Церковный календарь

14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 июня. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й.
Заговенье на Петров пост. 1 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

Преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преподобного Иустина Поповича, Челийского (1979) (Серб.).

Священномученика Василия Преображенского пресвитера, мученицы Веры Самсоновой (1940).

Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).

Неделя всех святых

Как пояснял святитель Феофан Затворник, «Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Святая Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа». В Неделю Всех святых заканчивается пение текстов из Цветной Триоди и начинается отсчёт по неделям от Пятидесятницы. На утрени читается первое воскресное Евангелие от Матфея. С этого времени чтение одиннадцати утренних Евангелий происходит в обычном порядке вплоть до праздника Входа Господня во Иерусалим.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Из жития святого угодника Божия

Святой Иоанн Кронштадтский ежедневно совершал Литургию. Протоиерей Василий Шустин вспоминал о его служении: «Пришёл я к Андреевскому собору ещё до звона, в 4 часа утра. Через полчаса приехал отец Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более 5000 человек. Перед амвоном стояла решётка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн. К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочёл молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии и громко на весь собор воззвал к людям: “Кайтесь!” — Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. Батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут 15. Потом он поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвёл епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошёл в алтарь, и началась Литургия. Служило 12 священников, и на престоле стояло 12 огромных Чаш. Батюшка служил напряжённо, выкрикивая некоторые слова и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решётками. Батюшка вышел около девяти часов утра и стал причащать людей. Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Около решёток стояла цепь городовых, сдерживающих народ». Несмотря на то что ещё два священника помогали отцу Иоанну причащать народ, он, по свидетельству Шустина, закончил Божественную литургию около трёх часов пополудни.

Мученик Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.

Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий

Преподобный Дионисий — древнерусский иконописец. Он принял постриг в Спасо-Каменном монастыре и подвизался в этой обители девять лет. Впоследствии в поисках уединения перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший монастырь. Здесь святой жил как пустынник, ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. Святой Дионисий писал иконы, резал по дереву и даже ковал. До наших дней дошел написанный им прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее. За семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал себе могилу и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.

Священное Писание

Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 33-12, 2; Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы. Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он – главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся. Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва Иоанну Кронштадтскому об исцелении

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Кондак мученика Иустина Философа

глас 2

Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Теги:
Праведный Иоанн Кронштадтский
мученик Иустин Философ
преподобный Дионисий Глушицкий
православный календарь

Все публикации