Церковный календарь

18 апреля. Страстная седмица. Великий Понедельник

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 апреля. Страстная седмица. Великий Понедельник

Страстная седмица. Великий Понедельник.
Строгий пост. 5 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

Преподобного Пуплия Египетского (IV). Преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преподобного Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Преподобного Платона, исповедника Студийского (814). Преподобной Феодоры Солунской (892).

Священномученика Алексия Кротенкова пресвитера (1930); священномученика Николая Симо пресвитера (1931).

Великий понедельник

В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья, так и Иисуса Христа возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры. Братья продали самого младшего за 20 сребреников. Предательство-«продажа» Спасителя принесло Иуде Искариоту 30 сребреников, причем один из братьев Иосифа, придумавший продать его, приходится предателю тезкой. В Египте Иосифа оклеветали, посадили в тюрьму, потом он был оправдан, поднялся высоко в государстве, спас Египет от последствий неурожая, а позже простил и спас от голода своих братьев. И само имя, которое было дано фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах, означало Спаситель мира (Быт. 41:45). Так же и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих мучителей, дает всем возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает также о засохшей смоковнице. На другой день после Входа Господнего в Иерусалим, когда Иисус вышел с апостолами из Вифании, «Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:12–14). И дерево засохло. Господь не раз предупреждал, что Суд Божий наступит внезапно — и все должны быть к нему готовы в любую минуту, даже до «времени собирания смокв». И вот судьба смоковницы — прообраз судьбы не принявших Господа иудеев и, шире, всех, кто не примет Христа. Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось и символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, вскоре и произошедшей. Образ смоковницы избран еще и потому, что, по библейскому преданию, именно ее листьями прикрылись согрешившие пред Богом своим непослушанием Адам и Ева.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Первый российский патриарх святитель Иов Московский был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа и распространение Священного Писания. Он первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. были построены 12 храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Пострадал святой Иов от Лжедмитрия, захватившего Москву. Скончался святитель в 1607 г., а в 1989 г. прославлен в лике святых.

Мученик Агафопод

Эти святые жили в Салониках во времена императора Диоклетиана. Христианство рассматривалось при нем как расшатывание государственных основ и религиозный фанатизм, а потому убежденно уничтожалось. Об этом хорошо знали Агафопод и Феодул, но не оставляли своего церковного служения. Агафопод был старцем, а Феодул юношей. Но, несмотря на закат своих лет, сохранил Агафопод в сердце своем пламя вдохновения к подвигу. Феодул же, несмотря на юношескую жажду жизни, показал рассудительность зрелого мужа. Их убеждали отречься от Христа, предлагая выбор: благополучная жизнь или скорая смерть. Они же отвечали: «Выбираем жизнь, но жизнь вечную». Их утопили в море, привязав к ногам тяжелые камни. Но на следующий день волны вынесли на берег их тела без камней и веревок, в светлых одеждах «паче снега» белее.

Преподобный Марк Афинский

Преподобный Марк в юности удалился в пустыню у моря и 95 лет прожил, не видя ни людей, ни зверей. Жизнь святого осталась в рассказе аввы Серапиона, нашедшего его в горной пещере. Первые 30 лет, босой и раздетый, он страдал зимой от холода, а летом от зноя, голодал, пил морскую воду. Но он вытерпел и удостоился Божией благодати. Когда святой спросил авву: «Есть ли ныне святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет?» Когда святой произнес эти слова, гора сдвинулась к морю на 5000 локтей. Преподобный Марк обратился к ней: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; встань на свое место!» Гора вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк спросил: «Разве ты не видел таких чудес?» — «Нет, отче», — ответил старец Серапион. Преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам».

Священное Писание

Утр. - Мф., 84 зач., XXI, 18-43

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,— боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Лит. - Мф., 98 зач., XXIV, 3-35

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.

6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней.

9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,— читающий да разумеет, - 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,— не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",— не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",— не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Молитвословия

Тропарь, глас 8:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Тропарь святителя Иова

глас 5

Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова

глас 7

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Теги:
Святитель Иов Московский
православный календарь

Все публикации