Израиле не всё было в порядке с семейной этикой, а потому Спаситель вынужден был напомнить Своим современникам базовые истины о взаимоотношении мужчин и женщин. Этих истин две: человек не должен быть объектом вожделения, а брак не может быть расторгнут. Всё довольно просто, однако люди любят все усложнять, а потому к этим двум повелениям Божиим с течением времени были добавлены пространные комментарии, которые позволяли делать различные исключения из прямой и недвусмысленной заповеди Божией. Собственно, на один из таких комментариев и сослался Спаситель в Своей речи: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф. 5:31).
Любопытно, что здесь Христос упомянул предписание библейской книги Второзаконие, и на первый взгляд может показаться, что Он спорил с самим Моисеем, и это был, мягко говоря, не самый лучший ход в беседе с иудеями, ведь для них Моисей — человек, авторитет которого не может быть подвергнут сомнению. В параллельном месте Евангелия от Марка Господь так объяснил Своё критическое отношение к словам Моисея: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк. 10:5—6). И в самом деле: любые зафиксированные Священным Писанием человеческие слова — это всего лишь комментарии к тому, что возвещает Бог. Довольно часто можно наблюдать, как слова людей затмевают собой божественные повеления, именно так произошло и с браком: Моисей, по снисхождению к человеческой слабости предусмотревший возможность для развода, дал тем самым повод и вовсе забыть о первоначальном установлении Божием, и о том, что брак не может быть расторгнут, кроме той причины, на которую указал Христос.
Совершенно неслучайно, говоря о нравственности в сфере пола, Спаситель упомянул радикальные методы борьбы с соблазнами. Конечно, было бы большой ошибкой и страшной глупостью понимать эти Христовы слова буквально, и Церковь никогда их таким образом не прочитывала, эти слова Христа призваны показать всю неимоверную сложность исполнения повелений Божиих о браке и целомудрии, а также то, что никакой человек своими силами не в состоянии провести жизнь на должной степени нравственной чистоты, а потому всем нам нужна в этом деле помощь Божия.
епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Если мы хотим иметь по-настоящему светлое будущее для нашего народа, для Отечества нашего, мы должны подумать о том, как формируется сознание нашей молодежи, какие силы влияют на сердца и души, как выстраивается информационный поток, который сегодня поглощает современного человека, какими идеями наполнен этот поток и какими силами — светлыми, добрыми или темными, способными погубить человеческую душу. Слово Божие говорит нам о том, что пред концом света наступит власть антихриста, а вслед за тем наступит конец истории. Но ведь пока не наступил! Это означает, что добра в мире больше, чем зла, потому что диавол победит только тогда, когда зла будет несоизмеримо больше, чем добра, когда человеческое общество перестанет быть жизнеспособным — вот тогда и конец. Но мы видим, что пока это совсем не так. Мы видим замечательные примеры героических поступков людей. Мы являемся свидетелями того, что во множестве семей по-доброму воспитываются дети. Мы видим, что добро и способность отличать добро от зла не ушли из человеческого общежития, не ушли из личной жизни людей. А это значит, что еще есть время, которое нужно использовать для того, чтобы в личной, семейной и, конечно, общественной жизни укреплялось добро и давался совместный отпор всякому злу, всякому губительному воздействию на человеческую душу, дабы эти воздействия действительно не похитили души наших молодых людей, да и, собственно, людей любого возраста.
Святитель Феофан Затворник о посещении детьми храма
Трудно найти основательную причину, которою можно было бы оправдать отказ детям в посещении храма Божия. Иные говорят, что высота действий веры выше понятий дитяти, но кто ж не знает того, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то, значит, есть и приятелище веры. Да, есть, и ещё какое! Такое, которое нам, совершеннолетним, ставится в образец: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», сказал Сам Спаситель. Прибавьте к этому, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми священнодействиями осимволена вера наша, атмосфера эта чиста, небесна, Божественна. Кто же способнее дышать и оживляться этим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омрачённые суетой, или эти невинные души? Для образования и укрепления жизни духовной — одно условие: держать её непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться притечением их и наитием. Где же всё это? В храме Божием. Не воспрещайте же детям приходить в него.
Молитвословия
Тропарь пророка Елисея
глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак пророка Елисея
глас 2
Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителя Мефодия
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей True./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Мефодия
глас 2
На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.
Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского
глас 8
Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.