Церковный календарь

8 июня. Память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 июня. Память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея

6-я седмица по Пасхе
Поста нет. 26 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Нового (1515).

Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Мучеников Аверкия и Елены (I). Преподобного Иоанна Психаита исповедника (IX).

Апостол от 70-ти Карп

Апостол Карп был учеником апостола Павла и странствовал с проповедью Евангелия. Особенно много он потрудился для создания Церкви Христовой на острове Крит и во Фракии. Как-то он узнал о том, что некий неверующий человек уговорил отречься от веры и вернуться к нечестивой жизни одного христианина. Всегда терпеливый и снисходительный к слабостям других, Карп был настолько потрясен падением своего брата, что начал усердно молить Бога покарать обоих грешников. И вот перед ним предстало видение: на краю пропасти стояли нечестивцы, а на них смотрел Господь. Карп продолжал молиться, чтобы грешники упали в пропасть, но вдруг увидел, что Господь протянул им руку помощи, а к нему самому обратился так: «Мучь Меня дальше, Я готов быть распятым еще раз ради спасения людей». Впоследствии Карп принял мученическую кончину.

Апостол от 70-ти Алфей

Святой апостол от 70-ти Алфей происходил из галилейского города Капернаума, но где он проповедовал Евангелие – неизвестно. В славянской Минее он отождествляется с отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея, «почившим в мире». Некоторые авторы разделяют отцов апостолов Иакова и Матфея. Основываясь на упоминаниях у евангелистов Марии, стоявшей у Креста Спасителя, названной или Марией, матерью Иакова и Иосии, или Марией Клеоповой, возникло предположение, что Алфей, отец апостола Иакова, и Клеопа – одно лицо, и поэтому его сыновья Иаков и Иуда называются братьями Господа. Из этого делают вывод, что Мария, жена Алфея, была сестрой Матери Иисуса. Возможно, по этой причине Алфей не был включён в те списки 70-ти апостолов, где фигурирует Клеопа. По преданию, Алфей был также отцом мучеников Аверкия и Елены. Святого Аверкия привязали нагим среди пчёл, и он умер от их укусов, а его сестра Елена была побита камнями.

Преподобный Иоанн Психаит

Преподобный Иоанн Психаит вырос в многодетной семье, его родители хотели со временем принять монашество. Когда дети выросли, все они пожелали стать монахами. Отец поселился с мальчиками в константинопольском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чуть позже, когда некий патрикий Михаил оставил мир и устроил новую обитель в честь Пресвятой Богородицы «тон Психе», он пригласил преподобного Иоанна стать экономом, а затем и игуменом монастыря. В период иконоборчества при императоре Льве V Армянине (813–820) монастырь преподобного сохранил верность иконопочитанию и подвергся гонениям. Преподобного Иоанна сослали в Херсонес. Там однажды во время общей молитвы из его уст вдруг вышел огонь и поднялся в небо, после чего Господь дал ему дар исцеления и изгнания духов.

Святитель Августин Кентерберийский, апостол англов

В конце VI века святой папа Григорий Двоеслов послал в королевство Кент «григорианскую» миссию во главе с бенедиктинским монахом Августином для обращения англосаксов в христианство. Миссия была успешной: за год было крещено более десяти тысяч человек. Вскоре принял Крещение и король Кента Этельберт, который способствовал дальнейшей христианизации своих владений. Святой Августин восстановил древнюю Римскую Церковь, основал монастырь и школу, где обучались англосаксонские священники и миссионеры. После переноса в первой половине VII века кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Архиепископ Августин вскоре после кончины был причислен к лику святых. Он вошёл в историю как «апостол англичан» и основатель Церкви Англии.

Священное Писание

Деян., 40 зач. (от полу́), XVII, 19-28

19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что́ это такое?

21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Ин., 42 зач., XII, 19-36

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 17, 19-28; Ин. 12, 19-36

«Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Итак, если хочешь быть плодоносным, - умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят - молчи, и бранят - молчи, и прибыль получишь - молчи; сыт - молчи, и голоден - молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, - в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, - сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, - и сделаешь. Так и в каждую минуту.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь Божия, умело или неумело, по-разному, но исполняя те обязательства, которые она приняла от Самого Спасителя, проповедует людям на протяжении двух тысячелетий великую истину о том, что душа человека бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная. И да поможет всем нам Господь укрепляться в этой вере, превозмогать соблазны века сего, воспитывать в этой вере своих детей, внуков, для того чтобы народ наш становился все более и более сильным народом, способным на великие дела, способным на те свершения, которые каждому из нас в том числе и способны открыть врата вечности.

Притчи

Мудрый землекоп

Нанялся один рабочий ямы копать. Однажды шел по той дороге царь. Залюбовался он работой землекопа, остановился и говорит.

— Ловко же ты работаешь! И много тебе за такую работу платят?

— А это, ваше величество, с какой стороны посмотреть,— отвечает землекоп. — С вашей стороны, наверное, мало покажется, а с моей, как ни крутись, больше и взять неоткуда. Получаю я в день три гроша. Это бы еще ничего! Да один грош я сразу трачу — долг плачу. И второй плачу — в долг даю. Так что мне достается всего один только грош.

— Как же ты жить ухитряешься?

— А на это, как ни глянь, один ответ: трудно прожить всего на один только грош.

— Зачем же ты тогда долг платишь и в долг даешь? — продолжал допытываться царь.

— А как же иначе? Отец меня вырастил, состарился, теперь я его кормлю — долг плачу. Сын у меня еще маленький, я его ращу — в долг даю. В старости он мне этот долг отдавать будет. Потому-то у меня и остается на себя только один грош.

Засмеялся царь и наградил мудрого землекопа по-царски.

Молитвословия

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Тропарь апостола Карпа

глас 3

Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Карпа

глас 4

Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца

глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Теги:
Священномученик Карп
преподобный Иоанн Психаит
православный календарь

Все публикации