Церковный календарь

17 апреля. Вход Господень в Иерусалим

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 апреля. Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий (Вербное Воскресенье).
День постный, разрешается рыба. 4 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Вход Господень в Иерусалим

Преподобного Иосифа песнописца (883). Преподобного Георгия, иже в Малеи (IX).

Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преподобного Зосимы (ок. 560). Мученицы Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Преподобномученика Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); священномученика Николая, епископа Вельского, преподобномученицы Марии Гатчинской (1932); священномученика Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мученика Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Вход Господень в Иерусалим

В воскресенье, предшествующее Пасхе, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, происшедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов. После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи для празднования ее направился в Иерусалим. Господь послал Своих учеников, чтобы они привели ослицу и молодого осла, владельцы которых были таинственно извещены о надобности отдать животных. О встрече Господа еще задолго возвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле — сыне подъяремной» (Зах. 9:9). И вот одни горожане по дороге постилали Ему свои одежды, а другие устилали дорогу ветвями финиковых пальм — ваиями («ваиа» у евреев называется распускающаяся — оживающая — ветвь), которыми, по древней традиции, устилают дорогу царям-победителям.

Преподобный Иосиф Песнописец

Преподобный Иосиф Песнописец. Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. В возрасте 15 лет ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Затем после посвящения в пресвитеры он переселился в Константинополь. Император Византии Лев Армянин, иконоборец, преследовал его и заключил в тюрьму. Получив свободу, прп. Иосиф устроил монастырь при храме Златоуста, но императором Феофаном снова был лишен свободы и сослан в Херсонес. Возвращенный оттуда императрицей Феодорой, был назначен скевофилаксом Патриаршей кафедры. Патриарх Фотий сделал его духовником всего константинопольского клира. Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, прп. Иосиф всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, в частности канонов. Он составил до 300 канонов — больше, чем кто-либо другой из церковных песнописцев.

Преподобный Иосиф Многоболезненный

Преподобный Иосиф жил в XIII веке. Он именуется Многоболезненным, так как, ещё будучи мирянином, многие годы тяжело болел. В какой-то момент он дал обет принять монашество, если Бог исцелит его от болезни. Господь услышал его, и после исцеления преподобный стал иноком в Киево-Печерском монастыре. Был он усерден в посте и молитвах и всегда старался послужить братии. Служба святому повествует, что и сам он стал целителем, получив от Бога такой дар. После кончины святого положили в Дальних пещерах. Митрополит Макарий Московский указывает на мощи святого как на пример древности троеперстного крестного знамения: «Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединёнными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец — пригнутыми к ладони».

Священное Писание

Флп., 247 зач., IV, 4-9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,— и Бог мира будет с вами.

Ин., 41 зач., XII, 1-18

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18

Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось... началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. Именно в той системе ценностей воспитывалось человечество. И когда Господь провозглашает совсем иную парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону, закону любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь, в первую очередь, характеризуется способностью жертвовать), — то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.

Молитвословия

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

***

Кондак преподобного Иосифа, глас 4

Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,// твоея помощи просяще, святе.

Кондак преподобного Иосифа песнописца, глас 4

Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,/ твоея помощи просяще, святе.

Тропарь преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и инее из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Иосифе, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8

Многолетне страдая в болезнех,/ молитвою и обещанием восприятия иночества/ приял еси здравие от Бога,/ и, неленостно подвизався в Печерстей обители,/ наследил еси неболезненную и вечную жизнь,/ и исцелявши недуги чтущих тя,/ преподобне Иосифе, отче наш.

Теги:
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Многоболезненный
православный календарь

Все публикации