8 мая. Апостола и евангелиста Марка

5470
Фото

Светлая седмица

В этот день совершается память:

Апостола и евангелиста Марка (63).

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379). Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Евангелие от Марка

Самое древнее свидетельство о втором Евангелии приводит епископ Папий Иерапольский: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Пётр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не по- грешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить». Апостол Марк писал своё Евангелие для римских христиан, мало знакомых с историей и бытом еврейского народа, поэтому там мало ссылок на Ветхий Завет, зато часто объясняются иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются арамейские выражения, часто употребляются латинские термины. Евангельская история написана кратко и сжато, чтобы облегчить её восприятие не- давним язычникам. Евангелист, со слов апостола Петра, подробно описывает его слабости и прегрешения, но почти умалчивает о тех событиях, которые бы могли служить к его славе.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом или в виде крылатого льва, держащего в лапе Евангелие. Поскольку он писал своё Евангелие для римских христиан, недавно обращённых из язычников, его главной целью было утвердить в них веру в Божество Иисуса Христа, показать Его Царём вселенной, Владыкой и Повелителем всей твари. В своём Евангелии Марк часто рассказывает о чудесах, которые творил Господь, об изгнании Им бесов. Поэтому в иконографии символом апостола Марка является лев — царь зверей, символ мощи и силы. Также, по толкованию блаженного Иеронима, «святой евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом, потому что начинает своё Евангелие рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был “гласом вопиющего в пустыне” и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне».

Священное Писание

Если человек хочет познакомиться с тем или иным явлением, что он сегодня делает в первую очередь? Читает интернет. Казалось бы, всё верно. С одним условием: опирайся на мнения авторитетных авторов и учёных. Но во всех ли сферах мы сделали бы такой выбор? Доверились ли бы мы рассказу учёного о музее или пошли бы познакомиться с экспозицией сами? Стали бы слушать рассказ о концерте, даже если бы о нем говорил нобелевский лауреат, или музыку тоже решили бы послушать лично? И как же, наконец, дело обстоит с религией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,- что значит: учитель,- где живешь?

39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Как мы сегодня узнаём о Боге? Обычно практически так же, как о рецепте заинтересовавшего нас блюда. Читаем о нем в сети. При этом в сегодняшнем отрывке мы слышим о способе познания, который для многих из нас стал непозволительной роскошью, о личном опыте. Мы всё время торопимся, в то время как опытное познание предполагает, что мы останавливаемся, чтобы всмотреться, вслушаться, вдуматься, буквально встретиться с тем, что мы хотим познать.

Итак, сегодня мы слышим, как Иоанн Предтеча указывает двум ученикам на Иисуса как на Мессию и агнца Божьего, который возьмёт на себя грех мира. И что отвечают ему ученики? Может быть они, как доверяющие ему, говорят «расскажи подробнее»? Нет. Они были учениками Предтечи, который призывал их верить в грядущего Мессию. Когда же они услышали, что Он уже здесь — они приходят к Нему и пребывают в Его доме целый день.

Очень примечателен диалог, который этому предшествует.

— Чего вы от меня хотите? — спрашивает Христос. И они отвечают: «Учитель, где живёшь»? То есть фактически напрашиваются в гости. Сегодня мы можем решить, что, если бы нам подобный вопрос задал воплотившийся Бог, уж мы бы попросили что-нибудь посущественнее. Но апостолы дали самый верный ответ. Потому что, если ты действительно хочешь познакомиться с личностью, тебе важно вступить с ней в общение, а не читать про неё статьи.

В разных вариантах со всеми апостолами происходит то же самое. Они приходят и лично общаются со Христом. Они тратят на это время и силы, хотя, вероятно, могли бы узнать о Нём что-то из других источников.

Подобный подход в сфере веры был важен не только когда-то в древности, когда у людей не было интернета и научных исследований. Он важен и сегодня, потому что религиозное знание — это не знание о Боге, но знание Бога как Существа Личного, с которым мы призваны быть вместе.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны научиться совершать поступки, которые идут как бы против общего течения жизни. Сейчас большинство людей заботится о материальном благополучии, о том, чтобы потреблять как можно больше материальных ценностей. Для многих это становится единственной целью, а средства массовой информации, телевидение, Интернет нередко делают из таких людей национальных героев, создавая тем самым абсолютно ложную систему ценностей, в которую погружены наши современники, в том числе молодежь. Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя, или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, трудясь во имя высших целей; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего, — всё это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.

Что такое апофатическое богословие?

Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него.

Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими.

Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любвь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины.

Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является.

Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (1 век)
Жития святых 10 октября 2016
Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (1 век)

Святой апостол от 70-ти Марк, называвшийся также Иоанном, упоминается святым апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний (Деян. 12, 25; 15, 37-39), а также святым апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам (Кол. 4, 10) и к Филимону (Флм. 1, 24).