24 июня. День Святого Духа. Память апостолов Варфоломея и Варнавы (I)

5645
Фото

Сплошная седмица

В этот день совершается память:

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I).

Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (1572).

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

Апостол Варфоломей

Апостол Варфоломей (Нафанаил), из числа 12-ти апостолов Христовых, родился в Кане Галилейской. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы отправился с апостолом Филиппом проповедовать Евангелие в Сирию и Малую Азию. В Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, почитавшуюся за божество у язычников; исцелили слепого, который крестился, уверовав во Христа, и еще много больных и бесноватых. Решением местного суда апостолов Филиппа и Варфоломея распяли. Но началось страшное землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Филипп скончался, а Варфоломей выжил и, исцеленный Господом, отправился в Индию. Был схвачен в Альбане (ныне Баку) и распят вниз головой, после чего с апостола содрали кожу и отсекли голову.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)

По афонскому преданию, в Х веке неподалёку от Кареи в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушёл в монастырь на всенощное бдение, а послушник остался один в келлии. Ночью к нему пришёл незнакомый инок, и они вместе начали молиться. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, послушник, став перед Её иконою «Милующая», начал петь: «Честнейшую Херувим…», но гость остановил его, сказав: «У нас не так величают Божию Матерь» — и запел иное начало: «Достойно есть яко во истину…», а потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом. По просьбе послушника инок записал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, стал невидим. Чудотворная икона, пред которой была воспета молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Её с почётом перенесли в соборный храм Кареи, где она пребывает и доныне.

Преподобный Варнава Ветлужский

Преподобный Варнава Ветлужский был священником в Великом Устюге. После опустошительного набега ветлужских черемисов он принял монашеский постриг, пришёл на реку Ветлугу и поселился в её низовьях, на Красной горе. Здесь он прожил 28 лет. Пустынник питался травой, к его келлии часто приходили звери. Тогда в окрестностях Красной горы не было человеческого жилья, изредка «из пределов града Унжи» приходили охотники, и преподобный предсказывал им, что после его смерти на берегах Ветлуги «Бог умножит житие человеком», а на Красной горе поселятся иноки. Вскоре у святого Варнавы появились последователи, к нему стали приходить люди. В 1439 году его посетил преподобный Макарий Унженский. После смерти святого началось заселение берегов Ветлуги, а на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь.

Священное Писание

Сама эпоха учит нас мыслить масштабами статистики уровня государства: столько-то десятков миллионов у нас в стране женщин, столько-то мужчин, а столько-то несовершеннолетних, такие-то средние доходы, такие-то чаяния, и всегда речь идёт об очень большом количестве людей, настолько большом, что отдельная личность совершенно теряется. Для государства думать о благе народа в его целом — нормально и естественно, однако, каждому отдельному человеку Господь наш Иисус Христос предлагает совершенно иную оптику. Какую именно — об этом мы можем узнать из того отрывка 18-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 18.

10Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Матфея содержит в себе сразу несколько на первый взгляд не связанных друг с другом тем: мы услышали сказанное Христом о Его приоритетах в отношении к человеку, услышали Его практический совет относительно действий в случае грехов наших ближних, узнали о чрезвычайной возможности, данной человеку, — о возможности отпускать грехи, узнали мы также и о значимости совместной единодушной молитвы. Вполне естественно, что здесь, как это часто бывает в Священном Писании, последующее базируется на предыдущем и вытекает из него, то есть слова о прощении и молитве представляют собой продолжение мысли о личных отношениях Христа с человеком, а не с людьми.
Христос сказал о чрезвычайной заботе Бога о тех, кто слаб, слабых Бог предпочитает сильным, и это понятно: сильный справится сам, а слабому нужна помощь, девяносто девять овец благополучны, и им ничего не угрожает, а вот одна заблудившаяся овца не сможет найти обратную дорогу, если ей не помочь, она погибнет. Это совершенно очевидные вещи, именно как на очевидные на них и указал Господь, взяв для иллюстрации прекрасно понятный израильтянам пример с овцами. Если же продолжить мысль Христа и забыть об овцах, то получится, что, размышляя об отношении Бога к человеку, мы не должны мыслить категорией пользы большинства, вместо этого нам стоит сосредоточиться на пользе одного конкретного человека. Как раз эту пользу подразумевает и повеление Христа в отношении согрешивших против нас людей: возможно, для общества было бы полезным и назидательным, если бы грех человека стал известен всем, но в большинстве случаев для самого согрешившего такая огласка будет опасна, человек может попросту «сломаться» и впасть в ожесточение. Именно по этой причине Христос требует от нас предельной деликатности в исправлении грехов других людей, и только в том случае, если деликатность не приносит плода, обращаться к помощи общества как к крайней и весьма болезненной мере.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы можем преодолеть разрыв между собой и Богом очень быстро, в одно мгновение, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в таинстве Святой Евхаристии прощение этих грехов. Потому что в таинстве Причащения мы причащаемся той самой Кровью, которая искупила в том числе и наш личный грех — тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует. Но это не значит, что грех автоматически прощается, что мы святы от рождения, что мы можем делать всё, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил грехи. Если бы было так, то Святая Жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве. И происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя.

Предвидение и предопределение Божие

Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее «одновременно». Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Бог осуществляет свою заботу о мире — промысл (не промысел, а промысл!). Бог благословляет или попускает поступки людей. Что же касается предопределения, то Бог в своём предопределении мира уже учёл наш свободный выбор к добру или ко злу. Нарушая заповеди Божии, мы делаем плохо себе, но нарушить Божий план не способны.

Как Бог влияет на сотворённый Им мир?

Бог влияет на события в мире многообразно. Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:

— даруя человеку выбор цели и смысла жизни (Втор.30:19-20);

— попуская человеку проявлять свою даже богопротивную волю (Быт.3; Мф.23:37);

— призывая человечество ко спасению (Иез.33:11; Мф.11:28-29);

— изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния (Иер.18:7-10, Ион.3);

— исполняя те или иные молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4);

— изменяя действия установленных им физических законов ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43-44);

— воплотившись ради спасения людей (Лк.2:11; Ин.4:42);

— приводя мир к цели, определённой Его замыслом (Откр.21:1)

— и прочее.

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостола Варнавы

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт совершили молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея в центре Баку
Митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт совершили молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея в центре Баку

24 июня 2023 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершили молебен апостолу Варфоломею у Девичьей башни в центре Баку. По преданию именно на этом месте в I веке принял мученическую кончину апостол Варфоломей.

Митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Баку
Митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Баку

Вечером 23 июня, в канун праздника в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершили всенощное бдение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Баку.

В день празднования иконе Божией Матери «Достойно есть» в Бугульминском районе Татарстана состоялся большой крестный ход В день празднования иконе Божией Матери «Достойно есть» в Бугульминском районе Татарстана состоялся большой крестный ход

23 июня, накануне праздника иконы Божией Матери «Достойно есть», в Бугульминском районе Республики Татарстан состоялось молитвенное шествие. Верующие прошли крестным ходом из села Сула в село Сосновка, где располагается восстанавливающийся Александро-Невский мужской монастырь.

В Бугульминском районе пройдет крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть» В Бугульминском районе пройдет крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть»

23 июня 2019 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», в Бугульминском районе состоится традиционный крестный ход.