27 мая. Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

5287
Фото

Седмица 6-я по Пасхе
Поста нет. 14 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Исидора (251). Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII). Мученика Максима (ок. 250). Преподобного Серапиона Синдонита (V). Святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

Блаженный Исидор происходил из знатной католической семьи. В юности он перешёл в Православие и принял на себя подвиг юродства. Святого прозвали Твердисловом, потому что его предсказания всегда сбывались. Так, на свадьбе князя Саввы Оболенского он предрёк жениху архиерейский сан. После кончины святого, которая сопровождалась дивным благоуханием, на его могиле в 1474 году была сооружена церковь. Вскоре была составлена особая служба праведнику — одно из первых гимнографических творений Московского царства. Автор службы святому Исидору неизвестен. Её текст во многом совпадает с более ранней службой святому блаженному Прокопию Устюжскому: в частности, дословно повторяются стихиры «на хвалитех». Схожи и каноны обоим блаженным, которые написаны по образцу канона праведному Евдокиму Каппадокиянину.

Мученик Исидор Хиосский

Святой жил на острове Хиос. Рослый, могучего телосложения, он был подневольно взят в римскую армию. Будучи христианином, Исидор вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен. Сотник донес военачальнику, что Исидор христианин. На допросе перед ним Исидор твердо исповедал веру в Христа Спасителя, отказался принести жертву идолам, за что был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога. Начальник велел отрезать святому язык, но и после этого тот продолжал внятно прославлять Христа, отчего мучитель сам потерял дар речи и в ужасе даже упал на землю. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ — отсечь голову святому Исидору. Святой с радостью встретил свой смертный приговор и сказал: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!»

Ярославо-Печерская икона Божией Матери

Ярославская (Печерская) икона Божией Матери прославилась в конце XIX века. Жительница Ярославля мещанка Александра Дмитриевна Добычкина 17 лет страдала от боли во всех суставах и сильной душевной тоски. Больная усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. В 1823 году во сне она увидела храм с изображением Богоматери и услышала голос, повелевающий ей отыскать это изображение, чтобы получить исцеление. Александра выполнила указание таинственного голоса и отправилась на поиски. Войдя храм в честь Происхождения Честны́х Древ Креста Господня, находившийся в архиерейском доме, больная увидела написанное на стене изображение Киево-Печерской Богоматери и узнала в нём явившуюся ей во сне икону. У Александры начались сильные судороги, после которых наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление. С того времени от этого образа стали совершаться многочисленные исцеления. В годы гонений на Церковь чудотворное изображение было уничтожено — сколото руками безбожников.

Священное Писание

Деян., 43 зач., XX, 7-12

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

Ин., 48 зач., XIV, 10-21

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 20, 7-12; Ин. 14, 10-21

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого что Господа не любят, и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту, неисправный слуга не смеет просить о чем либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою перед Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст, удивительное чудо — наша плоть пребывает на небе и удостаивается поклонения ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Действительно, это наша человеческая плоть, это разум, воля, чувства, это все, что присуще человеку в его земной жизни. Все в этой плоти ныне восхищено через вознесение Господне в славу Святой Троицы, и эта плоть пребывает в том мире, который в Слове Божием называется Небесным Царством. Конечно, это непостижимо для восприятия человека, не имеющего веры, потому что тот, кто не имеет веры, требует доказательств. Ему надо потрогать, обонять, осязать, увидеть, а пребывание Спасителя там, в Небесном Царстве, с человеческой плотью, — это вне опыта людей. Это невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни обонять, ни почувствовать, но мы имеем ясное свидетельство Самого Бога о том, что так оно и есть.

Свойство Божие — благость

Благость Божья выражается в том, что Бог Сам в Себе есть высочайшее Добро, всегда желает Себе и всем Своим творениям только Добра, готов подавать и действительно подаёт им столько благ, сколько они могут воспринять по своему естеству и состоянию. Благость Божья проявляется также и в Божьих карах, наказаниях грешников, ибо, наказывая, Бог исходит из целей нравственной пользы. Даже ад существует по Благости Божьей, как место для тех, кто не желает и уже не способен жить в единстве с Богом, по воле Бога.

Добродетельность Христа. Что такое христианская добродетель?

Христианские добродетели — такие духовно-нравственные совершенства, формируя и приумножая в себе которые человек уподобляется Своему Творцу.

Понятие «христианская добродетель» следует отличать от понятия «добродетель» в сугубо мирском, светском значении этого слова. В первом случае критерием для определения «добродетели» является слово Божье, тогда как во втором — общепринятые в том или ином социуме морально-этические нормы «добра» (опять же, понимаемого в светском значении слова).

Для неверующего человека слово «добродетельность» может восприниматься как синоним «человечности», «порядочности». В этом случае, что само собою ясно, «добродетельность» не подразумевает обязательного послушания и угождения Богу, в то время как «христианская добродетельность» немыслима без веры и опоры на Бога. Согласно христианскому пониманию, человек, отвергающий бытие Божье, отвергает и свое высшее предназначение, следует не по пути к Добру, а в ином направлении, и не может считаться добродетельным.

В самом же строгом значении термина «добродетельный», добродетельным человеком можно назвать лишь Господа Иисуса Христа, согласно известному исповеданию: «Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́».

Молитвословия

Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 8

Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

Молитва блаженному Исидору, Христа ради юродивому

О, преблаженный и великий угодниче Христов, святый праведный Исидоре! Восхваляя равноангельское житие твое и преславные от честных мощей твоих истекающие чудеса прославляя, ко святому гробу твоему припадаю смиренно и во умилении зову: Радуйся, пресветлая звездо, от запада притекшая и на восток просиявшая; Радуйся, отринувый неправоверие, уставы же православия до конца соблюдый; Радуйся, бывый яко буй пред очима мира греховнаго, Божией же премудрости некрадомое сокровище стяжавый; Радуйся, суетное и тленное поправый, да восприимеши венец нетленен; Радуйся, терпением древнему Иову уподобивыйся; Радуйся, воине Христов непобедимый, доблестно диавола победивый и все стрелы лукавого разженныя угасивый; Радуйся, многие и дивные цельбы от святого гроба твоего источающий; Радуйся, смиренномудрием богатеющий и чистоты сосуд избранный явивыйся; Радуйся, с верою призывающим тя скорый помощниче и заступниче; Радуйся, яко течение добре скончал еси и веру непорочно соблюл еси, и врагов бесплотных терпением твоим попрал еси, и мирские суетства препобедил еси. Сего ради и святая твоя чистая душа на небеса востече радующися, праведных же лицы сретоша тя веселящеся и небесные селения светло восприяша; блаженное же и честное тело твое на земли пребывает нетленно, верным исцеление подавая. Тем же молим тя, богомудре Исидоре, да ходатайствуеши о нас у Христа Бога, еже пребыти граду сему непоколебиму и безмятежну, правоверному же императору нашему Николаю Александровичу на супостаты победу и одоление даровати и всем православным христианам здравие и благое поспешение подати, да сподобимся вси милости и благодати Господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава и держава, купно со безначальным отцем и с пресвятым и благим и животворящим его духом ныне и присно и во веки веков.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года