
Седмица 5-я Великого поста
В этот день совершается память:
Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1652).
Преподобного Пуплия Египетского (IV). Преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преподобного Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Преподобного Платона, исповедника Студийского (814). Преподобной Феодоры Солунской (892).
Священномученика Алексия Кротенкова пресвитера (1930); священномученика Николая Симо пресвитера (1931).
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России
Первый российский патриарх святитель Иов Московский был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа и распространение Священного Писания. Он первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. были построены 12 храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Пострадал святой Иов от Лжедмитрия, захватившего Москву. Скончался святитель в 1607 г., а в 1989 г. прославлен в лике святых.
Мученик Агафопод
Эти святые жили в Салониках во времена императора Диоклетиана. Христианство рассматривалось при нем как расшатывание государственных основ и религиозный фанатизм, а потому убежденно уничтожалось. Об этом хорошо знали Агафопод и Феодул, но не оставляли своего церковного служения. Агафопод был старцем, а Феодул юношей. Но, несмотря на закат своих лет, сохранил Агафопод в сердце своем пламя вдохновения к подвигу. Феодул же, несмотря на юношескую жажду жизни, показал рассудительность зрелого мужа. Их убеждали отречься от Христа, предлагая выбор: благополучная жизнь или скорая смерть. Они же отвечали: «Выбираем жизнь, но жизнь вечную». Их утопили в море, привязав к ногам тяжелые камни. Но на следующий день волны вынесли на берег их тела без камней и веревок, в светлых одеждах «паче снега» белее.
Преподобный Марк Афинский
Преподобный Марк в юности удалился в пустыню у моря и 95 лет прожил, не видя ни людей, ни зверей. Жизнь святого осталась в рассказе аввы Серапиона, нашедшего его в горной пещере. Первые 30 лет, босой и раздетый, он страдал зимой от холода, а летом от зноя, голодал, пил морскую воду. Но он вытерпел и удостоился Божией благодати. Когда святой спросил авву: «Есть ли ныне святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет?» Когда святой произнес эти слова, гора сдвинулась к морю на 5000 локтей. Преподобный Марк обратился к ней: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; встань на свое место!» Гора вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк спросил: «Разве ты не видел таких чудес?» — «Нет, отче», — ответил старец Серапион. Преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам».
Священное Писание
Случалось ли вам, дорогие друзья, оказываться в ситуации острого кризиса. Я думаю, лучше всего это понимают рожавшие женщины: если время пришло — как бы это ни было тяжко и страшно — а рожать придётся.
В отрывке из 42-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, используется именно этот образ «вступившей в свой срок» роженицы — а вот к чему этот образ. А вот почему этот образ используется, давайте внимательно послушаем.
Глава 42.
05 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
06 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
07 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
08 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
09 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
Зачем Бог устами пророка Исаии использует в прозвучавшем сейчас отрывке именно образ рожающей женщины — причём Бог говорит о Себе Самом как о женщине, рожающей в крике и исступлении? Какую мысль стремится донести до нас Писание через такой неожиданный образ?
Тот, у кого в семье рождался второй ребёнок, хорошо знаком с феноменом детской ревности. Ещё бы: до появления в мир ещё одного дитятки вся семья вращалась вокруг первенца — а тут неожиданно появляется совсем другой центр! Более того: старший ребёнок ощущает, что он вообще отодвигается на второй, даже третий план — он-то уже подросший, не столь беззащитный и беспомощный — и сам уже что-то может! Ещё бы тут не развернуться ревности во всей красе!
Образ родов, при котором буквально всё сметается на пути, — и горы, и холмы, и реки, и озёра — это образ разрешения Бога от долгого бремени языческих народов, которые сокровенно вынашивались для появления на свет. Старший ребёнок — еврейский народ — привык считать себя единственным наследником всех Божественных обетований — и даже мысли не допускал, что у Небесного Родителя может появиться ещё кто-то другой. Пророк предвосхищает приход в мир Христа Спасителя, чья Благая Весть станет возрождающей не только иудеев, но и весь языческий мир от тьмы неведения, поистине «исправит кривые пути» и «мрак сделает светом».
Своим пророчеством Исаиа предостерегает евреев: смотрите, не окажитесь в положении озлобившегося старшего сына, для которого эти новые роды оказались полной неожиданностью! Не вздумайте вредничать, препятствовать, строить козни новорождённому — от Небесного Родителя всё равно ничего не скрыть, и если будете упорствовать в своей вражде — то и наказание будет суровым!
Завершающие слова прозвучавшего сегодня отрывка из книги пророка Исаии полны надежды: что бы ни случилось, какой бы ни была реакция старшего ребёнка — Бог ни в коем случае не оставит христианский народ — чему мы с вами, дорогие друзья, по сей день и остаёмся свидетелями!
протоиерей Павел Великанов
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Совершенная Христом победа над злом — не какая-то одномоментная победа, имевшая значение для короткого промежутка времени, но это победа космического и вневременного масштаба. А потому и все мы, живущие после Христа, принимая Его Слово, веря Его словам, стараясь их воплотить в жизнь, становимся вместе с Ним, рядом с Ним, мы разделяем эту победу. Каждый человек сталкивается в своей жизни со злом в той или иной мере. Очень часто нам кажется, что зло всемогуще, что с ним невозможно бороться. Давайте забудем обо всем этом — зло уже побеждено. Нам только остается не дать злу растоптать самих себя, уничтожить духовно или физически. И именно для этого нам нужна помощь Того, Кто победил зло в этом вневременном масштабе.
Молитвословия
Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.
Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.