Церковный календарь

9 июня. Память праведного Иоанна Русского, исповедника. Отдание праздника Пасхи

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 июня. Память праведного Иоанна Русского, исповедника. Отдание праздника Пасхи

6-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 27 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (III). Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667).

Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преподобного Ферапонта Монзенского. Праведного Иоанна Русского, исповедника. (1730). Мучеников Феодоры девы и Дидима воина (304).

Отдание праздника Пасхи

В среду перед Вознесением Господним бывает Отдание праздника Пасхи. В этот день Церковь в последний раз в году совершает пасхальное богослужение. Служба Отдания Пасхи начинается, как и в Светлую седмицу пением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» и совершается при открытых Царских вратах. В последний раз поются стихиры «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!» На утрене поётся Пасхальный канон, но к нему добавляются тропари канонов Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Служба завершается пасхальным крестным ходом. По окончании богослужения Святая Плащаница снимается с престола и полагается в особо устроенном для неё месте. С этого дня прекращается пение пасхальных песнопений, и верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!»

Преподобный Ферапонт Белозерский

Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 лет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.

Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских

9 июня 1427 года во время строительства в Кремле нового каменного Успенского собора, при разборке полов старого храма, обнаружились гробы святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Митрополит Московский Филипп I повелел звонить в колокола. Собрались все священнослужители и множество жителей Москвы, прибыли великий князь Иоанн III Васильевич с матерью и братьями. Сначала в новооснованный храм перенесли гробы митрополитов Киприана и Фотия и установили в особых ковчегах с правой стороны. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, остались нетленными. Когда сняли крышку с гроба святителя Ионы, распространилось сильное благоухание. Мощи святителя были совершенно целы, лишь тело присохло к костям, одежды также не были тронуты тлением. Его гроб установили с левой стороны храма.

Праведный Иоанн Русский

Иоанн Русский служил солдатом в армии Петра I, был взят в плен во время Прутского похода (1711 год) и продан в рабство турецкому аге из Каппадокии. Хозяева пытались жестокостью склонить Иоанна к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианства. Со временем Иоанн снискал уважение не только хозяев, но и всех жителей города. Когда ага хотел освободить Иоанна, тот отказался, говоря, что Господь для спасения дал ему жизнь в рабстве и на чужбине. Рабство не препятствовало Иоанну в добродетели: отказывая себе в пище, он помогал нуждающимся грекам; днём усердно работал, ночи проводил в молитве. Перед кончиной Иоанн пожелал причаститься, но священник побоялся прийти в дом аги и прислал Причастие в яблоке. В 1730 году Иоанн почил, а в 1733 году были обретены его нетленные мощи.

Священное Писание

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28

22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, 28ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Ин., 43 зач., XII, 36-47

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47

«Господи, кто поверил слышанному от нас» (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всякий раз, когда мы встречаемся со Словом Божиим, с людьми, проповедующими его не только словами, но и всей своей жизнью, когда мы встречаемся с победой правды Божией над диавольской ложью, когда встречаемся со справедливостью, с мирным устроением духа, – мы встречаемся с Богом, Который всё это вложил в человека. Но страшно, когда глаза наши закрыты, когда мы ничего не видим и не понимаем, когда не видим Бога, стоящего рядом с нами, когда обожествляем самих себя и поставляем себя в центр своей жизни. Тогда мы закрываем для себя всякую возможность встречи с Господом и всякую возможность жить по законам веры.

Божественные имена

Среди Божественных имен различают те, которые относятся к Богу-Троице (общие Божественным Лицам), и те, которые принадлежат только тому или иному Божественному Лицу.

Общие (трем Лицам) Божественные имена суть имена, указывающие на те или иные стороны Божественного всесовершенства, на те или иные существенные свойства Божьи, на те или иные деяния Божьи. К таким именам относим, в частности: Сущий (Исх.3:14), (на иконах Христа это имя вписано в Его нимб), Вечный (Дан.13:42), Любовь (1Ин.4:8), Творец (Иудиф.9:12), Вседержитель (Руф.1:20), Врач (Иер.33:6).

Имена, принадлежащие тому или иному Божественному Лицу, указывают на особенности этих Лиц. Имя «Отец» принадлежит Богу Отцу и указывает на Него как на Родителя Сына. Имя «Сын» принадлежит Его Единородному Сыну и подчеркивает, что Он имеет бытие от Отца через рождение (рождается в вечности от Отца). Имя «Святой Дух» принадлежит третьему Лицу Пресвятой Троицы.

Некоторые имена могут использоваться как в отношении конкретного Божественного Лица, так и в отношении Бога вообще. Например, имя «Отец» может прилагаться к Богу вообще (к Пресвятой Троице), когда речь идёт об отеческом отношении Господа к человеку (в этом контексте люди могут именоваться сынами Божьими (по благодати)). Сын Божий иногда именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24), однако необходимо помнить, что премудрость — это и сущностное свойство Божье (сущностное свойство Отца и Сына, и Святого Духа).

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 8

В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Молитва святому Иоанну Русскому

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь

глас 8

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Кондак

глас 8

Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.

 

Теги:
Первый Вселенский Собор
преподобный Ферапонт Белоезерский
праведный Иоанн Русский
православный календарь

Все публикации