Церковный календарь

14 мая. Память пророка Иеремии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 мая. Память пророка Иеремии

2-я седмица по Пасхе.
День постный, разрешается рыба. 1 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477).

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Преподобномученика Ваты Персянина (IV). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).

Мученицы Нины Кузнецовой (1938).

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Пророк Иеремия

Когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк Иеремия призывал сдать город завоевателям. Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, пророк Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и ходил среди народа. Святой Иеремия был обвинён в государственной измене и посажен в темницу. Героическая защита Иерусалима была тщетной: город был захвачен и разграблен, а большая часть иудейского народа, оставшаяся в живых, уведена в плен. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему либо отправиться в Вавилон, либо остаться в Иерусалиме. Пророк Иеремия остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а затем был насильно уведён в Египет восставшими против вавилонского царя иудеями.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский

Блаженный Макарий до посвящения в сан митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году был избран митрополитом Киевским. Из Константинополя от Патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Вместе с ним были убиты или захвачены в плен многие из его паствы. Тело святителя привезли в Киев и положили в соборном храме Святой Софии, где оно прославилось нетлением и многочисленными чудесами. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

Благоверная Тамара, царица Грузинская 

Святая благоверная Тамара, царица Грузинская, с 1178 года была соправительницей своего отца, Георгия III. Время её царствования известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году царица Тамара отвергла требование правителя Румского султаната Рукн эд-дина к Грузии принять ислам, и в исторической битве близ Басиани её войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление святой снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа, в келлии с окном, выходящим в храм. В той обители она и скончалась в 1213 году.

Священное Писание

Деян., 13 зач., V, 1-11

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Ин., 17 зач., V, 30 — VI, 2

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41 Не принимаю славы от человеков, 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6

1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 5, 1-11; Ин. 5, 30-6, 2

Отчего так согрешили Анания и Сапфира? Оттого что забыли, что Бог видит их дела и помышления. Если бы содержали они в мысли, что Бог все видит и вне и внутрь, яснее чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душою перед Апостолами. Оттого же происходят и наши все грехи и грешные замыслы. Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все ничего. Люди точно не видят ничего и отдают нам цену, как исправным; но это не изменяет нашей существенной ничтожности. Ведая это, тверди всяк себе: почто сатана исполняет мое сердце лгать в лицо Богу? Очи Его светлее солнца видят в сокровенных тайниках сердца; ни ночь, ни море, ни подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому устраивай свое внутреннее и внешнее, хоть и невидное, поведение. Если бы Всевидящий был чужд для нас, - можно бы еще равнодушно относиться к Его всеведению; а то Он же и Судия, и суд Свой, в силу всеведения, произносит нередко прежде, чем чаем. Может быть, там у Него уже положено тотчас произнести суд и над нами, когда только мы еще думаем укрыться с своими грехами в темной лжи: "Не видит Бог!".

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Праведный Иоанн Кронштадтский о священных воспоминаниях дней седмицы

В воскресенье мы прославляем Святую Троицу, Христа воскресшего и чудное Его домостроительство нашего спасения; в понедельник, прославляя Господа и принося Ему молитвы покаяния, прошения, благодарения, мы прославляем Богородицу и Небесные Силы, прося их ходатайства и заступления; во вторник — Предтечу Господня; в среду прославляем Крест Господень и более всех спострадавшую Господу Пречистую Его Матерь; в четверг — наших величайших благодетелей, просветителей — апостолов и Чудотворца Николая, чудо самоотвержения и любви христианской, чудо милосердия к ближним, чудо чистоты, кротости и смирения; в пятницу — страдания и смерть Господа — и опять Пречистую Богородицу; в субботу прославляем всех святых и молимся о упокоении душ прежде почивших праотец, отец и братий наших. Мы по природе — свои Богу, как созданные по образу и подобию Его. Но грех отчуждает нас от Бога, полагает крепкое средостение между нами и Богом. Через богослужение мы вступаем в тесный союз с Богом, присвояемся Ему.

Свойство Божье — всесовершенство

Всесовершенство Божье выражается в том, что Бог обладает абсолютной полнотой всех возможных совершенств. Понятие всесовершенство Божье близко по значению к понятию Божественная беспредельность. Тогда как понятие беспредельность указывает на то, что Бог ничем не ограничен, понятие всесовершенство — на то, что Бог совершенен во всех отношениях (бесконечно совершенен). Совершенства Божьи отражаются в Божьих творениях, подобно тому как талант и мастерство художника отражается в его картинах, писателя — в его литературных произведениях, композитора — в его музыке. Особо Божественные совершенства отражаются в человеке, как созданном по образу Божьему (разум, свобода воли, способность любить, способности к творчеству, милосердию, справедливости; нравственное чувство, бессмертие души).

Молитвословия

Тропарь пророка Иеремии

глас 2

Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Иеремии

глас 3

Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть

Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.

Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.

Тропарь преподобного Пафнутия Боровского

глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество,/ в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Пафнутия Боровского

глас 8

Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжал еси жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды, твоя видев,/ чудес даром обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Пафнутие.

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к нему благоприятна, предлагаем и молим, испроси нам у благости его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестие крепкое, покаяние истинное, прощение грехов, житие совершенное, исправление решительное, да обратившеся от злых дел к Богоугождению, прочее непрогневляем Господа нарушением святых его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имеяй велие к нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепко на тя уповаем и на твои святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Теги:
Пророк Иеремия
Преподобный Пафнутий Боровский
священномученик Макарий Киевский
благоверная Тамара Грузинская
православный календарь

Все публикации