Церковный календарь

10 мая. Память апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 мая. Память апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
Поста нет. 27 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107).

Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094). Праведного Евлогия странноприимца (IV). Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Праведной Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

Священномучеников Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мучеников Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мученицы Анастасии (1922); преподобномученицы Марии Носовой (1938); священномученика Иоанна Спасского пресвитера (1941).

Неделя о расслабленном

В 4-ю Неделю по Пасхе, неделю о расслабленном, Церковь воспоминает чудесное исцеление Господом Иисусом Христом расслабленного. Совершилось оно при Вифезде (Овчей купели) в день иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного святая Церковь изображает обновление жизни всего человечества через воскресение Христово. Вместе с этим Святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать ко Христу об исцелении греховной природы. Так как Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне, то в некоторых тропарях канона утрени этой недели прославляется ещё и святой Архистратиг Михаил. Восхваляя его как «предводителя вышних служителей», Церковь побуждает верующих обращаться к нему как к покровителю и заступнику.

Апостол от 70-ти Симеон Иерусалимский

Симеон приходился сродником Господу, будучи сыном Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, супруга Девы Марии, хранившего Ее в чистоте. Уже в зрелом возрасте он, видя дела Спасителя, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (память 5 ноября по н.с.), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали Симеона. В правление императора Траяна римскому правителю Иудеи донесли, что Симеон происходит из рода царя Давида — а римляне задались целью уничтожить всех потомков великого царя — и к тому же исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте, как и Спасителя.

Преподобный Стефан, игумен Печерский

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро Волынский, с юных лет подвизался в Киево-Печерской Лавре под руководством преподобного Феодосия и был его любимым учеником. Перед своей кончиной в 1074 году преподобный Феодосий по просьбе братии монастыря вручил управление обителью преподобному Стефану. Но через несколько лет иноки изменили своё отношение к новому игумену: в 1078 году они низложили его и изгнали из монастыря. Преподобный кротко и незлобиво воспринял своё изгнание — недалеко от родной обители, в Клове, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Её ризы во Влахерне). В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом ВладимираВолынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь.

Священное Писание

Деян., 23 зач., IX, 32-42

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Ин., 14 зач., V, 1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 9, 32-42; Ин. 5, 1-15

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Еще и еще раз следует сказать, что даже самые великие чудеса многие пытались объяснить так же, как это делали книжники и фарисеи, говорившие об Иисусе: «Он все это творит силой веельзевула, князя бесовского» (см. Мф. 12, 24). Какие только не придумывались объяснения, что свидетельствует лишь об одном: возможность верить открывается только тогда, когда сердце и разум к этому готовы. Бог не воздействует силой на наше сознание, на наше нравственное чувство до тех пор, пока мы сами не возжелаем иметь это воздействие.

О служении без антиминсов в годы гонений на Церковь

В годы гонений на Церковь многие храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, и им редко удавалось сохранить антиминсы, взятые из разорённых храмов. Чтобы не лишать репрессированных пастырей возможности совершать литургию, многие епископы разрешили выдавать антиминсы на руки, а некоторые специально освящали антиминсы для служения литургии в ссылке или в заключении. Но там их было очень сложно сохранить, так как все богослужебные принадлежности отыскивались и отбирались. В этих условиях некоторые священники по благословению своих епископов служили литургию без антиминсов. Архимандрит Таврион (Батозский) рассказывал о богослужении в лагере: «Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры — хлеб. Господь на Тайной Вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина — вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»

Молитвословия

Тропарь апостола Симеона

глас 1

Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче,/ и мученика тверда священно восхваляем,/ прелесть потребившаго/ и веру соблюдшаго./ Темже, днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак апостола Симеона

глас 4

Яко звезду превелию,/ Церковь, имущи днесь богоглаголиваго Симеона,/ световодится, зовущи:/ радуйся, мучеников// честный венче.

Тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Учению пов инуяся Богоноснаго Феодосия,/ поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду, еже добре пасый,/ церковь Богородицы,/ волею Тоя основанную чудне,/ совершил еси благолепно,/ приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость.

Теги:
апостол от 70-ти Симеон
Святитель Стефан Печерский
православный календарь

Все публикации