Седмица 5-я Великого поста
В этот день совершается память:
Преподобного Иосифа песнописца (883). Преподобного Георгия, иже в Малеи (IX).
Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преподобного Зосимы (ок. 560). Мученицы Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341—343).
Преподобномученика Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); священномученика Николая, епископа Вельского, преподобномученицы Марии Гатчинской (1932); священномученика Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мученика Иоанна Колесникова (1943).
Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Песнописец. Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. В возрасте 15 лет ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Затем после посвящения в пресвитеры он переселился в Константинополь. Император Византии Лев Армянин, иконоборец, преследовал его и заключил в тюрьму. Получив свободу, прп. Иосиф устроил монастырь при храме Златоуста, но императором Феофаном снова был лишен свободы и сослан в Херсонес. Возвращенный оттуда императрицей Феодорой, был назначен скевофилаксом Патриаршей кафедры. Патриарх Фотий сделал его духовником всего константинопольского клира. Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, прп. Иосиф всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, в частности канонов. Он составил до 300 канонов — больше, чем кто-либо другой из церковных песнописцев.
Преподобный Иосиф Многоболезненный
Преподобный Иосиф жил в XIII веке. Он именуется Многоболезненным, так как, ещё будучи мирянином, многие годы тяжело болел. В какой-то момент он дал обет принять монашество, если Бог исцелит его от болезни. Господь услышал его, и после исцеления преподобный стал иноком в Киево-Печерском монастыре. Был он усерден в посте и молитвах и всегда старался послужить братии. Служба святому повествует, что и сам он стал целителем, получив от Бога такой дар. После кончины святого положили в Дальних пещерах. Митрополит Макарий Московский указывает на мощи святого как на пример древности троеперстного крестного знамения: «Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединёнными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец — пригнутыми к ладони».
Священное Писание
04 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же.
05 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
06 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"
07 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
08 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-
09 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
В своей книге пророк Исаия обращается к еврейскому народу по совершенно разным поводам. Порой со словами обличения, порой — с предостережением, бывает — с наставлением. Сегодня мы слышим от него слова поддержки. И это очень кстати. Ведь социальная и политическая ситуация в Израиле на тот момент была очень тяжелая. Это было смутное время междоусобной вражды среди некогда единого еврейского народа, а также период, когда нации угрожал внешний враг в лице могущественных Ассирийской, а затем и Вавилонской империй. Первая уничтожила северное Израильское царство. Вторая — южное, Иудейское. Иерусалим был разрушен, а народ уведен в плен в Вавилон. Для выживших это была катастрофа вселенского масштаба.
На фоне этих потрясений пророк и призывает своих единоплеменников не забывать, что Бог еврейского народа, как он выражается, «первый и в последних». То есть Он неизменен, Он всегда тот же. Так Исаия подчеркивает идею верности Бога тем обещаниям, которые Он некогда дал патриарху Аврааму, а затем и другим великим вождям древности о том, что Он всегда будет заботиться о Своих людях. Какие бы злоключения им ни пришлось вынести промысел Божий в итоге все устроит к лучшему. О том, что слова пророка исполнились, свидетельствует сама история. Судьба израильского народа — поразительный пример того, как нация, на долю которой выпали тягчайшие испытания, и которая из-за них должна была бы давно прекратить свое существование, продолжает несмотря ни на что жить и процветать. А те, кто, когда-то враждовал против нее, как и говорил пророк, превратились в ничто.
Слова пророка касаются не только евреев. Они обращены ко всякому, кто ищет опору не в людях, не в деньгах, не в собственных силах, а в первую очередь в Боге. В какой бы ситуации такой человек не оказался, Господь держит его, как Он Сам говорит, за правую руку. А потому не будем унывать и впадать в отчаяние, наблюдая за происходящим вокруг. Ведь если мы стараемся жить Богом, то даже самое жуткое событие нашей жизни Его благой промысел обратит к добрым последствиям.
священник Дмитрий Барицкий // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Чувства занимают очень важное место в человеческой жизни. Самое великое и святое чувство, которым Бог одарил человека, — это чувство любви. И мы знаем, какие чудеса творит это чувство, эта внутренняя сила. Жертвенная любовь матери к ребенку — такая, что мать может жизнь свою отдать, не задумываясь, за дитя свое. А замечательные пример союза мужчины и женщины, мужа и жены, которые создают сильную семью и на протяжении десятилетий сохраняют любовь, преодолевая искушения, — потому что сила чувств велика! И если мы говорим о духовных подвигах, в том числе вспоминая синайских подвижников — Иоанна Лествичника и прочих, — то ведь они через свои подвиги, через свое самоограничение, через пост, через молитву достигали того, что становились очень сильными, мудрыми, обретали очень сильные чувства. Они любили окружающий мир, любили людей такой любовью, что их сердце было открыто для всех.
Молитвословия
Кондак преподобного Иосифа песнописца, глас 4
Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,/ твоея помощи просяще, святе.
Тропарь преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и инее из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Иосифе, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8
Многолетне страдая в болезнех,/ молитвою и обещанием восприятия иночества/ приял еси здравие от Бога,/ и, неленостно подвизався в Печерстей обители,/ наследил еси неболезненную и вечную жизнь,/ и исцелявши недуги чтущих тя,/ преподобне Иосифе, отче наш.