
Неделя 3-я по Пасхе, о слепом
Поста нет. 8 мая по ст. ст.
В этот день совершается память:
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98—117). Преподобного Арсения Великого (449—450).
Преподобных Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.
Мученика Никифора Зайцева (1942).
Неделя о слепом
В 6-ю неделю по Пасхе, Неделю о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорождённому. Это чудо, подобно остальным событиям, воспоминаемым Святой Церковью в предшествующие недели по Пасхе, показывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа. Богослужебные песнопения отмечают духовное прозрение слепого, постепенное нарастание в нём веры в Воскресшего Господа. В образе слепорождённого, исцелённого Иисусом Христом, Святая Церковь представляет всякого грешника, а дарованием Господом чудесного света духовным и телесным очам слепого научает, что Гос подь — единственный истинный просветитель, и только во свете Его можно увидеть спасительный свет: «Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет пресветлый».
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик и свидетель Преображения и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, созерцатель Божественных Откровений, занимает особое место в ряду избранных учеников Спасителя. На иконах он изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая особенность духовного облика Иоанна открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу дано наименование Апостола Любви. Любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь. В них апостол останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку.
Написание Евангелия от Иоанна
Священномученик Ириней Лионский (II век) в книге «Против ересей» пишет, что апостол Иоанн написал своё Евангелие в Ефесе. Он оставался там до царствования императора Траяна, дожил до глубокой старости и умер на 68-й год после Страстей Господних. Другие древние церковные авторы указывают, что апостол Иоанн написал Евангелие последним и, будучи знаком с текстами апостолов Матфея, Марка и Луки, восполнил их рассказы, глубже и таинственнее раскрыв догматический и нравственный смысл событий, поэтому древняя церковная традиция назвала Евангелие от Иоанна «духовным». Апостол Иоанн, как и евангелист Лука, говорит, что написал своё Евангелие для укрепления веры в христианах: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
Священное Писание
Как убедиться в том, что Иисус Христос — истинный Бог, и та вера, которую Он предлагает человеку, истинная вера. Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 6.
27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
«Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» — спрашивают фарисеи у Христа. Иным образом их вопрос звучит так: «что нам делать, чтобы спастись? Какие конкретно дела совершать, какие именно заповеди соблюдать, чтобы стать участниками царства Мессии?» Господь отвечает: «Вам необходимо уверовать в Меня. Я посланник Божий. Я и есть Мессия». На это знатоки закона требуют: «Хорошо, допустим, Ты не обманываешь. И Ты действительно Мессия. Но тогда докажи это». Согласитесь, это очень резонная просьба. Ведь житейский опыт подсказывает нам, что не стоит людям верить на слово. Кроме того, во времена Спасителя довольно многие объявляли себя посланниками Божиими, будоражили народ своими идеями, поднимали его на восстание против Рима и в итоге приводили людей к страданиям и смерти. Фарисеям нужны гарантии, что Христос не один из подобных самозванцев. Что Ему можно доверять.
Ошибка фарисеев не в том, что они сомневаются. И даже не в том, что требуют доказательств. Это всё естественные реакции на слова Того, Кто заявляет о Своей божественной силе. Их проблема в том, что они ставят Христу условия. А именно, они задают конкретные параметры чуда, которое Он должен совершить, чтобы убедить их в Своей правоте. «Сведи с неба манну, как Моисей». Вот, что они ожидают от Спасителя. В представлении иудеев насыщение Израиля манной небесной считалось величайшим делом Моисея. Мессия же должен был превзойти Моисея и подтвердить таким образом Своё достоинство. Однако у Христа есть собственный план и видение того, как Он должен исполнить Свою миссию. А потому Господь отказывается играть по правилам Своих оппонентов. Вернее, Его ответ им лежит совсем в иной плоскости. Но фарисеи не могут его увидеть, поскольку ни за что не могут отказаться от своих предрассудков. Христос остаётся для них далёким и непонятным.
Так нередко происходит и в наших отношениях с Богом. Конечно же, в отличие от религиозных лидеров иудеев, в своём большинстве мы люди крещёные. Мы разделяем многие положения Православного вероучения. Мы даже ходим на службы и участвуем в церковных таинствах. Ведь мы очень хотим, чтобы Господь чудесным образом вошёл в нашу жизнь. Однако подобно фарисеям, мы ведём с Богом постоянные торги — сами устанавливаем параметры этого чуда. «Если бы, Господи, люди вокруг меня были посговорчивей, условия моей жизни покомфортней, здоровье покрепче, зарплата повыше, начальство помягче, мне было бы легче верить в Тебя. Если бы Ты забрал у меня мои дурные привычки, мой скверный характер, если бы Ты вдохновил меня на подвиги, тогда я стал бы Твоим самым верным учеником и последователем. Яви же чудо, Господи, дай мне хорошее, забери плохое. И я весь Твой». Бывает в таких ожиданиях и просьбах проходит вся жизнь. Христос же предлагает иной путь. «Тот любит Меня и верит в Меня, кто соблюдает Мои заповеди», — говорит он в Евангелии. Иными словами, не ставьте Мне никаких условий, откиньте пустые ожидания и представления. Просто делайте то, что Я заповедовал вам в Своём Евангелии. День за днём. Превратите это в смысл и цель своей жизни. Тогда и произойдёт чудо. Постепенно ваша жизнь преобразится. Моя благодать насытит вашу душу хлебом небесным, откроет в ней мир, покой и радость Небесного Царства. И вы сами на практике убедитесь в том, что Я — истинный Сын Божий.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Человек может сохранить способность отличать добро от зла и правду ото лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого человека непреходящим мерилом, самым устойчивым, абсолютным критерием. И если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, явленной в Иисусе Христе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему. С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что там его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в Божественном свете свои грехи, потому что в ответ на это видение в нем раскрываются сила покаяния и сила молитвы. И, проходя через опыт покаяния и молитвы, человек очищается в свете Божественной правды.
Святитель Григорий Палама о поведении в храме Божием
Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать — мешают? Доколе вы — люди, желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно губящие друг друга, доколе вы не удержитесь от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. В то время когда жертва Богу огнём возносилась, приносившие чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнём. Убоимся же и мы привносить внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, чтобы не стать вконец осуждёнными сущими в ней Божественными словами.
Свойство Божие — всеведение
Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания). Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум). Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).
Жизнь Господа Иисуса Христа как идеальный нравственный пример
Согласно Писанию, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Проявление образцового поведения, добродетельности, святости — один из важнейших аспектов земного (общественного) служения Христа. Он не только преподал людям учение веры и нравоучение, но и явил Своей жизнью, Своими делами человеческий идеал (этим Он разительно отличается от тех учителей, которые, призывая жить праведной добродетельной жизнью, сами не следуют содержанию собственных призывов). Важнейшим аспектом в деле демонстрации идеального нравственного примера богоугодной жизни Спасителя стало свободное и осознанное принятие Крестных Страданий и смерти, имевшей искупительное значение.
Молитвословия
Тропарь апостола Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
Кондак апостола Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.
Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.