Церковный календарь

26 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Поста нет. 13 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия Гераклейского, стража темничного (ок. 177). Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, Переяславского чудотворца (1688). Мученика Александра Римского (ок. 284–305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (ок. 606). Святителей Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобного Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Неделя о самаряныне

В пятую Неделю по Пасхе, неделю о самаряныне, Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой. Это событие — очевидное свидетельство Божественной славы воскресшего Спасителя, так как после беседы с Господом самарянка и её соотечественники убедились в том, что говыоривший с ними есть воистину Спаситель мира — Христос. В службе этой недели повествуется о том, как Спаситель во время беседы с самарянкой, возбудив в ней искреннее покаяние, сделал её способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжёг в её сердце желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Так, Церковь показывает нам, что Господь идёт навстречу ищущим истину и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других.

Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец

Евфимий был сыном преподобного Иоанна Иверского. В числе детей грузинских вельмож он был отправлен заложником в Константинополь, но с позволения императора отец забрал отрока с собой на Афон. Евфимий превосходно разбирался в византийской и античной литературе, в совершенстве овладел греческим языком, но стал забывать родной. Однажды заболевшему Евфимию явилась Богородица и исцелила юношу, повелев: «Встань и хорошо говори по-грузински». Узнав об этом, Иоанн благословил сына заняться переводом святоотеческих книг. Сохранилось 160 переведенных им сочинений. В старости Иоанн передал Евфимию управление Иверским монастырем. Начатое им дело перевода продолжил преподобный Георгий Иверский. К его словам прислушивалась царица Грузии, а своими трудами он способствовал возвышению нравов и просвещению своего народа.

Священное Писание

Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.

28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Ин., 12 зач., IV, 5-42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Тропарь мученицы Гликерии девы

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Гликерии девы

глас 3

Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 11, 19-26, 29-30; Ин. 4, 5-42

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. True же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

О богослужебной книге «Апостол»

Богослужебную книгу, содержащую тексты Деяний апостолов и апостольских Посланий, принято называть «Апостолом». Как и богослужебное Евангелие, богослужебный Апостол разделён на зачала (законченные по смыслу фрагменты текста). Известно два типа служебных Апостолов: Апостол-лекционарий и Апостол с непрерывным текстом. Апостол-лекционарий (по-гречески «апракос») состоит из зачал, расположенных по дням церковного года. Перед каждым зачалом дана краткая вводная фраза, указывающая, к кому обращён текст (например, «Братие…» или «Возлюблении» — для Посланий апостола Иоанна Богослова), а также прокимны и аллилуарии. Апостол-лекционарий используется в современной Греческой Церкви. В славянских странах используют, как правило, служебный Апостол с непрерывным текстом, когда тексты Деяний и Посланий идут полностью и в традиционном порядке: Деяния, Соборные послания, Послания апостола Павла. Служебный Апостол имеет лекционарный аппарат: богослужебную разметку текста, вводные фразы, таблицу с указателем чтений.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Даже если бы ничего больше не было сказано, то этих слов было бы достаточно, чтобы спастись. Из них мы узнаем, что Бог, Которого не видел никто никогда (см. Ин. 1, 18), — это свидетельство также находим в Священном Писании, — может быть познан человеком. Ни с чем не сравнимый, находящийся вне нашего восприятия, вне нашего опыта Бог может быть познан, и через это познание человек спасается, ему открываются врата вечности. И происходит это познание именно потому, что Господь наш Иисус Христос явил нам, по слову апостола Павла, всю полноту Божества телесно (см. Кол. 2, 9). Неведомое Божественное начало и сила явлены в Иисусе Христе телесным, то есть физическим образом, — то есть Христа видели и слышали, Его осязали, с Ним общались, вместе с Ним вкушали пищу. Он явил себя как Человек, сохраняя Божественную природу неизменно, и потому, веря во Христа, мы открываем себе Бога.

Теги:
Неделя о самаряныне
преподобный Евфимий Иверский
православный календарь

Все публикации