Церковный календарь

23 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Поста нет. 10 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Симона Зилота (I).

Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского (1226). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мученика Исихия Антиохийского (IV). Преподобного Исидоры юродивой (IV). Блаженной Таисии (V).

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Неделя о расслабленном

В 4-ю Неделю по Пасхе, неделю о расслабленном, Церковь воспоминает чудесное исцеление Господом Иисусом Христом расслабленного. Совершилось оно при Вифезде (Овчей купели) в день иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного святая Церковь изображает обновление жизни всего человечества через воскресение Христово. Вместе с этим Святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать ко Христу об исцелении греховной природы. Так как Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне, то в некоторых тропарях канона утрени этой недели прославляется ещё и святой Архистратиг Михаил. Восхваляя его как «предводителя вышних служителей», Церковь побуждает верующих обращаться к нему как к покровителю и заступнику.

Мученик Авраамий Болгарский

Святой мученик Авраамий Болгарский родился в Камской Болгарии и был воспитан в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники. Известно, что он занимался торговлей, был пристрастен к суетным мирским благам и чувственным удовольствиям, но в то же время оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати Божией Авраамий убедился в лживости магометанства и в истинности христианской веры, став достойным христианином. Исповедуя веру Христову, святой Авраамий пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя, за что и был умучан своими соотечественниками в 1229 году. Мощи святого Авраамия в 1230 году были перенесены во Владимир, где и поныне покоятся в Успенском кафедральном соборе. В утешение жителям Казанского края остался перст святого, хранящийся в Авраамиевском храме города Болгар. 

Апостол Симон Зилот

Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, сын Иосифа Обручника, супруга Пресвятой Богородицы, был по плоти братом Господа и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование Зилота, то есть ревнителя. Святой апостол проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. В XIX веке на месте подвигов святого апостола сооружен Новоафонский монастырь.

Священное Писание

Деян., 23 зач., IX, 32-42

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Ин., 14 зач., V, 1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 9, 32-42; Ин. 5, 1-15

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Болезнь есть некое внутреннее разрушение человеческого организма, нарушение порядка, который был Богом определен и заложен в природу человека. Причина болезней в роде человеческом, несомненно, связана с грехом, то есть с отказом человека жить по Божиему плану, по Божиему замыслу, по Божиему закону. Это не значит, что каждое заболевание, от насморка до самой тяжелой болезни, непременно является результатом какого-то греха. Так думать не следует. Но результатом греха является болезнь как явление. Беспорядок в физическом теле человека есть результат беспорядка в душе человеческой, результат разрыва между Богом и человеком. Человечество пошло не по тому пути, цивилизационная дорога оказалась искривленной, а потому все пошло не так, в том числе и болезни стали разрушать человеческое тело.

Мироточивые главы

В Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, напротив входа в подземный Рождественский храм, находится глубокая ниша, где в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы. В Сказании о мироточивых главах Печерского Патерика говорится, что «нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Ещё в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно по времени, и состав их мира неодинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому. В советское время мироточение святых глав прекратилось и возобновилось только после открытия монастыря.

Свойство Божие – всесвобода

Всесвобода Божественной воли усматривается в том, что Бог абсолютно свободен от каких-либо внутренних нестроений (например, колебаний в связи с неуверенностью или переполненностью «чувствами» (радостью, гневом, негодованием т. д.)), также в том, что в Своих желаниях и решениях Он не зависит ни от каких внешних воздействий, Сам определяет Себя к деятельности в соответствии с возвышенностью Своих совершенств, Сам избирает, что хочет, и реализует желаемое, как хочет. Молитвы, обращенные к Богу со стороны людей, подразумевающие определенные ответы на них со стороны Бога, нельзя считать фактором, ограничивающим Божью свободу, так как, во-первых, Бог Сам призывает верующих к молитвенному общению с Ним, а во-вторых, отвечает на них, как Сам желает, исходя из Своего совершенства.

Молитвословия

Тропарь апостола Симона Зилота

глас 3

Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Симона Зилота

глас 2

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Симон Зилот
православный календарь

Все публикации