14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

4154
Фото

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная
Поста нет. 1 июня по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

Преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преподобного Иустина Поповича, Челийского (1979) (Серб.).

Священномученика Василия Преображенского пресвитера, мученицы Веры Самсоновой (1940).

Праведный Иоанн Кронштадтский

Из жития святого угодника Божия

Святой Иоанн Кронштадтский ежедневно совершал Литургию. Протоиерей Василий Шустин вспоминал о его служении: «Пришёл я к Андреевскому собору ещё до звона, в 4 часа утра. Через полчаса приехал отец Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более 5000 человек. Перед амвоном стояла решётка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн. К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко на весь собор воззвал к людям: “Кайтесь!” — Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. Батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом он поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвёл епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошёл в алтарь, и началась Литургия. Служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных Чаш. Батюшка служил напряжённо, выкрикивая некоторые слова и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решётками. Батюшка вышел около девяти часов утра и стал причащать людей. Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Около решёток стояла цепь городовых, сдерживающих народ». Несмотря на то что ещё два священника помогали отцу Иоанну причащать народ, он, по свидетельству Шустина, закончил Божественную литургию около трёх часов пополудни.

Мученик Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.

Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий

Преподобный Дионисий — древнерусский иконописец. Он принял постриг в Спасо-Каменном монастыре и подвизался в этой обители девять лет. Впоследствии в поисках уединения перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший монастырь. Здесь святой жил как пустынник, ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. Святой Дионисий писал иконы, резал по дереву и даже ковал. До наших дней дошел написанный им прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. За семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.

Священное Писание

Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, — 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 13

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 1-7, 13-17; Мф. 4, 25-5, 13

По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар — жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние — скорби, унижения, и внутренние — страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941—1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Праведный Иоанн Кронштадтский о церковных праздниках

Для чего святая Церковь ежегодно вспоминает и празднует высочайшие события христианского мира, например Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воскресение и прочие? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом, чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное Отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих праздников, христиане могли бы забыть, что они званые к небесному Отечеству, и не знали бы, зачем они живут, зачем они приписались к Церкви Божией, для чего нужно веровать во Христа, в Святую Троицу, для чего нужно молиться Богу, Богоматери и призывать святых. Праздники же церковные всё это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имеющую.

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва Иоанну Кронштадтскому об исцелении

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Кондак мученика Иустина Философа

глас 2

Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии

2 января, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии.

Восстанавливающийся храм во имя преподобного Дионисия в селе Чирково отметил престольный праздник Восстанавливающийся храм во имя преподобного Дионисия в селе Чирково отметил престольный праздник

14 июня, в среду 2-й седмицы по Пятидесятнице, престольный праздник отметил восстанавливающийся храм во имя преподобного Дионисия Глушицкого в селе Чирково (Бугульминский район РТ).

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии

14 июня, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии.

Есть только одна печаль — не быть святым
Публикации 11 июня 2023
Есть только одна печаль — не быть святым

Мы можем услышать одну такую интересную фразу в произведении удивительного французского писателя Леона Блуа. Устами своей героини автор говорит: «Есть только одна печаль — не быть святым».