Церковный календарь

30 апреля. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 апреля. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Строгий пост (без пищи). 17 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Святого Михаила Новицкого исповедника, пресвитера (1935); священномученика Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Великая пятница

В Великую Пятницу Церковь вспоминает святые, спасительные для всех нас и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел добровольно. Спасителя ждали поношения, насмешки, избиения и, наконец, невыразимые муки на Кресте и смерть, человеческая смерть, до которой вольно смирился Бог, наш Создатель. И вот «было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:32–49).

Священномученик Симеон, епископ Персидский

На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310–381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Этот святой был одним из основателей монашеской жизни на Соловках, которые часто называют Северным Афоном. Он продолжил дело преподобных Савватия и Германа Соловецких и создал монастырский комплекс с церковью Преображения Господня. Суровая северная природа непрерывно испытывала дух монахов. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельские рыбаки неоднократно пытались изгнать их с острова. Зосима предсказал подчинение Новгорода Москве, отмену его самоуправления и казнь виднейших бояр. Однажды он благословил просфорой приезжих купцов, но они выронили ее по пути из церкви к своей ладье. Один из братии увидел, что на церковном дворе пес пытается схватить и съесть какойо предмет, но от того исходит пламя и отгоняет животное. Инок подошел ближе и обнаружил просфору со службы преподобного.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Святой Паисий родился в 1821 году и юношей поступил послушником в КиевоПечерскую Лавру. Сомневаясь в правильности своего решения, он хотел покинуть стены Лавры, но не смог этого сделать, так как внезапно заболел. Затем он оказался в братской больнице, а ночью удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда наместник Печерской Лавры узнал от духовника Прокопия об этом дивном посещении, он немедленно зачислил юношу в число братии. Вскоре по благословению духовного отца преподобный Паисий принял подвиг юродства, одним из его проявлений было то, что, читая на клиросе, преподобный обращался к Пресвятой Богородице на «Вы». Святой стяжал дар прозорливости, по его молитвам совершались многие чудеса. Подвижник преставился ко Господу 17 апреля 1893 года.

Священное Писание

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. 

На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. 

На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 

На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 — XIX, 37. 

На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 — II, 2. 

Евангелие составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; 

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.

9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил — всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово — радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное – всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва – синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь... Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о духовной смерти

Естественным для человека является влечение к абсолютному, безграничному познанию. Каким бы великим ни казался этот Космос, каким бы ни было долгим время, духу человеческому тесно: «Раз есть конец, ничто меня не удовлетворяет». Будучи созданным с таким влечением с самого начала, человеку предстало искушение: «Вот вам Бог говорит: не ешьте от древа познания добра и зла. Но разве можете вы быть богами, если вам что-то запрещено? Съешьте, и тогда будете все знать: и зло, и добро. И будете как боги». Это внушило недоверие к Богу, что Он как бы положил предел для человека. Но предел был положен в другом смысле. В Новом Завете мы имеем откровение, что Бог … в общение со злом не входит. Так что, если человек, будучи свободным, уклонится ко злу, то союз его с Богом прерывается. И поскольку источник жизни есть Бог, то хотя биологически человек и будет существовать некоторое время, но если он не воссоединится с Богом, то так и останется отрезанным от Того, Кто есть Источник Жизни. «Тогда, — сказал Бог, — смертию умрете».

Распятый Христос простирает к нам Свои объятия

Порой человек именует свою жизненную участь крестом. Эта метафора связывает нас с евангельской реальностью, которая свидетельствует о страданиях и смерти Христа и о Его Воскресении. Взирая на Крест, мы обращаемся ко Господу со страхом и трепетом, но в то же время с величайшей благодарностью, ведь Господь разрушил узы смерти, разрушил ту пелену, которая разделяла человека от его Создателя. Взирая на Крест, мы видим, что распятый Христос простирает к нам Свои объятия. Господь каждого человека принимает, к каждому проявляет милость и любовь. На любовь надо отвечать любовью. Мы с вами должны пожертвовать своим эгоизмом, должны отказаться от всего того, что лишает нас радости общения с Богом. Пусть всех нас сегодня обымет благодарность, когда мы будем притекать ко Кресту Христову, поклоняться Страстям Господа и славить Его славное Воскресение.

Протоиерей Сергий Шкуро

О хитоне Господа Иисуса Христа

По преданию Грузинской Церкви, Хитон Господень был привезён во Мцхету Элиозом, раввином мцхетской еврейской общины, который пришёл в Иерусалим на праздник еврейской пасхи, стал свидетелем Страстей Господних и приобрёл Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию. Когда Тело Господа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся во Мцхете, услышала удары молота в своём сердце и, возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, скончалась. Сидония, встретив брата, объявила ему о смерти матери и её предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, Сидония облобызала его, прижала к груди и упала бездыханной. Никто не мог разъять её рук и взять Хитон. Сидония была погребена в царском саду, и над её могилой вырос величественный кедр.

Преподобный Иоанн Дамаскин о прообразах Креста Господня

Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (Быт. 47:31), первый изобразил крест и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48:14), весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший (Исх. 14:16); руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика (Исх. 17:11); горькая вода, услаждённая древом (Исх. 15:25); жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия (Числ. 17:8–9); змий, вознесённый на древе в виде трофея, как будто уже умерщвлённый (Числ. 21:9), в то время как древо спасало тех, которые с верою взирали на мёртвого врага, подобно тому как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвождён за грех. И великий Моисей взывает: «узрите живот ваш висящ на древе пред очима вашими» (Втор. 28:66). И Исаия говорит: «прострох руце Мои весь день к людем непокоряющимся и противуглаголющим» (Ис. 65:2). О, если бы мы, поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом!

На чем основано христианство?

Христианство основано не на философских рассуждениях людей (творений), а на откровении Творца. Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Молитвословия

«Днесь висит на древе…»

Антифон 15, глас 6

Днесь ви́сит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе: покажи нам и славное Твое Воскресение.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

***

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Теги:
Светлая седмица
преподобный Зосима Соловецкий
Иверская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации