Церковный календарь

8 мая. Апостола и евангелиста Марка

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 мая. Апостола и евангелиста Марка

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 25 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола и евангелиста Марка (63).

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379). Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Неделя святых жен-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе носит название Недели святых жён-мироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. По объяснению Синаксаря, жёны-мироносицы были «первые и неложные свидетельницы Воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине неложным свидетелям погребения вместе с жёнами, видевшими Воскресение, и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось через восемь дней. Именно они, женщины, первыми увидели Воскресение и благовестили о нём ученикам. Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение». Жёны-мироносицы являют пример жизни во Христе и плоды этой жизни — подвиги любви и самопожертвования.

Богослужение Недели жен-мироносиц

Богослужение Недели жён-мироносиц включает пасхальный канон, стихиры Пасхи, а также воскресные песнопения, раскрывающие подвиг жён-мироносиц: «Мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, Воскресение же апостолом рцыте» (воскресные тропари «по непорочных»). Святые мироносицы, ставшие образом верности и преданности Христу, были свидетельницами не только Его Воскресения, но и Его страданий, поэтому Церковь в песнопениях этой Недели снова вспоминает Страсти Христовы: «оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради», «в животворные ребра копием прободен был еси». Но скорбные воспоминания соединены с указанием на спасительные плоды Крестных страданий Спасителя и радостью Его Воскресения, которое первыми удостоились увидеть жёны-мироносицы: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвые»; «Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим, Христе Боже».

Апостол и евангелист Марк

Святой апостол и евангелист Марк был племянником святого апостола Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное Предание, в ночь крестных страданий Господа Иисуса Христа святой Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12). Святой Марк сопровождал святого апостола Павла в Первом миссионерском путешествии (Деян. 13:6–12). Впоследствии святой Марк вместе со святым апостолом Петром был в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Александрийскую Церковь. Затем апостол Марк вернулся в Рим, где написал святое Евангелие со слов апостола Петра.

По преданию, заботясь об устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся в Александрийской Церкви вплоть до XII века. Главным отличием евхаристической молитвы — анафоры литургии апостола Марка — от анафор хорошо известных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста является её структура. После вступительной части следуют различные поминовения, которые в византийских анафорах произносятся после освящения Святых Даров. Завершается анафора литургии апостола Марка славословием. Наиболее древние папирусы, которые донесли до нас тексты анафоры святого апостола Марка, датируются IV-VII веками. Также существуют многочисленные рукописи XI-XIV веков с полным текстом литургии апостола Марка.

Евангелие от Марка

Самое древнее свидетельство о втором Евангелии приводит епископ Папий Иерапольский: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Пётр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не по- грешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить». Апостол Марк писал своё Евангелие для римских христиан, мало знакомых с историей и бытом еврейского народа, поэтому там мало ссылок на Ветхий Завет, зато часто объясняются иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются арамейские выражения, часто употребляются латинские термины. Евангельская история написана кратко и сжато, чтобы облегчить её восприятие не- давним язычникам. Евангелист, со слов апостола Петра, подробно описывает его слабости и прегрешения, но почти умалчивает о тех событиях, которые бы могли служить к его славе.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом или в виде крылатого льва, держащего в лапе Евангелие. Поскольку он писал своё Евангелие для римских христиан, недавно обращённых из язычников, его главной целью было утвердить в них веру в Божество Иисуса Христа, показать Его Царём вселенной, Владыкой и Повелителем всей твари. В своём Евангелии Марк часто рассказывает о чудесах, которые творил Господь, об изгнании Им бесов. Поэтому в иконографии символом апостола Марка является лев — царь зверей, символ мощи и силы. Также, по толкованию блаженного Иеронима, «святой евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом, потому что начинает своё Евангелие рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был “гласом вопиющего в пустыне” и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне».

Священное Писание

Деян., 16 зач., VI, 1-7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Мк., 69 зач., XV, 43 — XVI, 8

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели — апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Что такое апофатическое богословие? 

Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него. 

Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими. 

Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любвь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины. 

Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является. 

Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Марк
православный календарь

Все публикации