Седмица 5-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) (служба переносится на четверг, 22 мая).
Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского (1857). Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV).
Преподобномученицы Елены Коробковой (1938); преподобномученика Тавриона Толоконцева (1939).
Третье обретение главы Крестителя Господня Иоанна
Евангелие повествует об усекновении главы святого Иоанна Крестителя, и что тело его было погребено учениками. Согласно преданию, местом погребения стал город Севастия в Самарии, но главу пророка Иродиада спрятала на Елеонской горе. Когда на этом месте строили храм, главу святого Предтечи нашли — то было первое её обретение. Новый хозяин местности, благочестивый человек по имени Иннокентий, перед смертью закопал главу, опасаясь за судьбу святыни. Второй раз глава была обретена в царствование императора Константина Великого и перенесена в Константинополь. Когда империю охватила ересь иконоборчества, главу увезли в город Команы и закопали. Когда ересь была побеждена, а почитание икон и святынь восстановлено, опасность поругания исчезла. Около 850 года особое посольство вернуло святыню в Царьград.
Священное Писание
Ускорить или отсрочить свою смерть человек способен, но вот избежать её не может. Она всё равно каждому из нас предстоит. И если смерть неотвратима, у него возникает только один вопрос, может ли он вообще на что-то надеяться? Ответ на него звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 10.
17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Однажды молодой человек, пришедший в храм помолиться, услышал, как мы с прихожанами обсуждали слова апостола Павла, в которых смерть была названа последним врагом. «Если смерть — это единственное, в чём мы все совершенно уверены и не сомневаемся, зачем видеть в ней трагедию, зачем всё так драматизировать?» — спросил пришедший. И формально он совершенно прав. В качестве беды и трагедии можно воспринимать произошедшее неожиданно, нечто, чего не должно было быть. Конечно, такие смерти случаются, но так или иначе человек умирал всю свою историю и, размышляя даже о трагичной смерти, мы в итоге признаём, что перед нами путь всей земли и рано или поздно всем придётся по нему пойти. А если это так, не лучше ли с ней согласиться и воспринять как естественную часть жизни. Наверное, для людей неверующих это единственный выход. В свою очередь христиане воспринимают смерть как последнего врага и не признают её нормальным явлением это мира, потому что Бог смерти не сотворил. Более того, во Христе Он приходит для того, чтобы смерть победить. Но как мы посмотрели бы на человека, который заявил о том, что может победить смерть? Как на безумца, если не хуже. Иудеи, как мы слышим, на подобные слова ответили Христу, что Он бесноватый. Так или иначе, сложно говорить об адекватности человека, который говорит о своей победе над смертью. Однако из слов Христа совершенно очевидно, что Он говорит не только как человек.
Бог любит всех по-своему, мир как свое творение, человека как свой образ, живой и материальный. И, конечно же, хотя наши слова ограничены, мы можем говорить о любви внутри Троицы. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна начинается со слов Иисуса о том, что Отец Его любит. Но какова же эта любовь? Какова её природа? Это не любовь к творению, потому что творение вести себя так не может. Христос говорит: потому любит меня отец, что «Я отдаю свою жизнь, чтобы потом принять её». Может ли так сказать человек? Конечно же, нет. Он может быть воскрешён, но не может воскреснуть сам. И это иносказательное, через разговор о смерти, но при этом совершенно явное указание Иисуса на Его Божественное достоинство. Отец любит Его, как Своего Сына.
Иудеи не смогли воспринять таких рассуждений. До воскресения Спасителя они действительно звучали совершенно невероятно. Да и мало ли, кто и что может о себе говорить! Но, когда Иисус воскрес, ученики уверились в том, что Он говорил истину. И сегодня мы говорим друг другу «Христос воскресе», потому что верим, что во Христе Сам Творец пришёл для того, чтобы дать нам жизнь вечную.
священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Почему с такой ненавистью и с таким стремлением уничтожить свидетелей начались первые гонения на апостолов? — Да потому, что те, кто не желал подлинной победы Воскресшего, должны были изничтожить всякую о Нем память и в первую очередь умертвить свидетелей. Так поступают преступники: чтобы их деяния не были изобличены на суде, они стараются убрать свидетелей, потому что свидетельство очевидцев — это самое сильное свидетельство. Вот почему первыми мучениками стали апостолы — их убивали одного за другим. Только апостол Иоанн Богослов, по милости Божией, умер своей смертью. Все были замучены, все были убиты, потому что все были свидетелями жизни, страданий и Воскресения Господа и Спасителя нашего.
Молитвословия
Тропарь Иоанна Предтечи
глас 4
Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/ Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./ Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/ песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,// спасающа нас от тления молитвами твоими.
Кондак Иоанна Предтечи
глас 6
Светоявленный и Божественный в мире столп,/ солнца светильник,/ Предтеча, главу светоносную и Божественную свою/ показавый в концех,/ освящает той верно покланяющихся/ и взывающих:// Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.