Церковный календарь

16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Четверг 3-й седмицы по Пасхе
Поста нет. 3 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: Мученика Тимофея, чтеца и мученицы Мавры (ок. 286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Преподобного Петра, чудотворца, епископа Аргосского (X). Преподобных Иулиании (1393) и Евпраксии (1394). Святителя Феофана Перифеорийского (после 1353). Московских. Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесённой из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими) (1085) и Свенской (1288).

Мученик Тимофея и мученица Мавра

Тимофей и Мавра были супругами и пострадали во время гонения императора Диоклетиана. Тимофей был членом церковного клира, хранителем и переписчиком богослужебных книг. За отказ выдать книги для их уничтожения святого подвергли страшным мучениям, которые он мужественно переносил. Ему вонзили в уши раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза, и он ослеп. Затем святого повесили вниз головой и привязали к шее тяжелый камень. Надеясь поколебать непреклонность мученика, воины привели к нему его молодую жену. Святой убедил супругу не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Мавра смело исповедала себя христианкой и также была подвергнута мучениям. Ей вырвали волосы на голове и отрубили пальцы на руках, а потом бросили в кипящий котел, но святая не ощущала боли и осталась невредимой. После долгих истязаний мучеников распяли, и в течение девяти дней они висели на крестах лицом друг к другу. На десятый день они предали Господу свои души. Это произошло в 286 году.

Преподобный Феодосий Киево-Печерский 

Благодаря игуменству преподобного Феодосия небольшое поселение отшельников, основанное преподобным Антонием Печерским на берегу Днепра, стало главным монашеским центром Киевской Руси. Феодосий ввел в монастыре Студийский общежительный устав, согласно которому имущество и стол у монахов были общие и все были равны между собой в отношении к монастырским работам. Инокам полагалась простая и скромная одежда, не разрешалось есть вне трапезной, разговаривать в церкви и собираться в келлиях для праздных бесед. При всей строгости устава Феодосий понимал его необходимость и по-отечески помогал братии. Часто по ночам он тайно выполнял их работу и старался прямо не обличать провинившихся, чтобы не оскорбить их. А однажды он не отворил ворот прибывшему князю, чтобы не побеспокоить отцов, отдыхавших в келлиях перед службой.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 20 зач., VIII, 26-39

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Ин., 22 зач., VI, 40-44

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Молитвословия

Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Многообразныя язвы претерпевше/ и венцы от Бога приемше,/ о нас молитеся ко Господу,/ память всесвященную вашу совершающих,/ превеликий Тимофее и преславная Мавро,/ еже умирити град и люди,/ Той бо есть верных утверждение.

Тропарь преподобного Феодосия

глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия

глас 3

Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 26-39; Ин. 6, 40-44

Св. Филипп спрашивает каженика: «разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания! Читаемое не вмещается в голове; ум не может внять тому и обнять то, словно речь идет о чем-то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толкователь знакомый с тем, о чем слово. У св. Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему нетрудно было растолковать, что затрудняло каженика. Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей; то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по прежнему темным. Дивиться надобно, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежат те предметы. И выходит у них все не как следует; выситься же своими толкованиями они не забывают.

Преподобный Феодосий Печерский о поведении за трапезой

Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и святыми отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трёх: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, — в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем.

Если кто упоит другого за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней. Где найдёшь много тропарей, приспособленных к чашам, чтобы они избавили от той беды их, беснующихся своею волею? Бесноватый страдает не по своей воле и получит жизнь вечную, а пьяный страдает по своей воле и подвергнется мучению вечному. Ибо к бесноватому придёт священник, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы к нему сошлись все священники со всего света и сотворили молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В центре жизни каждого человека — забота о здоровье, о благополучии, о материальных аспектах, о воспитании детей, о надлежащем жилище и о прочих, столь необходимых для всех вещах. Но в заботе о земных ценностях, в заботе о земном благополучии волей или неволей на периферию нашей жизни и нашего сознания уходят вопросы, связанные с духовной жизнью. А когда паломники прибывают в монастырь, то, может быть, именно здесь верующий человек может задать себе критический вопрос, какое место в его жизни занимает забота не о физическом, а о духовном благополучии, какое место в его жизни занимает духовная составляющая. Монастыри и существуют для того, чтобы люди, отказавшись от мира и от приоритета земных ценностей, могли сконцентрироваться на самом главном — на духовной жизни.

Теги:
Преподобный Феодосий Печерский
православный календарь

Все публикации