19 мая. Память праведного Иова Многострадального

7860
Фото

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Праведного Иова Многострадального (ок. 2000—1500 гг. до Р. Х.).

Преподобного Михея Радонежского (1385). Преподобного Иова Почаевского (XVII). Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мученика Варвара, бывшего разбойника.

Праведный Иов Многострадальный

Праведный Иов родился в XX столетии до Рождества Христова в Аравии; по преданию, был племянником праотца Авраама. Человек богобоязненный и благочестивый, он удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь, чтобы посрамить диавола, послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. «Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21), — произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. Затем Иов перенес жестокую болезнь в полном одиночестве, но перед Богом не согрешил ни в чем. Господь благословил праведника: он родил еще 10 детей, и богатство его вдвое против прежнего увеличилось. Иов прожил после того еще 140 лет.

Преподобный Михей Радонежский

Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, — один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.

Священное Писание

Большая часть нашей жизни связана с решением тех или иных проблем: финансовых, физических, психологических, и многих других. Среди них есть и духовные, которые также надо решать и далеко не в последнюю очередь. Но с чего начать? Какая главная духовная проблема присутствует в жизни каждого из нас? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 8.

42Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

44Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

50Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Слово «проблема» происходит из греческого языка и означает нечто брошенное вперёд или поставленное впереди. Болезнь как препятствие к здоровью, дурное воспитание или скверный характер как препятствие к нормальной общественной жизни — каждый может посмотреть на свою жизнь и увидеть присутствие в ней того, что можно было бы назвать проблемой. Но что же является трудностью в нашем общении с Богом? Что является преградой?

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна даёт ответ на поставленный вопрос: это ложь. Не просто какая-то бытовая неправда по конкретному поводу, но искажение Божьего замысла о мире. Господь сотворил его таким, каким захотел, прекрасным и добротным. Ангелы и человек были сотворены способными гармонично жить в мире, сообразно тому, как задумал Творец. Свободно соучаствуя в Его замысле. Но лукавый исказил замысел о себе и будучи сотворён благим, устремился ко злу. И не только сам устремился, но и человеку предложил сделать то же самое. Жить в мире так, как будто бы в нём нет Творца, как будто бы нет правил и внутренних законов, но есть только собственная воля, ограниченная лишь физическими свойствами материи. И это желание жить по-своему, не считаясь в действительности с волей Божией, настолько глубоко в нас сидит, что мы привносим его даже в религиозную жизнь. Мы приходим к Богу и диктуем Ему какую работу Он должен нам обеспечить, какое здоровье, какого мужа или какую жену... И даже каким именно Он Сам должен быть, чтобы мы его любили, чтобы верили в Него и хотели быть с Ним в общении.

Именно об этом так ревностно говорит в сегодняшнем чтении Христос. Иудеи — верующие люди, которые уверены, что они любят Бога и всё делают по Его воле, при том, что они уже давно живут по своей. В этом суть конфликта Спасителя с книжниками и фарисеями. Не нужно думать, что иудеи были настолько безумны, что сознательно ненавидели Мессию. По-своему, они любили Бога и были на всё готовы ради своих представлений о Нём. Но в отношениях с Творцом человек либо творит волю Божию, либо следует своей собственной. Если же воля человеческая противоречит воли Божией, она совпадает с дьявольской. Третьего не дано. Нам всё время кажется, что мы можем изобрести нечто своё, не доброе и не злое, и в этом наша проблема. Мир — творение Божие, мы приглашены к бытию Его доброй волей и сможем быть счастливы только тогда, когда познаем эту истину и согласимся жить по Его воле.

священник Антоний Борисов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И сегодня ереси не просто существуют — они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник — не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос — не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь — это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.

День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича

Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».

Свойство Божие — вечность

Вечность Божия выражается в том, что Бог абсолютно не зависит от условий времени, бытие Божье не имеет временно́го начала и никогда не будет иметь временно́го конца. Бог Сам является Основателем времени. В условиях времени Божественная вечность субъективно воспринимается человеком как непрестанность бытия Божия. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего, Он всегда пребывает как бы в настоящем.

Молитвословия

Тропарь праведного Иова Многострадального

глас 1

Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Кондак праведного Иова Многострадального

глас 8

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.

Молитвы Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года