Церковный календарь

14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Вознесения Господня
День постный, разрешается рыба. 1 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Иустина Философа и другого Иусти на и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преподобного Иустина Поповича, Челийского (1978). (Серб.) Преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

— Вечером совершается особое заупокойное богослужение — парастас

Праведный Иоанн Кронштадтский

Из жития святого угодника Божия

Святой Иоанн Кронштадтский ежедневно совершал Литургию. Протоиерей Василий Шустин вспоминал о его служении: «Пришёл я к Андреевскому собору ещё до звона, в 4 часа утра. Через полчаса приехал отец Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более 5000 человек. Перед амвоном стояла решётка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн. К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко на весь собор воззвал к людям: “Кайтесь!” — Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. Батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом он поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвёл епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошёл в алтарь, и началась Литургия. Служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных Чаш. Батюшка служил напряжённо, выкрикивая некоторые слова и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решётками. Батюшка вышел около девяти часов утра и стал причащать людей. Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Около решёток стояла цепь городовых, сдерживающих народ». Несмотря на то что ещё два священника помогали отцу Иоанну причащать народ, он, по свидетельству Шустина, закончил Божественную литургию около трёх часов пополудни.

Мученик Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.

Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий

Преподобный Дионисий — древнерусский иконописец. Он принял постриг в Спасо-Каменном монастыре и подвизался в этой обители девять лет. Впоследствии в поисках уединения перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший монастырь. Здесь святой жил как пустынник, ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. Святой Дионисий писал иконы, резал по дереву и даже ковал. До наших дней дошел написанный им прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. За семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.

Священное Писание

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44

1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.

2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.

3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.

4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, 5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.

6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.

7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.

8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, 10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.

12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.

13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.

14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.

16 И, набежав на один островок, называемый Кла́вдой, мы едва могли удержать лодку.

17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.

18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, 19а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.

20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.

21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.

22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.

23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь 24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".

25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.

26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, 28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.

29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.

30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, 31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.

32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.

33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.

34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.

36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.

37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.

39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.

40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.

41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.

43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, 44прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Ин., 57 зач., XVII, 18-26

18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,— да уверует мир, что Ты послал Меня.

22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Кондак мученика Иустина Философа

глас 2

Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 27, 1-44; Ин. 17, 18-26

«Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино. . . Я в них, и Ты во Мне». Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы — восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и через Него с Богом Отцом. Слава безпредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты — останешься вне в горьком унижении, и временно, и вечно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Небо — символ иного бытия, иной жизни. Но что происходит в момент Вознесения? Господь возносится со Своим телом, тем самым, которое незадолго до того насыщалось обычной физической пищей. Он восхищает человеческую природу в иной, пока неведомый для нас мир. Что же это означает? А это означает, что иной мир не может быть совершенно отчужденным от мира земного. Мы не можем себе представить, какие связи между ними существуют, но тот факт, что человеческая плоть была через Вознесение восхищена в Божественную славу, свидетельствует о том, что в ином мире присутствует и наш мир — конечно, преображенный силой Божественной благодати.

Теги:
Праведный Иоанн Кронштадтский
мученик Иустин Философ
преподобный Дионисий Глушицкий
православный календарь

Все публикации