27 июня. Память пророка Елисея (IX до Р. Х.)

5122
Фото

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Петров пост.

В этот день совершается память:

Пророка Елисея (IX в. до Р. Х.). Святителя Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Обретение мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского (1992).

Благоверного князя Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Преподобного Елисея Сумского (XV—XVI). Собор Дивеевских святых.

Священномученика Иосифа Сикова пресвитера (1918); священномученика Александра Парусникова, Павла Иванова пресвитеров и Николая Запольского диакона (1938).

Пророк Елисей

«И во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его». Святой Елисей более 65 лет нёс пророческое служение при шести израильских царях. Он совершил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана; сделал пригодной для питья воду иерихонского источника; спас от гибели в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей, а бедную вдову — от голодной смерти, а также воскресил её сына. Пророк Елисей скончался в глубокой старости. Как и его учитель — пророк Илия — он не оставил после себя книг. Позже Иисус, сын Сираха, написал похвалу обоим пророкам… В 4-ом веке император Юлиан Отступник приказал сжечь мощи святого Елисея. Но верующие сохранили их остатки и часть из них перевезли в Александрию.

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский

Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, вместе со святой благоверной императ рицей Феодорой окончательно утвердил иконопочитание после второй волны иконоборчества. В 843 году он сос тавил особый чин Торжества Православия, который сам и совершил в первый раз в первую неделю Великого поста. Кроме того, восстановитель Православия написал «Последование о различных лицах, возвращающихся к Православной вере после отпадения от неё», составил чин обручения, благословения брака и последование благословения второбрачных. Из числа песнопений известна его стихира 42 амморейским мученикам, пострадавшим от магометан в 845 году. В тексте стихиры мученики названы «новоявленными». Также святитель Мефодий считается автором сохранившейся в греческой Минее стихиры святым равноапостольным Константину и Елене.

Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского)

Митрополит Владимир — первый иерарх Русской Православной Церкви, принявший мученическую смерть за Христа после революции 1917 года. Его мощи 74 года пребывали в склепе Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года состоялось тайное обретение святых мощей мученика при участии владык Онуфрия, Сергия, Алипия, Иоанникия и наместника Лавры архимандрита Питирима. Тогда над храмом появилось темно-красное облако, похожее на зарево от пожара за Днепром. Но оно стояло в небе, как знамение Господне. Останки мученика перенесли в Дальние пещеры Лавры, где они хранятся и поныне. Ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм, где они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский

Преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря на реке Яхроме, — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. По благословению учителя преподобный Мефодий поселился в пустынном месте, в дубовом лесу около реки Яхромы. Постепенно вокруг него собралась братия. Преподобный Сергий, навестив ученика, посоветовал перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, к устью Пешноши. Здесь был воздвигнут первый деревянный храм во имя Николая Чудотворца и вскоре основали монастырь, а преподобный Мефодий стал его игуменом. Преставился святой в 1392 году. По преданию, святой возводил обитель, «пешнося» тяжёлые брёвна через реку, которую с тех пор и стали называть Пешношей. Поэтому стоявшая на ней обитель также стала называться «Пешношской» или «Песношской».

Священное Писание

Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2

Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

1 По избранию благодати сохранился «остаток» Израиля. 11 От падения Израиля пришло спасение язычникам; маслина и прививка; Бог силен снова привить иудеев. 25 «И так весь Израиль спасется». Бездна богатства премудрости Божией.

Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

Мф., 41 зач., XI, 16-20

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 10, 11-11, 2; Мф. 11, 16-20

Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, — они не пляшут; поют печальные — они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное — не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми — не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если мы хотим иметь по-настоящему светлое будущее для нашего народа, для Отечества нашего, мы должны подумать о том, как формируется сознание нашей молодежи, какие силы влияют на сердца и души, как выстраивается информационный поток, который сегодня поглощает современного человека, какими идеями наполнен этот поток и какими силами — светлыми, добрыми или темными, способными погубить человеческую душу. Слово Божие говорит нам о том, что пред концом света наступит власть антихриста, а вслед за тем наступит конец истории. Но ведь пока не наступил! Это означает, что добра в мире больше, чем зла, потому что диавол победит только тогда, когда зла будет несоизмеримо больше, чем добра, когда человеческое общество перестанет быть жизнеспособным — вот тогда и конец. Но мы видим, что пока это совсем не так. Мы видим замечательные примеры героических поступков людей. Мы являемся свидетелями того, что во множестве семей по-доброму воспитываются дети. Мы видим, что добро и способность отличать добро от зла не ушли из человеческого общежития, не ушли из личной жизни людей. А это значит, что еще есть время, которое нужно использовать для того, чтобы в личной, семейной и, конечно, общественной жизни укреплялось добро и давался совместный отпор всякому злу, всякому губительному воздействию на человеческую душу, дабы эти воздействия действительно не похитили души наших молодых людей, да и, собственно, людей любого возраста.

Святитель Феофан Затворник о посещении детьми храма

Трудно найти основательную причину, которою можно было бы оправдать отказ детям в посещении храма Божия. Иные говорят, что высота действий веры выше понятий дитяти, но кто ж не знает того, что таинства веры приемлются сердцем? Если есть сердце у детей, то, значит, есть и приятелище веры. Да, есть, и ещё какое! Такое, которое нам, совершеннолетним, ставится в образец: «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», сказал Сам Спаситель. Прибавьте к этому, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми священнодействиями осимволена вера наша, атмосфера эта чиста, небесна, Божественна. Кто же способнее дышать и оживляться этим воздухом? Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омрачённые суетой, или эти невинные души? Для образования и укрепления жизни духовной — одно условие: держать её непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтобы пользоваться притечением их и наитием. Где же всё это? В храме Божием. Не воспрещайте же детям приходить в него.

Молитвословия

Тропарь пророка Елисея

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Елисея

глас 2

Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Мефодия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Мефодия

глас 2

На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.

Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского

глас 8

Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918 г.)
Жития святых 7 февраля 2017
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918 г.)

В миру Василий, родился 1 января 1848 г. в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность.

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.