Седмица 6-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).
Преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преподобного Иустина Поповича, Челийского (1979) (Серб.).
Священномученика Василия Преображенского пресвитера, мученицы Веры Самсоновой (1940).
Праведный Иоанн Кронштадтский
Из жития святого угодника Божия
Святой Иоанн Кронштадтский ежедневно совершал Литургию. Протоиерей Василий Шустин вспоминал о его служении: «Пришёл я к Андреевскому собору ещё до звона, в 4 часа утра. Через полчаса приехал отец Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более 5000 человек. Перед амвоном стояла решётка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн. К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко на весь собор воззвал к людям: “Кайтесь!” — Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. Батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом он поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвёл епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошёл в алтарь, и началась Литургия. Служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных Чаш. Батюшка служил напряжённо, выкрикивая некоторые слова и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решётками. Батюшка вышел около девяти часов утра и стал причащать людей. Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Около решёток стояла цепь городовых, сдерживающих народ». Несмотря на то что ещё два священника помогали отцу Иоанну причащать народ, он, по свидетельству Шустина, закончил Божественную литургию около трёх часов пополудни.
Мученик Иустин Философ
Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.
Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий
Преподобный Дионисий — древнерусский иконописец. Он принял постриг в Спасо-Каменном монастыре и подвизался в этой обители девять лет. Впоследствии в поисках уединения перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший монастырь. Здесь святой жил как пустынник, ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. Святой Дионисий писал иконы, резал по дереву и даже ковал. До наших дней дошел написанный им прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. За семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.
Священное Писание
Случалось ли вам, дорогие друзья, оказываться в ситуации, когда время отпуска вы проводите не где-то «на чужом берегу», в неведомых краях — а когда вы едете следом за близкими друзьями — с позволения сказать — «на всё готовенькое»? Если да, вы не можете не откликнуться чтение из 14-й главы Евангелия от Иоанна, которое сегодня звучит в храмах во время богослужения.
Глава 14.
01Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
02В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
03И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
04А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
05Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
06Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
07Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
08Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
09Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Разница, конечно же, колоссальная — когда ты приезжаешь в чужое, неведомое тебе место — и когда там уже расположились твои друзья, всё узнали, со всеми завели знакомства, и ты мгновенно вливаешься в ещё вчера совсем неведомую жизнь. Как-то с детьми мы ездили в альпинистский лагерь в Безенги — и вот именно там я особо остро ощутил, как же здорово, когда до тебя уже кто-то освоился на месте и тщательно разведал!
В Своих словах Иисус убеждает учеников именно в том, что Он уходит от них не в какую-то непонятную, неведомую пустоту шеола — загробного мира. Иисус идёт в страдание и смерть именно для того, чтобы стать первопроходцем — проложить дорогу к вечной и блаженной жизни, идёт туда, где ещё ни одного человека не было. И зная, насколько нежно, трепетно и деликатно Иисус относится к Своим ученикам, эти слова вселяют в них огромной силы надежду — что даже если они чего-то не вполне понимают из всего происходящего — то итог всё равно будет самый лучший.
Но в сегодняшнем чтении есть ещё один очень важный аспект. Мысль учеников постоянно вращается вокруг Бога, Творца неба и земли — и в их мысленной перспективе Иисус может уйти только куда-то туда, в неведомые, недоступные им духовные дали. Хоть бы немного, хотя бы краешком глаза — да заглянуть туда, за духовный горизонт — вот что побуждает Филиппа просить Иисуса «показать Отца». Ответ Иисуса — ошеломителен: Филипп, я здесь, я с вами, тот, кто видел Меня — видел Отца! Показывать-то больше нечего: нет никакого «Зазеркалья», всё здесь, рядом, наяву! Такого поворота, конечно же, апостолы не ожидали: оказывается, рядом с ними и находится то самое главное сокровище, мечтами об обретении которого, они согревали свои души всю жизнь!
Вот к чему бы мне хотелось направить дальше вашу мысль, дорогие друзья. Кто знает, возможно, жизнь в Царстве Небесном будет не так уж и сильно отличаться от того, что с нами происходит здесь, в нашей обычной, жизни: только будет всё по-настоящему, без фальши, без примеси морока греха и прочих мнимостей. В конце «Последней битвы» Клайва Льюиса есть образ, который, как мне кажется, помогает понять эту мысль. Герои, оказавшись уже в Небесной Нарнии, с удивлением обнаруживают ту же самую милую сердцу старую Англию — только которая по сравнению с привычной оказывается гораздо более настоящей, подлинной, живой. Всё то, что было ценным и значимым, — никуда не исчезло, но обновилось, освятилось, преобразилось и получило то самое качество совершенства, с которым только и можно развиваться до бесконечности.
А вывод из вышесказанного очень прост: никогда не надо пытаться «сбежать», стряхнуть с себя всю ту обыденность, которая иногда кажется невыносимой. Возможно, именно в ней и заложены те самые семена «настоящести», которые при действии Духа Божия могут вырасти в достойные вечности плоды!
Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941—1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.
Праведный Иоанн Кронштадтский о церковных праздниках
Для чего святая Церковь ежегодно вспоминает и празднует высочайшие события христианского мира, например Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воскресение и прочие? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом, чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное Отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих праздников, христиане могли бы забыть, что они званые к небесному Отечеству, и не знали бы, зачем они живут, зачем они приписались к Церкви Божией, для чего нужно веровать во Христа, в Святую Троицу, для чего нужно молиться Богу, Богоматери и призывать святых. Праздники же церковные всё это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имеющую.
Молитвословия
Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского
глас 1
Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.
Кондак праведного Иоанна Кронштадтского
глас 3
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.
Молитва Иоанну Кронштадтскому об исцелении
О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.
Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого
глас 1
Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.
Кондак мученика Иустина Философа
глас 2
Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого
глас 8
Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.