Церковный календарь

13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 апреля. Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

5-я седмица Великого поста.
День постный. 31 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879).

Преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Филарета Данилевского (1841). Преподобного Аполлония Египетского (IV). Священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Преподобного Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

Священномученика Иоанна Блюмовича пресвитера (1938).

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский

Священномученик Ипатий был уроженцем города Гангры (территория современной Турции). Он с детства стремился к подвигу: спал на земле, помогал бедным, не празднословил, много времени проводил в храме. В юности он был поставлен в чтецы, затем рукоположен в диакона и через некоторое время в пресвитера. После кончины местного епископа святой Ипатий стал его преемником. Когда он построил большое здание для трапез, там кормили не только христиан, но и язычников, чем многих обратили к вере. Бог дал святителю дар чудотворения. Однажды он молитвой заставил замолчать девушек, певших непристойные песни и смущавших молодых людей. Святитель погиб через год после I Вселенского Собора и считается его участником. В 326 году он возвращался из Константинополя в Гангры и в пустынном месте был убит еретиками.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец

Будущий святитель Иона родился в костромской земле, двенадцати лет принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в знаменитый Симонов монастырь в Москве. За подвижническую жизнь и просвещенность он позднее был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и способствовал обращению в христианство племен мещеры, мордвы и муромы, проживавших в его епархии. В 1432 году Иона был избран митрополитом всея Руси. За свою святую жизнь он получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Во время осады Москвы ногайскими татарами Иона совершил крестный ход вокруг Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города, и его молитва была услышана. По преданию, он и в 1812 году напугал французов, из своей кремлевской гробницы грозя им рукой. Мощи святителя и поныне покоятся в Успенском соборе.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XL, 18-31

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"?

28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

На веч.: Быт. XV, 1-15. 

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.

12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй.

Притч. XV, 7-19

7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо — и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность — покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда — не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Насколько человек свободен?

 Будучи по природе свободным, человек может определяться в выборе тех или иных мотивов, поступков через «хочу» или «не хочу». Однако, будучи ограниченным по естеству, реализовать свои желания и нежелания (в форме «хочу» — «не хочу») он способен отнюдь не всегда (ведь сколь бы могучим ни был человек, он — не всемогущ).

Примечательно, что тогда как обусловленные Божественной волей «законы природы» (физические, химические, биологические, физиологические) человек не в состоянии игнорировать, требования Божественной воли в нравственном отношении (например, Божественные заповеди, Божественные предостережения) он игнорировать может. Это говорит о том, что касательно нравственного выбора человек наделен высочайшей степенью свободы.

Настоящей свободы без истины не бывает. Не зная истины человек находится в рабстве зла. Подлинная свобода — это не просто свобода выбора, а выбор в истине и добре. Чтобы быть подлинно свободным (в меру возможного), необходимо постоянно согласовывать свою волю с Волей Творца. Идеалом для этого нам служит пример Богочеловека Иисуса Христа.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 3

Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

глас 4

От юности твоей весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Теги:
Страстная седмица
Священномученик Ипатий Гангрский
святитель Иона Московский
православный календарь

Все публикации