Церковный календарь

16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

4-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 2 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X). Преподобных Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских.

Святителя Феофана Перифеорийского (после 1353). Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

Мученик Тимофея и мученица Мавра

Тимофей и Мавра были супругами и пострадали во время гонения императора Диоклетиана. Тимофей был членом церковного клира, хранителем и переписчиком богослужебных книг. За отказ выдать книги для их уничтожения святого подвергли страшным мучениям, которые он мужественно переносил. Ему вонзили в уши раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза, и он ослеп. Затем святого повесили вниз головой и привязали к шее тяжелый камень. Надеясь поколебать непреклонность мученика, воины привели к нему его молодую жену. Святой убедил супругу не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Мавра смело исповедала себя христианкой и также была подвергнута мучениям. Ей вырвали волосы на голове и отрубили пальцы на руках, а потом бросили в кипящий котел, но святая не ощущала боли и осталась невредимой. После долгих истязаний мучеников распяли, и в течение девяти дней они висели на крестах лицом друг к другу. На десятый день они предали Господу свои души. Это произошло в 286 году.

Преподобный Феодосий Киево-Печерский 

Благодаря игуменству преподобного Феодосия небольшое поселение отшельников, основанное преподобным Антонием Печерским на берегу Днепра, стало главным монашеским центром Киевской Руси. Феодосий ввел в монастыре Студийский общежительный устав, согласно которому имущество и стол у монахов были общие и все были равны между собой в отношении к монастырским работам. Инокам полагалась простая и скромная одежда, не разрешалось есть вне трапезной, разговаривать в церкви и собираться в келлиях для праздных бесед. При всей строгости устава Феодосий понимал его необходимость и по-отечески помогал братии. Часто по ночам он тайно выполнял их работу и старался прямо не обличать провинившихся, чтобы не оскорбить их. А однажды он не отворил ворот прибывшему князю, чтобы не побеспокоить отцов, отдыхавших в келлиях перед службой.

Священное Писание

Деян., 29 зач., XII, 1-11

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — 4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Ин., 31 зач., VIII, 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42

Сказал Господь: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, когда здесь, на полигоне Бутово, расстреливали ни в чем не повинных людей, те, кому это было приказано сделать, и представить себе не могли картину, которую мы сегодня наблюдаем, – торжественное пасхальное богослужение на рвах, куда сбрасывали останки расстрелянных. И если у тех, кто служил при этом полигоне, и была когда-то в сердце вера, то при виде всего, что здесь происходило, терялась всякая надежда на возрождение веры Христовой и Церкви Православной в жизни нашего народа. В том мраке, в том унынии, в том смраде, в той боли невозможно было представить торжество Христова Воскресения на этой страшной земле. <…> Но милость Божия, простирающаяся над нашим народом, благодать Христова совершила великое чудо – не просто возрождения, но и значительного укрепления веры в сознании современных людей, в земле нашей пребывающих. Это возрастание и укрепление в вере, несомненно, напрямую связаны с муками и страданиями погибших, в том числе здесь, на Бутовском полигоне, имена которых мы храним в памяти народной и в наших молитвах.

Преподобный Феодосий Печерский о поведении за трапезой

Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и святыми отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трёх: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, — в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем. Если кто упоит другого за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней. Где найдёшь много тропарей, приспособленных к чашам, чтобы они избавили от той беды их, беснующихся своею волею? Бесноватый страдает не по своей воле и получит жизнь вечную, а пьяный страдает по своей воле и подвергнется мучению вечному. Ибо к бесноватому придёт священник, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы к нему сошлись все священники со всего света и сотворили молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства.

Свойство Божье — самобытность

Самобытность Божья выражается в том, что Он не происходит ни от кого и ни от чего, имеет основу бытия в Самом Себе, существует Сам по Себе, не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, в Своих действиях. Это свойство соответствует имени Божьему Сущий, которое вписано в нимб Господа Иисуса Христа. В строгом смысле слова самобытен только Бог. Все же творения Божьи зависят от Бога как по причине своего бытия, так и в продолжении своего бытия (если бы Бог хоть на миг прекратил попечение о твари, она тут же обратилась бы в ничто (перестала бы существовать)). Кроме того бытие тварей зависит от обусловливающих их естественных законов, от многочисленных частных условий и обстоятельств.

Молитвословия

Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Многообразныя язвы претерпевше/ и венцы от Бога приемше,/ о нас молитеся ко Господу,/ память всесвященную вашу совершающих,/ превеликий Тимофее и преславная Мавро,/ еже умирити град и люди,/ Той бо есть верных утверждение.

Тропарь преподобного Феодосия

глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия

глас 3

Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Преподобный Феодосий Печерский
православный календарь

Все публикации