27 июня. Память пророка Елисея (IX до Р. Х.)

6539
Фото

Петров пост

В этот день совершается память:

Пророка Елисея (IX в. до Р. Х.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского (1992).

Благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Преподобного Елисея Сумского (XV—XVI). Собор Дивеевских святых.

Священномученика Иосифа Сикова пресвитера (1918); священномученика Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).

Пророк Елисей

«И во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его». Святой Елисей более 65 лет нёс пророческое служение при шести израильских царях. Он совершил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана; сделал пригодной для питья воду иерихонского источника; спас от гибели в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей, а бедную вдову — от голодной смерти, а также воскресил её сына. Пророк Елисей скончался в глубокой старости. Как и его учитель — пророк Илия — он не оставил после себя книг. Позже Иисус, сын Сираха, написал похвалу обоим пророкам… В 4-ом веке император Юлиан Отступник приказал сжечь мощи святого Елисея. Но верующие сохранили их остатки и часть из них перевезли в Александрию.

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, вместе со святой благоверной императ рицей Феодорой окончательно утвердил иконопочитание после второй волны иконоборчества. В 843 году он сос тавил особый чин Торжества Православия, который сам и совершил в первый раз в первую неделю Великого поста. Кроме того, восстановитель Православия написал «Последование о различных лицах, возвращающихся к Православной вере после отпадения от неё», составил чин обручения, благословения брака и последование благословения второбрачных. Из числа песнопений известна его стихира 42 амморейским мученикам, пострадавшим от магометан в 845 году. В тексте стихиры мученики названы «новоявленными». Также святитель Мефодий считается автором сохранившейся в греческой Минее стихиры святым равноапостольным Константину и Елене.

Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского)

Митрополит Владимир — первый иерарх Русской Православной Церкви, принявший мученическую смерть за Христа после революции 1917 года. Его мощи 74 года пребывали в склепе Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года состоялось тайное обретение святых мощей мученика при участии владык Онуфрия, Сергия, Алипия, Иоанникия и наместника Лавры архимандрита Питирима. Тогда над храмом появилось темно-красное облако, похожее на зарево от пожара за Днепром. Но оно стояло в небе, как знамение Господне. Останки мученика перенесли в Дальние пещеры Лавры, где они хранятся и поныне. Ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм, где они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский

Преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря на реке Яхроме, — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. По благословению учителя преподобный Мефодий поселился в пустынном месте, в дубовом лесу около реки Яхромы. Постепенно вокруг него собралась братия. Преподобный Сергий, навестив ученика, посоветовал перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, к устью Пешноши. Здесь был воздвигнут первый деревянный храм во имя Николая Чудотворца и вскоре основали монастырь, а преподобный Мефодий стал его игуменом. Преставился святой в 1392 году. По преданию, святой возводил обитель, «пешнося» тяжёлые брёвна через реку, которую с тех пор и стали называть Пешношей. Поэтому стоявшая на ней обитель также стала называться «Пешношской» или «Песношской».

Священное Писание

Евангелие — книга, которая была написана около двух тысяч лет назад в рамках иной культуры. Поэтому некоторые места священного текста нуждаются в особом пояснении. Вот и тот отрывок из 10 и 11 глав Евангелия от Матфея, который мы слышим сегодня во время богослужения в православных храмах, содержит в себе такое место.

Глава 10.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

Глава 11.

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Слова, которые мы услышали сегодня, нередко вызывают у современного читателя непонимание и даже негодование: уж больно похоже на проповедь вражды и нетерпимости. Вроде бы Господь должен объединять людей, восстанавливать мир в семьях, а тут Христос говорит совершенно об обратном. Он пришёл, чтобы принести не мир, а разделение. Как же это понимать?

Давайте приведём пример из области медицины. Есть такая наука — адиктология. Это отрасль научного знания, которая занимается проблемами зависимости. В поле её зрения попадают люди, которые становятся одержимы как химическими веществами, так и разными формами зависимого поведения. Такой человек вовлекает в свою болезнь всю свою семью. И здесь происходят вполне закономерные вещи: те люди, которые окружают больного, приспосабливаются к нему и сами через какое-то время начинают болеть. Их внутренний мир и поведение деформируются и принимают форму недуга зависимого. Под его болезнь перестраивается их эмоциональная система. У них вырабатываются определённые реакции и целые стратегии, которые помогают им выжить в этой тяжёлой ситуации. Всю свою энергию они тратят на то, чтобы или спасать своего близкого, или страдать от его безобразий, или нападать на него. В адиктологии этот феномен называется созависимостью. Казалось бы, все хотят вырваться из этого ада. Но, не тут-то было. Как только одержимый по какой-то причине прозревает и начинает выздоравливать, близкие, которые молились, чтобы он образумился, вдруг начинают испытывать дискомфорт. Ведь вся их эмоциональная система, всё их поведение, все их реакции, чувства, мысли, слова, поступки, которые формировались день за днём на протяжении долгих лет, не готовы к этим переменам. Они просто не знают, как это жить по-новому, жить свободно. Они привыкли к болезни. Тогда всё было ясно, понятно и предсказуемо. А теперь рядом с ними живёт какой-то другой человек. Он трезв, свободен и постоянно меняется, работая над собой. Поэтому врачи рекомендуют, например, супругам выздоравливать вместе по определённой схеме. И, что важно, статистика показывает, что в ряде случаях, когда один супруг идёт к выздоровлению, а второй нет, союзы распадаются. Потому что для созависимого жизнь становится невыносимой. Ведь раньше всё крутилось вокруг проблемы. А теперь её нет. И оказывается, что у людей разные приоритеты и цели. Тот, кто болел, идёт вперёд, а тот, кто вроде бы внешне был здоров, остался в болезни.

Точно так и в духовной жизни. Тот, кто познал Христа, проснулся от морока жизни во грехе, становится зачастую непонятен и неудобен для окружающих. У них теперь разные идеалы и ценности. Родные вовлекают его в бытовые сплетни, дрязги, тяжбы, а ему тошно от этого. Он почувствовал сияние благодати, вкус новой жизни. Отсюда бездна непонимания. Именно это подразумевает Христос, когда говорит о разделении и о врагах. Окружающие, которые живут по-старому и которые не разделяют новых устремлений человека, будут всячески стараться вернуть его на старые рельсы.

Тем, кто оказался в такой ситуации, и адресован сегодняшний призыв Христа: «Будьте стойкими, идите до конца и не отрекайтесь от Меня перед людьми». Это не означает, что мы должны входить с близкими в конфликт. Это означает, что мы должны быть ещё усердней в исполнении Евангелия. Без всяких сомнений, если мы будем последовательны в своей христианской жизни, Господь даст нам столько благодати, что мы сумеем, с одной стороны, твёрдо отстаивать свою позицию, с другой, делать это ненавязчиво, с милостью, любовью и снисхождением. Чтобы однажды и наши близкие, которые всё ещё слепы, прозрели и благодаря нашей действенной вере также открыли для себя дыхание новой жизни.

священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если мы хотим иметь по-настоящему светлое будущее для нашего народа, для Отечества нашего, мы должны подумать о том, как формируется сознание нашей молодежи, какие силы влияют на сердца и души, как выстраивается информационный поток, который сегодня поглощает современного человека, какими идеями наполнен этот поток и какими силами — светлыми, добрыми или темными, способными погубить человеческую душу. Слово Божие говорит нам о том, что пред концом света наступит власть антихриста, а вслед за тем наступит конец истории. Но ведь пока не наступил! Это означает, что добра в мире больше, чем зла, потому что диавол победит только тогда, когда зла будет несоизмеримо больше, чем добра, когда человеческое общество перестанет быть жизнеспособным — вот тогда и конец. Но мы видим, что пока это совсем не так. Мы видим замечательные примеры героических поступков людей. Мы являемся свидетелями того, что во множестве семей по-доброму воспитываются дети. Мы видим, что добро и способность отличать добро от зла не ушли из человеческого общежития, не ушли из личной жизни людей. А это значит, что еще есть время, которое нужно использовать для того, чтобы в личной, семейной и, конечно, общественной жизни укреплялось добро и давался совместный отпор всякому злу, всякому губительному воздействию на человеческую душу, дабы эти воздействия действительно не похитили души наших молодых людей, да и, собственно, людей любого возраста.

Святитель Феофан Затворник о посещении детьми храма

Трудно найти основательную причину, которою можно было бы оправдать отказ детям в посещении храма Божия. Иные говорят, что высота действий веры выше понятий дитяти, но кто ж не знает того, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то, значит, есть и приятелище веры. Да, есть, и ещё какое! Такое, которое нам, совершеннолетним, ставится в образец: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», сказал Сам Спаситель. Прибавьте к этому, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми священнодействиями осимволена вера наша, атмосфера эта чиста, небесна, Божественна. Кто же способнее дышать и оживляться этим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омрачённые суетой, или эти невинные души? Для образования и укрепления жизни духовной — одно условие: держать её непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться притечением их и наитием. Где же всё это? В храме Божием. Не воспрещайте же детям приходить в него.

Молитвословия

Тропарь пророка Елисея

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Елисея

глас 2

Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Мефодия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей True./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Мефодия

глас 2

На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.

Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского

глас 8

Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918 г.)
Жития святых 7 февраля 2017
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918 г.)

В миру Василий, родился 1 января 1848 г. в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность.

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.