20 апреля. Память преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского

3255
Фото

20 апреля. Светлая седмица
Поста нет. 7 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского (после 820). Преподобного Даниила Переяславского, архимандрита (1540). Мученика Каллиопия Помпеопольского (304). Мученика Руфина, диакона, мученицы Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобного Серапиона Синдонита

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста Пресвятой Богородице. Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В достопамятную ночь, когда соединенные силы неприятеля с моря и суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»! И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Об акафисте Пресвятой Богородице

Первые упоминания об Акафисте Пресвятой Богородице относятся к X веку. Типикон Великой церкви (IX—X века), то есть устав Софии Константинопольской, сообщает, что в субботу пятой седмицы Великого поста совершается «Собор Пресвятой Госпожи нашей Богородицы в честном Её храме во Влахернах». Патриарх совершал службу, называемую паннихис, с кондаком, под которым, вероятно, имелся в виду именно Великий Акафист. Учёные находят в нём параллели с произведениями преподобного Романа Сладкопевца (VI век), это подтверждает древнее предание, что именно он был его автором. Текст Акафиста повествует о событиях Благовещения и Рождества Христова, из чего предполагается, что изначально он предназначался для пения на праздник Собора Богоматери, а затем — на праздник Благовещения. Во многих вариантах Иерусалимского устава, который оказал прямое влияние на формирование богослужения на Руси, Акафист в субботу пятой седмицы читал иерей, надев епитрахиль и фелонь, стоя перед особо чтимой иконой Божией Матери.

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юных лет вел монашеский образ жизни. В период правлении императора-иконоборца Льва Исаврянина он терпел гонения и получил имя Исповедника. Во времена правления другого императора — Константина Порфирородного — Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла добродетелью и чистотой и была подобна жизни ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. На склоне лет архипастырь снова испытал гонения от иконоборцев и был сослан в Херсонес. Там он скончался после 820-го года. По преданию, во время его кончины над Митиленом в небе засияла яркая звезда.

Священное Писание

Деян., 6 зач., II, 38-43

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Ин., 8 зач., III, 1-15

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 38-43; Ин. 3, 1-15

Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают взгромождаемую против истины Воскресения ложь. Читай и вооружайся этими соображениями; но при этом не ленись все больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения, и тем безопаснейшим становиться от всех стрел вражиих, направляемых против этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем должен ты быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? — и продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? — и пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Бегай одних и прилежи другим. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормою жизни твоей было следующее: нет общения свету ко тьме, Христу с велиаром.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» — мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда — правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь. Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.

Что такое нравственное самоопределение? На основании чего Адам склонился ко злу?

Нравственное самоопределение есть результат выбора между добром и злом. Оно может ограничиваться выбором относительно того или иного поступка, действия, а может распространяться на поведение человека вообще.

Что касается Адама, пока он не совершил греха, он руководствовался здравым рассудком, нравственным чувством и Откровением Божьим. Будучи искушаем, он последовал воспламенившемуся в нём греховному желанию стать как Бог. В этом проявилась свобода его нравственного выбора: он склонил свою волю ко злу. Как это ни странно звучит, но возможность свободного выбора зла была обусловлена тем, что Адам был создан по образу Божьему. Нося в себе такую черту Божественного образа, как свобода воли, он злоупотребил этой свободой и пал.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года