Церковный календарь

30 апреля. Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 апреля. Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 17 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Святого Михаила Новицкого исповедника, пресвитера (1935); священномученика Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Священномученик Симеон, епископ Персидский

На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310–381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Этот святой был одним из основателей монашеской жизни на Соловках, которые часто называют Северным Афоном. Он продолжил дело преподобных Савватия и Германа Соловецких и создал монастырский комплекс с церковью Преображения Господня. Суровая северная природа непрерывно испытывала дух монахов. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельские рыбаки неоднократно пытались изгнать их с острова. Зосима предсказал подчинение Новгорода Москве, отмену его самоуправления и казнь виднейших бояр. Однажды он благословил просфорой приезжих купцов, но они выронили ее по пути из церкви к своей ладье. Один из братии увидел, что на церковном дворе пес пытается схватить и съесть какойо предмет, но от того исходит пламя и отгоняет животное. Инок подошел ближе и обнаружил просфору со службы преподобного.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Святой Паисий родился в 1821 году и юношей поступил послушником в КиевоПечерскую Лавру. Сомневаясь в правильности своего решения, он хотел покинуть стены Лавры, но не смог этого сделать, так как внезапно заболел. Затем он оказался в братской больнице, а ночью удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда наместник Печерской Лавры узнал от духовника Прокопия об этом дивном посещении, он немедленно зачислил юношу в число братии. Вскоре по благословению духовного отца преподобный Паисий принял подвиг юродства, одним из его проявлений было то, что, читая на клиросе, преподобный обращался к Пресвятой Богородице на «Вы». Святой стяжал дар прозорливости, по его молитвам совершались многие чудеса. Подвижник преставился ко Господу 17 апреля 1893 года.

Священное Писание

Деян., 12 зач., IV, 23-31

23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.

24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!

25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

Ин., 16 зач., V, 24-30

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 23-31; Ин. 5, 24-30

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие — дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те, которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела — все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении, по каким-либо видам себялюбия. Бог — жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Там, где Бог близок к человеку, там и центр мира. Не в задымленных и измученных городах, не там, где ярко горит реклама, толкая человека на греховные поступки, не там, где люди раздуваются, как мыльные пузыри, от своего богатства и тщеславия, не там, где жизнь пролетает как один миг, ничего после себя не оставляя, а там, где Бог близок к человеку. И чем ближе к нам Бог, тем ближе к центру наше место в жизни мира и во всей истории.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о духовной смерти

Естественным для человека является влечение к абсолютному, безграничному познанию. Каким бы великим ни казался этот Космос, каким бы ни было долгим время, духу человеческому тесно: «Раз есть конец, ничто меня не удовлетворяет». Будучи созданным с таким влечением с самого начала, человеку предстало искушение: «Вот вам Бог говорит: не ешьте от древа познания добра и зла. Но разве можете вы быть богами, если вам что-то запрещено? Съешьте, и тогда будете все знать: и зло, и добро. И будете как боги». Это внушило недоверие к Богу, что Он как бы положил предел для человека. Но предел был положен в другом смысле. В Новом Завете мы имеем откровение, что Бог … в общение со злом не входит. Так что, если человек, будучи свободным, уклонится ко злу, то союз его с Богом прерывается. И поскольку источник жизни есть Бог, то хотя биологически человек и будет существовать некоторое время, но если он не воссоединится с Богом, то так и останется отрезанным от Того, Кто есть Источник Жизни. «Тогда, — сказал Бог, — смертию умрете».

На чем основано христианство?

Христианство основано не на философских рассуждениях людей (творений), а на откровении Творца. Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Теги:
Светлая седмица
преподобный Зосима Соловецкий
Иверская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации