Седмица 2-я Великого поста
В этот день совершается память:
Мученика Савина (287). Мученика Папы (305—311).
Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I). Священномученика Александра, папы Римского (119). Мученика Иулиана Аназарвского (305—311). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Память святителя Амвросия (Хелая), католикоса-патриарха всея Грузии, исповедника. Выпускник Казанской духовной академии (1901). Монашество принял в Казани. Скончался в Тбилиси 29 марта 1927 г. Причислен к лику святых Грузинской Православной Церковью (в святцы Русской Православной Церкви его имя не включено).
Мученики Трофим и Фал Лаодикийские
Мученики Трофим и Фал, родные братья, исполняли священническое служение в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане братья предстали перед местным правителем Асклипиодотом, повелевшим распять их на крестах. Идя на казнь, подвижники прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти, и даже после распятия продолжали свою проповедь. Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел, как их души вознеслись на небо в сопровождении трёх Ангелов. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания её мужа. Вскоре после погребения мучеников Асклипиодот заболел и умер ужасной смертью.
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, с ранней юности имел расположение к иноческой жизни. Однако, повинуясь родительской воле, вступил в брак и принял священнический сан. Через год он овдовел и, удалившись в Дубенский Успенский монастырь, принял монашество. За добродетельную жизнь святой вскоре был избран игуменом обители. Он много сделал для ее процветания, и впоследствии она стала называться по его имени — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой Серапион слагает с себя настоятельство и переходит в Троицкую обитель, в которой через несколько лет становится игуменом. Святитель пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича. В 1506 году святитель Серапион был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру, но по недоразумению, из-за спора с преподобным Иосифом Волоцким, в 1509 году был лишен кафедры и сослан в московский Андроников монастырь. Последние годы жизни святитель провел в обители Преподобного Сергия Радонежского в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы, удостоившись от Господа дара прозорливости и чудотворений. Его мощи почивают под спудом в Серапионовой палатке у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Апостол от 70-и Аристовул
Об апостоле Аристовуле, принявшем, по ряду сведений, мученическую кончину от язычников, осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи очень велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из них, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. Сохранились также сведения о том, что дочь Аристовула, Мария, была супругой первоверховного апостола Петра
Священное Писание
Как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? Какие действия необходимо предпринимать в первую очередь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 7-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 7.
01И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
02И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
03И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
04и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
05Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
06пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
07Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
08ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
09и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
События, о которых упоминается в только что прозвучавшем отрывке, произошли в VIII в. до Рождества Христова. Между двумя еврейскими царствами вспыхнула братоубийственная война. Северные племена богоизбранного народа, заручившись поддержкой сирийцев, вторглись на юг Палестины, разбили войско царя Иудеи Ахаза и занимались грабежами и мародёрством. Народ и остатки армии спрятались за стенами Иерусалима. Их состояние очень точно передают следующие слова Писания: «всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу». Ими владел страх, переходящий в панический ужас.
В этот тяжёлый момент Господь и посылает к Ахазу пророка Исаию. Он передаёт царю волю Бога. Господь обещает, что замыслы врагов потерпят крах. И северные племена евреев, и их союзники скоро просто перестанут существовать. Ахазу необходимо лишь проявить твёрдую веру, ничего не предпринимать и положиться на Бога. Более того, царь Иудеи должен был прилюдно продемонстрировать это доверие Творцу — попросить у Бога знамение. Так его вера в Промысл Божий укрепила и воодушевила бы народ.
Однако в это время Ахаз уже заключил союз с молодым государством под названием Ассирия. Уповая на силы своих новых друзей, он отказывается от предложения Исаии. По сути, он публично заявляет о том, что не нуждается в поддержке Бога. Но посмотрите, как он это делает. «Не буду просить и не буду искушать Господа», — говорит Ахаз.
Может показаться, что Ахаз демонстрирует силу и крепкую веру. Дескать, сами разберёмся, зачем беспокоить Бога этими проблемами? Однако на самом деле в основе его поведения страх и малодушие. Просто прикрывает он всё это благочестивыми словами. Ведь тот вариант, который предлагает Исаия, означает абсолютное доверие. Ахаз должен отказаться от помощи Ассирии и во всём положиться на Бога. Вплоть до бездействия. Ему просто предлагают подождать. Эта просьба тягостна для царя. Он перестраховывается. Он хочет полностью владеть ситуацией, контролировать её. Ему нужны гарантии. Он их получает. На время в нём поселяется уверенность. Однако горькая ирония заключается в том, что всего через несколько лет царь Ассирии будет воевать уже не на стороне Ахаза. Бывший союзник станет врагом. Он сам придёт со своим войском, чтобы опустошить Иудею и поработить её жителей.
Урок всякому из нас. Когда земля горит под ногами, а жизнь встаёт на дыбы, порой лучшее, что мы можем сделать, — просто препоручить себя и своих ближних Богу, спокойно заниматься своим привычным делом и ждать. Именно такое благое бездействие и будет проявлением нашего доверия Творцу, верой в то, что наша жизнь находится в Его руках вся без остатка.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы ограничиваем себя в еде, знаем, что ограничения в калорийной пище, в животных жирах, употребление овощей определенным образом влияют на состояние нашего тела. Мы объясняем перемену, которая происходит в человеке, на основании того опыта, который существует в Церкви. Постная пища утончает наши чувства, делает нас более восприимчивыми к молитве, более отзывчивыми на прикосновение к святыне. Действительно, есть эта, быть может, не до конца многими понимаемая, но реальная связь. Когда человек вкушает калорийную пищу, особенно в избытке, — какая уж там молитва после обеда?! Спать хочется, человек не может сосредоточиться на духовном. Отказ же от пищи дает силу видеть, понимать и чувствовать то, что трудно почувствовать вне поста. Вот почему Церковь и предлагает соблюдать пост.
Паисий Святогорец о Правосудии Божием
Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он весьма и сострадателен, и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда — двум миллионам. Человеческая справедливость говорит: «Ты совершил погрешность и должен быть наказан», а справедливость Божественная: «Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение…» Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив.
В едином ли состоянии находятся праведники в Раю, а грешники в аду?
Согласно православному вероучению, нет. Блаженство праведников в Раю связывается с их духовно-нравственным состоянием, со степенью их духовно-нравственного совершенства: чем оно выше, тем выше степень блаженства, и наоборот. Довольно интересным представляется в данном случае мнение святого Ефрема Сирина относительно некоторых грешников, которые, вероятно, тоже могут стать участниками блаженства. Вот его слова: «Горе тому, кто гнусные дела свои утаивал во тьме, кто грешил и скрывался, чтобы обмануть всякого; кто, видя такового, нечествовал и лгал, чтобы обмануть всякого, слушающего его. Господи, да покроют меня крыла благости Твоей, потому что перстами будут там указывать на грешника и непрестанно разглашать срамоту и тайные дела его. Мое дерзновение не смеет простираться далее сказанного мной. Но, может быть, найдется кто-нибудь дерзновеннее меня, и он скажет, что незнающие и неразумные, которые грешили по неведению, должны, однако же, понести наказание как виновные, и Благий поселит их подле рая, и будут они питаться от райских крупиц» [4, т. 3, с. 164-165].
Молитвословия
Кондак мученика Савина
глас 2
Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни// и молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 8
Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!
Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 3
Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!