24 апреля. Память священномученика Антипы, епископа Пергамского

3556
Фото

Седмица 6-я Великого поста

В этот день совершается память:

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылеевского, сподвижника его (XV). Прп. Фармуфия Египетского (IV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67).

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец. Сподвижник свт. Гурия, первого архиепископа Казанского; основатель и первый архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля. Скончался на покое в Казани 11 апреля 1576 г., был погребен в «пещерке» за алтарем Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря. 4 октября 1595 г. произошло обретение его святых мощей, в том же году он был причислен к лику святых. С тех пор его мощи почивали в той же обители, но были утрачены в ХХ в.

Престольные праздники

Храм свт. Варсонофия Казанского г. Казани (К)

Священномученик Антипа, епископ Пергамский

Священномученик Антипа был учеником святого апостола Иоанна Богослова и епископом Пергамской Церкви в Малой Азии. Несмотря на то, что в то время император Диоклетиан страшно гнал христиан, святой Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка в идольском капище, но тело его не сгорело и было погребено христианами.

Священное Писание

Довольно часто мы задумываемся о том, как правильно поступить? Иногда кажется, что всё понятно, но остаётся неясным, в чём источник этой понятности. Бытовая традиция, общество, психология? Если так, то на что они сами ориентируются в оценках поступка? На пользу, на внутренний комфорт или целесообразность? И главное, на что должны ориентироваться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 58-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 58.

01Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

02Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

03"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

04Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

05Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

06Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

07раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

08Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

09Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Многие из нас слышали об эмоциональном интеллекте, но мало кто слышал об интеллекте нравственном. Почему-то разбираться в чувствах считается важным, как будто бы разобравшись, мы сразу поймём и то, как себя вести. Например, в нас возникает чувство неудовлетворённости, и мы буквально инстинктивно решаем, как именно поступить, чтобы с ним справиться. Однако загвоздка в том, что наши инстинкты испорчены и искажены. Ориентироваться на них в нравственной жизни — это всё равно, что ориентироваться на поломанный компас. Человек, который пытался бы использовать его для того, чтобы выйти из леса, со временем спросил бы себя: «Что происходит? Что не так? Почему я до сих пор не вышел туда, куда должен был, если судить по карте»? Человек, который живёт, ориентируясь на греховные чувства, в итоге может почувствовать подобную же растерянность и прийти к похожим же вопросам.

«А как же иначе!?», — скажет верующий. Грехопадение... страсти... всё ведь очевидно". Но очевидно ли?

Мы, верующие, научились обличать мир и говорить правильные слова, но в сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии Бог обличает не язычников, и не безбожников, но свой собственный народ. И обличает потому, что за правильными словами люди скрывают стремление к обычным человеческим целям. Они не язычники, они стараются слушаться Бога, но лишь для того, чтобы Он ответил на их прошения. Они постятся, приносят жертвы, всё делают по правилам... Но почему-то в жизни ничего не складывается... А не складывается потому, что, осуждая грешников за жизнь по страстям, верующие могут сами жить подобным же образом, просто прикрывая свои цели религиозной лексикой. Понимая это, Бог через пророка призывает нас пойти глубже, чем простое восприятие культурной традиции. Говорить не просто правильные слова, но наконец совершать действия угодные Ему.

священник Стефан Домусчи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Тема зла на телеэкране — это очень серьезная мировоззренческая проблема. Когда в новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание. Современный мир привык к картинам человеческого страдания. Если бы на человека, жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационный поток, наверное, его психика не выдержала бы. Вероятно, он захотел бы встать со своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали друг другу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется, и не в последнюю очередь под влиянием того, что люди слышат слишком много рассказов о человеческих ужасах.

Чем подтверждается истинность Православной веры?

1. Тем, что в ее основе лежат истины, открытые посредством сверхъестественного Откровения.

2. Истинностью Священного Писания (Библия является составной частью Священного Предания).

3. Преданием Церкви (именно Вселенская Православная Церковь имеет происхождение от апостолов, сохраняет преемство иерархии от апостолов, и при этом сохраняет вероучение неповрежденным (протестантские церкви — не древнего происхождения, а католицизм, хотя и древнего происхождения, однако не сохранил вероучение в чистоте, а значит, и не вписывается в определение единственной истинной Церкви как «столпа и утверждения истины» (1Тим.3:15)).

4. Опытом православных святых (которые достигли высот святости в соответствии с тем, как об этом сообщается в православном вероучении).

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года