Церковный календарь

17 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.
Поста нет. 4 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).

Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Священномученика Еразма, епископа Формийского (303). Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304). Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942); священномученика Николая Тохтуева диакона (1943).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Неделя о самаряныне

В пятую Неделю по Пасхе, неделю о самаряныне, Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой. Это событие — очевидное свидетельство Божественной славы воскресшего Спасителя, так как после беседы с Господом самарянка и её соотечественники убедились в том, что говоривший с ними есть воистину Спаситель мира — Христос. В службе этой недели повествуется о том, как Спаситель во время беседы с самарянкой, возбудив в ней искреннее покаяние, сделал её способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжёг в её сердце желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Так, Церковь показывает нам, что Господь идёт навстречу ищущим истину и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других.

Мученица Пелагия Тарсийская

Святая Пелагия родилась в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии в семье знатных язычников. Уверовав во Христа, она пожелала хранить целомудрие, посвятив жизнь служению Господу. Наследник императора Диоклетиана пленился красотой девицы Пелагии и пожелал на ней жениться. Но святая дева не изменила своего намерения и вскоре приняла святое Крещение. Когда об этом узнала мать мученицы, она сообщила наследнику, что его возлюбленная стала христианкой. Юноша понял, что святая Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать её на мучения, пронзил себя мечом. Тогда мать святой, испугавшись гнева императора, связала дочь и предала её на суд. Диоклетиан приговорил мученицу к сожжению в раскалённом медном воле. Святая Пелагия сама вошла в печь и предала душу Небесному Жениху.

Священное Писание

Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.

28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Ин., 12 зач., IV, 5-42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 11, 19-26, 29-30; Ин. 4, 5-42

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, в пятое воскресенье после Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца (см. Ин. 4, 5–42). Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу — в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом. Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте. Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя — есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы — Он имел в виду силу Духа Божия.

О Цветной Триоди

Периодом пения Цветной Триоди называется время от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, следующей за днём Пятидесятницы. Само название «Цветная Триодь» — русское; его не знает греческая богослужебная традиция. У греков аналогичная богослужебная книга называется Пентикостарием, так как главное содержание её составляют службы Пятидесятницы, то есть период от Святой Пасхи до дня Всех святых. В русской традиции название «Цветная Триодь» исторически связано с Неделей цветоносной, или Неделей ваий. Так как Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели (когда поётся «Спасительную совершивше Четыредесятницу…»), то на этом в России до середины XVII века заканчивалась и Постная Триодь, так что следующие дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье (Неделя ваий) и Страстная седмица — входили уже в Цветную Триодь. Во время богослужебной реформы при Патриархе Никоне объём Цветной Триоди был приведён в согласие с греческим Пентикостарием. Название «Триодь» дано Цветной Триоди по аналогии с Постной.

Свойство Божие — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Молитвословия

Тропарь мученицы Пелагии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Пелагия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Пелагии

глас 3

Временная презревши/ и Небесных благ причастница бывши,/ венец страдания ради приимши,/ Пелагие всечестная,/ яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./ Моли от бед избавити нас,/ твою память почитающих.

Теги:
Мученица Пелагия Тарсийская
православный календарь

Все публикации