Церковный календарь

1 июня. Память благоверного великого князя Димитрия Донского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 июня. Память благоверного великого князя Димитрия Донского

Суббота 5-й седмицы по Пасхе.
Поста нет. 19 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Мученика Калуфа Египтянина (284–303). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (790). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преподобного Сергия Шухтомского (1609).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Благоверного великого князя Димитрия Донского

Благоверный князь Димитрий Донской, по свидетельству современников, отличался необыкновенной любовью к Богу: «С Богом всё творящий и за Него борющийся… Царским саном облечённый, жил он по-ангельски…» Князь ежедневно посещал храм, «божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался». Димитрий Донской обрёл мощи своего прадеда, благоверного князя Александра Невского, установил день поминовения воинов, павших на Куликовом поле, — Димитриев скую родительскую субботу. С именем этого святого связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. Князь был великодушен, благотворителен, по-христиански относился к подчинённым. Его духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский, благословивший его на Куликовскую битву и напутствовавший при кончине.

Священное Писание

Деян., 37 зач., XV, 35-41

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Ин., 38 зач., X, 27-38

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Димитрия

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия

глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38

«Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его — истина. Для нас к тем делам присоединилось еще — дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? — опять «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» не Господа — ибо это не по силам их — а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

Проповедь Евангелия

Предание сохранило известие об одном проповеднике, послушать которого собирались целые города в средневековой Европе. Однажды он пришёл в маленький итальянский город. Ему поставили кафедру, собрался народ. Он начал проповедь словами Христа из беседы с Никодимом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). После этого он замолчал и затем повторил ту же фразу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После очередной паузы он вновь произнёс эти слова Христа, ничего к ним не прибавив. Так продолжалось много раз. Разочарованные слушатели махнули рукой и начали расходиться. А все, кто остался стоять на площади, плакали.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И Слово Божие, и опыт нашей жизни свидетельствуют: если мы хотим иметь будущее, если мы хотим иметь радость в своих семьях, если мы хотим иметь радость в своих сердцах, если мы хотим сохранить наше подрастающее поколение, если мы хотим видеть нашу Россию по-настоящему великой страной, если мы хотим видеть по-настоящему процветающей Северную Фиваиду, — давайте строить дома жизни своей не на песке, а на камне нашей веры (см. Мф. 7, 24–27)! Отшельникам удалось не просто сохранить свою жизнь в одиночестве, в условиях северной суровой природы, но и собрать вокруг себя тысячи людей и заселить Русский Север, — и это пример для каждого из вас. Кто будет созидать жизнь свою на камне веры, тот соберет вокруг себя и детей своих, и внуков, и правнуков, и многих соседей, и друзей, которые увидят пример подлинной жизни, исполненной смысла, и пожелают и сами таким же образом устроять свою жизнь.

Теги:
Благоверный князь Димитрий Донской
православный календарь

Все публикации