Церковный календарь

30 апреля. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 апреля. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери

Светлая седмица

В этот день совершается память: Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мученика Аскитреии иных многих (344). Обретение мощей преподобного Александра Свирского, игумена (1641). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Иверская икона Божией Матери

В Светлый вторник совершается особое празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон. Первое явление этой иконы как чудотворной относится к IX веку, когда при императоре-иконоборце Феофиле (829–842) в Никее один воин в доме бедной вдовы ранил находившуюся там икону копьём, и из щеки Божией Матери потекла кровь. Вдова, спасая икону от поругания, опустила её в море, и икона по воде двинулась в сторону Афона. Сын вдовы позднее принял на Афоне постриг и рассказал историю образа. Более чем через век, в 999 году, во вторник Светлой седмицы, иноки афонского монастыря Иверон увидели на море огненный столп и в нём икону. Они пытались приблизиться к святому образу, но тот отступал дальше в море. Несколько дней иверские монахи усердно молились. Наконец, Божия Матерь явилась старцу Гавриилу и велела ему по воде подойти к столпу и забрать икону, которая отныне станет свидетелем милости и покрова Пресвятой Богородицы над Иверской обителью. Икону поместили в часовне на берегу, рядом с местом обретения (позднее на этом месте забил святой источник). Затем икону перенесли в соборный храм, но утром обнаружили её на вратах обители. Образ вернули в храм, а на другой день он опять оказался на вратах. Тогда Божия Матерь вновь явилась старцу Гавриилу и сказала, что не иноки должны охранять Её, но Сама Пресвятая Богородица пришла к ним, чтобы охранять их и в этой жизни, и в будущей, и что «доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С того времени Иверская икона стала именоваться Вратарницей. Канон Иверской иконе составлен на Афоне. Обширное почитание этого чудотворного образа в России начинается в середине XVII века, при Патриархе Никоне.

— Литургия пасхальным чином

Священное Писание

Деян., 4 зач., II, 14-21

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Лк., 113 зач., XXIV, 12-35

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 2, 14-21; Лк. 24, 12-35

Тогда иудеи свет Воскресения Христова покушались затмить легким туманом лжи: «ученики украли». Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и по сие время враг не перестает туманить перед Солнцем Воскресения, надеясь затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги и не отуманишься, а случится нечаянно напасть на такую, возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага — в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого рассуждения христианского. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно как день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Часто люди, ищущие Бога, делают акцент на познание Его своим разумом. Читают книги — богословские и философские; читают Евангелие, и это им помогает. Очень часто чтение согревает их сердце точно так, как у Луки и Клеопы согрелось сердце от слова Божия (см. Лк. 24, 32). Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные, слова не способны соединить человека с Богом, — а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа (см. Лк. 24, 31), причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.

— Вечернее богослужение. Совершается служба с полиелеем

Теги:
Светлая седмица
преподобный Зосима Соловецкий
Иверская иконы Божией Матери
православный календарь

Все публикации