
Седмица 6-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Праведного Иова Многострадального (ок. 2000—1500 гг. до Р. Х.).
Преподобного Михея Радонежского (1385). Преподобного Иова Почаевского (XVII). Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мученика Варвара, бывшего разбойника.
Праведный Иов Многострадальный
Праведный Иов родился в XX столетии до Рождества Христова в Аравии; по преданию, был племянником праотца Авраама. Человек богобоязненный и благочестивый, он удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь, чтобы посрамить диавола, послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. «Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21), — произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. Затем Иов перенес жестокую болезнь в полном одиночестве, но перед Богом не согрешил ни в чем. Господь благословил праведника: он родил еще 10 детей, и богатство его вдвое против прежнего увеличилось. Иов прожил после того еще 140 лет.
Преподобный Михей Радонежский
Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, — один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.
Священное Писание
Большая часть нашей жизни связана с решением тех или иных проблем: финансовых, физических, психологических, и многих других. Среди них есть и духовные, которые также надо решать и далеко не в последнюю очередь. Но с чего начать? Какая главная духовная проблема присутствует в жизни каждого из нас? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 8.
42Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
Слово «проблема» происходит из греческого языка и означает нечто брошенное вперёд или поставленное впереди. Болезнь как препятствие к здоровью, дурное воспитание или скверный характер как препятствие к нормальной общественной жизни — каждый может посмотреть на свою жизнь и увидеть присутствие в ней того, что можно было бы назвать проблемой. Но что же является трудностью в нашем общении с Богом? Что является преградой?
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна даёт ответ на поставленный вопрос: это ложь. Не просто какая-то бытовая неправда по конкретному поводу, но искажение Божьего замысла о мире. Господь сотворил его таким, каким захотел, прекрасным и добротным. Ангелы и человек были сотворены способными гармонично жить в мире, сообразно тому, как задумал Творец. Свободно соучаствуя в Его замысле. Но лукавый исказил замысел о себе и будучи сотворён благим, устремился ко злу. И не только сам устремился, но и человеку предложил сделать то же самое. Жить в мире так, как будто бы в нём нет Творца, как будто бы нет правил и внутренних законов, но есть только собственная воля, ограниченная лишь физическими свойствами материи. И это желание жить по-своему, не считаясь в действительности с волей Божией, настолько глубоко в нас сидит, что мы привносим его даже в религиозную жизнь. Мы приходим к Богу и диктуем Ему какую работу Он должен нам обеспечить, какое здоровье, какого мужа или какую жену... И даже каким именно Он Сам должен быть, чтобы мы его любили, чтобы верили в Него и хотели быть с Ним в общении.
Именно об этом так ревностно говорит в сегодняшнем чтении Христос. Иудеи — верующие люди, которые уверены, что они любят Бога и всё делают по Его воле, при том, что они уже давно живут по своей. В этом суть конфликта Спасителя с книжниками и фарисеями. Не нужно думать, что иудеи были настолько безумны, что сознательно ненавидели Мессию. По-своему, они любили Бога и были на всё готовы ради своих представлений о Нём. Но в отношениях с Творцом человек либо творит волю Божию, либо следует своей собственной. Если же воля человеческая противоречит воли Божией, она совпадает с дьявольской. Третьего не дано. Нам всё время кажется, что мы можем изобрести нечто своё, не доброе и не злое, и в этом наша проблема. Мир — творение Божие, мы приглашены к бытию Его доброй волей и сможем быть счастливы только тогда, когда познаем эту истину и согласимся жить по Его воле.
священник Антоний Борисов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
И сегодня ереси не просто существуют — они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник — не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос — не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь — это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.
День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича
Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».
Свойство Божие — вечность
Вечность Божия выражается в том, что Бог абсолютно не зависит от условий времени, бытие Божье не имеет временно́го начала и никогда не будет иметь временно́го конца. Бог Сам является Основателем времени. В условиях времени Божественная вечность субъективно воспринимается человеком как непрестанность бытия Божия. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего, Он всегда пребывает как бы в настоящем.
Молитвословия
Тропарь праведного Иова Многострадального
глас 1
Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.
Кондак праведного Иова Многострадального
глас 8
Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.
Молитвы Иову Многострадальному
О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского
глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.