16 апреля. Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской

4556
Фото

Седмица 5-я Великого поста

Преподобный Никита Исповедник

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской в благочестивой семье. С юношеских лет он прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор. После его кончины преподобный Никита был избран игуменом. Когда начались гонения на иконопочитателей, преподобный Никита был призван императором Львом Армянином в числе прочих игуменов. Император обещал им свободу при условии общения с иконоборческим патриархом Феодотом. Уступая мольбам других отцов, преподобный Никита согласился, но затем отказался возвращаться в свои монастырь, за что был брошен в темницу. Новый император освободил преподобного, но в монастырь он не вернулся и скончался на одном из островов.

Священное Писание

Задумывались ли вы, почему так популярны разные виды оберегов — причём даже у тех, кто не особо-то верует во что бы то ни было? Отрывок из 40-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, хорошо показывает, что лежит в основании этой популярности.

Глава 40.

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"?

28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,

31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

Устами пророка Бог говорит о Себе Самом как прежде всего о Творце всего сущего и Верховном Господине. Его невозможно «упаковать» ни в какой предмет, или изображение, или священнодействие: Он «Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья», — так говорит пророк.

Но если между человеком и Богом нет личных отношений, неудивительно, что такой величественный образ Бога легко превращается в абстракцию, которая при всей грандиозности быстро задвигается на самую периферию сознания — а внутри возникает острая потребность чего-то понятного, близкого, соразмерного человеческой ограниченности. Человек берёт то, что ему доступно, — и наделяет упрощёнными свойствами Того, Кто для него слишком далёк — так и возникают идолы, обереги и другие атрибуты магического мышления.

Нам сегодня непросто представить, какой подвиг веры был призван предпринимать всякий раз верующий иудей, чтобы на фоне безграничного числа идолопоклонников категорически отказываться от какой бы то ни было возможности «упаковать» своего Бога в понятного всем идола. Но именно благодаря такой самоотверженной вере, постоянно обновляемой открытости навстречу бесконечному числу вопросов о том, каков же Бог на самом деле, — именно еврейскому народу выпала честь стать реальным проводником Бога в человеческий мир. В лице Иисуса Христа, Сына Божия и сына человеческого произошло разрешение этой драматической несоразмерности между Божественным и человеческим: у Бога теперь — как писал преподобный Иоанн Дамаскин — «человеческое лицо», а это значит, Господа можно изображать, Его можно видеть, Его величие теперь доступно для человека и соразмерно возможностям человеческого восприятия.

Вот почему между любым оберегом и иконой — даже если она совсем небольшая — лежит пропасть. Икона свидетельствует о факте Боговоплощения — а оберег лишь выражает чаяние души, адресованное хорошо если в пустоту Вселенной — а то и откровенно к демоническим силам.

Так что, дорогие друзья, не будем разменивать масштаб наших доверительных отношений с Богом на мелкие псевдодуховные авантюры в виде далеко не безгрешных оберегов и идольчиков!

протоиерей Павел Великанов // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня великий день, действительно наполняющий радостью нашу жизнь, наши сердца. Пасхальное торжество есть знак Божиего присутствия среди нас, потому что, когда у человека на сердце светло, когда его посещает светлая радость, ее источником является Сам Бог. Возблагодарим Господа, что ныне в нашем Отечестве все больше и больше людей чувствуют Божие присутствие в своей жизни. И как переполнены храмы Святой Руси в эти предпасхальные и пасхальные дни! Как чувствуется этот праздник на улицах наших современных городов, как чувствуется этот праздник даже среди тех, кто совсем редко посещает Церковь! Потому что радость пасхальная — от Бога. Это реальность, долженствующая укрепить и нашу веру, и наше понимание важности всего того, что совершает Господь через Церковь, в том числе через наши немощные силы.

Молитвословия

Кондак преподобного Никиты

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сияеши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещаеши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу, // моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Никиты исповедника

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет

глас 5

Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года