20 апреля. Память преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского

4057
Фото

Суббота Акафиста

В этот день совершается память:

Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского (после 820). Преподобного Даниила Переяславского, архимандрита (1540). Мученика Каллиопия Помпеопольского (304). Мученика Руфина, диакона, мученицы Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобного Серапиона Синдонита

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста Пресвятой Богородице. Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В достопамятную ночь, когда соединенные силы неприятеля с моря и суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»! И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Об акафисте Пресвятой Богородице

Первые упоминания об Акафисте Пресвятой Богородице относятся к X веку. Типикон Великой церкви (IX—X века), то есть устав Софии Константинопольской, сообщает, что в субботу пятой седмицы Великого поста совершается «Собор Пресвятой Госпожи нашей Богородицы в честном Её храме во Влахернах». Патриарх совершал службу, называемую паннихис, с кондаком, под которым, вероятно, имелся в виду именно Великий Акафист. Учёные находят в нём параллели с произведениями преподобного Романа Сладкопевца (VI век), это подтверждает древнее предание, что именно он был его автором. Текст Акафиста повествует о событиях Благовещения и Рождества Христова, из чего предполагается, что изначально он предназначался для пения на праздник Собора Богоматери, а затем — на праздник Благовещения. Во многих вариантах Иерусалимского устава, который оказал прямое влияние на формирование богослужения на Руси, Акафист в субботу пятой седмицы читал иерей, надев епитрахиль и фелонь, стоя перед особо чтимой иконой Божией Матери.

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юных лет вел монашеский образ жизни. В период правлении императора-иконоборца Льва Исаврянина он терпел гонения и получил имя Исповедника. Во времена правления другого императора — Константина Порфирородного — Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла добродетелью и чистотой и была подобна жизни ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. На склоне лет архипастырь снова испытал гонения от иконоборцев и был сослан в Херсонес. Там он скончался после 820-го года. По преданию, во время его кончины над Митиленом в небе засияла яркая звезда.

Священное Писание

Зачатую, устраиваясь на работу, люди рассчитывают на определённые условия труда, зарплату, карьерный рост или по крайней мере на некоторую стабильность. Ни для кого не секрет, что нередко условия в процессе работы оказываются совсем иными, а перспективы не теми, которые в начале показались столь привлекательными. Но возможно ли такое в религии? Кажется, да. По крайней мере нечто похожее мы встречаем в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 8.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Однажды, ещё в 90-е годы мой знакомый священник вышел из храма освятить автомобиль. Рядом на парковке стояли люди, которые также пожелали освятить свои машины. Совершив чин, священник обратился к ним с проповедью, суть которой сводилась к тому, что машины теперь освящены и в греховные поездки на них лучше не ездить. Проповедь простая и вполне ожидаемая, но каково же было его удивление, когда после его слов, один из слушающих крикнул другому: «Стирай скорее эту воду»! Что-то, что он делал с помощью своей машины, оказалось не просто связано с грехом, это нечто оказалось для него дороже, чем Божье благословение, о котором молился священник. Когда оно понадобится? В каких обстоятельствах? Это ещё неизвестно... А грех, судя по всему, был вполне актуален, и машина нужна была здесь и сейчас. Иными словами, цена освящения оказалась для этого человека слишком высока.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос спрашивает учеников о том, как воспринимают Его люди и кем они Его считают. Ожидаемо, что ученики дают разные ответы, потому что точного ответа не знал никто, и одно предположение не сильно отличалось от другого. Но что же думают сами ученики? Они уже какое-то время ходят с Учителем, слушают Его проповеди и должны дать более глубокий ответ. Собственно, именно это они и делают, ведь называют не просто одним из пророков, пусть даже и наиболее почитаемым, но Мессией. «Ты —Христос», — просто и коротко говорит Ему Пётр, выступая от лица всех. Стоит понимать, что в этих словах звучит не только мнение Петра, не только нечто открытое ему. В этих словах звучит ожидание апостола, звучит надежда и объяснение того, почему они с Ним. Часть из них уже были учениками Иоанна Крестителя, который прямо подчеркнул, что сам он не Мессия. Более того, однажды он даже указал на Иисуса как на агнца, берущего на себя грех мира. Всё это для апостолов означало, что, связав свою жизнь с жизнью Мессии, они могли на что-то рассчитывать. То есть их надежда — это не просто надежда на Него, это надежда для себя, надежда стать кем-то значимым в Его земном Царстве. Однако, дальше происходит нечто неожиданное. Это трудно себе представить, но Спаситель запрещает им говорить об этом вслух. И даже начинает рассказывать о том, что Ему надлежит пострадать и быть отверженным и даже убитым... Может показаться, что после таких слов апостолам в пору было задуматься, за тем ли учителем они пошли? Не стоит ли им поискать проповедника с другими планами на будущее? Ведь эти планы могут распространиться и на них. Однако на этом планы не закончились. ... они включали ещё один пункт: «и в третий день воскреснуть».

В современном мире люди часто используют друг друга, отказываются входить в положение и идти навстречу ближнему. Человек перестаёт быть целью и становится лишь средством для достижения целей. В свою очередь Бог, призывая идти за Собой, не только не использует людей в корыстных целях, но идёт им навстречу, доходя даже до смерти и ада, чтобы даровать нам победу воскресения.

священник Стефан Домусчи // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» — мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда — правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь. Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.

Что такое нравственное самоопределение? На основании чего Адам склонился ко злу?

Нравственное самоопределение есть результат выбора между добром и злом. Оно может ограничиваться выбором относительно того или иного поступка, действия, а может распространяться на поведение человека вообще.

Что касается Адама, пока он не совершил греха, он руководствовался здравым рассудком, нравственным чувством и Откровением Божьим. Будучи искушаем, он последовал воспламенившемуся в нём греховному желанию стать как Бог. В этом проявилась свобода его нравственного выбора: он склонил свою волю ко злу. Как это ни странно звучит, но возможность свободного выбора зла была обусловлена тем, что Адам был создан по образу Божьему. Нося в себе такую черту Божественного образа, как свобода воли, он злоупотребил этой свободой и пал.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года