
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В этот день совершается память:
Священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (III). Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667).
Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преподобного Ферапонта Монзенского. Праведного Иоанна Русского, исповедника. (1730). Мучеников Феодоры девы и Дидима воина (304).
Преподобный Ферапонт Белозерский
Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 лет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.
Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских
9 июня 1427 года во время строительства в Кремле нового каменного Успенского собора, при разборке полов старого храма, обнаружились гробы святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Митрополит Московский Филипп I повелел звонить в колокола. Собрались все священнослужители и множество жителей Москвы, прибыли великий князь Иоанн III Васильевич с матерью и братьями. Сначала в новооснованный храм перенесли гробы митрополитов Киприана и Фотия и установили в особых ковчегах с правой стороны. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, остались нетленными. Когда сняли крышку с гроба святителя Ионы, распространилось сильное благоухание. Мощи святителя были совершенно целы, лишь тело присохло к костям, одежды также не были тронуты тлением. Его гроб установили с левой стороны храма.
Праведный Иоанн Русский
Иоанн Русский служил солдатом в армии Петра I, был взят в плен во время Прутского похода (1711 год) и продан в рабство турецкому аге из Каппадокии. Хозяева пытались жестокостью склонить Иоанна к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианства. Со временем Иоанн снискал уважение не только хозяев, но и всех жителей города. Когда ага хотел освободить Иоанна, тот отказался, говоря, что Господь для спасения дал ему жизнь в рабстве и на чужбине. Рабство не препятствовало Иоанну в добродетели: отказывая себе в пище, он помогал нуждающимся грекам; днём усердно работал, ночи проводил в молитве. Перед кончиной Иоанн пожелал причаститься, но священник побоялся прийти в дом аги и прислал Причастие в яблоке. В 1730 году Иоанн почил, а в 1733 году были обретены его нетленные мощи.
Обретение мощей преподобного Нила Столобенского
Преподобный Нил Столобенский преставился в декабре 1554 года. В 1560 году Новгородский игумен Антоний и иеромонах Нильского Рожковского монастыря Герман устроили над местом его погребения гробницу. Чудесные исцеления больных от раки преподобного Нила привлекли на остров Столобный иноков и любителей пустынной жизни. Со временем на месте подвигов святого возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. В 1665 году там произошёл пожар, в котором сгорел деревянный храм. В 1667 году при закладке фундамента для новой каменной церкви земля осыпалась, обнажив сгнивший гроб, в котором были обретены нетленные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима в этот день было установлено ежегодное празднование обретения мощей святого.
Священное Писание
Вы когда-нибудь играли в жмурки? Наверное, у каждого в детстве был такой опыт — когда с крепко завязанными глазами тебе надо не только не упасть, но ещё и найти других участников игры.
Отрывок из 9-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня звучит в храмах на богослужении, имеет самое непосредственное отношение к нашей детской игре — как это ни покажется странным! Давайте внимательно прочитаем и потом поразмышляем.
Глава 9.
01И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
02Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
03Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того,чтобы на нем явились дела Божии.
04Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
05Доколе Я в мире, Я свет миру.
06Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
07и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
08Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
09Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Ну как, догадались, при чём здесь игра в жмурки, о которой мы упомянули в начале программы? Подскажу: когда Иисус увидел слепорождённого и помазал ему глазницы грязью, Он отправил его в Силуамскую купель, чтобы именно там он промыл своё лицо. Если мы не знакомы с библейской археологией, эта фраза для нас мало что значит. Но если немного внимательнее познакомиться с контекстом — всё разворачивается очень и очень интересно.
Прежде всего, слепой находился у ворот Храма — и был послан в другой конец города — Нижний город — где и находилась купель. К слову, совсем недавно, 20 лет назад, эта купель была обнаружена археологами — так что о ней теперь мы знаем куда больше, чем ранее. По прямой расстояние между воротами храма и купелью около 800 метров — но, естественно, никакого «шоссе» там не было, и чтобы дойти, надо было долго петлять между разными домами и строениями. И теперь самое главное: вслепую! С испачканным лицом! Представляете себе картину: человек, у которого с рождения нет глаз, всё лицо испачкано грязью, пробирается через весь город — и, естественно, не может не обратить на себя внимание. Кто-то над ним потешается, кто-то сочувствует, иные просто отворачиваются. Но в любом случае, замечают его все. И это — очень мудрый ход Христа Спасителя, который обеспечил широкую известность чуду прозрения, которое вскоре и произойдёт.
Но мне хотелось бы сфокусироваться на ином: что происходит в душе слепца, пока он идёт, пробираясь сквозь людей, спотыкаясь о камни дорог, ощупывая палкой препятствия на своём пути? Ведь сам-то он едва ли отправился бы в эту купель — он выполняет данное ему послушание, что требует достаточного усилия, труда, усердия! Другими словами, по ходу его движения ему предоставляется отличная возможность для переосмысления всего, что было сказано и сделано для него Христом. Возможно, впервые в жизни у него появилась протяжённость — благодаря которой малое семя веры в его сердце могло проклюнуться, прорасти и дать крепкий росток! Конечно, мы можем лишь предполагать, что именно происходило в душе слепца по дороге — но то, насколько он стал внутренне свободным, когда прозрел, — то, что он отважно начал возражать и не поддаваться на провокации духовной элиты — фарисеев — всё это свидетельствует, что из купели он вышел новым человеком.
Вот к какому выводу мне бы хотелось подвести вас, дорогие друзья: не бояться, не пугаться, когда в жизни что-то происходит — даже очень важное и значимое! — не мгновенно, не быстро, а, быть может, и даже слишком долго и протяжённо. Возможно, дело вовсе не в том, что Бог — «медлит», а в том, что для каждого из нас, в каждый период жизни, должен быть свой, индивидуальный формат «протяжённости», соразмерный нашему внутреннему состоянию! Так что не будем торопиться — и пытаться «подгонять» Господа Бога — пусть Он в нашей жизни действует по Своему — а не нашему — усмотрению!
Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Есть мнение, что склонность людей к рациональному мышлению и предполагает необходимость требовать доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это не так, и склонность человека к рациональному мышлению вовсе не означает невозможность веры. Можно быть рациональным человеком и глубоко верующим, потому что подлинная вера никогда не основывается на доказательствах. Там, где требуются доказательства, — там нет веры, там нет любви, там нет жертвенности. Христос не переубедил всех, кто Его слушал. Более того, в результате этой проповеди Он закончил бы Свою жизнь на Кресте, если бы не Воскресение. Но две тысячи лет всё то, что проповедовал Христос и апостолы, существует, вдохновляет людей, вдохновляет деятелей искусства, писателей, которые все-таки, несмотря на существующее сейчас внешнее давление, создают нравственные произведения. Христос находит место в сердце очень многих людей. И мы сегодня видим в России обращение к вере огромного количества людей. Это действительно феномен, я думаю, исторического значения — восстановление жизни Церкви, обращение молодежи. И если люди выбирают этот узкий путь, то, несомненно, он приведет их к звездам, потому что это путь к небу, путь к вершине. Он всегда трудный, но спасительный.
Творение видимого мира
Как следует из содержания Священного Писания, видимый мир был сотворен в продолжении шести творческих дней (Быт.1:31). Между тем, оригинальный библейский эквивалент слова «день» — «иом» — переводится не только как «день», но и как «период». Значительная часть святых отцов Церкви полагали, что длительность этих иомов-периодов равнялась длительности нынешних суток, однако так считали не все отцы Церкви. Скажем, блаженный Августин полагал, что какого рода были дни творения, нам с достоверностью неизвестно. В процессе творения мира можно видеть идею восхождения. Так, созданию человека предшествовало создание зверей и скотов (Быт.1:24-25), созданию зверей и скотов — создание рыб, пресмыкающихся, птиц, прежде которых, в свою очередь, была сотворена растительность (Быт.1:11-12). Таким образом, человек был создан последним, как венец творения (видимого мира).
Божественные имена
Среди Божественных имен различают те, которые относятся к Богу-Троице (общие Божественным Лицам), и те, которые принадлежат только тому или иному Божественному Лицу.
Общие (трем Лицам) Божественные имена суть имена, указывающие на те или иные стороны Божественного всесовершенства, на те или иные существенные свойства Божьи, на те или иные деяния Божьи. К таким именам относим, в частности: Сущий (Исх.3:14), (на иконах Христа это имя вписано в Его нимб), Вечный (Дан.13:42), Любовь (1Ин.4:8), Творец (Иудиф.9:12), Вседержитель (Руф.1:20), Врач (Иер.33:6).
Имена, принадлежащие тому или иному Божественному Лицу, указывают на особенности этих Лиц. Имя «Отец» принадлежит Богу Отцу и указывает на Него как на Родителя Сына. Имя «Сын» принадлежит Его Единородному Сыну и подчеркивает, что Он имеет бытие от Отца через рождение (рождается в вечности от Отца). Имя «Святой Дух» принадлежит третьему Лицу Пресвятой Троицы.
Некоторые имена могут использоваться как в отношении конкретного Божественного Лица, так и в отношении Бога вообще. Например, имя «Отец» может прилагаться к Богу вообще (к Пресвятой Троице), когда речь идёт об отеческом отношении Господа к человеку (в этом контексте люди могут именоваться сынами Божьими (по благодати)). Сын Божий иногда именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24), однако необходимо помнить, что премудрость — это и сущностное свойство Божье (сущностное свойство Отца и Сына, и Святого Духа).
Молитвословия
Тропарь праведного Иоанна Русского
глас 4
На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.
Кондак праведного Иоанна Русского
глас 8
В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.
Молитва святому Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь
глас 8
Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Кондак
глас 8
Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.