30 апреля. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

4400
Фото

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Поста нет. 17 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Благоверной Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Святого Михаила Новицкого исповедника, пресвитера (1935); священномученика Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Великий вторник

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христову о десяти девах, вновь уча всех быть в любой момент готовыми к кончине и ответу как на частном суде, после смерти, так и на всеобщем Страшном Суде. Для смерти Спаситель выбирает удивительное сравнение — брачное торжество, на которое приходит жених, являющийся здесь прообразом Самого Христа, к Которому идет душа после кончины. По иудейским обычаям после прихода жениха двери дома, где происходил брачный пир, закрывались. Неразумные девы, не попавшие на пир, — души, так и не подготовившиеся, не обогатившиеся «елеем» добродетелей и милостыни. Закрытие дверей означает, что после смерти уже невозможно такое духовное обогащение, как и покаяние. Благоразумные девы — истинные христиане, пришедшие ко Христу с «горючим» добрых дел для светильника души, поделиться которым с другими после смерти тоже, увы, невозможно.

Священномученик Симеон, епископ Персидский

На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310—381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Этот святой был одним из основателей монашеской жизни на Соловках, которые часто называют Северным Афоном. Он продолжил дело преподобных Савватия и Германа Соловецких и создал монастырский комплекс с церковью Преображения Господня. Суровая северная природа непрерывно испытывала дух монахов. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельские рыбаки неоднократно пытались изгнать их с острова. Зосима предсказал подчинение Новгорода Москве, отмену его самоуправления и казнь виднейших бояр. Однажды он благословил просфорой приезжих купцов, но они выронили ее по пути из церкви к своей ладье. Один из братии увидел, что на церковном дворе пес пытается схватить и съесть какойо предмет, но от того исходит пламя и отгоняет животное. Инок подошел ближе и обнаружил просфору со службы преподобного.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Святой Паисий родился в 1821 году и юношей поступил послушником в КиевоПечерскую Лавру. Сомневаясь в правильности своего решения, он хотел покинуть стены Лавры, но не смог этого сделать, так как внезапно заболел. Затем он оказался в братской больнице, а ночью удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда наместник Печерской Лавры узнал от духовника Прокопия об этом дивном посещении, он немедленно зачислил юношу в число братии. Вскоре по благословению духовного отца преподобный Паисий принял подвиг юродства, одним из его проявлений было то, что, читая на клиросе, преподобный обращался к Пресвятой Богородице на «Вы». Святой стяжал дар прозорливости, по его молитвам совершались многие чудеса. Подвижник преставился ко Господу 17 апреля 1893 года.

Священное Писание

Деян., 16 зач., VI, 1-7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Мк., 69 зач., XV, 43 — XVI, 8

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели — апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о духовной смерти

Естественным для человека является влечение к абсолютному, безграничному познанию. Каким бы великим ни казался этот Космос, каким бы ни было долгим время, духу человеческому тесно: «Раз есть конец, ничто меня не удовлетворяет». Будучи созданным с таким влечением с самого начала, человеку предстало искушение: «Вот вам Бог говорит: не ешьте от древа познания добра и зла. Но разве можете вы быть богами, если вам что-то запрещено? Съешьте, и тогда будете все знать: и зло, и добро. И будете как боги». Это внушило недоверие к Богу, что Он как бы положил предел для человека. Но предел был положен в другом смысле. В Новом Завете мы имеем откровение, что Бог … в общение со злом не входит. Так что, если человек, будучи свободным, уклонится ко злу, то союз его с Богом прерывается. И поскольку источник жизни есть Бог, то хотя биологически человек и будет существовать некоторое время, но если он не воссоединится с Богом, то так и останется отрезанным от Того, Кто есть Источник Жизни. «Тогда, — сказал Бог, — смертию умрете».

На чем основано христианство?

Христианство основано не на философских рассуждениях людей (творений), а на откровении Творца. Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Новости по теме

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково

25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии посёлка Борисково в городе Казани.

«Артос не заменяет Причастия Тела и Крови Господней...»
Публикации 22 апреля 2023
«Артос не заменяет Причастия Тела и Крови Господней...»

Светлая седмица подошла к концу, но радость о Воскресении Спасителя не спешит покидать сердца христиан всего мира. Воскресший Христос не умирает уже никогда. Пасха Господня длится вечно.

День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери
Публикации 26 октября 2021
День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери

Русский народ всегда отличался особым благочестием. Особенно этим отличались наши предки. В 17 веке, по описаниям путешественников, в русских городах и селах можно было увидеть удивительные сцены.

В Светлую субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Богородицком монастыре Казани В Светлую субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Богородицком монастыре Казани

8 мая, в субботу Светлой седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию пасхальным чином в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря.