Седмица 5-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Нового (1515).
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Мучеников Аверкия и Елены (I). Преподобного Иоанна Психаита исповедника (IX).
Апостол от 70-ти Карп
Апостол Карп был учеником апостола Павла и странствовал с проповедью Евангелия. Особенно много он потрудился для создания Церкви Христовой на острове Крит и во Фракии. Как-то он узнал о том, что некий неверующий человек уговорил отречься от веры и вернуться к нечестивой жизни одного христианина. Всегда терпеливый и снисходительный к слабостям других, Карп был настолько потрясен падением своего брата, что начал усердно молить Бога покарать обоих грешников. И вот перед ним предстало видение: на краю пропасти стояли нечестивцы, а на них смотрел Господь. Карп продолжал молиться, чтобы грешники упали в пропасть, но вдруг увидел, что Господь протянул им руку помощи, а к нему самому обратился так: «Мучь Меня дальше, Я готов быть распятым еще раз ради спасения людей». Впоследствии Карп принял мученическую кончину.
Апостол от 70-ти Алфей
Святой апостол от 70-ти Алфей происходил из галилейского города Капернаума, но где он проповедовал Евангелие — неизвестно. В славянской Минее он отождествляется с отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея, «почившим в мире». Некоторые авторы разделяют отцов апостолов Иакова и Матфея. Основываясь на упоминаниях у евангелистов Марии, стоявшей у Креста Спасителя, названной или Марией, матерью Иакова и Иосии, или Марией Клеоповой, возникло предположение, что Алфей, отец апостола Иакова, и Клеопа — одно лицо, и поэтому его сыновья Иаков и Иуда называются братьями Господа. Из этого делают вывод, что Мария, жена Алфея, была сестрой Матери Иисуса. Возможно, по этой причине Алфей не был включён в те списки 70-ти апостолов, где фигурирует Клеопа. По преданию, Алфей был также отцом мучеников Аверкия и Елены. Святого Аверкия привязали нагим среди пчёл, и он умер от их укусов, а его сестра Елена была побита камнями.
Преподобный Иоанн Психаит
Преподобный Иоанн Психаит вырос в многодетной семье, его родители хотели со временем принять монашество. Когда дети выросли, все они пожелали стать монахами. Отец поселился с мальчиками в константинопольском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чуть позже, когда некий патрикий Михаил оставил мир и устроил новую обитель в честь Пресвятой Богородицы «тон Психе», он пригласил преподобного Иоанна стать экономом, а затем и игуменом монастыря. В период иконоборчества при императоре Льве V Армянине (813—820) монастырь преподобного сохранил верность иконопочитанию и подвергся гонениям. Преподобного Иоанна сослали в Херсонес. Там однажды во время общей молитвы из его уст вдруг вышел огонь и поднялся в небо, после чего Господь дал ему дар исцеления и изгнания духов.
Святитель Августин Кентерберийский, апостол англов
В конце VI века святой папа Григорий Двоеслов послал в королевство Кент «григорианскую» миссию во главе с бенедиктинским монахом Августином для обращения англосаксов в христианство. Миссия была успешной: за год было крещено более десяти тысяч человек. Вскоре принял Крещение и король Кента Этельберт, который способствовал дальнейшей христианизации своих владений. Святой Августин восстановил древнюю Римскую Церковь, основал монастырь и школу, где обучались англосаксонские священники и миссионеры. После переноса в первой половине VII века кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Архиепископ Августин вскоре после кончины был причислен к лику святых. Он вошёл в историю как «апостол англичан» и основатель Церкви Англии.
Священное Писание
Когда дети вырастают, они вдруг осознают, что родители далеко не всесильны. Тем более об этом знают сами родители, которые прекрасно понимают, что обстоятельства бывают настолько сложными, что, даже держа ребёнка за руку, ты не можешь обеспечить его полную безопасность. И если так, у каждого из нас в своё время возникает вопрос: на что же мы можем надеяться? Ответ на него звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 10.
27Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30Я и Отец - одно.
31Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,-
36Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Долгое время иудеи находились в недоумении. То им казалось, что Христос — мессия, потому что он совершал невероятные чудеса и говорил очень глубокие проповеди, так, что они готовы были в него поверить. То напротив, он допускал такие выражения, которые не просто их смущали, но и возмущали настолько, что они готовы были побить его камнями.
Например, Христос говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». Сегодня слово «овца» звучит уничижительно, но в то время это было совершенно обычное сравнение учителя и ученика, пасущего и пасомого. Подобным образом о себе и своих учениках мог сказать любой почтенный раввин того времени. Но дальше Спаситель говорит так: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Человек такого говорить не должен, он не хозяин жизни и смерти, которая похищает любых учеников у любых учителей. И тут или ошибка и ложный пафос, или кощунственная претензия на то, чтобы быть Богом. Тем более после слов «Я и Отец одно». Не «Я люблю Его закон», не «У меня такие же цели», но «я и Он одно». Иудеи берут камни, а Христос спрашивает: за какое из добрых дел вы хотите убить меня? При этом Он, конечно, прекрасно знает ответ. Знает, что убить Его хотят не за добрые дела. Они возмущены тем, что Он делает себя Богом. Но в этом-то они как раз и ошибаются. Христос не делает себя Богом, Он рождён от Отца, освящён и послан в мир. Об этом свидетельствуют дела, которые Он творил, потому что это дела Божии.
Если же это так, и Христос не просто присваивает себе связь с Отцом, но обладает ею изначально, потому что Он в Отце и Отец в Нём, мы можем рассчитывать, что слова об учениках — это правда. Тем, кто становится Его учеником, Он дарует жизнь вечную, и тех, кого Он признал своими, никто не сможет у Него отнять. Это доверие Христу, это ощущение пребывания в Его руках и есть твёрдое основание нашей надежды.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.
Притчи
Мудрый землекоп
Нанялся один рабочий ямы копать. Однажды шел по той дороге царь. Залюбовался он работой землекопа, остановился и говорит.
— Ловко же ты работаешь! И много тебе за такую работу платят?
— А это, ваше величество, с какой стороны посмотреть,— отвечает землекоп. — С вашей стороны, наверное, мало покажется, а с моей, как ни крутись, больше и взять неоткуда. Получаю я в день три гроша. Это бы еще ничего! Да один грош я сразу трачу — долг плачу. И второй плачу — в долг даю. Так что мне достается всего один только грош.
— Как же ты жить ухитряешься?
— А на это, как ни глянь, один ответ: трудно прожить всего на один только грош.
— Зачем же ты тогда долг платишь и в долг даешь? — продолжал допытываться царь.
— А как же иначе? Отец меня вырастил, состарился, теперь я его кормлю — долг плачу. Сын у меня еще маленький, я его ращу — в долг даю. В старости он мне этот долг отдавать будет. Потому-то у меня и остается на себя только один грош.
Засмеялся царь и наградил мудрого землекопа по-царски.
Молитвословия
Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4
Божественным желанием от юнаго возраста/ весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах и постех образ быв добродетели,/ богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/ и Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/ пред нечестивыми турки проповедал еси,/ и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/ и мучителя ужасив,/ мучения венцем украсився, славне,/ к Небесным востекл еси ликостоянием,/ премудре Георгие./ Моли Христа Бога/ сохранити отечество твое и спасти люди и град,/ иже твоя подвиги присно почитающия.
Тропарь мученика Георгия Нового, Софийского, Болгарского
глас 4
В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.
Тропарь апостола Карпа
глас 3
Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Карпа
глас 4
Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.
Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца
глас 8
Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.