
В этот день совершается память:
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.)
Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского, чудотворца (1688). Мученика Александра Римского (284—305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606). Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобного Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).
Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922); мучеников Черкасских (XX).
Мученик Авраамий Болгарский пострадал за Христа в столице Волжской Булгарии Великом Болгаре 1 апреля 1229 г. Его святые мощи в 1230 г. перенесены из Болгара в Успенский собор Владимирского Княгинина монастыря св. блгв. вел. кн. Георгием (Юрием) Всеволодовичем. В неделю о расслабленном, 11 мая 1711 г., мощи мученика были переложены в новую раку и перенесены из Благовещенского придела в главный придел Успенского собора. В настоящее время частицы его мощей пребывают в храме мч. Авраамия (г. Болгар) и в Успенском Княгинином монастыре (г. Владимир).
Престольные праздники
Храм мч. Авраамия Болгарского г. Болгара Спасского района (Ч)
Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец
Евфимий был сыном преподобного Иоанна Иверского. В числе детей грузинских вельмож он был отправлен заложником в Константинополь, но с позволения императора отец забрал отрока с собой на Афон. Евфимий превосходно разбирался в византийской и античной литературе, в совершенстве овладел греческим языком, но стал забывать родной. Однажды заболевшему Евфимию явилась Богородица и исцелила юношу, повелев: «Встань и хорошо говори по-грузински». Узнав об этом, Иоанн благословил сына заняться переводом святоотеческих книг. Сохранилось 160 переведенных им сочинений. В старости Иоанн передал Евфимию управление Иверским монастырем. Начатое им дело перевода продолжил преподобный Георгий Иверский. К его словам прислушивалась царица Грузии, а своими трудами он способствовал возвышению нравов и просвещению своего народа.
Священное Писание
Священное Писание содержит в себе упоминание самых разных людей, и далеко не все персонажи Библии были праведными, не все они были и людьми приятными. Однако у Бога, как известно, нет лицеприятия (см. Рим. 2:11), и Бог делает всё для спасения каждого человека, вне зависимости от того, кажется ли людям тот или иной человек симпатичным и достойным блаженной вечности. Об одном довольно странном человеке, на которого тем не менее обратил внимание Христос, рассказывает 5-я глава Евангелия от Иоанна. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время Божественной литургии.
Глава 5.
01После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
02Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
03В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
04ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неепо возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
05Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
06Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
07Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
08Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
09И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Нам не дано знать, почему из всего множества страдальцев, ожидающих схождения ангела на воду иерусалимской купальни, Христос обратил Своё внимание именно на того паралитика, историю которого мы только что услышали. Вообще, этот отрывок — единственный евангельский рассказ такого рода, все прочие исцеления происходили иначе: люди либо сами обращались к Спасителю за помощью, либо кто-то о них ходатайствовал, у нас нет иных свидетельств избрания Христом того, кому Он намерен оказать милость.
Возможно, что этого евангельского паралитика от всех других собравшихся в тот день и в том месте людей отличало одиночество, о котором он сам и упомянул в ответ на вопрос Спасителя о желании обрести здоровье. Конечно, слова об отсутствии того, кто мог бы помочь, звучат предельно печально, они своего рода средоточие боли всеми покинутого человека. Впрочем, к этим словам больного есть вопрос: а как он, будучи парализованным, оказался у Овчей купели? Скорее всего, всё же были какие-то люди, которые за ним ухаживали и ему помогали, однако у этой помощи, судя по всему, были свои пределы, и те, кто помогал больному, не были готовы бороться за возможность окунуть его первым в купальню после схождения в неё ангела Господня. Наверняка, у них были и какие-то свои дела, а может они просто не до конца верили в то, что омовение в купели способно исцелить больного. Как бы то ни было, этот человек был один, и Его избрал Спаситель.
Дальнейшее евангельское повествование показывает весьма странное поведение иудеев, которых мало беспокоило случившееся чудо, но которые не смогли пройти мимо нарушения одного из множества субботних запретов, не менее странно повёл себя и бывший паралитик: он решил воспользоваться дарованной ему Христом способностью ходить самым дурным из всех возможных способом — он пошёл к иудеям ради того, чтобы указать им на Спасителя как на человека, виновного в нарушении бывшим больным предписания о субботнем покое.
Конечно, Христос, будучи Воплощённым Богом, прекрасно знал о том, как поведёт себя бывший паралитик, Он знал, что этот человек не перестанет грешить, что он к своим прежним грехам добавит новые и более тяжёлые, но Господь исцелил его. Наверняка, у Овчей купели были и более достойные милости Божией страдальцы, но Спаситель избрал именно этого.
Избрание Богом того или иного человека — непостижимая для человеческого ума загадка. Мы можем лишь принимать это волеизъявление Бога, памятуя, что избранность накладывает гигантскую ответственность, к которой надлежит быть готовыми, ведь каждого из нас Бог избрал и сделал частью Своего святого народа — народа Нового Завета.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Церковь призвана сохранять традицию по одной простой причине — потому что именно в Церкви человек преодолевает время. У нас есть разные способы окунуться в прошлое. Например, мы можем читать книги или смотреть исторические фильмы, но это делает нас лишь зрителем прошлого. В Церкви же человек силой Святого Духа становится не зрителем, а соучастником всего, что совершил Господь ради спасения, и даже того, что еще произойдет: Его рождения, жизни, проповеди, страдания, смерти и Воскресения, Вознесения, «одесную Бога Отца седения, Второго и славного паки Пришествия».
О богослужебной книге «Апостол»
Богослужебную книгу, содержащую тексты Деяний апостолов и апостольских Посланий, принято называть «Апостолом». Как и богослужебное Евангелие, богослужебный Апостол разделён на зачала (законченные по смыслу фрагменты текста). Известно два типа служебных Апостолов: Апостол-лекционарий и Апостол с непрерывным текстом. Апостол-лекционарий (по-гречески «апракос») состоит из зачал, расположенных по дням церковного года. Перед каждым зачалом дана краткая вводная фраза, указывающая, к кому обращён текст (например, «Братие…» или «Возлюблении» — для Посланий апостола Иоанна Богослова), а также прокимны и аллилуарии. Апостол-лекционарий используется в современной Греческой Церкви. В славянских странах используют, как правило, служебный Апостол с непрерывным текстом, когда тексты Деяний и Посланий идут полностью и в традиционном порядке: Деяния, Соборные послания, Послания апостола Павла. Служебный Апостол имеет лекционарный аппарат: богослужебную разметку текста, вводные фразы, таблицу с указателем чтений.
Свойство Божие — любовь
Любовь — это такое Божественное свойство, соответственно которому Он живет Сам в Себе и действует вовне. Внутренне оно проявляется в том, что Божественные Ипостаси — Отец, и Сын, и Святой Дух — неизменно пребывают в состоянии всесовершенной любви как в отношении Себя Самих, так и Друг по отношению к Другу. Внешне любовь Божья обнаруживается в том, что Бог любит Свои творения, низводит на них благость, способствует проявлению любви в тех из них, которые наделены способностью любить. Любовь не просто качество, а образ личного бытия Бога. Бог есть Любовь (1Ин.4:16) не просто потому, что Он любит человека, в противном случае до нашего творения Бог бы не являлся Любовью. Отец, Сын и Святой Дух — это единство в любви. Любовь — это согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы.
Молитвословия
Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4
Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.
Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.
Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневского
О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства, и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь мученицы Гликерии девы
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Гликерии девы
глас 3
Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.