Церковный календарь

26 мая. Преполовение Пятидесятницы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 мая. Преполовение Пятидесятницы

4-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 13 мая по ст. ст..

В этот день совершается память: 

Преполовение Пятидесятницы.

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177).

Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского, чудотворца (1688). Мученика Александра Римского (284–305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606). Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобного Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).

Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922); мучеников Черкасских (XX).

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Церковь воспоминает, как Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своём Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Преполовение святой Пятидесятницы — древний христианский праздник, установленный Церковью и существующий уже во времена святителя Иоанна Златоуста. Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием Пасхи в службе Преполовения напоминается о приближении праздников Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.

Богослужение Преполовения Пятидесятницы

Богослужебные тексты праздника несут на себе печать глубокой древности. Первым Преполовение в V веке воспел святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, а вслед за ним и многие святые: преподобный Андрей Критский в VII веке, преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке, преподобный Феофан Исповедник в IX веке. «Просветившеся, братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа», — говорится в одном из праздничных песнопений. По примеру ветхозаветной Церкви, вспоминающей на праздник Кущей чудесное напоение евреев в пустыне водою, изведённой Моисеем из скалы, и в знамение благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения, Святая Церковь установила в этот день совершать после литургии водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец

Евфимий был сыном преподобного Иоанна Иверского. В числе детей грузинских вельмож он был отправлен заложником в Константинополь, но с позволения императора отец забрал отрока с собой на Афон. Евфимий превосходно разбирался в византийской и античной литературе, в совершенстве овладел греческим языком, но стал забывать родной. Однажды заболевшему Евфимию явилась Богородица и исцелила юношу, повелев: «Встань и хорошо говори по-грузински». Узнав об этом, Иоанн благословил сына заняться переводом святоотеческих книг. Сохранилось 160 переведенных им сочинений. В старости Иоанн передал Евфимию управление Иверским монастырем. Начатое им дело перевода продолжил преподобный Георгий Иверский. К его словам прислушивалась царица Грузии, а своими трудами он способствовал возвышению нравов и просвещению своего народа.

Священное Писание

Деян., 34 зач., XIV, 6-18

8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: 15 мужи! что́ вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, 19из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим.

Ин., 26 зач., VII, 14-30

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,— на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24 Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.

25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 6-18; Ин. 7, 14-30

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он - единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. - Сила кому нужна - у Него всякая сила. Слава ли - у Него слава премирная. Свобода ли - Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

О богослужебной книге «Апостол»

Богослужебную книгу, содержащую тексты Деяний апостолов и апостольских Посланий, принято называть «Апостолом». Как и богослужебное Евангелие, богослужебный Апостол разделён на зачала (законченные по смыслу фрагменты текста). Известно два типа служебных Апостолов: Апостол-лекционарий и Апостол с непрерывным текстом. Апостол-лекционарий (по-гречески «апракос») состоит из зачал, расположенных по дням церковного года. Перед каждым зачалом дана краткая вводная фраза, указывающая, к кому обращён текст (например, «Братие…» или «Возлюблении» — для Посланий апостола Иоанна Богослова), а также прокимны и аллилуарии. Апостол-лекционарий используется в современной Греческой Церкви. В славянских странах используют, как правило, служебный Апостол с непрерывным текстом, когда тексты Деяний и Посланий идут полностью и в традиционном порядке: Деяния, Соборные послания, Послания апостола Павла. Служебный Апостол имеет лекционарный аппарат: богослужебную разметку текста, вводные фразы, таблицу с указателем чтений.

Свойство Божие — любовь

Любовь — это такое Божественное свойство, соответственно которому Он живет Сам в Себе и действует вовне. Внутренне оно проявляется в том, что Божественные Ипостаси — Отец, и Сын, и Святой Дух — неизменно пребывают в состоянии всесовершенной любви как в отношении Себя Самих, так и Друг по отношению к Другу. Внешне любовь Божья обнаруживается в том, что Бог любит Свои творения, низводит на них благость, способствует проявлению любви в тех из них, которые наделены способностью любить. Любовь не просто качество, а образ личного бытия Бога. Бог есть Любовь (1Ин.4:16) не просто потому, что Он любит человека, в противном случае до нашего творения Бог бы не являлся Любовью. Отец, Сын и Святой Дух — это единство в любви. Любовь — это согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневского

О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства, и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицы Гликерии девы

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Гликерии девы

глас 3

Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.

Теги:
преподобный Евфимий Иверский
православный календарь

Все публикации