20 апреля. Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

4526
Фото

В этот день совершается память:

Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского (после 820). Преподобного Даниила Переяславского, архимандрита (1540). Мученика Каллиопия Помпеопольского (304). Мученика Руфина, диакона, мученицы Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобного Серапиона Синдонита

Священномученик Аркадий Добронравов — уроженец Казанской губернии (1868), выпускник Казанской духовной семинарии (1889). Служил священником в с. Пичкасы Спасского уезда Казанской губернии (1889-1896). Мученически скончался в Темниковском лагере в Мордовии 20 апреля 1933 г.

Память епископа Мстёрского Иова (Рогожина), викария Владимирской епархии. Выпускник Казанской духовной академии (1909). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в заключении в лагере в Северном крае 20 апреля 1933 г.

***

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов.

В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма.

По заамвонной молитве освящается артос.

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня, на которой поется великий прокимен и читается Евангелие. Предстоятель совершает великую вечерню в полном облачении.

Пасха Христова

Самое жестокое искушение и беспощадный тиран — это смерть. Но Господь Своим Воскресением победил смерть, и теперь она более над нами не властна. Воскресение Христово названо святыми отцами «праздником праздников и торжеством всех торжеств» потому, что в этот день побеждается смерть — величайший враг всего человечества. Великое дело — когда человек преодолевает смерть. Даже не столько дело, сколько чудо, которое становится возможным, когда мы подражаем жизни воскресшего Христа. Мы говорим: «Воскресение Христово видевше». Словно произошло это не 2 000 лет назад, а сегодня, на наших глазах. Это потому, что совершается оно внутри верующей души, которая непосредственно переживает и видит его своими духовными очами, как Серафим Саровский, что так часто повторял: «Радость моя, Христос воскресе».

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юных лет вел монашеский образ жизни. В период правлении императора-иконоборца Льва Исаврянина он терпел гонения и получил имя Исповедника. Во времена правления другого императора — Константина Порфирородного — Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла добродетелью и чистотой и была подобна жизни ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. На склоне лет архипастырь снова испытал гонения от иконоборцев и был сослан в Херсонес. Там он скончался после 820-го года. По преданию, во время его кончины над Митиленом в небе засияла яркая звезда.

Евангелие дня

Наверное, каждый человек хотя бы в теории знает, что тот, кто обладает связями и знакомствами в той или иной сфере, чувствует себя увереннее, чем тот, кто этими связями не обладает. Справедливо или нет, но, судя по всему, так устроены все общества на земле. Но что, если человек обладает связью или тем, что мы назвали бы знакомством, с Самим Богом? Как себя должен чувствовать он? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 1.

01В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

02Оно было в начале у Бога.

03Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

04В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

05И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

06Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

07Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

08Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

09Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Читая Евангелие, мы привыкаем к тому, что в нём говорится о земной жизни Иисуса Христа, однако текст, который мы услышали сегодня, начинается с истин, которые не относятся к чему бы то ни было на земле, ни к чему, что вообще можно было бы назвать тварным. В первых словах Евангелия от Иоанна мы слышим лаконичное и в то же время неимоверно глубокое описание внутрибожественной жизни, суть которой показана как общение, потому что слово Божее было не просто у Бога, но — дословно — было к Богу.

Однако, чем возвышеннее слова апостола о Слове Божием, тем поразительнее сказанное дальше, ведь Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Бог-Слово как источник жизни, источник света для всех людей воплотился и вошёл в человеческую жизнь. Причём, с одной стороны, Он вошёл не в какую-то рафинированную реальность, не жил во дворце, не стремился избегать трагичности мира. Нет. Свет вошёл в самую настоящую жизнь, с её проблемами, с её греховной тьмой. Но тьма не могла Его объять. С другой стороны, Он не выбирал каких-то особенных людей, не стремился только к избранным, но был просвещением всякого человека, приходящего в мир.

И вот, несмотря на вхождение самого Бога в реальность нашей земной жизни, несмотря на Его готовность просветить каждого человека, Он делает это так, что каждый выбирает сам. Например, были люди, в среде которых Бог родился, но которые Его не приняли. Но были и другие — принявшие Его и получившие власть быть чадами Божиими. И оказалось, что чтобы стать Ему своим, не нужно быть кем-то особенным по рождению. Не нужно быть какой-то особой крови, особого статуса, нужно только решиться и устремиться к новому внутреннему состоянию, к восстановлению духовной жизни, поруганной грехом.

Именно в этом восстановлении внутренней иерархии и обновлении образа Божиего в нас можно найти ответ на поставленный в начале передачи вопрос. Когда человек стремится к связям в обыденном смысле слова, он стремится через эти связи получить хотя бы некоторую причастность к земной власти. Когда мы обретаем связь с Богом, мы перестаём стремиться к обладанию временными благами, временной властью и обретаем власть над самими собой, власть над страстями, уводящими нас от Бога. Мы возвращаемся к Нему, и Он принимает нас как Своих детей.

священник Стефан Домусчи // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» — мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда — правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь. Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.

Что такое нравственное самоопределение? На основании чего Адам склонился ко злу?

Нравственное самоопределение есть результат выбора между добром и злом. Оно может ограничиваться выбором относительно того или иного поступка, действия, а может распространяться на поведение человека вообще.

Что касается Адама, пока он не совершил греха, он руководствовался здравым рассудком, нравственным чувством и Откровением Божьим. Будучи искушаем, он последовал воспламенившемуся в нём греховному желанию стать как Бог. В этом проявилась свобода его нравственного выбора: он склонил свою волю ко злу. Как это ни странно звучит, но возможность свободного выбора зла была обусловлена тем, что Адам был создан по образу Божьему. Нося в себе такую черту Божественного образа, как свобода воли, он злоупотребил этой свободой и пал.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года