Церковный календарь

16 апреля. Воскрешение праведного Лазаря

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 апреля. Воскрешение праведного Лазаря

6-я седмица Великого поста.
День постный. Разрешается рыбная икра. 3 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воскрешение праведного Лазаря.

Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской (824).

Мученицы Феодосии девы (307–308). Преподобного Иллирика. Мучеников Елпидифора, Дия, Вифония и Галика.

Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

Воскрешение праведного Лазаря Четверодневного

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона. Праздновать в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после 40-дневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, — ведь при них Лазарь был ещё жив. Ибо тогда нужно было доказать, что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мёртвых, в чём лучше всего убеждал Лазарь.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушёл. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (недалеко от современной Ларнаки); пожив свято и богоугодно, совершив многие чудеса, он через 30 лет после того, как ожил, снова умер и был погребён на Кипре. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенёс честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царём храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа… Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.

Преподобный Никита исповедник

Будущий игумен Мидикийской обители Никита с юности прислуживал в церкви. Затем, после семи лет добродетельной жизни в монастыре, он был назначен его настоятелем. Господь удостоил святого даром чудотворения. По его молитве многие исцелялись от тяжких недугов: к глухонемому отроку возвратился дар речи, к лишенному рассудка вернулся разум, освобождались от оков злой силы бесноватые. Святой много потрудился против иконоборческой ереси, за что императором-еретиком Львом Армянином был брошен в темницу, где находился шесть лет, до кончины правителя. И в узах святой Никита Исповедник совершал чудеса: по его молитве фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный, были волнами выброшены на берег. После кончины его мощи стали источником исцелений для страждущих.

Мученица Феодосия дева

Святая мученица Феодосия Тирская пострадала в 307 году. Ее схватили в день Святой Пасхи. Мученица молча и с радостным лицом переносила все страдания. Тогда ее отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью св. Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: «Смотрите, вот какой великой славы вы хотели меня лишить!»

Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой у Нее цветок белой лилии. Он символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Перед этим образом принято молиться к Царице Небесной о сохранении чистоты христианской жизни и правильном выборе супруга или супруги. Список чудотворной иконы хранился в московском Алексеевском монастыре. Где сейчас находится сама святыня, неизвестно.

Священное Писание

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 — XIII, 8

28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Глава 13

1 Братолюбие между вами да пребывает.

2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Ин., 39 зач., XI, 1-45

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; 19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 12, 28-13, 8; Ин. 11, 1-45

У кого есть Марфа трудолюбивая — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, — внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его — дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня в общественных дискуссиях часто говорится о разного рода достижениях, но как-то в тени остается тема человеческого подвига, самоограничения, труда, а ведь всякое достижение связано с подвигом. Более того, когда речь идет о нравственном становлении личности, говорят, что нужно раскрепостить свои инстинкты, что не нужно ничего стесняться, не нужно ни в чем себя ограничивать. «Живи как хочешь, ведь живешь один раз». Почему же так? Почему, для того чтобы стать хорошим спортсменом, воином, ученым, просто образованным человеком и специалистом, нужно работать над собой, нужно себя ограничивать, нужно восходить к вершине, – а на пути нравственного совершенства современная цивилизация этого не только не требует, но, напротив, создает условия для раскрепощения инстинктов?

Преподобный Иосиф Волоцкий о Таинстве Евхаристии

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал своим ученикам случай, доказывающий, что Бог совершает таинства Святым Духом и служением Ангелов и что даже если тайные еретики из страха человеческого совершают службы по правилам соборной Церкви, то мы, крестясь, исповедуясь и причащаясь у них, не получаем от этого вреда: «Один священник-еретик, отслужив литургию, пришёл в свой дом, держа в руках потир. В доме топилась печь, и его жена, стоя рядом, готовила пищу. Он же, вылив содержимое потира в огонь печи, отошёл. Жена же его посмотрела в печь и увидела в огне малое дитя, сказавшее: “Ты меня здесь огню предал, а я тебя там вечному огню предам”. Тотчас разверзлась кровля избы, и жена увидела, как прилетели две большие птицы и, взяв отрока из печи, полетели на небо. И кровля избы встала на своё место».

Появление акафистов

В церковной практике широко распространено чтение акафистов во время келейного и общественного богослужения. В настоящее время число акафистов, посвящённых Спасителю, Пресвятой Богородице и святым, весьма велико. Но первоначально акафист был лишь один – Акафист Божией Матери (Великий Акафист), предположительно написанный преподобным Романом Сладкопевцем в VI веке в память избавления Константинополя от персов. Греческое слово «акафист» переводится на церковнославянский язык как «неседален» – песнь, во время которой не положено сидеть. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов, чередующихся друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в 12 молитвенных обращениях к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся». В Православной Церкви Великий Акафист занимает первенствующее и исключительное положение, об этом свидетельствует то, что он единственный из всех акафистов вписан в богослужебный устав: читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста. Этот акафист впервые был прочитан перед иконой Богородицы афонского монастыря Дионисиат. С Х века и поныне он читается в субботу пятой седмицы Великого поста (Суббота Акафиста). Долгое время Великий Акафист оставался единственным в своём роде. Акафисты-подражания появились уже на исходе византийского периода (в XIV веке); они так и назывались – «Икосы, подобны Акафисту». По аналогии их также стали называть акафистами, что означало уже не конкретный текст, а сформировавшийся гимнографический жанр.

О Страстной седмице

Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели, когда Церковь поёт: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу». Страстная седмица — особое время; она тесно связана с Пасхой и является целью Великого поста. Она издревле называется Великой, так как, по слову святителя Иоанна Златоуста, в эти дни Господь совершил великие дела — победил грех, диавола и смерть. С апостольских времён принято проводить эти дни в строгом воздержании. Для каждого дня Страстной седмицы есть особые воспоминания. В Великий понедельник, вторник и среду вспоминаются последние поучения и беседы Христа с народом и учениками, помазание Его миром и замысел Иуды о предательстве. В Великий четверг вспоминается Тайная Вечеря. В Великую пятницу — Распятие. В Великую субботу — пребывание Спасителя телом во гробе и сошествие душой во ад.

Молитвословия

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1:

Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе, Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Кондак Лазаревой субботы, глас 2:

Всех радость Христос,/ Истина, Свет, Живот и мира воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию/ и бысть образ воскресения,// всем подая Божественное оставление.

Кондак преподобного Никиты

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сияеши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещаеши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу, // моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Никиты исповедника

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет

глас 5

Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.

Теги:
Преподобный Никита Мидикийской
православный календарь

Все публикации