
Седмица 5-я Великого поста
В этот день совершается память:
Преподобного Тита чудотворца (IX).
Мучеников Амфиана и Едесия (306). Мученика Поликарпа (IV).
Великая суббота
В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Своим вольным страданием и смертью на Кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его губительными последствиями нам, их потомкам.
Преподобный Тит чудотворец
Этот праведник с юных лет посвятил себя монашеской жизни. Трудился преподобный Тит чудотворец в IX веке в Студийском монастыре близ Константинополя. Подвигами поста, чистотой жизни и смирением преподобный Тит заслужил всеобщую любовь братии и по их просьбе был рукоположен в пресвитера. Горячая вера побуждала святого мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. За добродетельную жизнь он удостоился дара чудотворения. Святой Тит отошел ко Господу в глубокой старости.
Мученики Амфиан и Едесий
В детстве братья Амфиан и Едесий были отданы родителями в город Вирит для обучения наукам. Там они уверовали во Христа и не стали возвращаться домой, а ушли в Кесарию Александрийскую к пресвитеру Памфилу и под его руководством стали совершенствоваться в духовной жизни, пребывая в молитве и читая Священное Писание. Тогда, по указу императора Максимина (305—313), ревностного гонителя христиан, всех жителей Кесарии обязали совершать общественные жертвоприношения. Амфиан, желая отвратить правителя Кесарии от язычества, в день, когда тот приносил жертвы, явился в языческий храм, взял его за руку и стал убеждать оставить заблуждения и уверовать во Христа. Мученика тут же схватили, избили и бросили в темницу, а через два дня истязаний утопили в море. Его родного брата Едесия отправили на медные рудники; через несколько лет освободившись и попав в Александрию, он повторил подвиг брата, обличив жестокого к христианам правителя Иероклия. Едесия подвергли пыткам и утопили, как Амфиана.
Священное Писание
...
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Если сердце молчит, если в нем не происходит никаких движений при виде горя другого человека, если мы не находим в себе ни сил, ни желания сострадательно откликнуться на чужую беду и помочь тому, кто нуждается в нашей поддержке, то это является верным признаком нашей душевной черствости и косности, нашей неспособности расположить свое сердце к тому, чтобы в нем воцарилась любовь. Но укрепляет нас в братской любви святитель Тихон Задонский: «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, — достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял».
Преподобный Иоанн Дамаскин о поклонении на восток
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как поём и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом… Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Ин. 1:5) и Христос назван Солнцем правды (Мал. 4:2) и Востоком (Зах. 3:8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. И ещё Писание говорит: «насади Бог рай во Едеме на востоцех и введе тамо человека, егоже созда» (Быт. 2:8). Итак, отыскивая древнее отечество и устремляя к нему взоры, мы поклоняемся Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток; и колено Иудино, как имевшее предпочтение пред другими, располагалось на восток… Но и Господь распятый взирал на запад, и так мы поклоняемся, устремляя к Нему взоры. И восходя, Он возносился к востоку и «такожде приидет, имже образом видели Его идуща на небо» (Деян. 1:11)… Итак, ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов.
На основании чего Адам различал добро и зло?
Способность различать добро и зло Адам имел, с одной стороны, постольку, поскольку ему был присущ естественный нравственный закон, а с другой стороны, поскольку имел прямое общение со своим Создателем и воспринимал преподаваемые ему в Сверхъестественном Откровении Божественные указания. Его совесть ещё не была повреждена грехом, и её голос звучал в нём достаточно чисто. Равно и разум ещё не был обезображен грехом, в силу чего он мыслил здраво и трезво.
Молитвословия
Кондак преподобного Тита чудотворца
глас 4
Жития молву оставил еси/ и тихо, все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси,/ чудоносне отче наш, Тите преподобне.