Церковный календарь

21 мая. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 мая. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4-я седмица по Пасхе
Поста нет. 8 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117). Преподобного Арсения Великого (449–450).

Преподобных Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.

Мученика Никифора Зайцева (1942).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик и свидетель Преображения и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, созерцатель Божественных Откровений, занимает особое место в ряду избранных учеников Спасителя. На иконах он изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая особенность духовного облика Иоанна открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу дано наименование Апостола Любви. Любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь. В них апостол останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку.

Написание Евангелия от Иоанна

Священномученик Ириней Лионский (II век) в книге «Против ересей» пишет, что апостол Иоанн написал своё Евангелие в Ефесе. Он оставался там до царствования императора Траяна, дожил до глубокой старости и умер на 68-й год после Страстей Господних. Другие древние церковные авторы указывают, что апостол Иоанн написал Евангелие последним и, будучи знаком с текстами апостолов Матфея, Марка и Луки, восполнил их рассказы, глубже и таинственнее раскрыв догматический и нравственный смысл событий, поэтому древняя церковная традиция назвала Евангелие от Иоанна «духовным». Апостол Иоанн, как и евангелист Лука, говорит, что написал своё Евангелие для укрепления веры в христианах: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Священное Писание

Деян., 29 зач., XII, 1-11

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — 4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Ин., 31 зач., VIII, 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42

Сказал Господь:  «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, люди никогда бы не стали грешить, если бы видели подлинное лицо греха. Мы бы все содрогались от ужаса. Это лицо греха являлось некоторым святым, подвижникам, потому что они были сильны, потому что они были способны увидеть это лицо и не сойти с ума, не погибнуть; и они говорят, что лицо это ужасно. Но если показать хотя бы часть этого страшного лица людям, то кто бы совершал грех? Кто бы впадал в гордыню, кто бы исходил злобой, кто бы говорил ложь? Грех есть болезнь, так об этом говорят все святые отцы, писавшие на тему греха. Грех – это отклонение от нормы, это ненормальность, это действительно болезнь, болезнь духовная, которая нередко перетекает и в болезнь физическую.

Святитель Григорий Палама о поведении в храме Божием

Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать — мешают? Доколе вы — люди, желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно губящие друг друга, доколе вы не удержитесь от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. В то время когда жертва Богу огнём возносилась, приносившие чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнём. Убоимся же и мы привносить внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, чтобы не стать вконец осуждёнными сущими в ней Божественными словами.

Свойство Божие — всеведение

Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания). Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум). Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).

Жизнь Господа Иисуса Христа как идеальный нравственный пример

Согласно Писанию, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Проявление образцового поведения, добродетельности, святости — один из важнейших аспектов земного (общественного) служения Христа. Он не только преподал людям учение веры и нравоучение, но и явил Своей жизнью, Своими делами человеческий идеал (этим Он разительно отличается от тех учителей, которые, призывая жить праведной добродетельной жизнью, сами не следуют содержанию собственных призывов). Важнейшим аспектом в деле демонстрации идеального нравственного примера богоугодной жизни Спасителя стало свободное и осознанное принятие Крестных Страданий и смерти, имевшей искупительное значение.

Молитвословия

Тропарь апостола Иоанна Богослова

глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова

глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Иоанн Богослов
православный календарь

Все публикации