12 июня. Память преподобного Исаакия, игумена обители Далматской

4852
Фото

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383).

Священномученика Василия Смоленского пресвитера (1942).

Отдание праздника Пасхи

В среду перед Вознесением Господним бывает Отдание праздника Пасхи. В этот день Церковь в последний раз в году совершает пасхальное богослужение. Служба Отдания Пасхи начинается, как и в Светлую седмицу пением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» и совершается при открытых Царских вратах. В последний раз поются стихиры «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!» На утрене поётся Пасхальный канон, но к нему добавляются тропари канонов Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Служба завершается пасхальным крестным ходом. По окончании богослужения Святая Плащаница снимается с престола и полагается в особо устроенном для неё месте. С этого дня прекращается пение пасхальных песнопений, и верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!»

Преподобный Исаакий, игумен обители Далматской

Отшельник Исаакий жил в пустыне. До него дошли вести, что в Константинополе император Валент стал приверженцем ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа, и начал сурово притеснять православных. Исаакий пришел в столицу, чтобы поддержать верующих. В это время Валент выступал на войну с варварами. Двигаясь во главе войска, император услышал, что какой-то старец из толпы требует от него разрешить православным посещать храмы, но не обратил на это внимания. Исаакий подходил к царю в течение трех дней, предсказывая ему победу, если он последует его словам, и поражение, если будет упорствовать. В конце концов, старца взяли под стражу. Через некоторое время Исаакий сообщил, что чувствует запах горящего тела императора. Вскоре стало известно, что войско разбито, а Валент сожжен врагами в амбаре.

Преподобный Исаакий Молчальник

Преподобный Исаакий Молчальник, «муж зело добродетельный», был в числе первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Он отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего Преподобному Сергию. Подвижник скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и был погребен близ Троицкого собора.

Священное Писание

Слышали ли вы, дорогие друзья, что такое «солнечный парус»? Да, да, речь именно о том самом парусе, о котором так много писали разные фантасты — о парусе, абсолютно невозможном с точки зрения ньютоновской физики, — ведь у фотона нет массы! — но при этом — как это хорошо известно сегодня любому астрофизику — вполне реальном на практике!

Как связан «солнечный парус» и отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который мы сегодня слышим в православных храмах за богослужением, мы порассуждаем после того, как прочитаем евангельское зачало.

Глава 12.

36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

В Евангелии Христос говорит о Себе как о Свете — имея который, человек никогда не будет находиться во тьме. Но вот вопрос: в каждом из нас есть и тьма, и свет — как же разобраться, что есть что? Ведь тьма только и делает, что притворяется «светом» — грех всегда прикрывается личиной добра, пока его не совершили? Я неспроста завёл речь в самом начале программы о «солнечном парусе» — который вроде как бы и невозможен, а в то же самое время — реально существует: если у нас в душе есть это «давление света» — то проблема с различением света от тьмы была бы решаема гораздо проще: у тьмы-то нет никакого «давления» — ни по фотону, ни по Эйнштейну! Чёрная дыра — и в этом она очень похожа на грех — способна лишь «затянуть» человека внутрь себя и поглотить целиком — стоит лишь перейти определённую границу; а вот свет, напротив, где бы он ни был — может «надуть» солнечный парус, которым можно свободно управлять!

Да, действительно, есть «давление света» в человеческой душе — особенно сильно оно ощущается, когда наше Эго решительно сопротивляется вере, открытости навстречу Богу! Грех словно бы пытается «упаковать», утрамбовать этот свет, «закапсулировать» его — а свет всё равно находит самую малейшую трещинку — и снова начинает будоражить совесть, беспокоить, досаждать! Вот это и есть то самое «давление света», которое важно не пропустить — а, напротив, ощутив, распахнуться ему навстречу — и позволить высвечивать, выстраивать, настраивать всё в нашем внутреннем мире!

Кстати, у нас ведь есть одна очень обнадёживающая новость: в 2010-м году космический корабль на солнечном парусе достиг Венеры. Этот корабль стал первым в истории космическим парусником, продемонстрировавшим возможность межпланетного путешествия при помощи солнечного света.

Так что, если корабли на «солнечных парусах» уже бороздят космические просторы — значит, и в нашей душе «солнечный парус» совести может стать очень и очень эффективным!

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Преподобный Иосиф Исихаст о прошении к Богу

Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что медлит с ответом Небесный Отец. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но потребуется сначала молитва от всей души, а затем — ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление страсти. И тогда радуешься великой радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе. Не приносит пользы, если унываешь, если огорчаешься, если много говоришь.

Добродетель целомудрия

Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.

До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть — из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.

Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос — Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух — душа — тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.

Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» — «σωτηρία» — имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.

Молитвословия

Тропарь священномученика Феодота

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Исаакия

глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Новости по теме

В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе
В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе

12 июня, в день памяти преподобного Исаакия исповедника, митрополит Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Перед началом богослужения состоялась торжественная встреча ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы.

Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)
Жития святых 4 апреля 2017
Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)

Подвизался сначала в пустыне. Но узнав о гонении императора Валента (364-378 гг.) на православных, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, где ревностно боролся за чистоту Православия.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.