Церковный календарь

13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

6-я седмица Великого поста.
День постный. 31 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879).

Преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Филарета Данилевского (1841). Преподобного Аполлония Египетского (IV). Священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Преподобного Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

Священномученика Иоанна Блюмовича пресвитера (1938).

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

Священномученик Ипатий был уроженцем города Гангры (территория современной Турции). Он с детства стремился к подвигу: спал на земле, помогал бедным, не празднословил, много времени проводил в храме. В юности он был поставлен в чтецы, затем рукоположен в диакона и через некоторое время в пресвитера. После кончины местного епископа святой Ипатий стал его преемником. Когда он построил большое здание для трапез, там кормили не только христиан, но и язычников, чем многих обратили к вере. Бог дал святителю дар чудотворения. Однажды он молитвой заставил замолчать девушек, певших непристойные песни и смущавших молодых людей. Святитель погиб через год после I Вселенского Собора и считается его участником. В 326 году он возвращался из Константинополя в Гангры и в пустынном месте был убит еретиками.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец

Будущий святитель Иона родился в костромской земле, двенадцати лет принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в знаменитый Симонов монастырь в Москве. За подвижническую жизнь и просвещенность он позднее был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и способствовал обращению в христианство племен мещеры, мордвы и муромы, проживавших в его епархии. В 1432 году Иона был избран митрополитом всея Руси. За свою святую жизнь он получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Во время осады Москвы ногайскими татарами Иона совершил крестный ход вокруг Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города, и его молитва была услышана. По преданию, он и в 1812 году напугал французов, из своей кремлевской гробницы грозя им рукой. Мощи святителя и поныне покоятся в Успенском соборе.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16

26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.

33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом.

34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.

Глава 45.

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Притч. XXI, 23 — XXII, 4

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22.

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!"... И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Насколько человек свободен?

 Будучи по природе свободным, человек может определяться в выборе тех или иных мотивов, поступков через «хочу» или «не хочу». Однако, будучи ограниченным по естеству, реализовать свои желания и нежелания (в форме «хочу» — «не хочу») он способен отнюдь не всегда (ведь сколь бы могучим ни был человек, он — не всемогущ).

Примечательно, что тогда как обусловленные Божественной волей «законы природы» (физические, химические, биологические, физиологические) человек не в состоянии игнорировать, требования Божественной воли в нравственном отношении (например, Божественные заповеди, Божественные предостережения) он игнорировать может. Это говорит о том, что касательно нравственного выбора человек наделен высочайшей степенью свободы.

Настоящей свободы без истины не бывает. Не зная истины человек находится в рабстве зла. Подлинная свобода — это не просто свобода выбора, а выбор в истине и добре. Чтобы быть подлинно свободным (в меру возможного), необходимо постоянно согласовывать свою волю с Волей Творца. Идеалом для этого нам служит пример Богочеловека Иисуса Христа.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 4

От юности твоей весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Теги:
Страстная седмица
Священномученик Ипатий Гангрский
святитель Иона Московский
православный календарь

Все публикации