Церковный календарь

27 мая. Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 мая. Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

4-я седмица по Пасхе
Поста нет. 14 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Исидора (251). Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII). Мученика Максима (ок. 250). Преподобного Серапиона Синдонита (V). Святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

Блаженный Исидор происходил из знатной католической семьи. В юности он перешёл в Православие и принял на себя подвиг юродства. Святого прозвали Твердисловом, потому что его предсказания всегда сбывались. Так, на свадьбе князя Саввы Оболенского он предрёк жениху архиерейский сан. После кончины святого, которая сопровождалась дивным благоуханием, на его могиле в 1474 году была сооружена церковь. Вскоре была составлена особая служба праведнику — одно из первых гимнографических творений Московского царства. Автор службы святому Исидору неизвестен. Её текст во многом совпадает с более ранней службой святому блаженному Прокопию Устюжскому: в частности, дословно повторяются стихиры «на хвалитех». Схожи и каноны обоим блаженным, которые написаны по образцу канона праведному Евдокиму Каппадокиянину.

Мученик Исидор Хиосский

Святой жил на острове Хиос. Рослый, могучего телосложения, он был подневольно взят в римскую армию. Будучи христианином, Исидор вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен. Сотник донес военачальнику, что Исидор христианин. На допросе перед ним Исидор твердо исповедал веру в Христа Спасителя, отказался принести жертву идолам, за что был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога. Начальник велел отрезать святому язык, но и после этого тот продолжал внятно прославлять Христа, отчего мучитель сам потерял дар речи и в ужасе даже упал на землю. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ — отсечь голову святому Исидору. Святой с радостью встретил свой смертный приговор и сказал: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!»

Ярославо-Печерская икона Божией Матери

Ярославская (Печерская) икона Божией Матери прославилась в конце XIX века. Жительница Ярославля мещанка Александра Дмитриевна Добычкина 17 лет страдала от боли во всех суставах и сильной душевной тоски. Больная усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. В 1823 году во сне она увидела храм с изображением Богоматери и услышала голос, повелевающий ей отыскать это изображение, чтобы получить исцеление. Александра выполнила указание таинственного голоса и отправилась на поиски. Войдя храм в честь Происхождения Честны́х Древ Креста Господня, находившийся в архиерейском доме, больная увидела написанное на стене изображение Киево-Печерской Богоматери и узнала в нём явившуюся ей во сне икону. У Александры начались сильные судороги, после которых наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление. С того времени от этого образа стали совершаться многочисленные исцеления. В годы гонений на Церковь чудотворное изображение было уничтожено — сколото руками безбожников.

Священное Писание

Деян., 26 зач., X, 34-43

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Ин., 29 зач., VIII, 12-20

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 34-43; Ин. 8, 12-20

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Триипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем - это Божественный свет, освещающий не земно-утешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную - это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однакоже, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение через крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия - и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, - это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя - смерть, суд, ад, рай, - и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма и уклонитесь от нее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я свет миру (Ин. 8, 12)... Через таинства Церкви силой Святого Духа мы в том числе способны воспринимать частицу этого света и нести ее в себе, несмотря на то что тьма пытается господствовать в этом мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба, ни на минуту и ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги, не те, у кого сила, могущая принудить других людей к исполнению их воли. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому, что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому, что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живет и действует Дух Святой, происходит великая тайна – соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы.

Свойство Божие — благость

Благость Божья выражается в том, что Бог Сам в Себе есть высочайшее Добро, всегда желает Себе и всем Своим творениям только Добра, готов подавать и действительно подаёт им столько благ, сколько они могут воспринять по своему естеству и состоянию. Благость Божья проявляется также и в Божьих карах, наказаниях грешников, ибо, наказывая, Бог исходит из целей нравственной пользы. Даже ад существует по Благости Божьей, как место для тех, кто не желает и уже не способен жить в единстве с Богом, по воле Бога.

Добродетельность Христа. Что такое христианская добродетель?

Христианские добродетели — такие духовно-нравственные совершенства, формируя и приумножая в себе которые человек уподобляется Своему Творцу.

Понятие «христианская добродетель» следует отличать от понятия «добродетель» в сугубо мирском, светском значении этого слова. В первом случае критерием для определения «добродетели» является слово Божье, тогда как во втором — общепринятые в том или ином социуме морально-этические нормы «добра» (опять же, понимаемого в светском значении слова).

Для неверующего человека слово «добродетельность» может восприниматься как синоним «человечности», «порядочности». В этом случае, что само собою ясно, «добродетельность» не подразумевает обязательного послушания и угождения Богу, в то время как «христианская добродетельность» немыслима без веры и опоры на Бога. Согласно христианскому пониманию, человек, отвергающий бытие Божье, отвергает и свое высшее предназначение, следует не по пути к Добру, а в ином направлении, и не может считаться добродетельным.

В самом же строгом значении термина «добродетельный», добродетельным человеком можно назвать лишь Господа Иисуса Христа, согласно известному исповеданию: «Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́».

Молитвословия

Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 8

Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

Молитва блаженному Исидору, Христа ради юродивому

О, преблаженный и великий угодниче Христов, святый праведный Исидоре! Восхваляя равноангельское житие твое и преславные от честных мощей твоих истекающие чудеса прославляя, ко святому гробу твоему припадаю смиренно и во умилении зову: Радуйся, пресветлая звездо, от запада притекшая и на восток просиявшая; Радуйся, отринувый неправоверие, уставы же православия до конца соблюдый; Радуйся, бывый яко буй пред очима мира греховнаго, Божией же премудрости некрадомое сокровище стяжавый; Радуйся, суетное и тленное поправый, да восприимеши венец нетленен; Радуйся, терпением древнему Иову уподобивыйся; Радуйся, воине Христов непобедимый, доблестно диавола победивый и все стрелы лукавого разженныя угасивый; Радуйся, многие и дивные цельбы от святого гроба твоего источающий; Радуйся, смиренномудрием богатеющий и чистоты сосуд избранный явивыйся; Радуйся, с верою призывающим тя скорый помощниче и заступниче; Радуйся, яко течение добре скончал еси и веру непорочно соблюл еси, и врагов бесплотных терпением твоим попрал еси, и мирские суетства препобедил еси. Сего ради и святая твоя чистая душа на небеса востече радующися, праведных же лицы сретоша тя веселящеся и небесные селения светло восприяша; блаженное же и честное тело твое на земли пребывает нетленно, верным исцеление подавая. Тем же молим тя, богомудре Исидоре, да ходатайствуеши о нас у Христа Бога, еже пребыти граду сему непоколебиму и безмятежну, правоверному же императору нашему Николаю Александровичу на супостаты победу и одоление даровати и всем православным христианам здравие и благое поспешение подати, да сподобимся вси милости и благодати Господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава и держава, купно со безначальным отцем и с пресвятым и благим и животворящим его духом ныне и присно и во веки веков.

Теги:
Блаженный Исидор Ростовский
мученик Исидор Хиосский
православный календарь

Все публикации