10 мая. Преполовение Пятидесятницы

2915
Фото

Седмица 4-я по Пасхе.
День постный. 27 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107).

Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094). Праведного Евлогия странноприимца (IV).

Священномучеников Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мучеников Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мученицы Анастасии (1922); преподобномученицы Марии Носовой (1938); священномученика Иоанна Спасского пресвитера (1941).

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Церковь воспоминает, как Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своём Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Преполовение святой Пятидесятницы — древний христианский праздник, установленный Церковью и существующий уже во времена святителя Иоанна Златоуста. Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием Пасхи в службе Преполовения напоминается о приближении праздников Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.

Богослужение Преполовения Пятидесятницы

Богослужебные тексты праздника несут на себе печать глубокой древности. Первым Преполовение в V веке воспел святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, а вслед за ним и многие святые: преподобный Андрей Критский в VII веке, преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке, преподобный Феофан Исповедник в IX веке. «Просветившеся, братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа», — говорится в одном из праздничных песнопений. По примеру ветхозаветной Церкви, вспоминающей на праздник Кущей чудесное напоение евреев в пустыне водою, изведённой Моисеем из скалы, и в знамение благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения, Святая Церковь установила в этот день совершать после литургии водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Апостол от 70-ти Симеон Иерусалимский

Симеон приходился сродником Господу, будучи сыном Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, супруга Девы Марии, хранившего Ее в чистоте. Уже в зрелом возрасте он, видя дела Спасителя, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (память 5 ноября по н.с.), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали Симеона. В правление императора Траяна римскому правителю Иудеи донесли, что Симеон происходит из рода царя Давида — а римляне задались целью уничтожить всех потомков великого царя — и к тому же исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте, как и Спасителя.

Преподобный Стефан, игумен Печерский

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро Волынский, с юных лет подвизался в Киево-Печерской Лавре под руководством преподобного Феодосия и был его любимым учеником. Перед своей кончиной в 1074 году преподобный Феодосий по просьбе братии монастыря вручил управление обителью преподобному Стефану. Но через несколько лет иноки изменили своё отношение к новому игумену: в 1078 году они низложили его и изгнали из монастыря. Преподобный кротко и незлобиво воспринял своё изгнание — недалеко от родной обители, в Клове, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Её ризы во Влахерне). В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом ВладимираВолынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь.

Священное Писание

Деян., 34 зач., XIV, 6-18

8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: 15 мужи! что́ вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, 19из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим.

Ин., 26 зач., VII, 14-30

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,— на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24 Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.

25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 6-18; Ин. 7, 14-30

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. — Сила кому нужна — у Него всякая сила. Слава ли — у Него слава премирная. Свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

О служении без антиминсов в годы гонений на Церковь

В годы гонений на Церковь многие храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, и им редко удавалось сохранить антиминсы, взятые из разорённых храмов. Чтобы не лишать репрессированных пастырей возможности совершать литургию, многие епископы разрешили выдавать антиминсы на руки, а некоторые специально освящали антиминсы для служения литургии в ссылке или в заключении. Но там их было очень сложно сохранить, так как все богослужебные принадлежности отыскивались и отбирались. В этих условиях некоторые священники по благословению своих епископов служили литургию без антиминсов. Архимандрит Таврион (Батозский) рассказывал о богослужении в лагере: «Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры — хлеб. Господь на Тайной Вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина — вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»

Молитвословия

Тропарь апостола Симеона

глас 1

Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче,/ и мученика тверда священно восхваляем,/ прелесть потребившаго/ и веру соблюдшаго./ Темже, днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак апостола Симеона

глас 4

Яко звезду превелию,/ Церковь, имущи днесь богоглаголиваго Симеона,/ световодится, зовущи:/ радуйся, мучеников// честный венче.

Тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Учению пов инуяся Богоноснаго Феодосия,/ поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду, еже добре пасый,/ церковь Богородицы,/ волею Тоя основанную чудне,/ совершил еси благолепно,/ приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года