Церковный календарь

8 мая. Апостола и евангелиста Марка

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 мая. Апостола и евангелиста Марка

2-я седмица по Пасхе

В этот день совершается память: Апостола и евангелиста Марка (63). Преподобного Сильвестра Обнорского (1379). Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.). Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Апостол и евангелист Марк

Святой апостол и евангелист Марк был племянником святого апостола Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное Предание, в ночь крестных страданий Господа Иисуса Христа святой Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12). Святой Марк сопровождал святого апостола Павла в Первом миссионерском путешествии (Деян. 13:6–12). Впоследствии святой Марк вместе со святым апостолом Петром был в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Александрийскую Церковь. Затем апостол Марк вернулся в Рим, где написал святое Евангелие со слов апостола Петра.

По преданию, заботясь об устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся в Александрийской Церкви вплоть до XII века. Главным отличием евхаристической молитвы — анафоры литургии апостола Марка — от анафор хорошо известных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста является её структура. После вступительной части следуют различные поминовения, которые в византийских анафорах произносятся после освящения Святых Даров. Завершается анафора литургии апостола Марка славословием. Наиболее древние папирусы, которые донесли до нас тексты анафоры святого апостола Марка, датируются IV-VII веками. Также существуют многочисленные рукописи XI-XIV веков с полным текстом литургии апостола Марка.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 11 зач., IV, 13-22

13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; 14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.

15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, 16 говоря: что́ нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; 17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.

18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.

19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?

20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.

21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.

22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.

Ин., 15 зач., V, 17-24

17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 13-22; Ин. 5, 17-24

«Судите справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1 Ин. 1, 1). Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, — первые надежные свидетели истины. В этом отношении, ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 19 1/2 — ред.), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, — а ныне отпадающих очень много, — то отпадают не почему другому как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Мк. 6, 7-13

Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках — и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. Одна у них была забота — проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человеческим сознанием трудно охватить великую тайну Божию — как Бог стал Человеком, как Он снизошел до самых низов человеческого общества, как Он испытал столько несправедливости и зла по отношению к Себе, как Он был мучим и казнен и как, наконец, Он силой Своей, преодолев тяготение смерти, воскрес из мертвых. Пасха наполнена величайшими духовными смыслами. Но, наверное, все эти смыслы должны быть направлены на самое главное — мы через Свет Воскресения должны лучше почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни, в жизни нашего народа, в человеческой истории. Это не всегда просто. Проходят пасхальные торжества, мы погружаемся в обыденную жизнь, и духовный восторг уходит на периферию, потому что мы, сталкиваясь с жизненными трудностями и заботами, посвящаем им все больше времени и внимания. Но если мы в пасхальные дни особым образом почувствуем Божие присутствие среди нас, то свет пасхальный будет с нами в течение всей нашей жизни.

Теги:
Апостол Марк
православный календарь

Все публикации