24 мая. Память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

4982
Фото

Седмица 6-я по Пасхе
День постный. 11 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Священномученика Мокия (ок. 295). Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671). Святителя Никодима, архиепископа Сербского (1325).

Священномученика Михаила Белороссова пресвитера (1920); священномученика Александра, архиепископа Харьковского (1940).

Отдание праздника Пасхи

В среду перед Вознесением Господним бывает Отдание праздника Пасхи. В этот день Церковь в последний раз в году совершает пасхальное богослужение. Служба Отдания Пасхи начинается, как и в Светлую седмицу пением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» и совершается при открытых Царских вратах. В последний раз поются стихиры «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!» На утрене поётся Пасхальный канон, но к нему добавляются тропари канонов Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Служба завершается пасхальным крестным ходом. По окончании богослужения Святая Плащаница снимается с престола и полагается в особо устроенном для неё месте. С этого дня прекращается пение пасхальных песнопений, и верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!»

Равноапостольные Мефодий и Кирилл

Святые Кирилл и Мефодий были родными братьями из города Солуни. Приняв монашество и изучив славянские языки, они отправились с проповедью в славянские земли. В 863 году братья создали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу. Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий выполнили перевод богослужебных книг, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Чудесное обретение ими мощей святителя Климента помогло утвердить совершение богослужений на славянском языке. Святые братья особо почитаемы на Руси, «ибо ими началась на родном нам языке славянском Литургия Божественная и всё церковное служение совершаться, и тем неисчерпаемый кладезь воды, текущей в Жизнь вечную, дан нам».

Празднование памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия в Русской Церкви

В Русской Православной Церкви память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, празднуется с XI века. Древнейшие службы святым относятся к XIII веку. Торжественное празднование было установлено в 1863 году, а указом Святейшего Синода 1885 года определено поминать имена «иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских» на литии, по Евангелии на утрене, на отпустах и молитвах после святителя Николая Мирликийского, так как для православной Руси память о святых первоучителях имеет особое значение: «ими началась на родном нам языке славянском Литургия Божественная и всё церковное служение совершаться, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущей в жизнь вечную дадеся нам». Переводом священных и богослужебных книг на славянский язык, введением славянского языка при богослужении святые положили начало нашему вечному спасению, возродили русских людей духовно, научив своими трудами познавать Единого Бога, поэтому они для нас не только учителя и апостолы, но и отцы.

Священное Писание

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28

22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, 28ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Ин., 43 зач., XII, 36-47

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47

«Господи, кто поверил слышанному от нас» (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут — корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всякий раз, когда мы встречаемся со Словом Божиим, с людьми, проповедующими его не только словами, но и всей своей жизнью, когда мы встречаемся с победой правды Божией над диавольской ложью, когда встречаемся со справедливостью, с мирным устроением духа, — мы встречаемся с Богом, Который всё это вложил в человека. Но страшно, когда глаза наши закрыты, когда мы ничего не видим и не понимаем, когда не видим Бога, стоящего рядом с нами, когда обожествляем самих себя и поставляем себя в центр своей жизни. Тогда мы закрываем для себя всякую возможность встречи с Господом и всякую возможность жить по законам веры.

Молитвословия

Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла

глас 4

Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла

глас 3

Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших.

Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая преда¬ния добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Елабужском благочинии прошёл благотворительный концерт, приуроченный к празднованию Дня славянской письменности и культуры В Елабужском благочинии прошёл благотворительный концерт, приуроченный к празднованию Дня славянской письменности и культуры

25 мая в Елабужском городском дворце культуры прошёл благотворительный концерт, приуроченный к празднованию Дня славянской письменности и культуры.

В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла глава Татарстанской митрополии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Храме Христа Спасителя В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла глава Татарстанской митрополии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Храме Христа Спасителя

24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Евангелие скрыто в языке
Публикации 24 мая 2023
Евангелие скрыто в языке

Какой благозвучностью, красотой, певучестью обладает наш родной язык! Здесь и поэзия букв и звуков, и музыка гласных, и нежность, и тихий шорох, и перекаты грома — все присутствует в родном русском языке.

Митрополит Кирилл открыл книжную выставку «Пять веков Библии в Казани» Митрополит Кирилл открыл книжную выставку «Пять веков Библии в Казани»

23 мая в Музее Казанской епархии на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря состоялось открытие выставки рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани», приуроченной к празднованию Дня славянской письменности и культуры.