Церковный календарь

9 июня. Память праведного Иоанна Русского, исповедника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 июня. Память праведного Иоанна Русского, исповедника

1-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 27 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (III). Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667).

Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преподобного Ферапонта Монзенского. Праведного Иоанна Русского, исповедника. (1730). Мучеников Феодоры девы и Дидима воина (304).

Преподобный Ферапонт Белозерский

Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 лет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.

Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских

9 июня 1427 года во время строительства в Кремле нового каменного Успенского собора, при разборке полов старого храма, обнаружились гробы святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Митрополит Московский Филипп I повелел звонить в колокола. Собрались все священнослужители и множество жителей Москвы, прибыли великий князь Иоанн III Васильевич с матерью и братьями. Сначала в новооснованный храм перенесли гробы митрополитов Киприана и Фотия и установили в особых ковчегах с правой стороны. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, остались нетленными. Когда сняли крышку с гроба святителя Ионы, распространилось сильное благоухание. Мощи святителя были совершенно целы, лишь тело присохло к костям, одежды также не были тронуты тлением. Его гроб установили с левой стороны храма.

Праведный Иоанн Русский

Иоанн Русский служил солдатом в армии Петра I, был взят в плен во время Прутского похода (1711 год) и продан в рабство турецкому аге из Каппадокии. Хозяева пытались жестокостью склонить Иоанна к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианства. Со временем Иоанн снискал уважение не только хозяев, но и всех жителей города. Когда ага хотел освободить Иоанна, тот отказался, говоря, что Господь для спасения дал ему жизнь в рабстве и на чужбине. Рабство не препятствовало Иоанну в добродетели: отказывая себе в пище, он помогал нуждающимся грекам; днём усердно работал, ночи проводил в молитве. Перед кончиной Иоанн пожелал причаститься, но священник побоялся прийти в дом аги и прислал Причастие в яблоке. В 1730 году Иоанн почил, а в 1733 году были обретены его нетленные мощи.

Священное Писание

Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 13

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 1-7, 13-17; Мф. 4, 25-5, 13

По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар — жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние — скорби, унижения, и внутренние — страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Евангельская весть есть подлинно Божественная весть, подлинно Божественное откровение. И как же важно это откровение услышать и принять – и сердцем, и умом! Когда во время богослужения мы открываем Священное Писание, диакон или священник провозглашает: «Святого Евангелия чтение!» И в ответ на это хор от имени всего народа отвечает словами, которые свидетельствуют о нашей готовности принять благую весть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы прославляем Господа, зная, что эта весть способна преобразовать нашу жизнь, способна спасти наши души, способна изменить к лучшему мир, который нас окружает, как прекрасно говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. Он пишет, как весть о Христе спасает людей, обращаясь не только к римлянам, но и ко всем нам, ко всему роду человеческому.

Божественные имена

Среди Божественных имен различают те, которые относятся к Богу-Троице (общие Божественным Лицам), и те, которые принадлежат только тому или иному Божественному Лицу.

Общие (трем Лицам) Божественные имена суть имена, указывающие на те или иные стороны Божественного всесовершенства, на те или иные существенные свойства Божьи, на те или иные деяния Божьи. К таким именам относим, в частности: Сущий (Исх.3:14), (на иконах Христа это имя вписано в Его нимб), Вечный (Дан.13:42), Любовь (1Ин.4:8), Творец (Иудиф.9:12), Вседержитель (Руф.1:20), Врач (Иер.33:6).

Имена, принадлежащие тому или иному Божественному Лицу, указывают на особенности этих Лиц. Имя «Отец» принадлежит Богу Отцу и указывает на Него как на Родителя Сына. Имя «Сын» принадлежит Его Единородному Сыну и подчеркивает, что Он имеет бытие от Отца через рождение (рождается в вечности от Отца). Имя «Святой Дух» принадлежит третьему Лицу Пресвятой Троицы.

Некоторые имена могут использоваться как в отношении конкретного Божественного Лица, так и в отношении Бога вообще. Например, имя «Отец» может прилагаться к Богу вообще (к Пресвятой Троице), когда речь идёт об отеческом отношении Господа к человеку (в этом контексте люди могут именоваться сынами Божьими (по благодати)). Сын Божий иногда именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24), однако необходимо помнить, что премудрость — это и сущностное свойство Божье (сущностное свойство Отца и Сына, и Святого Духа).

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 8

В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Молитва святому Иоанну Русскому

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь

глас 8

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Кондак

глас 8

Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.

 

Теги:
Первый Вселенский Собор
преподобный Ферапонт Белоезерский
праведный Иоанн Русский
православный календарь

Все публикации