13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

6162
Фото

Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Поминовение усопших. Глас 3.
Великий пост.

В этот день совершается память:

Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879).

Преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Филарета Данилевского (1841). Преподобного Аполлония Египетского (IV). Священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина диакона (418—424). Преподобного Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

Священномученика Иоанна Блюмовича пресвитера (1938).

Память архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия (Таушева). Уроженец г. Казани (1906), проживал здесь до 1920 г. Известный духовный писатель Русского Зарубежья. Скончался в Джорданвилле (США) 13 апреля 1976 г.

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

Священномученик Ипатий был уроженцем города Гангры (территория современной Турции). Он с детства стремился к подвигу: спал на земле, помогал бедным, не празднословил, много времени проводил в храме. В юности он был поставлен в чтецы, затем рукоположен в диакона и через некоторое время в пресвитера. После кончины местного епископа святой Ипатий стал его преемником. Когда он построил большое здание для трапез, там кормили не только христиан, но и язычников, чем многих обратили к вере. Бог дал святителю дар чудотворения. Однажды он молитвой заставил замолчать девушек, певших непристойные песни и смущавших молодых людей. Святитель погиб через год после I Вселенского Собора и считается его участником. В 326 году он возвращался из Константинополя в Гангры и в пустынном месте был убит еретиками.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец

Будущий святитель Иона родился в костромской земле, двенадцати лет принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в знаменитый Симонов монастырь в Москве. За подвижническую жизнь и просвещенность он позднее был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и способствовал обращению в христианство племен мещеры, мордвы и муромы, проживавших в его епархии. В 1432 году Иона был избран митрополитом всея Руси. За свою святую жизнь он получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Во время осады Москвы ногайскими татарами Иона совершил крестный ход вокруг Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города, и его молитва была услышана. По преданию, он и в 1812 году напугал французов, из своей кремлевской гробницы грозя им рукой. Мощи святителя и поныне покоятся в Успенском соборе.

Священное Писание

Чем только ни пытались на протяжении веков люди лечиться! Устанешь перечислять. Нашлось в этом длиннейшем перечне место даже экзотическим средствам. И иногда современникам Христа казалось, что и Он практикует необычные медицинские методы. Давайте послушаем, что расскажет нам на этот счёт отрывок из седьмой главы Евангелия от Марка. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 7.

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Применение слюны для лечения болезней является, безусловно, народным, наивным, но очень древним медицинским методом. И имеет глубокие исторические корни. Ещё в античной Греции существовали врачи, лечившие пациентов с помощью слюны — человеческой и животной. В прозвучавшем чтении мы тоже слышим, как Христос исцеляет глухого и заикающегося человека при помощи слюны. Спаситель, конечно, не был просто целителем и не практиковал наивные врачебные методы. По сути Христу вообще не нужно было никаких материальных средств, чтобы освободить того или иного человека от болезни. Почему же именно такой способ лечения избирает Спаситель в этот раз?

Христос во время земного служения постоянно проявлял пастырскую мудрость — в хорошем смысле подстраивался под культурные и прочие особенности Своих слушателей. Оказавшись в так называемом Десятиградии — языческих землях за пределами иудейской Палестины — Спаситель понимает, что нужно снизойти до довольно невысокого уровня миропонимания местных жителей. Спаситель воспринимался жителями Десятиградия как странствующий врач.

Господь, на первый взгляд, подтверждает эту репутацию. Он, как полагается врачу, отводит глухого и заикающегося мужчину в сторону. Чтобы никто не мешал, а ещё и не подсмотрел способа лечения. Спаситель помазывает слюной уши и язык больного, а затем произносит загадочное слово «еффафА». Но всё описанное — не более, чем миссионерский заход. Чтобы и сам исцелённый, и остальные жители Десятиградия, увидев, сколько труда потребовалось для чуда, его оценили. Они должны были заинтересоваться и остаться послушать поучения Спасителя. Какие же выводы мы можем сделать из сегодняшнего чтения?

Первый и самый простой состоит в следующем. Здоровье человека находится исключительно в руках Божиих. Наш Творец — это единственный источник нашего душевного и телесного благополучия. Впрочем, данное обстоятельство не означает, что нужно отвергнуть помощь врачей и лечиться молитвой. Вовсе нет. Есть среди святых нашей Церкви, древних и новых, врачи, которые достигли святости благодаря своему благородному служению людям. Христос для исцеления глухого избрал внешние средства. Бог освобождает нас от недугов, как напрямую, так и при помощи докторов, лекарств.

Второй вывод. Жители Десятиградия либо в страхе разбежались, увидев чудо исцеления, либо не придали бы ему значения, если бы Спаситель совершил его просто — без каких-то дополнительных деталей, средств. Язычникам, жившим по соседству с иудейской Палестиной, важно было чувствовать не только духовную, но материальную составляющую любого дела. Людям той культуры, как детям, хотелось всё, так сказать, «пощупать». В том числе — прикоснуться к Божественному.

И Христос данной просьбы не отверг. В отличие от многих Своих соплеменников, презиравших иноверцев и инородцев. Мы видим, как Сын Божий снисходит к немощному миропониманию людей, на простых примерах объясняет им тайны Царства Божия. Так следует поступать и нам. Не задирать нос и не гордиться, а по слову апостола Петра внятно и приветливо давать ответ каждому вопрошающему нас о вере. Чтобы люди, не знающие Христа, через нас и благодаря нам к Нему приходили, а не бежали от Церкви куда подальше из-за нашей нелюдимости и гордости.

священник Антоний Борисов //

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главное богослужение Церкви называется Евхаристией, потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую Жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Насколько человек свободен?

Будучи по природе свободным, человек может определяться в выборе тех или иных мотивов, поступков через «хочу» или «не хочу». Однако, будучи ограниченным по естеству, реализовать свои желания и нежелания (в форме «хочу» — «не хочу») он способен отнюдь не всегда (ведь сколь бы могучим ни был человек, он — не всемогущ).

Примечательно, что тогда как обусловленные Божественной волей «законы природы» (физические, химические, биологические, физиологические) человек не в состоянии игнорировать, требования Божественной воли в нравственном отношении (например, Божественные заповеди, Божественные предостережения) он игнорировать может. Это говорит о том, что касательно нравственного выбора человек наделен высочайшей степенью свободы.

Настоящей свободы без истины не бывает. Не зная истины человек находится в рабстве зла. Подлинная свобода — это не просто свобода выбора, а выбор в истине и добре. Чтобы быть подлинно свободным (в меру возможного), необходимо постоянно согласовывать свою волю с Волей Творца. Идеалом для этого нам служит пример Богочеловека Иисуса Христа.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 4

От юности твоей весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Новости по теме

В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани
В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

4 мая, в Великую Субботу, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя
В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя

3 мая, в канун Великой Субботы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе
Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе

3 мая, в пятницу Страстной Седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с чином выноса Святой Плащаницы в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

О событиях Великой пятницы
Публикации 2 мая 2024
О событиях Великой пятницы

Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.