Церковный календарь

30 апреля. Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 апреля. Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

Светлая седмица.
Поста нет. 17 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Святого Михаила Новицкого исповедника, пресвитера (1935); священномученика Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Священномученик Симеон, епископ Персидский

На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310–381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Этот святой был одним из основателей монашеской жизни на Соловках, которые часто называют Северным Афоном. Он продолжил дело преподобных Савватия и Германа Соловецких и создал монастырский комплекс с церковью Преображения Господня. Суровая северная природа непрерывно испытывала дух монахов. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельские рыбаки неоднократно пытались изгнать их с острова. Зосима предсказал подчинение Новгорода Москве, отмену его самоуправления и казнь виднейших бояр. Однажды он благословил просфорой приезжих купцов, но они выронили ее по пути из церкви к своей ладье. Один из братии увидел, что на церковном дворе пес пытается схватить и съесть какойо предмет, но от того исходит пламя и отгоняет животное. Инок подошел ближе и обнаружил просфору со службы преподобного.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Святой Паисий родился в 1821 году и юношей поступил послушником в КиевоПечерскую Лавру. Сомневаясь в правильности своего решения, он хотел покинуть стены Лавры, но не смог этого сделать, так как внезапно заболел. Затем он оказался в братской больнице, а ночью удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда наместник Печерской Лавры узнал от духовника Прокопия об этом дивном посещении, он немедленно зачислил юношу в число братии. Вскоре по благословению духовного отца преподобный Паисий принял подвиг юродства, одним из его проявлений было то, что, читая на клиросе, преподобный обращался к Пресвятой Богородице на «Вы». Святой стяжал дар прозорливости, по его молитвам совершались многие чудеса. Подвижник преставился ко Господу 17 апреля 1893 года.

Священное Писание

Деян., 8 зач., III, 11-16

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Ин., 11 зач., III, 22-33

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. З, 11-16; Ин. З, 22-33

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. З, 17). Это - свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно разцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное разцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

Архимандрит Софроний (Сахаров) о духовной смерти

Естественным для человека является влечение к абсолютному, безграничному познанию. Каким бы великим ни казался этот Космос, каким бы ни было долгим время, духу человеческому тесно: «Раз есть конец, ничто меня не удовлетворяет». Будучи созданным с таким влечением с самого начала, человеку предстало искушение: «Вот вам Бог говорит: не ешьте от древа познания добра и зла. Но разве можете вы быть богами, если вам что-то запрещено? Съешьте, и тогда будете все знать: и зло, и добро. И будете как боги». Это внушило недоверие к Богу, что Он как бы положил предел для человека. Но предел был положен в другом смысле. В Новом Завете мы имеем откровение, что Бог … в общение со злом не входит. Так что, если человек, будучи свободным, уклонится ко злу, то союз его с Богом прерывается. И поскольку источник жизни есть Бог, то хотя биологически человек и будет существовать некоторое время, но если он не воссоединится с Богом, то так и останется отрезанным от Того, Кто есть Источник Жизни. «Тогда, — сказал Бог, — смертию умрете».

На чем основано христианство?

Христианство основано не на философских рассуждениях людей (творений), а на откровении Творца. Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Теги:
Светлая седмица
преподобный Зосима Соловецкий
Иверская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации