Церковный календарь

16 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток

Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание тайной вечери
Литургия святителя Василия Великого
Строгий пост. 3 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской (824).

Мученицы Феодосии девы (307–308). Преподобного Иллирика. Мучеников Елпидифора, Дия, Вифония и Галика.

Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

Великий Четверток

В Великий Четверг Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни. По вере Церкви в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. За богослужением Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, омовение Христом Спасителем ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Чтение двенадцати Евангелий

Вечером Великого Четверга совершается «Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Это единственная утреня, по уставу совершающаяся вечером. Во время неё читают 12 Страстных Евангелий. По уставу служба начинается во 2-м часу ночи (около 20:00) и продолжается всю ночь, по сути это всенощная. Так как утреня Великой Пятницы начинается в Четверг, в её начале звучит тропарь Четверга «Егда славнии ученицы», в конце же – тропарь Пятницы «Искупил ны еси от клятвы законныя». В основе «Последования», судя по «Паломничеству Эгерии» (IV век), лежит палестинская традиция: в ночь с Великого Четверга на Пятницу в Иерусалиме христиане во главе с епископом посещали места, связанные со страданиями Спасителя (Елеонская гора, Гефсиманский сад, место претории и так далее), воспоминали различные эпизоды Страстей Христовых и читали соответствующие евангельские фрагменты. Во время перемещений от одного места к другому пели антифоны. 15 антифонов входят и в современное «Последование».

Преподобный Никита исповедник

Будущий игумен Мидикийской обители Никита с юности прислуживал в церкви. Затем, после семи лет добродетельной жизни в монастыре, он был назначен его настоятелем. Господь удостоил святого даром чудотворения. По его молитве многие исцелялись от тяжких недугов: к глухонемому отроку возвратился дар речи, к лишенному рассудка вернулся разум, освобождались от оков злой силы бесноватые. Святой много потрудился против иконоборческой ереси, за что императором-еретиком Львом Армянином был брошен в темницу, где находился шесть лет, до кончины правителя. И в узах святой Никита Исповедник совершал чудеса: по его молитве фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный, были волнами выброшены на берег. После кончины его мощи стали источником исцелений для страждущих.

Мученица Феодосия дева

Святая мученица Феодосия Тирская пострадала в 307 году. Ее схватили в день Святой Пасхи. Мученица молча и с радостным лицом переносила все страдания. Тогда ее отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью св. Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: «Смотрите, вот какой великой славы вы хотели меня лишить!»

Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой у Нее цветок белой лилии. Он символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Перед этим образом принято молиться к Царице Небесной о сохранении чистоты христианской жизни и правильном выборе супруга или супруги. Список чудотворной иконы хранился в московском Алексеевском монастыре. Где сейчас находится сама святыня, неизвестно.

Священное Писание

Утр. — Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Лит. — 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32

23 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главное богослужение Церкви называется Евхаристией, потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую Жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Преподобный Иосиф Волоцкий о Таинстве Евхаристии

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал своим ученикам случай, доказывающий, что Бог совершает таинства Святым Духом и служением Ангелов и что даже если тайные еретики из страха человеческого совершают службы по правилам соборной Церкви, то мы, крестясь, исповедуясь и причащаясь у них, не получаем от этого вреда: «Один священник-еретик, отслужив литургию, пришёл в свой дом, держа в руках потир. В доме топилась печь, и его жена, стоя рядом, готовила пищу. Он же, вылив содержимое потира в огонь печи, отошёл. Жена же его посмотрела в печь и увидела в огне малое дитя, сказавшее: “Ты меня здесь огню предал, а я тебя там вечному огню предам”. Тотчас разверзлась кровля избы, и жена увидела, как прилетели две большие птицы и, взяв отрока из печи, полетели на небо. И кровля избы встала на своё место».

Молитвословия

«Вечери Твоея тайныя…»

Тропарь, глас 6

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Песнопение «Вечери Твоея тайныя…» поется во Святой и Великий Четверг вместо Херувимской песни.

***

Кондак преподобного Никиты

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сияеши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещаеши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу, // моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Никиты исповедника

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет

глас 5

Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.

Теги:
Преподобный Никита Мидикийской
православный календарь

Все публикации