Церковный календарь

17 апреля. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 апреля. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Страстная Седмица. Великий Пяток.
Литургии не положено.
Строгий пост (без пищи). 4 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобного Иосифа песнописца (883). Преподобного Георгия, иже в Малеи (IX).

Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преподобного Зосимы (ок. 560). Мученицы Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Преподобномученика Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); священномученика Николая, епископа Вельского, преподобномученицы Марии Гатчинской (1932); священномученика Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мученика Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Великая пятница

В Великую Пятницу Церковь вспоминает святые, спасительные для всех нас и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел добровольно. Спасителя ждали поношения, насмешки, избиения и, наконец, невыразимые муки на Кресте и смерть, человеческая смерть, до которой вольно смирился Бог, наш Создатель. И вот «было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:32–49).

Преподобный Иосиф Песнописец

Преподобный Иосиф Песнописец. Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. В возрасте 15 лет ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Затем после посвящения в пресвитеры он переселился в Константинополь. Император Византии Лев Армянин, иконоборец, преследовал его и заключил в тюрьму. Получив свободу, прп. Иосиф устроил монастырь при храме Златоуста, но императором Феофаном снова был лишен свободы и сослан в Херсонес. Возвращенный оттуда императрицей Феодорой, был назначен скевофилаксом Патриаршей кафедры. Патриарх Фотий сделал его духовником всего константинопольского клира. Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, прп. Иосиф всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, в частности канонов. Он составил до 300 канонов — больше, чем кто-либо другой из церковных песнописцев.

Преподобный Иосиф Многоболезненный

Преподобный Иосиф жил в XIII веке. Он именуется Многоболезненным, так как, ещё будучи мирянином, многие годы тяжело болел. В какой-то момент он дал обет принять монашество, если Бог исцелит его от болезни. Господь услышал его, и после исцеления преподобный стал иноком в Киево-Печерском монастыре. Был он усерден в посте и молитвах и всегда старался послужить братии. Служба святому повествует, что и сам он стал целителем, получив от Бога такой дар. После кончины святого положили в Дальних пещерах. Митрополит Макарий Московский указывает на мощи святого как на пример древности троеперстного крестного знамения: «Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединёнными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец — пригнутыми к ладони».

Священное Писание

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. 

На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. 

На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 

На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 — XIX, 37. 

На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 — II, 2. 

Евангелие составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; 

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.

9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил — всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово — радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Крестный подвиг Самого Христа Спасителя открыл нам и смысл бытия, и жизненные цели. Не следует бояться подвигов, не следует бояться трудностей. Укрепляемые верой, укрепляемые Божественной благодатью, которая даруется нам в Церкви, мы можем совершать не просто добрые дела, но такие дела, которые и нас двигают вперед и вверх, и тех, кто находится рядом с нами. Покуда будет это движение вперед и вверх, будет продолжаться и жизнь рода человеческого. А поскольку во главе этого движения – Церковь Божия, вдохновляемая подвигом Христа Спасителя, то именно поэтому особая ответственность лежит на всех нас… Наше служение – это не легкая комфортная прогулка по жизни. Наше служение должно быть и по сути является подвигом. И осознать это означает обрести силу и способность осуществлять то, к чему мы призваны.

Распятый Христос простирает к нам Свои объятия

Порой человек именует свою жизненную участь крестом. Эта метафора связывает нас с евангельской реальностью, которая свидетельствует о страданиях и смерти Христа и о Его Воскресении. Взирая на Крест, мы обращаемся ко Господу со страхом и трепетом, но в то же время с величайшей благодарностью, ведь Господь разрушил узы смерти, разрушил ту пелену, которая разделяла человека от его Создателя. Взирая на Крест, мы видим, что распятый Христос простирает к нам Свои объятия. Господь каждого человека принимает, к каждому проявляет милость и любовь. На любовь надо отвечать любовью. Мы с вами должны пожертвовать своим эгоизмом, должны отказаться от всего того, что лишает нас радости общения с Богом. Пусть всех нас сегодня обымет благодарность, когда мы будем притекать ко Кресту Христову, поклоняться Страстям Господа и славить Его славное Воскресение.

Протоиерей Сергий Шкуро

О хитоне Господа Иисуса Христа

По преданию Грузинской Церкви, Хитон Господень был привезён во Мцхету Элиозом, раввином мцхетской еврейской общины, который пришёл в Иерусалим на праздник еврейской пасхи, стал свидетелем Страстей Господних и приобрёл Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию. Когда Тело Господа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся во Мцхете, услышала удары молота в своём сердце и, возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, скончалась. Сидония, встретив брата, объявила ему о смерти матери и её предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, Сидония облобызала его, прижала к груди и упала бездыханной. Никто не мог разъять её рук и взять Хитон. Сидония была погребена в царском саду, и над её могилой вырос величественный кедр.

Преподобный Иоанн Дамаскин о прообразах Креста Господня

Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (Быт. 47:31), первый изобразил крест и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48:14), весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший (Исх. 14:16); руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика (Исх. 17:11); горькая вода, услаждённая древом (Исх. 15:25); жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия (Числ. 17:8–9); змий, вознесённый на древе в виде трофея, как будто уже умерщвлённый (Числ. 21:9), в то время как древо спасало тех, которые с верою взирали на мёртвого врага, подобно тому как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвождён за грех. И великий Моисей взывает: «узрите живот ваш висящ на древе пред очима вашими» (Втор. 28:66). И Исаия говорит: «прострох руце Мои весь день к людем непокоряющимся и противуглаголющим» (Ис. 65:2). О, если бы мы, поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом!

Молитвословия

«Днесь висит на древе…»

Антифон 15, глас 6

Днесь ви́сит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе: покажи нам и славное Твое Воскресение.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Теги:
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Многоболезненный
православный календарь

Все публикации