Церковный календарь

8 июня. День Святого Духа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 июня. День Святого Духа

1-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 26 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

День Святого Духа

Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Нового (1515).

Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Мучеников Аверкия и Елены (I). Преподобного Иоанна Психаита исповедника (IX).

Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).

День Святого Духа

В понедельник, следующий за Пятидесятницей, празднуется День Святого Духа, или Духов день. Как говорится в синаксаре этого праздника, «ради чести Святого Духа божественные отцы, всё превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу». Этот праздник «Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется» был установлен Церковью не только ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, но и в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, — сплошная (нет поста в среду и пятницу), в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновалось в течение двух дней.

О чудесах Святого Духа

Когда пророк Моисей спустился с горы, где он принял от Бога закон, то лицо его источало такое сияние, что евреи не могли на него смотреть. Это было не что иное, как присутствие Святого Духа. Чудо Святого Духа, пронизывающего самое существо человека, в полной мере явилось в Преображении Господнем и схождении огненных языков на апостолов в Пятидесятницу. Серафим Саровский, великий святой всего православного мира, показал своему ученику Мотовилову свет благодати, извещающей о присутствии Святого Духа. Старец Ефрем Катунакский рассказывал, как однажды во время молитвы его келлия наполнилась светом вдвое ярче света солнца. И спросил он: «Господи, что это?» — и тотчас услышал с небес голос, поющий гимн. И это снова был Дух Святой. Тот, Которого мир сегодня игнорирует, не добивается Его и не желает добиваться. Но ведь только так личность человеческая становится целостной — через постоянное и непрерывное общение со Святым Духом. Прежде всего, человек — это духовная сущность.

Апостол от 70-ти Карп

Апостол Карп был учеником апостола Павла и странствовал с проповедью Евангелия. Особенно много он потрудился для создания Церкви Христовой на острове Крит и во Фракии. Как-то он узнал о том, что некий неверующий человек уговорил отречься от веры и вернуться к нечестивой жизни одного христианина. Всегда терпеливый и снисходительный к слабостям других, Карп был настолько потрясен падением своего брата, что начал усердно молить Бога покарать обоих грешников. И вот перед ним предстало видение: на краю пропасти стояли нечестивцы, а на них смотрел Господь. Карп продолжал молиться, чтобы грешники упали в пропасть, но вдруг увидел, что Господь протянул им руку помощи, а к нему самому обратился так: «Мучь Меня дальше, Я готов быть распятым еще раз ради спасения людей». Впоследствии Карп принял мученическую кончину.

Преподобный Иоанн Психаит

Преподобный Иоанн Психаит вырос в многодетной семье, его родители хотели со временем принять монашество. Когда дети выросли, все они пожелали стать монахами. Отец поселился с мальчиками в константинопольском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чуть позже, когда некий патрикий Михаил оставил мир и устроил новую обитель в честь Пресвятой Богородицы «тон Психе», он пригласил преподобного Иоанна стать экономом, а затем и игуменом монастыря. В период иконоборчества при императоре Льве V Армянине (813–820) монастырь преподобного сохранил верность иконопочитанию и подвергся гонениям. Преподобного Иоанна сослали в Херсонес. Там однажды во время общей молитвы из его уст вдруг вышел огонь и поднялся в небо, после чего Господь дал ему дар исцеления и изгнания духов.

Святитель Августин Кентерберийский, апостол англов

В конце VI века святой папа Григорий Двоеслов послал в королевство Кент «григорианскую» миссию во главе с бенедиктинским монахом Августином для обращения англосаксов в христианство. Миссия была успешной: за год было крещено более десяти тысяч человек. Вскоре принял Крещение и король Кента Этельберт, который способствовал дальнейшей христианизации своих владений. Святой Августин восстановил древнюю Римскую Церковь, основал монастырь и школу, где обучались англосаксонские священники и миссионеры. После переноса в первой половине VII века кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Архиепископ Августин вскоре после кончины был причислен к лику святых. Он вошёл в историю как «апостол англичан» и основатель Церкви Англии.

Священное Писание

Еф., 229 зач., V, 8-19

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

Мф., 75 зач., XVIII, 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сошествие Святого Духа имеет совершенно особое значение. Дух и так присутствовал в космосе — в творении мира, в человеческой истории. Но через смерть и Воскресение Господа и Спасителя Дух сошел на каждого из апостолов, а через это сошествие, через великое церковное Таинство Миропомазания Святой Дух сходит на каждого человека. Мы все облагодатствованы силой Божией, потому что приняли печать дара Духа Святаго, — ничего подобного не могло быть до пришествия в мир Спасителя, до Его смерти, до Его Воскресения, до искупления от первородного греха рода человеческого. Святой Григорий Богослов, размышляя о Святом Духе, говорит: «Через Него познается Отец и прославляется Сын». Действительно, мы можем Его прославить, будучи свидетелями великой Божественной силы, явленной в Сошествии Святого Духа. Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым.

Предвечный совет Святой Троицы

Предвечный совет Святой Троицы — созерцание Богом от вечности образов «будущего» мира. Будущего в человеческом представлении, т. к. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего. Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, созерцал все его события. Выражение «Предвечный совет Пресвятой Троицы» нельзя понимать в том смысле, будто Божественные Лица дискутируют между Собой... Бог един и имеет единое движение воли, единое действие. Опять же, Он от вечности знает всё, и Ему нет нужды доискиваться через размышления до тех или иных выводов, до ответов на те или иные вопросы. Икона преподобного Андрея Рублёва «Святая Троица» символически отражает нам Предвечный Совет Божественных Лиц.

Притчи

Мудрый землекоп

Нанялся один рабочий ямы копать. Однажды шел по той дороге царь. Залюбовался он работой землекопа, остановился и говорит.

— Ловко же ты работаешь! И много тебе за такую работу платят?

— А это, ваше величество, с какой стороны посмотреть,— отвечает землекоп. — С вашей стороны, наверное, мало покажется, а с моей, как ни крутись, больше и взять неоткуда. Получаю я в день три гроша. Это бы еще ничего! Да один грош я сразу трачу — долг плачу. И второй плачу — в долг даю. Так что мне достается всего один только грош.

— Как же ты жить ухитряешься?

— А на это, как ни глянь, один ответ: трудно прожить всего на один только грош.

— Зачем же ты тогда долг платишь и в долг даешь? — продолжал допытываться царь.

— А как же иначе? Отец меня вырастил, состарился, теперь я его кормлю — долг плачу. Сын у меня еще маленький, я его ращу — в долг даю. В старости он мне этот долг отдавать будет. Потому-то у меня и остается на себя только один грош.

Засмеялся царь и наградил мудрого землекопа по-царски.

Молитвословия

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Тропарь апостола Карпа

глас 3

Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Карпа

глас 4

Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца

глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Теги:
Священномученик Карп
преподобный Иоанн Психаит
православный календарь

Все публикации