
Седмица 4-я Великого поста
В этот день совершается память:
Мученика Савина (287). Мученика Папы (305—311).
Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I). Священномученика Александра, папы Римского (119). Мученика Иулиана Аназарвского (305—311). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Память святителя Амвросия (Хелая), католикоса-патриарха всея Грузии, исповедника. Выпускник Казанской духовной академии (1901). Монашество принял в Казани. Скончался в Тбилиси 29 марта 1927 г. Причислен к лику святых Грузинской Православной Церковью (в святцы Русской Православной Церкви его имя не включено).
Мученики Трофим и Фал Лаодикийские
Мученики Трофим и Фал, родные братья, исполняли священническое служение в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане братья предстали перед местным правителем Асклипиодотом, повелевшим распять их на крестах. Идя на казнь, подвижники прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти, и даже после распятия продолжали свою проповедь. Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел, как их души вознеслись на небо в сопровождении трёх Ангелов. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания её мужа. Вскоре после погребения мучеников Асклипиодот заболел и умер ужасной смертью.
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, с ранней юности имел расположение к иноческой жизни. Однако, повинуясь родительской воле, вступил в брак и принял священнический сан. Через год он овдовел и, удалившись в Дубенский Успенский монастырь, принял монашество. За добродетельную жизнь святой вскоре был избран игуменом обители. Он много сделал для ее процветания, и впоследствии она стала называться по его имени — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой Серапион слагает с себя настоятельство и переходит в Троицкую обитель, в которой через несколько лет становится игуменом. Святитель пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича. В 1506 году святитель Серапион был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру, но по недоразумению, из-за спора с преподобным Иосифом Волоцким, в 1509 году был лишен кафедры и сослан в московский Андроников монастырь. Последние годы жизни святитель провел в обители Преподобного Сергия Радонежского в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы, удостоившись от Господа дара прозорливости и чудотворений. Его мощи почивают под спудом в Серапионовой палатке у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Апостол от 70-и Аристовул
Об апостоле Аристовуле, принявшем, по ряду сведений, мученическую кончину от язычников, осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи очень велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из них, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. Сохранились также сведения о том, что дочь Аристовула, Мария, была супругой первоверховного апостола Петра
Священное Писание
Можно ли просить у Бога телесного здоровья, и как правильно это делать? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 7-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 7.
31Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись.
35И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь». Эти слова из книги пророка Исаии — могут послужить прекрасным эпиграфом к только что прозвучавшему отрывку. Древнееврейский святой предсказывает о пришествии в мир Мессии. В Его царстве не будет болезней и страданий. Бог через Своего Избранника избавит людей от всех телесных недугов. Сделает слепых зрячими, глухих слышащими. К хромым вернётся способность ходить, а немые опять смогут говорить.
Исцеление человека глухого и вдобавок косноязычного — одно из множества чудес. Своими действиями в очередной раз Господь показывает присутствующим, что древние предсказания исполняются. Мессия пришёл. Однако не для всех, видимо, это является достаточным. Не все готовы поверить и правильно истолковать действия Христа. Косвенным образом на это указывает загадочное повеление Спасителя никому не рассказывать о чуде исцеления. И тому была довольно веская причина.
Господь понимал, что многие люди увлекались Им лишь потому, что Он решает их проблемы со здоровьем. И были те, кто видел в Нём лишь удивительного кудесника-знахаря. Не более. Кстати, на это же намекают и странные действия Христа в момент исцеления больного. Он вкладывает ему пальцы в уши, а потом, видимо, плюнув на них, касается его языка. Очевидно, что Богу не нужны такие манипуляции, чтобы исцелить человека. Но они нужны самому страждущему. Он привык, что здоровье возвращается тогда, когда врач что-то делает своими руками и в некоторых случаях использует свою слюну. По представлениям жителей Древнего Востока в определённых условиях она обладала лечебной силой. А потому здесь скрывается момент недоверия со стороны больного.
Зачем же тогда Спаситель возвращал людям здоровье, зачем совершал эти чудеса, если понимал, что многие неверно могут их истолковать? Очевидно, что по Своей милости и человеколюбию. Только взамен Он ожидал не бурных эмоций и восторгов. Не всенародного почитания и обожания. Каждый раз, совершая чудо, Он рассчитывал на то, чтобы Его благодать коснулась не только тела человека, но и его души. Чтобы человек кардинально изменил свой образ жизни. Поэтому пророчество Исаии, которое было упомянуто в самом начале, имеет своё продолжение: «ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки». Речь об источнике Духа Святого, который благодаря действию Спасителя должен пробиться в душе человека.
И нам очень важно об этом помнить. Господь милостив. И Он откликнется на всякую нашу просьбу о помощи. Если это нам полезно. Откликнется, не обращая внимания на наши неверные и порой искажённые представления о Нём. Но и мы со своей стороны должны помнить о главной цели всякого вмешательства Бога в нашу жизнь. А она не в том, чтобы мне стало хорошо и просто жить на этом свете, и чтобы все проблемы улетучились. Она в том, чтобы ожило моё сердце. Чтобы я увидел, что сам являюсь источником своих несчастий. Чтобы принял решение изменить жизнь и начал бы её проводить согласно Христову Евангелию. Во всех своих делах.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы ограничиваем себя в еде, знаем, что ограничения в калорийной пище, в животных жирах, употребление овощей определенным образом влияют на состояние нашего тела. Мы объясняем перемену, которая происходит в человеке, на основании того опыта, который существует в Церкви. Постная пища утончает наши чувства, делает нас более восприимчивыми к молитве, более отзывчивыми на прикосновение к святыне. Действительно, есть эта, быть может, не до конца многими понимаемая, но реальная связь. Когда человек вкушает калорийную пищу, особенно в избытке, — какая уж там молитва после обеда?! Спать хочется, человек не может сосредоточиться на духовном. Отказ же от пищи дает силу видеть, понимать и чувствовать то, что трудно почувствовать вне поста. Вот почему Церковь и предлагает соблюдать пост.
Паисий Святогорец о Правосудии Божием
Правосудие Божие — это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он весьма и сострадателен, и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда — двум миллионам. Человеческая справедливость говорит: «Ты совершил погрешность и должен быть наказан», а справедливость Божественная: «Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение…» Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив.
В едином ли состоянии находятся праведники в Раю, а грешники в аду?
Согласно православному вероучению, нет. Блаженство праведников в Раю связывается с их духовно-нравственным состоянием, со степенью их духовно-нравственного совершенства: чем оно выше, тем выше степень блаженства, и наоборот. Довольно интересным представляется в данном случае мнение святого Ефрема Сирина относительно некоторых грешников, которые, вероятно, тоже могут стать участниками блаженства. Вот его слова: «Горе тому, кто гнусные дела свои утаивал во тьме, кто грешил и скрывался, чтобы обмануть всякого; кто, видя такового, нечествовал и лгал, чтобы обмануть всякого, слушающего его. Господи, да покроют меня крыла благости Твоей, потому что перстами будут там указывать на грешника и непрестанно разглашать срамоту и тайные дела его. Мое дерзновение не смеет простираться далее сказанного мной. Но, может быть, найдется кто-нибудь дерзновеннее меня, и он скажет, что незнающие и неразумные, которые грешили по неведению, должны, однако же, понести наказание как виновные, и Благий поселит их подле рая, и будут они питаться от райских крупиц» [4, т. 3, с. 164-165].
Молитвословия
Кондак мученика Савина
глас 2
Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни// и молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 8
Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!
Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 3
Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!