15 апреля. Память мучеников Амфиана и Едесия

4538
Фото

Великий вторник

В этот день совершается память:

Преподобного Тита чудотворца (IX).

Мучеников Амфиана и Едесия (306). Мученика Поликарпа (IV).

Великий вторник

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христову о десяти девах, вновь уча всех быть в любой момент готовыми к кончине и ответу как на частном суде, после смерти, так и на всеобщем Страшном Суде. Для смерти Спаситель выбирает удивительное сравнение — брачное торжество, на которое приходит жених, являющийся здесь прообразом Самого Христа, к Которому идет душа после кончины. По иудейским обычаям после прихода жениха двери дома, где происходил брачный пир, закрывались. Неразумные девы, не попавшие на пир, — души, так и не подготовившиеся, не обогатившиеся «елеем» добродетелей и милостыни. Закрытие дверей означает, что после смерти уже невозможно такое духовное обогащение, как и покаяние. Благоразумные девы — истинные христиане, пришедшие ко Христу с «горючим» добрых дел для светильника души, поделиться которым с другими после смерти тоже, увы, невозможно.

Преподобный Тит чудотворец

Этот праведник с юных лет посвятил себя монашеской жизни. Трудился преподобный Тит чудотворец в IX веке в Студийском монастыре близ Константинополя. Подвигами поста, чистотой жизни и смирением преподобный Тит заслужил всеобщую любовь братии и по их просьбе был рукоположен в пресвитера. Горячая вера побуждала святого мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. За добродетельную жизнь он удостоился дара чудотворения. Святой Тит отошел ко Господу в глубокой старости.

Мученики Амфиан и Едесий

В детстве братья Амфиан и Едесий были отданы родителями в город Вирит для обучения наукам. Там они уверовали во Христа и не стали возвращаться домой, а ушли в Кесарию Александрийскую к пресвитеру Памфилу и под его руководством стали совершенствоваться в духовной жизни, пребывая в молитве и читая Священное Писание. Тогда, по указу императора Максимина (305—313), ревностного гонителя христиан, всех жителей Кесарии обязали совершать общественные жертвоприношения. Амфиан, желая отвратить правителя Кесарии от язычества, в день, когда тот приносил жертвы, явился в языческий храм, взял его за руку и стал убеждать оставить заблуждения и уверовать во Христа. Мученика тут же схватили, избили и бросили в темницу, а через два дня истязаний утопили в море. Его родного брата Едесия отправили на медные рудники; через несколько лет освободившись и попав в Александрию, он повторил подвиг брата, обличив жестокого к христианам правителя Иероклия. Едесия подвергли пыткам и утопили, как Амфиана.

Священное Писание

Нередко, приходя в храм и начиная вести церковную жизнь, люди постепенно обретают не только знания, но и уверенность, что они могут учить других. Иногда это остаётся в рамках просто вежливой подсказки или даже просто готовности ответить на вопросы тех, кто совсем ничего не знает, иногда же приобретает формы учительства и обличения, которые при всей возможной правильности редко приносят добрый плод. Но что же делать, чтобы подобного избежать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 22.

15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20И говорит им: чье это изображение и надпись?

21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

23В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27после же всех умерла и жена;

28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33И, слыша, народ дивился учению Его.

34А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38сия есть первая и наибольшая заповедь;

39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Глава 23.

01Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

02и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

03итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

04связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

05все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

06также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

07и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

08А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

09и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга:

12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32дополняйте же меру отцов ваших.

33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Помню, разговорился я как-то с одним знакомым священником, который рассказал мне о том, как менялось его восприятие себя и своего священства в течение жизни. Будучи молодым человеком, ещё до принятия сана, он увлёкся богословием. И если в области теории его увлечение никому особенно не вредило, в области практики оно привело к тому, что на любой жизненный вопрос у него всегда был готов формальный, правильный и чёткий ответ, который при этом совершенно не учитывал конкретных обстоятельств человеческой жизни. Впрочем, сам того не замечая, свои обстоятельства он учитывал всегда. В итоге для всех у него был готов так сказать железобетонный ответ, в то время как со своими слабостями и проблемами приходилось жить и договариваться, потому что деваться было некуда. И только став священником и начав всерьёз разбираться во всех сложностях жизненных ситуаций, он понял, что правила необходимо применять с умом. Не пренебрегая ими, но понимая, что каждый человек идёт к Богу своим путём, имея свой темперамент и свои трудности и к чему-то ещё не ощущая готовности. Понятное дело, что есть вещи однозначные, вроде супружеских измен или оккультизма, от которых отрекаться нужно сразу, но есть и те, в которых мы возрастаем постепенно.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос предупреждает учеников об опасности фарисейского пути. Не будучи знакомы с обстоятельствами других людей, фарисеи были предельно строгими и требовательными к окружающим, при том, что свои недостатки всегда могли как-нибудь объяснить. То есть оправдавшись перед самими собой и прибавив к законам Божиим свои собственные толкования, они не сомневались в том, что могут учить жизни окружающих. И в своей самоуверенности фарисеи называли себя отцами, учителями, и наставниками, совершенно забывая о том, что единственный подлинный Отец, Учитель и Наставник с большой буквы для каждого человека — Бог. Зная гибельность подобной подмены, Спаситель запрещает ученикам воспринимать себя именно так и думать, что их собственные человеческие правила и требования можно приравнять к слову Божьему. Это не запрет бытовых обращений к учителю в школе, к родному отцу или даже отцу духовному, но запрет того, чтобы видеть в себе или в ком-либо другом источник мудрости, которым в конечном итоге для нас может быть только Бог.

Священник Стефан Домусчи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если сердце молчит, если в нем не происходит никаких движений при виде горя другого человека, если мы не находим в себе ни сил, ни желания сострадательно откликнуться на чужую беду и помочь тому, кто нуждается в нашей поддержке, то это является верным признаком нашей душевной черствости и косности, нашей неспособности расположить свое сердце к тому, чтобы в нем воцарилась любовь. Но укрепляет нас в братской любви святитель Тихон Задонский: «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, — достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял».

Преподобный Иоанн Дамаскин о поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как поём и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом… Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Ин. 1:5) и Христос назван Солнцем правды (Мал. 4:2) и Востоком (Зах. 3:8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. И ещё Писание говорит: «насади Бог рай во Едеме на востоцех и введе тамо человека, егоже созда» (Быт. 2:8). Итак, отыскивая древнее отечество и устремляя к нему взоры, мы поклоняемся Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток; и колено Иудино, как имевшее предпочтение пред другими, располагалось на восток… Но и Господь распятый взирал на запад, и так мы поклоняемся, устремляя к Нему взоры. И восходя, Он возносился к востоку и «такожде приидет, имже образом видели Его идуща на небо» (Деян. 1:11)… Итак, ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов.

На основании чего Адам различал добро и зло?

Способность различать добро и зло Адам имел, с одной стороны, постольку, поскольку ему был присущ естественный нравственный закон, а с другой стороны, поскольку имел прямое общение со своим Создателем и воспринимал преподаваемые ему в Сверхъестественном Откровении Божественные указания. Его совесть ещё не была повреждена грехом, и её голос звучал в нём достаточно чисто. Равно и разум ещё не был обезображен грехом, в силу чего он мыслил здраво и трезво.

Молитвословия

Кондак преподобного Тита чудотворца

глас 4

Жития молву оставил еси/ и тихо, все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси,/ чудоносне отче наш, Тите преподобне.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года