Церковный календарь

11 апреля. Память преподобного Иоанна Египетского, пустынника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 апреля. Память преподобного Иоанна Египетского, пустынника

5-я седмица Великого поста

В этот день совершается память: Священномучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона, и иных многих (ок. 364). Преподобного Иоанна Египетского, пустынника (IV). Преподобных Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

Священномученик Марк, епископ Арефусийский

Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при имп. Юлиане Отступнике (361–363 гг.). Его схватили за то, что он разрушил идольское капище. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, но, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием бесед с ним обратились ко Христу. О страданиях св. Марка повествует свт. Григорий Богослов в «Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана».

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник

Преподобный Иоанн вместе с матерью и сестрой скрывался во время гонений, но порой, не страшась, посещал ближнюю обитель. Стремясь к подвигам, он отпросился у матери, получил благословение у одного отшельника и удалился в пустыню. Юноша нашел пустой глубокий колодец, полный змей и скорпионов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве без пищи и сна 40 дней, пока гады не покинули колодец. Юному подвижнику немало досаждали бесы, принимавшие образы матери, сестры, родственников и знакомых Иоанна, чтобы разжалобить его и заставить прервать подвиг. Но он отгонял их непрестанной молитвой. Пищу святому изредка приносил благословивший его пустынник. До самой своей кончины преподобный Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве.

Преподобный Марк Псково-Печерский

Преподобный Марк жил в конце XIV века. Псковские монастыри тогда не раз разоряли ливонские рыцари. Спасаясь от смерти и плена, многие иноки бежали в горы. Именно при таких обстоятельствах преподобный Марк основал обитель в Каменецких пещерах. В синодике обители о нём говорилось: «первый Печерский инок Марк». Позже преподобномученик Корнилий (XVI век) усомнился в верности этой записи, так как до его времени не дошло письменных свидетельств о подвигах святого. Он приказал изгладить имя Марка из синодика, считая запись ошибочной. Внезапно святого Корнилия поразила тяжкая болезнь, и, недоумевая о её причинах, он молился, чтобы Бог ему это открыл. Получив извещение во сне, святой велел отнести себя ко гробу святого Марка. Испросив прощение, он вышел здоровым и повелел вновь внести имя Марка в синодик.

— Литургия Преждеосвященных Даров

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.

8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.

11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.

12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; 15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.

На веч.: Быт. XVIII, 20-33

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Притч. XVI, 17 — XVII, 17

17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].

31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Глава 17.

1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Молитвословия

Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских

глас 8

Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских

глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Падению предшествует надменность» (злопомышление) (Прит. 16, 18). Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Священномученик Илия Чтвертухин о различии исповеди и покаяния

«Если впадешь в грех, большой или малый, то не отчаивайся, а прибегни к исповеди и к покаянию», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Интересно, что… он различает исповедь и покаяние. Исповедь — это то, что сделала преподобная Мария Египетская, рассказав Зосиме… всю свою жизнь, все, что она считала противным Богу, а покаянием была ее жизнь в пустыне, все те подвиги, которые она понесла. Исповедь может быть без покаяния… когда человек видит и сознает умом свой грех, но чувством стоит на стороне его и, исповедав… продолжает делать то же самое. И покаяние может быть без исповеди, когда человек сознает всю свою мерзость, но не исповедуется… На самом же деле исповедь и покаяние должны быть соединены. Исповедь… помогает исполнять обязательство каждого христианина — удерживаться от греха.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы называем храм Божий лечебницей. Господь, создавая Церковь, общину верующих в Него людей, повелел, чтобы эта община была общиной исцеления. И мы знаем, что первые деяния апостолов были связаны с исцелением человеческого здоровья — и физического, и душевного. В Церкви человек получает исцеление, часто физическое, от святых мощей и иных святынь, от принятия Святых Христовых Таин. Но даже если исцеление не наступает, он получает исцеление души, он получает великий опыт общения с Богом через свою собственную скорбь. Это можно сравнить с явлением резонанса, когда совпадают частоты колебаний и физическое воздействие усиливается. Когда мы на одной волне со страдающим Спасителем обращаем к Нему свою молитву, мы тоже входим в состояние духовного резонанса, и сила нашей молитвы умножается.

— Вечернее богослужение

Теги:
священномученик Марк Арефусийский
преподобный Иоанн Египетский
преподобный Марк Псково-Печерский
православный календарь

Все публикации