Церковный календарь

1 июня. Память благоверного великого князя Димитрия Донского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июня. Память благоверного великого князя Димитрия Донского

5-я седмица по Пасхе
Поста нет. 19 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преподобного Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).

Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преподобного Сергия Шухтомского (1609). Мученика Калуфа Египтянина (284–303). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (790).

Священномученика Матфия Вознесенского пресвитера (1919); священномученика Виктора Каракулина пресвитера (1937); священномучеников Онуфрия, архиепископа Курского, Антония, епископа Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мученика Михаила Вознесенского (1938); преподобномученика Валентина Лукьянова (1940).

Благоверного великого князя Димитрия Донского

Благоверный князь Димитрий Донской, по свидетельству современников, отличался необыкновенной любовью к Богу: «С Богом всё творящий и за Него борющийся… Царским саном облечённый, жил он по-ангельски…» Князь ежедневно посещал храм, «божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался». Димитрий Донской обрёл мощи своего прадеда, благоверного князя Александра Невского, установил день поминовения воинов, павших на Куликовом поле, — Димитриев скую родительскую субботу. С именем этого святого связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. Князь был великодушен, благотворителен, по-христиански относился к подчинённым. Его духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский, благословивший его на Куликовскую битву и напутствовавший при кончине.

Священное Писание

Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12

25А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

ГЛАВА 13.

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; 5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8 А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Ин., 33 зач., VIII, 51-59

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12. Ин., 33 зач., VIII, 51-59

Иудеи рассердились на Господа за обличение и взяли камни, «чтобы бросить на Него». Но Господь прошел «посреди них и пошел далее». Господу ничего не сделали, а себя сгубили, ибо следствие их неверия был страшный приговор Господа: «вот оставляется дом ваш пуст», и еще: «прейдем отсюда». И перешел Господь в другое место и избрал другие народы в жилище Себе, вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь, ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все же Господь, и истина Его - непреложная истина, а себя губят. Господь мимо ходит, оставляя такие лица их суемудрию, которое и кружит их, как вихрь слабые пылинки. Но когда целый народ увлекается мудрованием ложным, то весь народ предоставляется, подобно иудеям, своей участи. Разумейте языцы , и покоряйтесь Господу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Попечение о плоти, то есть забота о поддержании человеческой жизнедеятельности, не должно превращаться в похоть (ср. Рим. 13, 14). А что такое похоть? А похоть — это нарушение внутреннего рационального баланса, когда человек теряет разум, когда голос плоти, то есть требование инстинкта, становится главной указующей силой, когда не работают ни разум, ни нравственное чувство, когда человек делает только то, что ему диктует инстинкт. Эта победа инстинкта над разумом, над духом и называется похотью плоти. Поддерживая физическое состояние организма, питая и грея его, обустраивая свою жизнь так, чтобы не повредить здоровью, человек никогда не должен менять местами ценности — на первое место ставить угождение плоти, потому что тогда это станет похотью.

Проповедь Евангелия

Предание сохранило известие об одном проповеднике, послушать которого собирались целые города в средневековой Европе. Однажды он пришёл в маленький итальянский город. Ему поставили кафедру, собрался народ. Он начал проповедь словами Христа из беседы с Никодимом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). После этого он замолчал и затем повторил ту же фразу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После очередной паузы он вновь произнёс эти слова Христа, ничего к ним не прибавив. Так продолжалось много раз. Разочарованные слушатели махнули рукой и начали расходиться. А все, кто остался стоять на площади, плакали.

Свойство Божие — милосердие

В рамках богословия милосердие Божье рассматривается как одна из сторон благости Божьей. В отношении разумно-свободных творений милосердие Божье обнаруживается в желании и готовности изливать на них милость (милости), проявлять снисхождение, долготерпение, очищать (грешников) от грехов, способствовать их духовно-нравственному совершенствованию. Милосердие Божье не противоречит Божественной справедливости и Божественной премудрости. Проявляя милосердие ко грешникам, Бог действует и премудро, и справедливо.

Добродетель ревности по Богу

Вопреки мнению, обращающемуся в светской среде, что ревность — недоброе чувство, связанное с проявлением любовной страсти, нередко основанное на чувстве собственности по отношению к партнеру (партнерше), в православном богословии под ревностью может подразумеваться совершенно иное: 1) проявление Правды Божьей; 2) особое душевное состояние верующего, которое выражается в искреннем, пламенном стремлении к исполнению им воли Божьей, с одной стороны, а с другой стороны — в его негодовании по отношению к нарушению воли Божьей кем-либо, в остром неприятии зла (Пс.118:139).

Образцом явления благочестивой ревности мы, что естественно, признаём Иисуса Христа. Ярчайшим примером в этом отношении может служить изгнание Им из Храма торговцев, менял, покупателей (Мф.21:12-13). История Церкви содержит много примеров ревности веры: от подвижничества до добровольного принятия мук и даже смерти ради Христа.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Димитрия Донского

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия Донского

глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому

О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Теги:
Благоверный князь Димитрий Донской
православный календарь

Все публикации