Церковный календарь

8 июня. Память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 июня. Память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея

8 июня. 7-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 26 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Нового (1515).

Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Мучеников Аверкия и Елены (I). Преподобного Иоанна Психаита исповедника (IX).

Апостол от 70-ти Карп

Апостол Карп был учеником апостола Павла и странствовал с проповедью Евангелия. Особенно много он потрудился для создания Церкви Христовой на острове Крит и во Фракии. Как-то он узнал о том, что некий неверующий человек уговорил отречься от веры и вернуться к нечестивой жизни одного христианина. Всегда терпеливый и снисходительный к слабостям других, Карп был настолько потрясен падением своего брата, что начал усердно молить Бога покарать обоих грешников. И вот перед ним предстало видение: на краю пропасти стояли нечестивцы, а на них смотрел Господь. Карп продолжал молиться, чтобы грешники упали в пропасть, но вдруг увидел, что Господь протянул им руку помощи, а к нему самому обратился так: «Мучь Меня дальше, Я готов быть распятым еще раз ради спасения людей». Впоследствии Карп принял мученическую кончину.

Апостол от 70-ти Алфей

Святой апостол от 70-ти Алфей происходил из галилейского города Капернаума, но где он проповедовал Евангелие – неизвестно. В славянской Минее он отождествляется с отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея, «почившим в мире». Некоторые авторы разделяют отцов апостолов Иакова и Матфея. Основываясь на упоминаниях у евангелистов Марии, стоявшей у Креста Спасителя, названной или Марией, матерью Иакова и Иосии, или Марией Клеоповой, возникло предположение, что Алфей, отец апостола Иакова, и Клеопа – одно лицо, и поэтому его сыновья Иаков и Иуда называются братьями Господа. Из этого делают вывод, что Мария, жена Алфея, была сестрой Матери Иисуса. Возможно, по этой причине Алфей не был включён в те списки 70-ти апостолов, где фигурирует Клеопа. По преданию, Алфей был также отцом мучеников Аверкия и Елены. Святого Аверкия привязали нагим среди пчёл, и он умер от их укусов, а его сестра Елена была побита камнями.

Преподобный Иоанн Психаит

Преподобный Иоанн Психаит вырос в многодетной семье, его родители хотели со временем принять монашество. Когда дети выросли, все они пожелали стать монахами. Отец поселился с мальчиками в константинопольском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чуть позже, когда некий патрикий Михаил оставил мир и устроил новую обитель в честь Пресвятой Богородицы «тон Психе», он пригласил преподобного Иоанна стать экономом, а затем и игуменом монастыря. В период иконоборчества при императоре Льве V Армянине (813–820) монастырь преподобного сохранил верность иконопочитанию и подвергся гонениям. Преподобного Иоанна сослали в Херсонес. Там однажды во время общей молитвы из его уст вдруг вышел огонь и поднялся в небо, после чего Господь дал ему дар исцеления и изгнания духов.

Святитель Августин Кентерберийский, апостол англов

В конце VI века святой папа Григорий Двоеслов послал в королевство Кент «григорианскую» миссию во главе с бенедиктинским монахом Августином для обращения англосаксов в христианство. Миссия была успешной: за год было крещено более десяти тысяч человек. Вскоре принял Крещение и король Кента Этельберт, который способствовал дальнейшей христианизации своих владений. Святой Августин восстановил древнюю Римскую Церковь, основал монастырь и школу, где обучались англосаксонские священники и миссионеры. После переноса в первой половине VII века кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Архиепископ Августин вскоре после кончины был причислен к лику святых. Он вошёл в историю как «апостол англичан» и основатель Церкви Англии.

Священное Писание

Деян., 47 зач., XXIII, 1-11

1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Ин., 54 зач., XVI, 15-23

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; 23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея 23, 1-11; Ин. 16, 15-23

Господь говорит святым апостолам перед страданиями: «вскоре не увидите Меня. и опять вскоре увидите Меня». Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, - и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете», говорил Он, «и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.

Притчи

Мудрый землекоп

Нанялся один рабочий ямы копать. Однажды шел по той дороге царь. Залюбовался он работой землекопа, остановился и говорит.

— Ловко же ты работаешь! И много тебе за такую работу платят?

— А это, ваше величество, с какой стороны посмотреть,— отвечает землекоп. — С вашей стороны, наверное, мало покажется, а с моей, как ни крутись, больше и взять неоткуда. Получаю я в день три гроша. Это бы еще ничего! Да один грош я сразу трачу — долг плачу. И второй плачу — в долг даю. Так что мне достается всего один только грош.

— Как же ты жить ухитряешься?

— А на это, как ни глянь, один ответ: трудно прожить всего на один только грош.

— Зачем же ты тогда долг платишь и в долг даешь? — продолжал допытываться царь.

— А как же иначе? Отец меня вырастил, состарился, теперь я его кормлю — долг плачу. Сын у меня еще маленький, я его ращу — в долг даю. В старости он мне этот долг отдавать будет. Потому-то у меня и остается на себя только один грош.

Засмеялся царь и наградил мудрого землекопа по-царски.

Молитвословия

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.

Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского

глас 4

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Тропарь апостола Карпа

глас 3

Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Карпа

глас 4

Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца

глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Теги:
Священномученик Карп
преподобный Иоанн Психаит
православный календарь

Все публикации