Церковный календарь

27 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 июня.  Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Неделя 1-я по Пятидесятнице. СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ.
Заговенье на Петров пост. 14 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Елисея (IX в. до Р. Х.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского (1992).

Благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Преподобного Елисея Сумского (XV–XVI). Собор Дивеевских святых.

Священномученика Иосифа Сикова пресвитера (1918); священномученика Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).

Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).

Неделя всех святых

Как пояснял святитель Феофан Затворник, «Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Святая Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа». В Неделю Всех святых заканчивается пение текстов из Цветной Триоди и начинается отсчёт по неделям от Пятидесятницы. На утрени читается первое воскресное Евангелие от Матфея. С этого времени чтение одиннадцати утренних Евангелий происходит в обычном порядке вплоть до праздника Входа Господня во Иерусалим.

Неделя всех Афонских святых

Однажды Петр Афонский в видении узрел Пресвятую Богородицу, Которая указала ему место обретения покоя: «На Афонской горе… Это место есть Мой жребий, данный Мне Сыном Моим и Богом, чтобы здесь отвергшиеся мирского волнения и взявшие по силе духовные подвиги, с верой и любовью призывая Мое Имя, без печали проводили эту временную жизнь и ради богоугодных своих дел наследовали жизнь вечную. Я очень люблю то место и желаю умножить чин иноков, от которых не отступит никогда милость Сына Моего и Бога, если они будут соблюдать спасительные заповеди. Я распространю иноческие обители на той горе… И иноки будут обладать этой горой от моря и до моря, и имя их прославится по всей вселенной. Я буду защитой тех, которые станут терпеливо подвизаться в посте на Афонской горе». Так было положено начало монашеской жизни на Афоне, где в святости просияло множество подвижников.

Пророк Елисей

«И во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его». Святой Елисей более 65 лет нёс пророческое служение при шести израильских царях. Он совершил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана; сделал пригодной для питья воду иерихонского источника; спас от гибели в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей, а бедную вдову — от голодной смерти, а также воскресил её сына. Пророк Елисей скончался в глубокой старости. Как и его учитель — пророк Илия — он не оставил после себя книг. Позже Иисус, сын Сираха, написал похвалу обоим пророкам… В 4-ом веке император Юлиан Отступник приказал сжечь мощи святого Елисея. Но верующие сохранили их остатки и часть из них перевезли в Александрию.

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, вместе со святой благоверной императ рицей Феодорой окончательно утвердил иконопочитание после второй волны иконоборчества. В 843 году он сос тавил особый чин Торжества Православия, который сам и совершил в первый раз в первую неделю Великого поста. Кроме того, восстановитель Православия написал «Последование о различных лицах, возвращающихся к Православной вере после отпадения от неё», составил чин обручения, благословения брака и последование благословения второбрачных. Из числа песнопений известна его стихира 42 амморейским мученикам, пострадавшим от магометан в 845 году. В тексте стихиры мученики названы «новоявленными». Также святитель Мефодий считается автором сохранившейся в греческой Минее стихиры святым равноапостольным Константину и Елене.

Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского)

Митрополит Владимир — первый иерарх Русской Православной Церкви, принявший мученическую смерть за Христа после революции 1917 года. Его мощи 74 года пребывали в склепе Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года состоялось тайное обретение святых мощей мученика при участии владык Онуфрия, Сергия, Алипия, Иоанникия и наместника Лавры архимандрита Питирима. Тогда над храмом появилось темно-красное облако, похожее на зарево от пожара за Днепром. Но оно стояло в небе, как знамение Господне. Останки мученика перенесли в Дальние пещеры Лавры, где они хранятся и поныне. Ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм, где они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Священное Писание

Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 33-12, 2; Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святым становится тот, кто обретает свободу – в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым – значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и волов, и жену, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья – только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Святитель Феофан Затворник о посещении детьми храма

Трудно найти основательную причину, которою можно было бы оправдать отказ детям в посещении храма Божия. Иные говорят, что высота действий веры выше понятий дитяти, но кто ж не знает того, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то, значит, есть и приятелище веры. Да, есть, и ещё какое! Такое, которое нам, совершеннолетним, ставится в образец: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», сказал Сам Спаситель. Прибавьте к этому, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми священнодействиями осимволена вера наша, атмосфера эта чиста, небесна, Божественна. Кто же способнее дышать и оживляться этим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омрачённые суетой, или эти невинные души? Для образования и укрепления жизни духовной — одно условие: держать её непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться притечением их и наитием. Где же всё это? В храме Божием. Не воспрещайте же детям приходить в него.

Молитвословия

Тропарь пророка Елисея

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Елисея

глас 2

Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Мефодия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Мефодия

глас 2

На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.

Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского

глас 8

Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Теги:
Пророк Елисей
святитель Мефодий Константинопольский
священномученик Владимир Киевски
православный календарь

Все публикации